Классный час «Пословица – всем делам помощница!»


КГУ «Суворовская средняя школа»
«Пословица - всем делам помощница»
Классный час в 1 классе

Подготовила: учитель начальных классов Стародубова О. А.
2014-2015 уч. год.
Классный час «Пословица – всем делам помощница!»
Цель: обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; учить работать в группе.
Оборудование: плакат с пословицами, «Книга пословиц», карточки с пословицами у каждой группы, книги с пословицами, музыкальное оформление (диск), русский костюм.
Подготовительная работа: класс делится на 3 группы, каждая из которых получает конверт с пословицами. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждой странице «книги пословиц».
Ход классного часа.
Звучит русская народная музыка.
-Сегодня мы будем говорить о том, что часто люди употребляют в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Выходит девочка в русском костюме; в руках у нее рушник с хлебом и солью.
Здесь и красные девицы,
Добрые молодцы кругом -
Все уселись за столом.
Будет вам всем здесь приятно
Побывать в гостях у нас.
Все мы рады вас встречать,
Ведь изба красна не углами,
А пирогами. (угощает гостей и детей)
О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.
На доске:
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Пословица недаром молвится.
Старая пословица век не сломится.
Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?
Дети: пословицы.
Правильно, и тема нашего классного часа
«Пословица – всем делам помощница»
Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
-А какие жанры фольклора вы еще знаете?
Поговорки, потешки, скороговорки, прибаутки, загадки…
Сохранилось много пословиц и люди, которые занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток, решили собрать все это в одну книгу «Книгу пословиц».
У меня тоже есть «Книга пословиц», правда не совсем обычная, и сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам этой книги. Каждая страница нашей книги – тема, на которую собраны пословицы. Итак, путешествие начинается. Открываем первую страницу нашей книги.
Чтение – лучшее учение
1 Чтение «по цепочке»
У детей карточки с текстами рассказов
Каждая группа читает свой текст «по цепочке»
Дети самостоятельно оценивают работу каждого.
Кто читал хорошо, без ошибок?
Один из группы называет лучших чтецов.
2.Подбор пословиц о чтении
Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме, и объясните их.
Дети выбирают подходящие пословицы из конверта.
Каждая группа зачитывает пословицы, которые нашли.
Книга для ума, что теплый дождик для всходов.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Хорошая книга – лучший друг.
Грамоте учиться вперед пригодится.
Открываем вторую страницу нашей «КНИГИ»
« Дерево сильно корнями, а человек - трудом»
Как вы думаете, о чем можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?
Дети: о труде
Найдите в конвертах пословицы, которые можно отнести к этой теме.
Дети выбирают пословицы, а затем каждая группа зачитывает свои.
*Без труда ничего не дается.
*Землю красит солнце, а человека – труд.
*Птица крепнет в полете, а человек в труде.
* Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.
А сейчас послушаем стихотворение. (Алина)

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
- А пока вы школьники, главный ваш труд – учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме учебы вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.
- Дома вы выучили загадки о профессия, давайте их загадаем друг другу.
1 Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро./маляр/
2 Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. /пограничник/
3.Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это? /космонавт/

4.Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней? /доктор/
Открываем следующую страницу
«Птица сильна крыльями, а человек - дружбой»
Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на этой странице?
Дети: О дружбе
Давайте найдем пословицы о дружбе.
*Человек без друга, что земля без воды.
*Друга ищи, а нашел – береги.
*Друзья познаются в беде.
*Старый друг лучше новых двух.
* Не тот друг, кто медком помажет, а тот, кто правду скажет.
*Друга на деньги не купишь.
Игра «Отгадай пословицу»
Вот мы сейчас и проверим, как вы умеете работать дружно.
Дети получают карточки со словами из пословиц и листы чистые. Дети по этим словам вспоминают пословицы и записывают их.
КОСА – КАМЕНЬ
Нашла коса на камень.
ЛЕС – ДРОВА
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Шило – мешок
Шило в мешке не утаишь.
ДЕЛО – МАСТЕР
Дело мастера боится.
Труд - ЛЕНЬ
Труд человека кормит, а лень портит.
И вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»
« Кончил дело – гуляй смело»
-Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.
-А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется «Кончил дело, гуляй смело».
Сценку разыгрывают подготовленные заранее дети.
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.
Солнышко.
Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик
Нет, ясное солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок,
Дай прежде закончу урок!
Птичка . Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик.
Нет, милая, гулянье не впрок.
Дай прежде закончу урок.
Кошка.
Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик . Нет, кисонька, нет.
Теперь гулянье не впорк,
Дай прежде окончу урок!
Наконец урок окончен мальчик убирает книги, тетради в портфель, встает из-за стола.
Мальчик.
Ну – ка, кто меня манил?
Все.
Кончил дело?
Мальчик.
Да!
Все.
Гуляй смело!
Ребята, правильно поступил мальчик?
Дети: Да!
Так вот и мы сейчас решим кроссворд с пословицами о труде и будем смело гулять.
КРОССВОРД (приложение)
-Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали. Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете их употреблять правильно в своей речи.