Методическое пособие по использованию арттерапии на уроках как здоровьесберегающей технологии


Введение
Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, педагогической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Современный всё ускоряющийся темп жизни, обилие различного рода стрессогенных факторов заставляют педагогов искать эффективные способы для снятия психо-эмоционального напряжения, решения внутриличностных конфликтов, путей для саморазвития, самопознания. На сегодняшний день практическая педагогика и психология может предложить множество самых различных по своему содержанию, целям и задачам направлений. И одно из популярных направлений – это песочная терапия.
Всем известна манящая притягательность песка, с ним любят играть как совсем маленькие дети, так и взрослые, оказавшись на пляже, невольно начинают водить руками по мягкому, податливому песку. И именно пластичность песка, позволяет человеку реализовывать через него свой творческий потенциал. Также одним из удивительных свойств песка является его свойство «заземления» негативной энергии, вот почему нас так тянет просто поводить по нему руками, или сыпать песок тонкой струйкой между ладоней. Такие нехитрые действия успокаивают человека, помогают привести мысли в порядок, настраивают на философский лад, дают ощущение внутреннего покоя. Работа в песочнице, в песочном планшете позволяет увидеть себя со стороны, заглянуть в свой внутренний мир, почувствовать его противоречия, конфликты и самому решить их. Ведь преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного решения трудностей как внешнего, так и внутреннего порядка.
Метод песочной терапии уникален также и своей универсальностью, он одинаково эффективен как для взрослых, так и для детей. В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала, интересной и захватывающей игрой.
Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, логоритмика, пение, танцевальные упражнения и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, повышать мозговую активность, является средством  коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении и коммуникативных затруднениях.
Основной целью музыкотерапии является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
Музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные
настроения — радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
характеристики движений — быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;
Музыка может обеспечить уникальную возможность общения без слов.
Музыка формирует общее настроение слушающего.
Музыка служит целям интеллектуальной релаксации человека. Во время прослушивания, например, некоторых произведений классической музыки мозг человека получает необходимый отдых. Однако во время прослушивания в сознании человека могут рождаться образы, картины и ассоциации, пробуждающие воспоминания, побуждающие обдумыванию, размышлению, к направлению психической энергии в мир мысли, фантазии и чувства. Именно поэтому музыкальная релаксация носит эмоциональный, но и интеллектуальный характер.
Музыка возвышает эстетические потребности человека
Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты.
Возьмите на заметку!
Список произведений классической музыки
для регуляции психоэмоционального состояния детей с ОВЗ
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка», "Прелюдии" Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната», "Симфония ля-минор" Бетховена.
– Для общего успокоения, удовлетворения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, Шопен "Ноктюрн соль-минор", Дебюсси "Свет луны".
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки, "Кантата 21" Баха,
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5, Брукнер "Месса ля-минор".
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена, Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия" 2.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

«Музыкальная аптека» для родителей
Если Ваш ребёнок говорит:
«Не хочу, не буду, уходи, ты – плохая!!!», «мама, я боюсь»
Лечим: Гайдн, Чайковский, Пахмутова, Таривердиев, «Свет Луны» Дебюсси, «Лебедь» Сен-Санса, Шуберт, Шуман, Чайковский «Лебединое озеро», Лист, Моцарт (2-я часть «Маленькой ночной серенады»)
«Головка болит»
Лечим: «Весення песня» Мендельсона и Джорджа Гершвина, полонез Огинского
«Животик болит»
Лечим: «Вальс цветов» (балет Чайковского «Щелкунчик»)
«Не думается»
Лечим: Бетховен «Лунная соната» (облегчит интеллектуальную деятельность)
«Болит, болит, болит»
Лечим: анальгетики в мире звуков - Бах, Гендель
«Уснуть не могу»
Лечим: колыбельная Брамса, сюита из балета «Пер Гюнт» Грига, сборник «Колысаночки» (фольклор)
«Мне грустно»
Лечим: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди
«Горлышко болит»
Лечим: лидирующую роль в борьбе с простудными и многими другими инфекциями играют тембры духовых инструментов


Обязательно нужно слушать качественную, классическую музыку. Композитором, чья музыка увеличивает показатель интеллекта на порядок, является великий Вольфганг Амадей Моцарт. Это связано с тем, что его произведения содержат звуки высокой частоты, а это прекрасно подпитывает мозг. Даже кратковременное прослушивание произведений Моцарта повышает показатели интеллекта. Этот феномен так и назвали «эффект Моцарта»
Произведения Моцарта для детей
Маленькая ночная серенада. AllegroМаленькая ночная серенада. Rondo AllegroRondo Alla Turka (Турецкий марш)Зальцбургская симфония №1 ре мажор. I часть (Allegro)Фантазия ре минорКонцерт №2 для флейты с оркестром. Rondo AllegroСимфония №40 соль минор. I частьЗальцбургская симфония №2. Allegro assaiСимфония №22 до мажор. Allegro assaiСимфония №29 ля мажор. Allegro con spiritoСимфония №41 (“Юпитер”). Menuetto Allegro

Список музыкальных произведений, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка, а также исследований детских музыкальных предпочтений:
И.Альбенис «Испанская сюита», №5
Б.Барток Концерт №2 для скрипки с оркестром, ч.2
И.С.Бах, "Хорошо темперированный клавир",ч1. Прелюдия и фуга №1 до мажор
И.С.Бах, Шутка из оркестровой сюиты си минор
И.С.Бах, Прелюдия №1
Бах-Гуно, «Аве Мария»
А.Вивальди, «Времена года»
Р.Вагнер, Прелюдия к 3 акту из оперы «Лоэнгрин»
Э.Григ, «Утро»
К. Дебюсси, «Маленькая сюита»
В.А.Моцарт, «Маленькая ночная серенада» ч.1
В.А.Моцарт, «Турецкий марш»
В.А.Моцарт, увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
М.Мусоргский, Вступление к опере «Сорочинская ярмарка»
Н.Паганини, Каприз соч.1 №24 и др.

И.С.Бах А.Вивальди Н.Паганини Р.Вагнер

Э.Григ К. Дебюсси М.Мусоргский И.Альбенис
Лечебные музыкальные инструменты:
Инструмент - Фортепиано, аккордеон
Действие - благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения
Эффективное время суток – утро
Инструмент - Гитара
Действие - гасит раздражение и «разгружает» сердце
Инструмент – Флейта
Действие - восстанавливает функцию печени
Эффективное время суток - вечер, ночь
Инструмент - Скрипка
Действие - активизирует тонкий кишечник
Эффективное время суток –день
Инструмент - Саксофон
Действие - улучшает работу почек, «разбивает» камешки
Эффективное время суток - вечер
Инструмент - Труба
Действие - улучшает работу поджелудочной железы
Эффективное время суток - утро
Инструмент - Арфа
Действие - Улучшает дыхание при астме, бронхите
Эффективное время суток – вечер
Инструмент - Барабан
Действие - Укрепляет иммунитет
Эффективное время суток – утро.

Памятка для родителей и педагогов
по организации безопасного поведения детей в
играх с песком
При каждой организации игр с песком необходимо:
Проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.
Перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы.
Обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды.
Проверить на прочность инвентарь, игрушки.
При организации игр с песком запрещается:
Использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями.
Использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы.
Сдувать песочную пыль ртом (исключить образование пыли).
Играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его в друг друга.
Насыпать песок за ворот рубашки, в волосы, в обувь.
Жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу.
Нюхать песок.
Переносить песок весом до 2-х кг – мальчикам, до 1,5 кг – девочкам.
Педагог должен внимательно наблюдать за играющими и их отношениями.


Примеры инструкций к индивидуальным играм в песочнице:
Начало:
«Возьми поднос, подойди к столу и выбери те фигурки, к которым тянется твоя рука, которые привлекают твоё внимание» (приглашение к песочнице).
«Сказочная» инструкция:
«Представь себе, что ты волшебник. Ты долго путешествовал, искал место, где ещё не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, пришёл в пустыню. И задумал волшебник превратить её в сказочную страну и заселить её разными существами… Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь».
Инструкции в зависимости от темы и возраста ребенка:
«Создай то, что хочешь»;
"Создай свой собственный мир, он может быть таким каким тебе захочется";
"Создай своё собственное сказочное государство / свою волшебную страну";
«Создай наиболее яркий эпизод твоего сна»;
«Создай историю о своей семье/ семье животных и расскажи о ней».
Примеры вопросов которые можно задать ребёнку при обсуждении его песочной картины:
Расскажи что это за мир, сказочная страна?
Какие существа её населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну? (подробно о каждой фигуре)
В каких взаимоотношениях они находятся между собой?
Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?
какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?
Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не скажет: «Теперь всем хорошо!» или ущербный герой не попадет в более благоприятную ситуацию.

Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений.
Приложите свои ладони к песку и скажите, "здравствуй, песочек", а теперь уберите ладони и посмотрите на песок на нём остались отпечатки ваших ладошек, это так песочек тоже говорит вам "здравствуйте!"
Можно предложить ребенку дотронуться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
"А теперь можно поприветствовать песочек как своего друга, представим, что мы хотим пожать ему руку. Сожмите песок в обоим кулачках и подержите его крепко - крепко, затем расслабьте ладонь и тонкой струйкой посыпьте его обратно".
Упражнение можно повторить 2-3 раза.
Игра «Археолог»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие тактильных ощущений.
Взрослый прячет в песке несколько предметов разной величины, формы, фактуры и цвета. Ребёнку предлагают сыграть в археологов, устроить раскопки и найти все спрятанные в песке сокровища, только делать это нужно аккуратно, не просыпая песок из лотка.
Мина
Цель: Развитие навыков самоконтроля и произвольности поведения.
"Сейчас мы с вами превратимся в сапёров. Сапёры это те люди, которые умеют разминировать (делать безопасными) мины. Положите ваши ладони на песок, и мы представим, что одна из них сейчас превратиться в "мину" её нужно как можно скорее закопать в песок. А теперь второй ладонью мы будем аккуратно её "разминировать". Делать это нужно очень осторожно и медленно".
Кошки- мышки
Цель: Развитие навыков самоконтроля и произвольности поведения.
"Сейчас наши пальчики превратятся в весёлых мышат и будут бегать по песочнице и играть друг с другом. Но как только я скажу кот идёт мышки быстро прячутся в свои норки (закапываем ладони в песок) и сидим там тихо-тихо пока не пройдёт кот."

Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения , расслабление
ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ:
«В моей стране могут идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».
Ребенок медленно/быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Игра-упражнение «Песочные прятки» или "Мина"
Цель: развитие тактильных ощущений. Развитие навыков самоконтроля и произвольности поведения.
(первый вариант)
«Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки . Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу : «открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки»
Чтобы разнообразить игру взрослый показывает ребенку игрушку - «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки, и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение)
Цель: сенсорное, тактильное развитие, развитие навыков самоконтроля.
Дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку, а детям по старше, можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией. Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующую /расслабляющую). При выдохе, ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами , имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (в последствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны)
Дидактические игры-упражнения.
Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Где использовать? на уроке ИЗО
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры – взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц ит.д.

Игра-упражнение «Маленькие волшебники – мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Где использовать? на уроках окружающего мира
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ – город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т.д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме урока)
Упражнение «Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений.
Где использовать? на уроке математики в 1 классе
Взрослый в игровой форме знакомит /закрепляет знания ребенка о пространственных представлениях: «верх-низ», «право-лево», «над -под», «из-за – из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Упражнение «Победитель злости» (модификация «формообразующей психокоррекции»)
Цель: В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: « Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмысленный, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Где использовать? в воспитательной работе, на классном часе
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
« Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (ответы ребенка)
Твоё злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить её». Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и т.п.
Взрослый, а затем ребенок делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот - «В этом шаре теперь живет твоя злость» – данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар , свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Ученик может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все «злые мысли и действия».
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание: прогоняем злость, приглашаем радость» - ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на неё и контроля со стороны взрослого, также он получает специфическое удовольствие от разрушения.
После чего ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию, ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Использование метода песочной терапии в период адаптации детей.
Игра в песок, особенно для первоклассников является, самым доступным и естественным способом развития и коррекции ребёнка. Психолог и учителя начальных классов могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в школе.   Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в классе. Учитель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.
    В свою очередь, для ребенка, слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие, важные для адаптационного периода задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между учителем и ребенком. Для ребенка роль учителя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так иучителя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в школе и классе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками первоклассник с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Взрослый становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Структура традиционного коррекционно-развивающего занятия.
1. Ритуал приветствие
2. Создание психологического настроя на работу. Игры на снятие психо-эмоционального напряжения. Вводные упражнения - разминки. Игры на сплочение группы.
3. Введение в тему занятия. Упражнения, задания, игры по теме занятия.
4. Рефлексия. Обсуждение полученного опыта, знаний, возможностей их применения в реальной жизни.
5. Релаксация. Можно использовать небольшие релаксационные упражнения, визуализации под музыку для релаксации, психогимнастические упражнения и этюды.
6. Ритуал прощания.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий
1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ученику. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в школе, так как много действий новый ребёнок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
4. Учитель вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)
Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника — песочную фею или же доброго волшебника.
Песочная терапия
Песочная терапия для решения психологических проблем у детей.
Если взрослые могут определить и озвучить свое психологическое состояние, то у детей внутренние проблемы могут наблюдать только родители и педагоги. Дети не могут пожаловаться на ситуации, которые создают внутренний дискомфорт. Ребенок нуждается в помощи, если:
у него присутствуют страхи и часто возникающая тревожность;
возникают нервные тики и неврозы;
неадекватное поведение;
заниженная самооценка;
сложные отношения с родителями, одноклассниками, учителями или воспитателями;
бывает депрессивное состояние и суицидальные мысли;
перенесенная психологическая травма или насилие.

Музыкальная терапия
на уроках, как средство развития способностей и укрепления психического здоровья учащихся

Музыка — это целая жизнь и философия, это любовь и просветление! Эти звуки очищают и возвышают душу и помогают погрузиться в себя, а что особенно приятно — избавляют  от эмоциональных страхов и переживаний, обид и разочарований, которые просто мешают жить и плохо влияют на наше самочувствие!
*Музыкальная терапия выступает как наиболее естественный процесс общения человека со своей душой.
*Музыкотерапия безвредна, безболезненна и не имеет никаких противопоказаний!
*Она помогает больным и нередко действует лучше, чем лекарства.
*Она помогает избежать серьезных осложнений заболеваний и хирургических вмешательств.
*Полчаса музыки оказывают действие, сравнимое с приемом транквилизаторов.*Музыка, таким образом, снижает артериальное давление, основной обмен веществ, частоту дыхания и увеличивает устойчивость организма к стрессам.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП КРАЕВОГО КОНКУРСА
«УЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ РОССИИ» 2016
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕСОЧНОЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УУД

ОПЫТ РАБОТЫ
учителя начальных классов МБОУ СОШ №30
Муниципального образования Абинский район
Богдановой Ольги Олеговны
«Я – учитель здоровья!»
Краснодар 2016