Конспект урока по математике на тему Единицы времени. Секунда


Урок математики 4 «А» класс
Учитель: Юхименко Ирина Алексеевна
Методист: Бугаева Ольга Васильевна
Студентка: Дегтярёва Анна
Дата проведения: 28.09.15г.
Тема ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. СЕКУНДА
Педагогическая цель способствовать ознакомлению с единицей времени секундой, развитию умений называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях.
Тип урока Освоение новых знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей времени секундой; научатся называть единицы времени, переводить одни единицы времени в другие и определять время по часам, решать уравнения, задачи на время, выполнять действия в числовых выражениях.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем.
Методы и формы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные ресурсы Учебник «Математика 4 класс, часть 1»
Мультимедийная презентация.

Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Этапы урока, цель Методы и приемы работы Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент
Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. Словесный метод
1) Приветствие
2) Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала -Здравствуйте ребята!
- Сегодня урок математики проведу у вас я. Меня зовут Анна Андреевна
–Проверим готовность к уроку!
- Каждый посмотрит на свое рабочее место и проверит, все ли лежит у него не парте. У вас на столах должны лежать тетради, учебники, дневники, пенал.
- Чтобы наша работа была сегодня успешной на уроке, вспомним, какие правила нужно соблюдать ученику, чтобы хорошо учиться.
(не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга, помнить правило поднятой руки, если хотите ответить- надо поднять руку, отвечать по- одному, хоровые ответы я не принимаю) Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Организует рабочее место. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место к уроку. Личностные УУД (Содействовала установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству)
II.Постановка темы и определение целей урока
Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала Фронтальная, словесный, практический
– Скажите, над какой темой вы работали на прошлом уроке? (Единицы времени.)
– Сегодня на уроке мы закрепим знания, полученные на прошлых уроках по данной теме. Познакомимся с новой единицей времени. Будем развивать навыки устного и письменного счета, продолжим работать над решением задач и простейших неравенств. Объявляет тему урока. Мотивирует к деятельности Выполняют данные учителем задания. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Регулятивные УУД (определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя)
III. Устный счет. Фронтальный, индивидуальный методы.
Словесный (беседа)
1.Решение выражений для определения темы урока
2.Выполнение заданий на нахождение числа по его доле.
3. Решение задач на смекалку. – В данной таблице зашифрована тема урока, расшифруйте ее. Для этого вам необходимо найти значение представленных выражений.
464 9 4600 443 437 6 380
Раз – секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались –
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас –
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.
а – 3800 : 100  е – 80 : 16 + 4
н – 453 – 6  д – 600 · 10 : 1000
у – 678 – 235  к – 92 ∙ 5
с – 358 + 6 
- Скажите, так о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Единицей измерения чего является секунда?
-Послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каких единицах измерения идет речь?
- Скажите, о каких единицах измерения времени, шла речь в стихотворении? Назовите их от меньшей к большей (Секунда, минута, час, сутки)
-Чтобы решить следующее задание, нам необходимо вспомнить, как найти долю числа?
(Чтобы найти долю по числу, надо это число разделить на количество взятых долей).
- А число по доле?
(Чтобы найти число по доле, надо долю умножить на количество взятых долей).
-Чему равна треть суток? (8 часов.)
– Чему равна половина суток? (12 часов.)
– Четверть часа? (15 минут.)
– 3/4 часа? (45 минут.)
– 3/4 года? (9 месяцев.)
- Молодцы!
- Ребята, а какие качества нам необходимы на уроках математики? Очень важным качеством, несомненно, является смекалка. А для развития смекалки, мы решим задачи
1) Когда мотоциклист проехал 90 км и еще половину всего пути, то оказалось, что он приехал на место назначения. Сколько километров он проехал? (180 км.)
2) Какое (четное или нечетное) число получится, если сложить по порядку 6 натуральных чисел? (Нечетное.)
-Молодцы, ребята! Вы хорошо подготовлены, значит, мы можем переходить к изучению новой темы. Проверяет степень знаний и способов действий учащихся, устанавливает пробелы в их усвоении. Сочетает контроль и самоконтроль.
Определяет типичные недостатки в знаниях Отвечают на поставленные вопросы, выполняют предложенные задания, называют тему урока
Внимательно
слушают,
воспринимают текст на слух, Анализируют услышанное.
Отвечают на вопросы по содержанию Коммуникативные УУД (оформляют свои мысли в устной и письменной форме;
Слушают и понимают речь других, пользуются приемами слушания
Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану)
IV.Изучение нового материала
Цель: Обеспечить восприятие, осмысление учащимися изучаемого материала; содействовать повторению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.
1.Работа с моделью часов
2.Знакомство с единицей времени-секундой3. Работа с учебником – Посмотрите на часы. Сколько у них стрелок? (3.)
– Назовите их. (Часовая, минутная, секундная.)
– Понаблюдаем, как они движутся. (Часовая почти не сдвинулась с места, минутная передвинулась на одно деление, а секундная сделала целый круг.)
– Чему равно деление минутной стрелки? (1 минута.)
– Что сделала за это время минутная стрелка? (Прошла 60 делений.)
– Какой можно сделать вывод?
1 мин = 60 с.
-Откройте ваши тетради. Запишите число, классная работа.
-Запишем новую единицу измерения времени
– На уроках физкультуры вы бегаете на время, выполняете упражнения. Как называется прибор, которым пользуется учитель? (Секундомер.)
– Он похож на часы, но его циферблат рассчитан на 1 минуту. А сколько это секунд? Секундную стрелку в секундомере можно остановить. Слайд (Рассмотреть секундомер и другие виды часов.)
-А теперь откройте учебники на странице 50 и посмотрите, правы ли мы были.
Сообщают основную идею изучаемого материала. Учитывает индивидуальные способы проработки изучаемого материала.
Ориентируется в процессе обучения изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем знаний Внимательно
слушают,
воспринимают текст на слух, Анализируют услышанное.
Отвечают на вопросы по содержанию Коммуникативные УУД (оформляют свои мысли в устной и письменной форме;
Слушают и понимают речь других, пользуются приемами слушания
Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану)
4.Физкультминутка
Словесный метод А теперь, ребята встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Вниз наклон, назад наклон.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело. Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. Слушают учителя, отвечают на вопросы, решают поставленные задачи. Коммуникативные УУД
(слушать и понимать речь других, выполнять различные роли (лидера, исполнителя))
5.Решение задачи устно
6.Решение задачи с составлением краткой записи
7.Работа с именованными числами. -Прочитайте № 239. Выразите сколько секунд, в 1 мин.45 с. (Устно. 105 секунд, в одной минуте 60с. плюс еще 45)
-Молодцы!
- Прочитайте задачу № 241.
- Что известно в условиях задачи? Составим краткую запись.
32 сним. – за 2 с.
? сним. – за 10 с.
-Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, так как неизвестно сколько снимков делает за одну секунду)
-А можем ли мы узнать? Как? (Да, можем. Общее к-во снимков разделим на время)-А теперь можем ответить на вопрос задачи? Как? ( Умножим к-во снимков за секунду на время)
- Во сколько действий решается задача? (В два действия)
-Назовите первое действие (32 : 2 = 16 (сним.) – за 1 секунду.)
-Назовите второе действие. (16 · 10 = 160 (сним.)-Запишем решение в тетрадь.
Решение:
1) 32 : 2 = 16 (сним.) – за 1 секунду.
2) 16 · 10 = 160 (сним.).
Ответ: 160 снимков за 10 секунд.
- Прочитайте №240.
-Повторите, изученные единицы длинны, массы и времени. ( Длинна – км , м, см, мм; масса – т, ц, кг, г; время - час, минута, секунда)
-Решим, с полным объяснением.
1) 1мин 30с -90с
1мин 50 с – 110 с
2) 24 км – 24 000м
300 см – 3 м
65 000 мм – 65 м
3) 9т – 9 000 кг
2т 056 кг– 2056 кг
8 000 г – 8 кг
3 000 г – 3 кг
6 ц 05 кг – 605 кг
73 ц 50 кг – 7350 кг
-Ребята, назовите единицы, каких измерений мы повторили?
-С какими единицами измерения вам было легче работать? Почему?
-Работа, с какими единицами измерения, вызвала у вас затруднения? Почему?
Обеспечивает усвоение методики воспроизведения изучаемого материала.
Учитывает индивидуальные способы проработки изучаемого материала.
Ориентируется в процессе обучения изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем знаний Отвечают на поставленные вопросы, выполняют предложенные задания,
Воспроизводят алгоритмы и пользуются ими в стандартных и измененных ситуациях.
Самостоятельно выполняют задания
Коммуникативные УУД (оформляют свои мысли в устной и письменной форме;
Слушают и понимают речь других, пользуются приемами слушания
Регулятивные УУД (учатся работать по предложенному учителем плану)
V. Закрепление изученного материала
Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся .Фронтальный, индивидуальный методы.
Словесный
Работа с учебником
1.Решение задачи
2.Решение выражений
3.Решение уравнений, с последующей проверкой
4.Выполнение теста
- Прочитайте задачу 243. О чем говорится в задаче? (О яблоках и сливах)
-Запишем краткое условие в таблицу на доске.
Масса 1 ящика Количествоящиков Масса всех ящиков
Яблок – по 9 кг
Слив – ? кг10 ящ.
8 ящ. ?
? 170 кг
-Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, т.к. нам неизвестна масса ящиков яблок и слив отдельно)
-А можем ли мы узнать? Как? (Умножим массу одного ящики на к-во ящиков)
- Известна нам масса ящиков со сливами? (Нет)
-А можем ли мы найти ее? Как?
( Можем. Вычтем из общей массы массу ящиков с яблоками )-А теперь можем ответить на вопрос задачи? Как?
( Разделим массу ящиков со сливами на к-во ящиков)
- Во сколько действий решается задача? (В 3 действия)
-Назовите первое действие. (10 · 9 = 90 (кг) – яблок.)
- Назовите второе действие.(170 – 90 = 80 (кг) – слив.)
-Назовите третье действие. (80 : 8 = 10 (кг) – в 1 ящике.)
Решение задачи:
1. 10 · 9 = 90 (кг) – яблок.
2. 170 – 90 = 80 (кг) – слив.
3. 80 : 8 = 10 (кг) – в 1 ящике.
- Запишите решение данной задачи самостоятельно в тетрадь.
-Решите выражения под номером 245. Что необходимо вспомнить, при решении таких выражений? (Порядок действий)
- Что мы решаем первым действием? (То, что записано в скобках)
(3000+240):10=324
(5050-50)х100=500 000
812-398х2=812-796= 16
669+425:5=669+85=754
-Решите уравнения № 244 по вариантам.
Верхняя строка – I вариант.
Нижняя строка – II вариант.
- У доски будут решать 4 человека. Остальные в тетрадях самостоятельно.
1) 20 007 – х = 20 000
Х = 20 007- 20 000
Х= 7
2) х – 900 = 1 000
Х = 1 000 – 900
Х = 100
3) х+ 200 = 3 200
Х = 3 200 – 200
Х = 3 000
4) 300 + Х = 5 400
Х = 5 400 – 300
Х = 5 100
- У каждого на столе лежит тест, на выполнение теста отводится 5 минут. Читайте внимательно, чтобы не допустить ошибок.
(У каждого ученика карточка с тестами.)
1. Вырази 3 минуты в секундах.
а) 300 с; б) 30 с; в) 3000 с; г) 180 с.
2. Сколько минут в 5 часах?
а) 500 мин; б) 300 мин; в) 150 мин; г) 50 мин.
3. Сколько месяцев в 4 годах?
а) 28; б) 38; в) 48; г) 50.
4. Какая из следующих записей верная:
5 мин 6 с = 56 с; 5 мин 6 с = 506 с; 5 мин 6 с = 306 с; 5 мин 6 с = 36 с.
Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях.
Отрабатывает логику алгоритма изученных правил
Объясняет решение задачи
Организует внимание учащихся,
Дает целую установку.
Проверяет полноту осознанности изученного материала Слушают учителя. Задают вопросы. Решают предложенные задания
Воспроизводят алгоритмы и пользуются ими в стандартных и измененных ситуациях.
Самостоятельно выполняют задания
Записывают в тетрадь решение примеров. Регулятивные УУД (учатся высказывать свое предположение на основе работы с материалом в учебнике;
Учатся работать по предложенному учителем плану)Познавательные УУД (ориентируются в учебнике)
Познавательные УУД
(ориентироваться в учебнике,находить ответы на вопросы) Личностные УУД
(формирование чувства ответственности)
Коммуникативные УУД
( оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста))
Регулятивные УУД
(учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)
VI. Итоги урока. Домашнее задание
Цель: подвести итоги урока, систематизировать знания учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок – Что нового узнали на уроке?
– Какие единицы времени знаете?
– Какую роль играет время в жизни человека? (Приучать себя жить по установленному режиму, уметь высчитывать, сколько времени ему понадобится на то, или другое занятие, что он успеет сделать за данный отрезок времени и т. д.)
– Какие задания вам показались слишком сложными? Подводит итоги, задаёт вопросы Отвечают на поставленные вопросы, анализируют свою деятельность Учитель (Юхименко И.А.) ___________________ Методист (Бугаева О.В.)________________