Особенности исполнения северных песен


Методическая разработка в области фольклорного искусства
Тема:
«Особенности исполнения северных песен»
Преподаватель фольклорного отделения МБУ ДО «ДШИ №48» Батманова Наталья Александровна
Архангельск
2016 год
Введение
Русская традиционная песенная культура представляет собой одну из вершин фольклорного искусства. Музыкальный фольклор – это многообразный и оригинальный пласт музыкального народного творчества, богатейшей песенной культуры. В то же время народная культура является важным средством эстетического развития детей.
Значение изучения музыкального фольклора в процессе образования подрастающего поколения общеизвестно и общепризнанно. Изучение фольклора в настоящее время, когда ребенок зачастую находится под влиянием негативных социально-культурных явлений, приобретает особую актуальность. Кроме того, сохранение и развитие культурных традиций своего народа остается одной из важнейших задач современности.
Пение в ансамбле является одной из действенных форм работы с учащимися, поскольку именно коллективное исполнение народных песен является характерным признаком данного жанра.
Для исполнения народных произведений с целью создания художественного образа и передачи фольклорного колорита певец должен владеть приемами воспроизведения их особенностей, необходимым комплексом вокально-хоровых умений.
Манера пения формируется на почве певческих традиций и развивается в процессе исполнительского народного творчества. Освоение певческой манеры исполнения народных песен является длительным и сложным процессом.
Одним из критериев народного пения является сохранение диалектных особенностей в исполнении народных песен, что придает им яркий колорит и своеобразную характерность.
Проблемам формирования диалектного исполнения северного народного фольклора уделяется особое внимание в детских музыкальных школах и школах искусств. Исполнение фольклора в соответствии с диалектными особенностями обогащает исполнительскую, певческую практику, поднимает ее на высокий художественный уровень, свидетельствует о певческой культуре исполнения.
К изучению различных вопросов музыкального образования детей средствами музыкального фольклора обращались такие известные хормейстеры, как Н.К. Мешко, Л.В. Шамина, Л.Л. Куприянова, Г.Г. Науменко.
Однако проблема формирования умений диалектного исполнения у детей, обучающихся в детской школе искусств, раскрыта недостаточно полно.
Особенности диалекта северного песенного фольклора
Диалектология – это наука о территориальных разновидностях языка, то есть диалектах.
В лингвистике диалектология разработана серьезно. В ней выделяются такие единицы диалекта, как: говор, наречие, диалектный язык, типы диалектных наречий. Л.Л. Касаткин в учебнике «Русская диалектология» выделяет такие фонетические особенности диалекта как: слог, ударение, интонация, темп речи.
Основной единицей территориальных диалектов является говор. Говор – это язык одной или нескольких соседних населенных пунктов, одинаковых в языковом произношении.
Диалект – это разновидность (вариант) данного языка, употребляемая более или менее ограниченным числом людей, связанных тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью и находящихся в постоянном и непосредственном языковом контакте.
Главной особенностью из всех диалектных особенностей языка остается говор. Он и определяет местное исполнение народных песен.
Как писала Н.К. Мешко в своей книге «Искусство народного пения»: «Основным источником естественности народного пения и самобытности являются особенности говора той или иной местности. Каждый диалект, имеет своеобразный характер, фонетику и окраску, на основе которых формируются областные стили»
Л.Л. Касаткин в учебнике «Русская диалектология» выделяет такое диалектное членение русского языка, как группа Архангельского (Поморского) говора. Под Архангельскими говорами понимаются говоры центральной и восточной части Архангельской области.
Л.Л. Касаткин выделяет такие черты Архангельской группы говоров:
на месте буквы «Е» под ударением и в первом предударном слоге перед твердым и мягким согласным произносится «Е»: свéт, рéкам, свéтит, светлó, рекú;
вместо букв «А», «Я» под ударением между мягкими согласными произносится «Е»: взял – взéли;
мгкое («шепелявое») цоканье: прялиця, угороцек;
палатальные («шепелявые») [с’’] [з’’]: [с’’]ила, ко[с’’]ить, [з’’]има;
сочетание [сн] на месте [чн]: скучно – скуснё;
окончание [и], [ы] в единственном числе у существительных первого склонения в родительном, предложном падеже; второго склонения в предложном падеже; третьего склонения в дательном и предложном падеже: от сестры, к сестры, на столи, на стекли, в печи, к лошади;
окончание [ей] после Ц у существительных второго склонения родительного падежа множественного числа: огурцей, блюдцей;
различение форм дательного и творительнго падежа множественного числа у существительных и прилагательных. В творительном падеже существительные имеют форму на [ми], а прилагательные, местоимения, числительные на [ма]: ногами, детьми, этима, всема;
окончание родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода прилагательных и неличных местоимений с согласными [г], [в]: белого или белово, молодого или молодово;
форма местоимения третьего лица женского рода винительного падежа ей;
ударение на конечном гласном [е] в форме второго лица множественного числа глаголов с постоянным ударением на окончании: несетé, сидитé;
гласная [я] меняется на [е] в возвратных глаголах: боялся – боялсе, взялася – взяласе;
предлоги возле, подле, мимо с винительным падежом: возле амбар, мимо дом, подле реку;
предлоги по-за, по-над, по-под с дательным и творительным падежом: по-за городу, по-за двором, по-над берегом, по-под горой; предлоги в-за, в-под, с винительным, творительным и предложным падежом; в-по-за с винительным и предложным падежом: в-за реку, в-под лавку, в-за плечах, в-по-за кочьи.
Поморский говор – это группа диалектов, которая находится среди поморов Архангельской области. Также существует поморьская говоря.
Говоря – это язык народа поморов, в котором нашли свои отражение практически все диалекты исторического Поморья.
Поморский говор, широко используется в произведениях С.Г.Писахова, Б.В.Шергина.
Моисеев в книге «Поморьская говоря» выделяет такие фонетические, морфологические и синтаксические нормы и правила поморского говора:
поморьская говоря – цокающий язык: звук [ч] в нем произносится мягко [ц]: улиця, доцька, руцей;
Например: в песне «Прялица».
На беседе есть весельице,
Моя мила не осердице.
Я стояла на угороцьке,
Сарафан в косой обороцьке,
Сарафанцик раздуваетце,
Ко мне милый приближаеце.
Песня «Пошли наши гусли».
Пошли наши гусли, да пошли звонцятые,
Да чесь они упали, да за руценьку брали,
Да за праву белу имали, да за злоцён, за перстень.Кума ходит по двору, сечет траву лебеду,
Она рвет и сечет,
В левой фартуцек кладет.
поморьская говоря – окающий язык: в нем существует полное оканье: звуки [а], [о] после твердых согласных отчетливо различаются во всех безударных слогах: самолёт, пароход, походка, порато;
3) в поморьской говоре отсутствует звук [щ], вместо него используют двойное [шш]: шшука, ешшо, пушше; «Все как есть у нас, всю сушшу правду, народ у нас знаюшший, соврать не дадут»;
4) в поморьской говоре не употребляется окончание [ий], [ый] они заменяются на [ой], [ей]: веселой, белешенькой, женатой;
5) вместо «йотированных» слов в поморьской говоре используются «рецудированные» (нейотированные) слова. Например, говорим: отстаёт, знает, бегам, выключает, падает. А на поморьской говоре эти же слова произносятся так: отстават, знат, бегам, выклюцят, падат. Отсюда правило выпадения звука [йот] и стяжение гласных: а) в форме именительного и винительного падежей прилагательных женского и среднего рода единственного числа; б) в формах именительного и винительного падежей множественного числа; в) в личных глагольных формах, имеющих сочетания [ае] [айе], [ее] [ейе], [ое] [ойе];
6) огромное значение в поморьской говоре играет тональность речи, которая резко повышается к концу предложения и после вводных слов.
Северный диалект придает народным песням своеобразие. Гласные в пении произносятся чисто. Гласные «А», «Я», «И» исполняются ярко и открыто. Очень часто в северном произношении литературное «е» заменяется на «ё»: морё, жёна, приговариваёт. В окончании тоже происходит замена звуков, например: по прядывать – попрядывати, похаживать – похаживати.
В Архангельской области существует много фольклорных коллективов, которые занимаются проблемой диалектного исполнения песен. Рассмотрим некоторые районы Архангельской области.
Пинега самый крупный приток Северной Двины. Нельзя Пинегу представить без свадебных, величальных, старин и скоморошин, составляющих золотой фонд народной поэзии.
Как писала Зинаида Григорьевна Пашкова в своей книге «Песни Пинеги»: «Фольклор Пинеги всегда привлекал внимание исследователей. И по сию пору пинежский песенный фольклор представляет большой интерес. Прежде всего, определение «пинежский» относится к народным песням, бытующим в деревнях огромного на территории района. Но сами Пинежане делят Пинежье на «верховье» и «низовье», имея в виду не столько географическое положение района, сколько саму реку Пинегу – от истока до устья. Выше по реке живут – «верхуше», ниже – «низовцы». И певческие манеры, и сами песни тех и других значительно отличаются друг от друга».
Особенности исполнения песен в п. Шалакуше Архангельской области. Основной особенностью является замена звука «Е» на «И» например: Машенька – Машинька, следочек – следочик. Так же в Шалакуше исполняют в основном протяжные и лирические песни: «Летели две голубки, «Шла я Машинька» «Цвели в поле цветики» «Эдакой ты Ваня». Быстрых песен мало «Я в последний раз по бережку иду».
Рассмотрим еще один народный хор – Лешуконский. Их особенностью исполнения является пение на «О», а так же цоканье. Исполняют они только старинные северные песни, спектакли на основе старинных северных обрядов.
Таким образом, мы рассмотрели понятие диалекта, выявили диалектологические особенности Архангельской группы говоров. В основном проявляются такие особенности: изменение окончаний, замена букв [а], [я] на [е]; [ться] на [це]; [ч] на [ц] – цоканье, оканье, огласовки. Проанализировав разные регионы Архангельской области, увидели, что у каждого района свои особенности исполнения песен.
Заключение
Русский Север относится к одной из крупных региональных систем песенного фольклора и является богатейшим заповедником музыкального фольклора.
Архангельская область всегда выделялась своими песенными фольклорными традициями на фоне народных певческих традиций России. 
Изучение и формирование умений диалектного исполнения северного песенного фольклора на фольклорном отделении является необходимым этапом у учащихся детской школы искусств.
Проанализировав разные регионы Архангельской области, мы увидели, что у каждого района свои особенности исполнения песен.
Проанализировав разные регионы Архангельской области, мы увидели, что у каждого района свои особенности исполнения песен. Рассмотренные коллективы Пинеги, Шалакуши и Лешуконии исполняют в основном протяжные, старинные, лирические песни и обряды.
Выявили такие особенности – цоканье, оканье, добавление гласных [а, о, ы, о], вставки «ой, да», «вот», огласовки, обрывы слов, замена букв [е] на [и], [е] на [ё], [а, я] на [е].СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов http://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/source/worddocuments/_51.htm
Буторина Т.С. Поморские говоры http://www.cultnord.ru/Pomorskie_govory.html
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М: издательство «Флинта», «Наука», 1998.
Иевлева И. Традиционная народная песенная культура – основа музыкальной идентичности Архангельского Севера http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2005-1/10.pdf
Русская диалектология под ред. Л.Л. Касаткина издательский центр «Академия» 2005.
Мешко Н. Искусство народного пения. Часть 1. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. – Москва, НОУ «Луч», 1996.
Мешко Н. Искусство народного пения. Часть 2. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. – Москва: НОУ «Луч», 2000.
Мешко Н. Искусство народного пения практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. – Архангельск: Изд. «Правда Севера», 2007.
Моисеев И.И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2005.
Науменко Г.М. Фольклорная азбука: учебное пособие для начальной школы. – М., 1996.
Пашкова З.Г. Песни Пинеги. – Архангельск: Изд. «Правда Севера», 1999.
Шамина Л. В. Об искусстве народного пения. // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли./ Ред.-сост. В.А. Лапин. – Л., 1989. – С. 20 – 31.
Музыкальный фольклор http://www.cultnord.ru/Muzykalnyj_folklor.html