Проект для детей дошкольного возраста средней группы Цветущая весна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 Муниципального образования Каневской район









Проект по теме: «Цветущая весна»
для детей старшей группы










Проект выполнил
воспитатель
Савельева Н.А.













ст. Каневская 2014г.


Проект: «Цветущая весна»
Вид проекта: Познавательно – исследовательский
Образовательная область: Познание
Срок реализации: с 24 марта 18 апреля
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Цель проекта: расширять и обогащать знания детей о первоцветах, правильно строить свои отношения с природой.
Задачи проекта: вызвать у детей интерес к окружающей природе; формировать реалистические представления о растениях; учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; активизировать внимание, память, логическое мышление; развивать связную речь, фантазию, творческие способности, воображение; воспитывать в детях заботливое и бережное отношение к окружающей природе.
Объект исследования: Носит познавательный характер в области «Познания». Растения, зацветающие весной на территории нашего района.
Предмет исследования: первоцветы нашей местности.
Эксперимент: продолжительность жизни цветков в природе с помощью воды и рыхления. Сравнение полученных результатов.
Гипотеза: Если я изучу особенности первоцветов и выявлю уникальность этих растений, то найду пути их сохранения.
Методы исследования: наблюдение; чтение литературы; работа по изучению многообразия первоцветов; беседы, НОД, эксперимент.
Актуальность: Есть истины, составляющие устои нашей жизни. Среди них на первое место надо поставить любовь к родной природе. Воспитать это драгоценное качество в человеке невозможно лозунгами и призывами. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, педагоги, должны дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет. Используя различные приемы, методы и средства , необходимо увлечь детей в удивительный мир природы , раскрыть его многообразие, ответить на вопросы , интересующие дошкольников. В процессе наблюдений надо учить детей видеть очарование природы своего родного края, чтобы аромат цветов, детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь.
Структурные компоненты проекта
Игры (дидактические, пальчиковые, настольные)
Беседы
Чтение художественной литературы
Наблюдение, сравнение
Слушанье музыки
НОД
Эксперименты

Этапы реализации проекта
1 этап - Подготовительный этап
Выбор темы, определение цели и задачи;
определяю предполагаемый результат;
подбор художественной литературы по проекту;
разработка цикла бесед по проекту;
пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап – практическая реализация проекта.
Наблюдения, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, НОД.
3 этап – заключительный
Эксперимент,
подведение итогов.
4 этап – презентация и защита проекта.
Предполагаемый результат
Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Первые цветущие весенние растения»;
Формирование устойчивого интереса к природе , бережного и заботливого отношения к растениям;
Обогащение словаря детей;
Умение опираться на полученные знания при возникновении новых проблем;
Успешное интеллектуально- личностное развитие
Участники: дети старшей группы, воспитатель.

Деятельность в проекте:


Мероприятие
Сроки
Результат

1.
Выбор темы, подбор литературы, разработка бесед
24 - 28 марта
Подготовка к проекту

2.
Чтение стихов: «Я иду тропинкой узкой», «Голоса цветов». Вопросы по содержанию и проблемно поисковые: как сохранить? Что нельзя делать в природе? Почему?
2 апреля
Формирование бережного и заботливого отношения к растениям

3.
Беседы: « Что изменилось в жизни растений?, Беседа о взаимосвязи неживой природы с жизнью растений. Беседа по наблюдениям: «Что изменилось у растений в цветнике?» Беседа о строении растения, его красоте. Обсуждение проблемы: « Что нужно для его роста?» Беседа об экологических проблемах, связанных с формированием ответственного отношения к растениям.
Беседа- обобщение «Что вы узнали? Что заполнили?»
На протяжении всего проекта
Формирование устойчивого интереса к природе, бережного и заботливого отношения к растениям

4.
Дидактические игры «Четвертый лишний», «Найди растение»(по описанию), «Какого растения не стало?» (с картинками), «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Опиши, я отгадаю», «Собери цветок». Настольно печатная игра «Цветочное лото». Пальчиковая игра «Цветы». Пальчиковая игра «Растения».
На протяжении всего проекта
Умение опираться на полученные знания.
Обогащение словаря детей

5.
Чтение рассказа «мать-и-мачеха», Т.А.Шорыгина. чтение сказки «Двенадцать месяцев». Чтение загадок о первоцветах.
Первая неделя апреля
вызвать у детей интерес к окружающей природе;

6.
НОД -- рассматривание картины «Мать-и-мачеха»,
НОД (аппликация) «Весенние цветы»,
НОД: «Растения – лёгкие земли»»
НОД «Панно “Красивые цветы”» (рисование с элементами аппликации)
На протяжении всего проекта
вызвать у детей интерес к окружающей природе; формировать реалистические представления о растениях активизировать логическое мышление; развивать связную речь, творческие способности.

7.
Наблюдение за цветами на клумбе (нарцисс, гиацинт, тюльпан, ирис). Наблюдение за цветущими деревьями (обследование цветов, цвет коры, запах) Наблюдение за нарциссом (сравнить и обобщить, что у растения изменилось).
На протяжении всего проекта
Усвоение детьми необходимых знаний по теме, активизировать внимание, память, логическое мышление;

8.
Сравнение ириса и тюльпана по внешнему виду . Обобщение.
7-11 апреля
учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

9.
Слушание музыкального отрывка П.И.Чайковского «Времена года. Апрель».
На протяжении всего проекта
Развитие воображения

10.
Эксперимент :одно растение не поливаем, не рыхлим, наблюдаем за тем, что произойдет? Сравнить и сделать вывод через несколько дней.
14-18 апреля
Усвоение детьми необходимых знаний по теме













































ПРИЛОЖЕНИЕ














Пословицы и поговорки о растениях

Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там медок.
Цветы, что дети, уход любят.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
И красивые цветики ядовитыми бывают.
Где вода, там верба, где верба, там и вода.
Дождешься, как от вербы яблок.
От ивы яблоко не родится.
Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме
Даст небо дождь, а земля рожь.
Будет дождичек будут и грибки.
Шиповник - для здоровья клад
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар-
Ценный от природы дар.










Дидактические игры

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Дидактическая задача: воспитывать чувство любви к родной природе.
Хорошо хлопают в ладоши, плохо - топают.
-беречь природу
-вырубать деревья
-стряхивать снег с деревьев и кустов
-подсыпать стволы деревьев снегом
-ломать ветви
-белить стволы
-топтать и рвать с корнем травы
-поливать растения
-сажать деревья
-лазать на деревья
Речку, лес, цветущий луг
Получай в наследство
Охраняй их юный друг,
Береги их с детства.

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры:  Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...

Дидактическая игра «Какое время года?».
Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».
Дидактическая задача: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».
Дидактическая задача: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра «Кто же я?».
Дидактическая задача: указать названное растение.
Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.
Дидактическая игра «Где что растет?».
Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат.
-Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
-Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна.
В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.





















Физминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Физминутка «Наши нежные цветки»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
(Плавное раскрывания пальцев)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Помахивание руками перед собой)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(Плавное опускание рук)
Тихо засыпают,
Головой качают.

















 БЕСЕДА «ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ» (сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике) Задачи: Создать условия для ознакомления детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения стебля, цветков, листьев; развития наблюдательности - умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сошел снег; установления причинно - следственных связей (растет лучше, где больше тепла, влаги, света); прививать бережное отношение к первоцветам. Словарь: мать- и – мачеха, одуванчик, стебель, одуванчиковый луг, листья.
ХОД БЕСЕДЫ Воспитатель приглашает детей на весенний лужок. (В группе создается план-макет), показывает детям, как красиво на лугу, и загадывает загадки: Он и мачеха, и мать, Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.) В белой шапке стоит дед, Если дунешь - шапки нет. (Одуванчик.) Дети рассматривают мать-и-мачеху и описывают: невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стеблю прижаты бурые острые листья. Воспитатель: Почему оно так странно называется?  Дети: Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа - гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи.  Цветы собраны в соцветие. Когда растение отцветет, то превратится в пушистую шапочку. Воспитатель: Где быстрее зацветет, в тени или на солнце? Почему?  Дети: Цветы открываются утром, а закрываются перед непогодой или на ночь. Воспитатель: На что похож цветок одуванчика?  Рассуждения детей. Описывают по картинке. Воспитатель: Кто любит прилетать на одуванчиковый луг? (Пчелы, шмели, бабочки).  Воспитатель: Зачем? Чем похожи и чем отличаются? Игра-имитация «Соберем нектар с цветов». Чтение стихотворений детьми. 


ПОДСНЕЖНИК
Чудесные белые колокольчики хрупкого цветка появляются ранней весной, когда в лесу еще лежит снег. Поэтому в народе его именуют подснежником.
Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок
Беленький и нежный.
Удивительный цветок растет и развивается зимой, под теплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его свежий светло-зеленый стебелек с бутонами. Не страшна подснежнику зимняя стужа. Сверху плотный сугроб не пропускает ни холода, ни ветра, в середине сугроб обычно более рыхлый, а возле земли во время февральских оттепелей уже бегут ручейки. Талая вода ускоряет рост растений, поэтому подснежник быстро растет.
В марте под яркими солнечными лучами сугробы темнеют, становятся рыхлыми, оседают, они пропускают много солнечного света и вскоре «первый цветок ломает ледок».
Теперь ты знаешь, почему этот цветок называют подснежником, он растет под снегом!
Подснежники, как все ранневесенние цветы медуницы, хохлатки, мать-и-мачеха, очень любят яркий солнечный свет. Поэтому и расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев, затеняющих лес.
В марте семь погод на дню: то солнцем греет, то снегом сеет! По ночам случаются заморозки. Темные тучи порой заволакивают небо, идет дождь со снегом, дует пронизывающий ледяной ветер. А подснежнику все нипочем! Холода он не боится, потому что в соке, его наполняющем, содержится много сахара, а такие растворы во время небольших морозов не замерзают.
В ненастные пасмурные дни цветы подснежников плотно закрываются, а головки их поникают. Берегут подснежники сладкую медовую капельку, спрятанную в глубине цветка для шмелей.
Как выглядит подснежник?
Почему цветок получил такое название?
Когда расцветают подснежники?
Почему подснежники расцветают, когда на деревьях еще нет листьев?
Какие насекомые опыляют цветы подснежника?
Подснежниками в разных местах называют различные цветы, которые первыми выходят из-под снега. Они бывают разного цвета - то голубые, то белые, то лиловые.
Чутко дремлет тишина
В темных чащах бора,
Расплескала там весна
Синие озера.
Встрепенулся бор угрюмый,
Ожил и помолодел
И с весенней светлой думой
На подснежник поглядел.
Любуясь подснежником, вспомни, что в народе говорится: «Смотрит весна в небеса синими глазами подснежников».
«На Кавказе растет подснежник галантус, очень похожий на светлый фонарик, раскачивающийся на тонкой ножке.
В светлом зимнем лесу под слоем опавших листьев можно увидеть крупные зеленовато-белые цветки. Называют их анемонами, горицветами и подснежниками, и все неправильно. Настоящее имя цветка, первым открывшего весну, морозник». (С. Красиков).
К цветам «снегуркам» относятся и перелеска благородная, и сон-трава, и белянка.
Немало легенд сложено о подснежнике. Послушай стихотворение, которое передает одну из них.
Лесною тропой
Шла Зима с подругами
Стужами и Вьюгами,
Метелью и Пургой.
А навстречу ей Весна,
И румяна, и ясна,
В пестром сарафане,
С птицами, цветами.
Позавидовала Зима Весне,
Ее юности и красе,
Подула ветрами ледяными,
Закружила вьюгами злыми.
Испугались стужи цветки
И закрыли свои лепестки.
Только подснежник,
Хрупкий и нежный,
Из последних сил
Лепестки раскрыл
Капелькою белой.
Маленький, но смелый!
Какие цветы в народе называют подснежниками?
Что тебе запомнилось (понравилось) в стихотворении «Смелый подснежник»?





МАТЬ-И-МАЧЕХА
Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинах круглые золотые монетки.
«Весну цветов открывает сверхранний первенец мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых оврагах и распускается раньше всех трав до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода». Так написал о мать-и-мачехе фенолог и писатель Дмитрий Зуев.
На проталинке первый цветок.
Как же он беззащитен и мал!
Резкий ветер его трепал,
Пригибал стебелек к земле,
Леденил в предрассветной мгле,
Но отважный цветок устоял!
Опущусь перед ним на колени,
Прикоснусь к лепесткам рукой
Сколько мудрости и терпения
В этой капельке золотой!
Помнишь, как выглядит цветок мать-и-мачехи?
У него невысокий стебель, покрытый мягким легким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики.
Настоящие крупные листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые.
Почему же цветок получил название мать-и-мачеха?
Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь её рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи.
Цветы мать-и-мачехи собраны в круглое соцветие потому, что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, чтобы противостоять ненастью снегу, дождю, ветру, да и насекомые скорей заметят яркое золотистое соцветие. Недавно проснувшиеся после долгой суровой зимы пчелы и шмели летят к цветам мать-и-мачехи за медом и, перелетая с цветка на цветок, опыляют их.
Когда цветочек мать-и-мачехи отцветет, он превратится в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой - парашютиком, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.
Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь берегут капельку сладкого драгоценного нектара.
Как выглядит мать-и-мачеха?
Почему мелкие цветки этого растения собраны в круглое соцветие?
Когда расцветает мать-и-мачеха?
Почему цветок получил такое название?
Какие насекомые опыляют цветы мать-и-мачехи?
Как распространяются семена мать-и-мачехи?







































МЕДУНИЦА
Ранняя весна. В лесу, еще не украшенном свежей молодой листвой, светло, просторно, солнечно. Лесные колдобины1 и канавы наполнены талой водой.
В сухой прошлогодней листве под деревьями и кустами вспыхнули сиреневые, ярко-синие и розовые искорки медуницы. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие сиреневые, третьи ярко-синие. Почему?
Розовую окраску имеют нераскрывшиеся бутоны и более молодые цветы, а синюю уже отцветающие. Каждый цветок медуницы на протяжении своей жизни меняет цвет, ведь разноцветные соцветия ярче выделяются на сером ковре листьев, и насекомые быстрее их замечают.
1 Колдобина  рытвина, яма.
Кроме того, по окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает синим. Пчела не подлетает к синим и розовым, а, не тратя времени даром, садится на сиреневые цветы.
Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром.
Медуница любит яркий солнечный свет. Потому и расцветает она, когда деревья еще не оделись листвой. А вот тепла этому цветку много не надо, даже холодные ночи его не пугают.
Медуницы цветут недели две-три. В одно время с ними весенние леса украшают лилово-розовые хохлатки.
Лес еще стоит раздетым,
Даль прозрачна, как стекло,
Сколько солнечного света!
Как просторно и светло!
Гнезда вьют лесные птицы,
Заливаются, звенят.
Искры синей медуницы
Под деревьями горят.
Через две-три недели после зацветания вместо цветов на стебле медуницы появляются плоды с семенами. Потом листья и стебельки желтеют и полегают на землю, а затем и вовсе засыхают. Но медуница не погибает! В земле сохраняются корневища с запасом полезных питательных веществ, которые пригодятся растению следующей весной.
Как выглядит медуница?
Почему на стебельке медуницы цветы разного цвета?
Почему цветок получил такое название?
Когда расцветают медуницы?
Какие насекомые опыляют цветы медуницы?


ЛАНДЫШ
В лесном сумраке среди резных листьев папоротников и невысоких хвощей мерцают белые бубенчики ландышей. Ты, конечно, видел этот чудесный цветок с тонким нежным, чуть кисловатым ароматом.
«В ландыше вся лесная поэзия мая» так сказал об этих цветах Дмитрий Зуев. Давайте вместе вспомним, как выглядит ландыш. У него два или три овальных темно-зеленых листка, а на стебле располагаются один за другим несколько белых цветков. Нижний колокольчик уже раскрылся, а самый верхний еще спит, запеленатый в плотный зеленовато-белый бутон. Но пройдет несколько дней, раскроется и он, ведь Весна-красна набирает силу!
Ветерок веселый, смелый
В лес весенний залетел.
Встрепенулся ландыш белый
И тихонько зазвенел.
Колокольчик из фарфора1
Зазвенел: «Динь-дон, динь-дон!»
И разлился в чащах бора
Мелодичный перезвон.
Ландыши часто растут под пологом хвойных и лиственных лесов, любят тень и влагу.
Они цветут недели три, привлекая шмелей и пчел своим ароматом и белыми цветами, хорошо заметными в полумраке зеленых ветвей и листьев. Потом на месте белых бубенчиков появляются круглые плотные зеленые ягоды плоды ландыша.
К осени ягоды становятся оранжево-красными. Но есть их нельзя! Ведь они очень ядовиты.
Как выглядит ландыш?
Когда расцветают ландыши?
В каких местах растут ландыши?
Какие насекомые опыляют цветы ландыша?
Как выглядят плоды ландыша?
Много стихов и песен посвящено ландышу, много сказок и легенд сложено о нежном цветке.
В одной из сказок рассказывается, что добрые лесные человечки-гномы, подарили Белоснежке жемчужное ожерелье. Но ниточка, на которой держались жемчужины оборвалась и бусины рассыпались среди зеленых трав и мхов. Белоснежка очень опечалилась. Чтобы утешить девочку гномы превратили жемчужины в белые колокольчики ландышей.
* Фарфорбелый керамический материал.
В старину на Руси существовала легенда о морской царевне Волхове, чьи слезы превратились в серебристые ландыши.
Садко полюбила Волхова,
Ждет от милого нежного слова,
И целуя Садко, и лаская,
Тихо шепчет царевна морская:
Всех богаче ты будешь, купец!
У меня есть хрустальный дворец,
В нем чертоги, высокие залы,
Блещут в них жемчуга и кораллы.
Полюби же царевну морскую!
Без тебя я томлюсь и тоскую!
Но не любит царевну Садко,
В мыслях он от нее далеко:
Любит он молодую Любаву,
С нею бродит в зеленых дубравах,
Он ее обнимает за плечи,
Шепчет девице страстные речи.
Горько плачет царевна морская:
«Ах, Любава, разлучница злая!»
На поляны, опушки, луга
Слезы сыплются, как жемчуга.
Вот на землю слезинка упала
И бубенчиком ландыша стала!
Во Франции более ста лет устраивают праздник ландышей, который приходится на первое воскресенье мая.
В старину в деревнях молодежь в этот день веселилась, танцевала. Юноши приглашали девушек на танец и дарили им букетики ландышей. Если девушка брала протянутый ей букет цветов и прикалывала его к платью значит скоро и свадьбе быть!
Какие стихи, песни, сказки о ландыше ты знаешь?
Что тебе запомнилось (понравилось) в стихотворении «Слезы Волховы» ?














ОДУВАНЧИК
Кто не видел желтого одуванчика?! Этот цветок, похожий на маленькое золотое солнышко, растет повсюду в огородах и садах, вблизи домов и по обочинам дорог, на лугах и в полях.
Расцветают одуванчики в мае. Выйдешь на луг, и, кажется, будто солнечные лучи расплескались золотыми брызгами.
В камышах гнездятся цапли,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескало капли
На речные берега.
Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг!
«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату одуванчик не спускает с заката взгляда». (С. Красиков)
Одуванчик многолетнее растение. Его ярко-желтые мелкие цветочки собраны в круглую корзинку. Если бы каждый маленький цветок рос отдельно, то даже тяжелая большая капля дождя могла повредить его. Кроме того, собранные в довольно крупное круглое соцветие цветки одуванчика привлекают пчел. На соцветии есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Перелетая с цветка на цветок и перенося на лапках пыльцу, пчелы опыляют их.
Одуванчик один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед густой и ароматный.
«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки». (Д. Зуев)
А в ненастье уже не заводит «золотой ключик солнечного луча цветочные часы» ведь в пасмурные дождливые дни одуванчики не раскрывают своих золотых соцветий.
К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает до двухсот семечек, а все растение до трех тысяч!
* * *
Ярко-желтый одуванчик!
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым,
Стал как дедушка, седым!
Как выглядит одуванчик?
Когда расцветают одуванчики?
Какие насекомые опыляют цветы одуванчика?
Как распространяются семена одуванчиков?







































Отгадай загадки
Объясните, как вы догадались, какие слова помогли найти отгадки?
Под сугробом он растет,
Снеговую воду пьет.
(Подснежник)
Он и мачеха, и мать,
Как цветочек этот звать?
(Мать-и-мачеха)
Прячет цветок
Сладкий медок.
И в названье мед таится
Узнаете?
(Медуница)
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется ... (незабудкой).
Белый цветок,
Кислый листок
В суп пригодится,
Зовут его ... (кислица).
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь шапки нет!
(Одуванчик)
На каком цветке гадают
Лепесточки обрывают?
(На ромашке)
Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо ...
(василек).
Зеленый плот
По реке плывет,
На плоту красавица,
Солнцу улыбается.
(Кувшинка)






Какой цветок, где растет?
Скажи и покажи, какой цветок, где растет?
Учись сравнивать
Где растут ландыш и одуванчик, кислица и кувшинка, василек и мать-и-мачеха?
Как распространяются семена кислицы и василька?
Как распространяются семена одуванчика, хохлатки и незабудки?
Чем похожи одуванчик и мать-и-мачеха? Чем они отличаются?
Чем похожи и чем отличаются подснежник и ромашка, незабудка и фиалка?
Четвертый лишний
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
незабудка, ландыш, ромашка, береза;
дуб, липа, фиалка, ива;
сирень, орешник, шиповник, одуванчик:
фиалка, одуванчик, роза, мать-и-мачеха;
пион, незабудка, ирис, тюльпан;
медуница, василек, кувшинка, хохлатка;
подснежник, ромашка, василек, колокольчик.
Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее подснежнику (мать-и-мачехе, медунице, хохлатке, кувшинке).
* Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
белоснежный, медонос, голубая, хохолок, желтый, соцветие, семена-парашютики, снег, река, март, лиловая, «цветочные часы», белый, «первенец весны», поле, фарфоровые колокольчики, кислая, ранневесенний, синий, плавающие листья, муравей, лес, «русалочий цветок», луг...
















Составь рассказ-описание с опорой на план
Как называется цветок?
Как он выглядит?
Когда расцветает?
Где растет?
Какие насекомые опыляют цветок?
Как выглядят плоды растения?
Как распространяются семена растения?
Дополнительные сведения (Почему цветок получил такое название? Легенды и предания и т. д.).



































СТИХИ О ЦВЕТАХ
Весенние цветы
Фиалки, медуницы
Весной в лесу цветут.
И звездочки кислицы
Белеют там и тут.
А маленький подснежник
Весны сынок родной,
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.
Подарок весны
Шла лесами,
Шла лугами
Весна в пестром сарафане,
В золотом венке,
С цветком в руке.
В косах ленты атласные
Белые и красные,
Синие, голубые,
Желтые, золотые.
Кого весна встречала,
Всех привечала,
Со всеми говорила
И по ленточке дарила:
Бору еловому
Дала ленту новую
Под старым валежником
Расцвели подснежники
Засинели, как озера,
Посветлели чащи бора.
Возле мелких лужиц
Звездочки калужниц
Засияли, зацвели,
Полетели к ним шмели.
Да вот беда!
Осталась у Весны ленточка одна!
Попросили ленту зеленые кусты,
И на них раскрылись дивные цветы:
Грозди тяжелые
Махровые, лиловые;
В каждом палисаднике сирень расцвела,
Не узнать весною нашего села!



Лесной цветок
В лесу цветок растет,
Шмелей к себе зовет:
«Прилетайте, шмели,
Поклонюсь до земли!
Гуще меду нету,
Чем с лесного цвета».
Венок из полевых цветов
Полевой цветок
Заплету в венок
Василек, ромашку,
Розовую кашку.
Колоском перевью
И тебе подарю!
Анютины глазки
Анютины глазки
Знают маленькие сказки
Про шмелей и про стрекоз,
Про весенний шум берез.
Ноготки
Я возьму лопатку
И вскопаю грядку,
Прополю сорняки
И посею ноготки.
Расцветут ноготки
Золотые огоньки!
Настурция
Настурций алый куст
Под окном горит.
Он и свеж и густ,
И красив на вид.
Иней серебром
Землю холодит,
Но живым костром
Алый куст горит.
Роза
Роза ты цветов царица!
Всех прелестней и нежней.
Капелька росы искрится
В чаше шелковой твоей.
Ты мерцаешь перламутром,
Ты от сердца гонишь тень.
Кто увидит розу утром
Счастлив будет целый день!

Мимоза
Уходят прочь морозы
Как хочется тепла!
Я веточку мимозы
Сегодня принесла.
Соцветья, как цыплята,
Пушисты и нежны,
И веют ароматом
Вернувшейся весны.
Они нам шепчут: «Скоро
Весна и к нам придет,
Оттают косогоры
И рыхлым станет лед.
И снежные метели
Из сада улетят,
А бубенцы капелей
Под крышей зазвенят».
Букеты цветов
На день рождения,
На юбилей,
В подарок
Любимой подруге своей,
На праздники в школе,
На именины
Мы дарим гвоздики
И георгины,
Нарциссы, тюльпаны,
И алые розы,
И веточки желтой
Пушистой мимозы.
Приносит нам радость красивый букет:
Впитали цветы теплый солнечный свет,
И звезд, и небес, и земли красоту,
Душевную щедрость и доброту.












БЕСЕДА ОБ УХОДЕ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ Задачи: Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знание о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений. Закрепить умение выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь. Словарь: рыхлить, крупные листья, пульверизатор, подкармливать, удобрять, свисают, вьются. ХОД БЕСЕДЫ Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода) Воспитатель: Чему вы недавно научились?
Дети: (Рыхлить землю.) Воспитатель: Для чего нужно рыхлить землю?
Дети: (Чтобы хорошо уходила вода, и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле)  Воспитатель: Чем вы рыхлите землю? Почему палочками? Дети: Чтобы не ранить корни. Ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля - поглубже. Воспитатель: Как узнать, что растение нужно полить?
Дети: (Земля сухая на ощупь, светлая.) Воспитатель: Какой водой мы поливаем?
Дети: (Теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.)  Воспитатель: Как надо мыть растения?
Дети: (Крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее, и поливать из большой лейки или пульверизатора.) Воспитатель: Для чего мы ухаживаем за растениями?
Дети: (Чтобы они были красивыми, хорошо росли и цвели.) Воспитатель: Ребята, за растениями нужно не только ухаживать, но и подкармливать, их нужно удобрять. Для этого есть специальное удобрение (воспитатель показывает пакет с порошком). Но сыпать порошок на землю нельзя, его прежде надо развести в воде. Таким раствором подкармливают растение раз в неделю после его поливки, чтобы раствор лучше впитывался в почву. На моем столе стоят стаканчики с раствором удобрения. В некоторых стаканчиках половина раствора, а в некоторых - до краев. После того, как вы у растений протрете листья, разрыхлите землю, опрыскаете их, а растения с мелкими листьями вымоете в тазу из лейки, возьмите у меня стаканчики с удобрением. Если растение большое - полный, для растения меньшего размера - половину стакана. Воспитатель распределяет работу детей, контролирует их деятельность, помогает советом, отмечает тех, кто успешно справляется с делом. По окончании работы дети убирают свои рабочие места. Клеенки вытереть, тряпочки выполоскать и высушить, поставить стаканчики на место, растения унести туда, где они стояли. Воспитатель: Чему вы сегодня научились?
Дети: (Подкармливать растения.) Воспитатель: Для чего их удобряют?
Дети: (Чтобы они лучше росли, цвели?) Воспитатель: На какую землю должно попадать удобрение?
Дети: (На мокрую, после поливки.) Воспитатель: А сейчас я хочу загадать вам загадку. Воспитатель описывает растение (есть ли ствол, ветки, какие они: прямо стоят, свисают, вьются, тонкие или толстые). Описывает листья, их форму, поверхность, окраску (темно- светло-зеленый, пестрый и т. д.), есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены.  Дети угадывают растение. Затем, предлагает детям самим составлять загадки о растениях и отгадывать их - проводится игра «Отгадай растение».
15