Мастер — класс Применение интеллект — карт на уроках математики


Интеллект - карт

(Слайд №1)Информации в современном мире становится все больше и больше. Поэтому, чтобы не утонуть в море этой информации, необходимо уметь ее эффективно анализировать, усваивать и запоминать.
Существуют весьма интересные способы упорядочения знаний и информации, которыми активнее пользуются во всем мире, чем в России. К таким(Слайд №2) способам относится методика построения ителлект - карт. Что же такое интеллект- карт и как они могут вам пригодиться?
История создания
В начале 70-х годов прошлого века английский психолог Тони Бьюзен, (Слайд №3) тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps” майнд – мэп)
В разных источниках по разному дается определение что ж е такое интеллект карта. Вот некоторые из определений:
(Слайд №4) Интеллект-карта – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека.
(Слайд №4*) Интеллект-карты – это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста.
(Слайд №4*) Интеллект-карты – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Обобщая выше сказанное, получаем:
(Слайд №4*) Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде.

(Слайд №5) Текст, список, таблица, диаграмма проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:
(Слайд №6) 1. Информацию трудно запомнить. Простые конспекты обычно представляют собой стопку исписанных листов, внешне ничем друг от друга не отличающихся. Из-за этого однообразия мы теряем остроту восприятия, следствием чего является снижение объема запомненной информации.

(Слайд №7) 2. Большие временные потери. Сначала время расходуется на запись (со всеми вводными словами, причастными оборотами, наречиями, предлогами и т. д.), потом - на прочтение и поиск необходимой информации.

(Слайд №8) 3. Отсутствие творчества. Мы оказываемся в ловушке - в рамках линейного представления информации.

(Слайд №9) Автор методики интеллект - карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает за логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.
Альтернативой этих методов являются ментальные карты запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.
(Слайд №10)Создавать ителлект - карту просто; к тому же при этом вы получаете удовольствие от творчества и тратите меньше времени, чем тратили бы на работу с обычными текстами. Информацию легче воспринимать и запоминать, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями. Когда вы создаете, вы убиваете сразу нескольких зайцев: записываете информацию, запоминаете ее, развиваете мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, при этом задействуете весь потенциал своего мозга!
(Слайд №11) Да и сама интеллект карта по форме напоминает работу мозга (нейроны мозга).

(Слайд №12) Есть определенные правила, которым необходимо придерживаться при составлении карты:

(Слайд №13) 1. Бумагу лучше брать белую, нелинованную, желательно формата А4, лист расположить горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.

(Слайд №14) 2. Слова располагать на веточках сверху, не сбоку, не под веткой. Это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, максимум два слова, не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно -
·одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации. Пишите печатными буквами, и вы сэкономите время на прочтение.

(Слайд №15) 3. Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.

(Слайд №16) 4. Используйте как можно больше картинок: к главным веткам и центральной теме они обязательны! Выделяйте разные ветки разными цветами: так будут лучше видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию.

(Слайд №17)5. Используйте различные виды линий, стрелок. Центральные линии всегда толще. Стрелки показывают связь между объектами. Длина ветки должна равняться длине слова - так карта будет более наглядной, и вы эффективно используете пространство бумаги.
(Слайд №18) 6. Используйте коды (свои или уже существующие), это сократит время при составлении интеллект – карты.
Следуя этим правилам, вы сможете создавать красивые, легко запоминающиеся интеллект - карты и учить и учиться с удовольствием.

(Слайд №19) Рассмотрим примеры применения интеллект карт для учителя:

Тематическое планирование

(Слайд №20) Интеллект-карта может быть использована как средство, предоставляющее возможность обозревать «с высоты птичьего полета» учебную программу как на год, так на четверть или учебный курс. (Слайд №21)


Проведение уроков и презентаций

(Слайд №22) Интеллект-карта лекции (урока, темы) может быть составлена преподавателем в процессе подготовки к уроку или к учебному курсу. Такую карту гораздо проще потом перевести в линейную структуру, например, презентации. Также интеллект-карту лекции (урока, темы) преподаватель может использовать для демонстрации учащимся в процессе самой лекции для того, чтобы учащиеся смогли увидеть структуру изучаемого материала.

(Слайд №23) Хорошие мнемонические качества интеллект-карты позволяют преподавателю легко вспомнить содержание лекции и при необходимости дает возможность ее дополнить. Учитель так же может использовать такую карту для повторения и закрепления пройденного материала(Слайд №24) на последующих уроках, а также при подготовке к ГИА, ЕГЭ(Слайд №25)


Рабочие листы для учащихся

(Слайд №26) Для запоминания и закрепления пройденного материала, а так же для активизации процессов мышления преподаватель может использовать интеллект-карты как рабочие листы, предназначенные для заполнения учащимися. (Слайд №26*) Эти листы могут содержать уже готовую структуру, которую необходимо заполнить учащимся. Такие листы также называют концептуальными картами Concept Map.
Проведение проверочных и контрольных работ

Интеллект-карта может быть использована как метод контроля знаний. Интеллект-карта, составленная учеником (Слайд №27)может продемонстрировать учителю его способность оперировать учебным материалом, его слабые и сильные стороны в изученной теме. Кроме того учитель может с первого взгляда определить те вопросы, в которых ассоциативная цепочка по каким-то причинам оказывается нарушенной. Благодаря интеллект-карте учитель получает ясное и объективное представление о знаниях учащегося. Кроме того этот метод обеспечивает экономию времени, которое уходит на проверку традиционных письменных заданий и упражнений.



Подведем итог.
Использование интеллект карт даёт учащимся : (Слайд №28)
адаптироваться к условиям ЕГЭ
задействовать оба полушария головного мозга
повышать работоспособность
осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности
улучшать все виды памяти
развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
формировать орфографические и пунктуационные навыки
обогащать словарный запас
а главное - повышать результативность



Данный метод дает возможность учителю:
(Слайд №29)
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
выявлять причины когнитивных затруднений
корректировать знания учащихся




Благодарю за внимание!