Рекомендации к лабораторным работам студентов по дисциплине Информатика и ИКТ 1 курс

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО СО «Исовский геологоразведочный техникум»



Утверждаю:
Зам. директора по УВР
______________________О.А. Зинурова
«_______»_________2011 г.








Лабораторный практикум
по дисциплине ОДп.11 Информатика и ИКТ







для специальности СПО
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
На базе основного общего образования
Форма обучения – очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень подготовки: базовый










Нижняя Тура
2011




СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания цикловой комиссии
математических и естественно-научных дисциплин
от _________№ __
Председатель ЦК
_______________Н.С.Жукова





Составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине « Информатика и ИКТ» автора Ивановой С.А. от 2011 г.

Автор: Иванова С.А. – преподаватель математики, информатики и вычислительной техники высшей категории.


Рецензенты: ______________________________________________
______________________________________________


















Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении учебной дисциплины «Информатика» в среднем звене школы и является фундаментом для применения информационных технологий в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.
В программе учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» выделены семь содержательных линий: информация и информационные процессы, компьютер, алгоритмизация, программирование, обработка текстовой и графической информации, применение ЭВМ, информационные технологии.
Среди требований, предъявляемых к выпускникам СПУЗов, важнейшим является: практические умения и навыки по преподаваемым дисциплинам. Это возможно только при проведении лабораторных и практических работ, учебных и производственных практик.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой предусмотрено проведение практических и лабораторных занятий.
В данной работе предложен полный комплекс лабораторных работ по дисциплине «Информатика», представлен алгоритм выполнения всех работ, схема оформления лабораторной работы, контрольные вопросы.
















Порядок выполнения лабораторной работы


Цель работы:

Исследовать действия операторов языка BASIC, используемых в программе лабораторной работы, и получить результаты выполнения программы.

Порядок выполнения работы:

. По данному заданию составить:
математическую модель (сделать рисунок, таблицу, записать формулы и т.п.);
блок – схему (алгоритм);
программу.

. Ввести составленную программу в ЭВМ.

. Запустить программу на выполнение.

. Произвести отладку программы и получить ее результаты.


Составить отчет по лабораторной работе.

Ответить на контрольные вопросы.





СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № _________

ТЕМА:
ЦЕЛЬ:



ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ: (текст задачи)


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: (рисунки, схемы, необходимые формулы)

АЛГОРИТМ: (блок – схема)


ПРОГРАММА:


РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ЭВМ:












Лабораторная работа № 1 (2 часа).

Тема: Устройства ЭВМ, их назначение и взаимосвязь.

Цель: познакомиться с основными устройствами ЭВМ, их назначением.

Задания к лабораторной работе:

Запустить обучающую программу «TEACH».
Законспектировать в рабочей тетради содержание предложенных уроков.
По окончании уроков пройти тестирование, результат тестирования сообщить преподавателю.



Лабораторная работа № 2 (2 часа).

Тема: Клавиатура ЭВМ.

Цель: познакомиться с клавишами основной и дополнительной клавиатуры, их назначением.

Задания к лабораторной работе:

Запустить обучающую программу «TEACH».
Законспектировать в рабочей тетради содержание предложенных уроков.
3. По окончании уроков пройти тестирование, результат тестирования сообщить преподавателю.








Лабораторная работа № 3 (4 часа).

Тема: Ввод в ЭВМ готовых программ, их разработка и отладка.

Цель: научиться записывать на языке BASIC арифметические выражения, составлять простейшие линейные программы; исследовать действия операторов языка BASIC, используемых для обработки линейных процессов.

Задания к лабораторной работе:

Вычислить:
1. а)13 EMBED Equation.3 1415 m = 21,7; n = 4,9; б) 13 EMBED Equation.3 1415 a1 = 2,7; b1 = 0,15; a2 = 3,2; b2 = 1,4

2. а)13 EMBED Equation.3 1415 x = 3,7; y = 0,24; б) 13 EMBED Equation.3 1415 x = 2,7

3. а)13 EMBED Equation.3 1415 x = 1,6; y =0,25; б) 13 EMBED Equation.3 1415 а=12,7; b=1,17

4. а)13 EMBED Equation.3 1415 x = 1,7; y = 0,29; б) 13 EMBED Equation.3 1415 a = 4,17; b = 0,13

5. а)13 EMBED Equation.3 1415 k =3,71; i = 0,34 б) 13 EMBED Equation.3 1415 n = 2,9; v = 0,72

6. а)13 EMBED Equation.3 1415 a = 2,6; b = 0,7; x = 1,41 б) 13 EMBED Equation.3 1415 x = 1,34

7. а) 13 EMBED Equation.3 1415 n = 2,98 б) 13 EMBED Equation.3 1415 x = 2,91; y = 0,36

8. а) 13 EMBED Equation.3 1415 x = 0,31; y = 2,56; z = 12,7 б) 13 EMBED Equation.3 1415 x = 2,71; y = 0,15

9. а) (13 EMBED Equation.3 1415)13 EMBED Equation.3 1415- (x2 *y)3 x = 0,345; y = 29,3 б) 13 EMBED Equation.3 1415 p = 3,1415; x = 0,29

10.а) 13 EMBED Equation.3 1415 a = 3,7; b = 4,51; c = 0,27; d = 2,63
б)13 EMBED Equation.3 1415 x = 2,6;y = 1,23

11. а) 13 EMBED Equation.3 1415 a = 29,7; b = 0,94; x = 438; c = 9,8 б) 13 EMBED Equation.3 1415 m = 1,35; n = 0,15

12. а) 13 EMBED Equation.3 1415 m = 36,2; n = 19,4 б) 13 EMBED Equation.3 1415 x = 1,45

13.а) 13 EMBED Equation.3 1415 p1 = 0,13; p2 = 4,27; q1 = 9,8; q2 = 2,7
б) 13 EMBED Equation.3 1415 m = 2,71; n = 0,14

14.а) 13 EMBED Equation.3 1415 x = 1,736 б) 13 EMBED Equation.3 1415 a=0,36; b=1,57; x = 5,6

15.a) 13 EMBED Equation.3 1415a1=1,7; a2=2,9; c1=0,12; c2=4,1
б) 13 EMBED Equation.3 1415 s=2,36; t=1,42



Контрольные вопросы:

Запишите число в экспоненциональной форме: 0,0017; 2400; -0,005.

Назовите операторы очистки
а) оперативной памяти;
б) экрана.

Как вызвать из оперативной памяти
а) одну строку;
б) всю программу?

Каким образом в программу вводятся исходные данные?
Назовите особенность записи аргумента в стандартной функции. Приведите примеры.
В каких единицах выражаются аргументы тригонометрических функций на языке BASIC ?
Запишите на языке BASIC следующие функции: ctg(3x+1) и lg(2x-x2).





Лабораторная работа № 4 (4 часа).

Тема: Разработка, написание, ввод и отладка разветвляющихся программ.
Цель: исследовать действия операторов условного и безусловного перехода языка BASIC.

Задания к лабораторной работе

1. sin(x+3) при х<1,
y= ln(2*x+0,8) при 113 EMBED Equation.3 1415<6,
13 EMBED Equation.3 1415+cosx при х13 EMBED Equation.3 1415; Z=tg(2*y+5).

Вычислить Z при х= -4; 0; 2; 5; 6; 8,32.

2. arctgx при x13 EMBED Equation.3 14153;
z= 13 EMBED Equation.3 1415 при 3 sin2(x-8) при x13 EMBED Equation.3 141510; B=13 EMBED Equation.3 1415-17.

Вычислить B при x= -5; -2,12; 4; 8; 10,7; 13.

3. x2-cosx при x<2,
a= sinx+lnx при 213 EMBED Equation.3 1415,
13 EMBED Equation.3 1415 при x>6; B=13 EMBED Equation.3 1415.

Вычислить B при x= -1,8; 0; 2; 4; 8; 10,7; 13.

4. ln(x2+4) при x13 EMBED Equation.3 1415,
y= arctgx при 2 ex+13 EMBED Equation.3 1415 при x>5; Z=ln13 EMBED Equation.3 1415.

Вычислить Z при x= -3,1; 0; 2,56; 4; 5; 8,16.

5. x+sinx при x<1,
y= ex+5 при 113 EMBED Equation.3 1415,
lnx+13 EMBED Equation.3 1415 при x>4; Z=tg2y.

Вычислить Z при x= -5; 0; 1; 3; 4; 8.

6. eu при u<0,
v= ln(u+8) при 013 EMBED Equation.3 1415,
13 EMBED Equation.3 1415 при u>4; T=13 EMBED Equation.3 1415.

Вычислить T при v= -4; -0,37; 0; 3; 5; 6,38.

7. 13 EMBED Equation.3 1415 при x<2,
y= x+ex при 213 EMBED Equation.3 1415,
sin13 EMBED Equation.3 1415 при x>5; Z=ln13 EMBED Equation.3 1415.

Вычислить Z при x= -5; 0; 2; 4; 6; 8,3.

8. ln(x2+3) при x<1,
v= 13 EMBED Equation.3 1415 при 113 EMBED Equation.3 1415,
arctg(x-3) при x13 EMBED Equation.3 1415; Z=13 EMBED Equation.3 1415.

Вычислить Z при x= -3; 0; 2,2; 3; 5; 17.


9. 1-z при z13 EMBED Equation.3 1415, 2*x при x<0,
z2 при z>1, если -x при x13 EMBED Equation.3 14150.

Вычислить F при x= -4; -1,5; 0; 0,3; 2,7; 5.

10. 1-0,5*u при u<2, 1-x при x13 EMBED Equation.3 14150,
3*u2-1 при u13 EMBED Equation.3 14152 если 3*x при x>0.

Вычислить P при x= -8,2; -2; 0; 0,3; 1,9; 5.

11. 13 EMBED Equation.3 1415 при x13 EMBED Equation.3 14151,
y= 13 EMBED Equation.3 1415 при –1 ln(x+0,8) при x13 EMBED Equation.3 14151; Z=5*13 EMBED Equation.3 1415.

Вычислить Z при x= -3,14; -2; -0,4; 0,8; 2,5; 4.

12. 0 при x<1,
y= 17,3*x2-9*x+1,46 при 113 EMBED Equation.3 1415<5,
9-x при x13 EMBED Equation.3 14155; V=2*cos13 EMBED Equation.3 1415.

Вычислить V при x = -2; 0,1; 2,5; 4; 9;12.

13. Вычислить х, если 13 EMBED Equation.3 1415 при u<5,
u2+2 при u13 EMBED Equation.3 14155, где

v+13 EMBED Equation.3 1415 при v<0,
sin(2*v+3) при v13 EMBED Equation.3 14150, если v= -3; -1,4; 0; 2; 4; 6.

14. 5+13 EMBED Equation.3 1415 при y<2,
a= 3*ey+1 при 213 EMBED Equation.3 1415<10,
cosy при y13 EMBED Equation.3 141510; Y=13 EMBED Equation.3 1415.

Вычислить а при х= -2; -0,3; 1; 5; 8; 10.

15. sin(2-x) при x<2,
y= ln(9*x-16) при 213 EMBED Equation.3 1415x<4,
cosx+13 EMBED Equation.3 1415 при x13 EMBED Equation.3 14154; Z=13 EMBED Equation.3 14
·15.
Вычислить Z при x= -1,7; 0; 1; 2,6; 5; 8,1.
Контрольные вопросы:
Назначение операторов IFTHEN и GOTO.
Запишите все возможные варианты записи оператора IF.
Назовите логические функции, используемые для записи проверки условия.

Лабораторная работа № 5 (4 часа).

Тема: Циклические процессы.
Цель: исследовать действия операторов обработки циклических процессов на языке BASIC.

Задания к лабораторной работе:

По заданной формуле члена ряда с номером k составить две программы:
А) программу вычисления суммы первых членов ряда (k=1, 2, , n);
Б) программу вычисления всех членов ряда, не меньших числа Е.


Вариант 1 ___ Вариант 11. 1____
(2k-1) (2k+1) k2+3k+4

Вариант 2. k Вариант 12. k+1____
(k+1)2+3 k (k+2) (k+3)

Вариант 3. 2k Вариант 13. k+3
(k+1) (k+2) k+4

Вариант 4. 2k+1 Вариант 14. 4k___
(2k+1) k 5k2+8k-1

Вариант 5. k+1 Вариант 15. 2k__
k k+2 3k2+k+4

Вариант 6. 8k Вариант 16. k+4___
3k+10 (k+2) (k+8)

Вариант 7. k Вариант 17. 9k__
2k+3 k2+k+4

Вариант 8. 3(k+1) Вариант 18. 1___
7k+1 3k2+k+2

Вариант 9. k+0,5 Вариант 19. 1_
3k+2 k+7

Вариант 10. 1 Вариант 20. 5k__
k+15 k2+4k-1

Контрольные вопросы:

1. Назначение операторов FOR и NEXT.
2. Куда помещается оператор PRINT, если надо получить:
а) все промежуточные результаты вычислений;
б) конечный результат?

Лабораторная работа № 6 (6 часов).


Тема: Одномерный массив.


Цель: исследовать действия операторов языка BASIC, используемых для обработки одномерных массивов.

Задания к лабораторной работе:

Найти сумму чисел, кратных 3, в натуральном ряду от 10 до 50.
Удвоить элементы массива, меньшие 5.
Найти среднее арифметическое элементов массива, больших 15.
Найти количество нулевых элементов массива.
Найти сумму положительных и сумму отрицательных элементов массива.
Найти среднее геометрическое чисел массива, больших 1, но меньших 5.
Найти произведение элементов массива, квадраты которых больше 5.
Найти сумму первых шести положительных элементов массива.
Найти количество пар соседних чисел, произведение квадратов которых больше 30.
В массиве заменить элементы, большие 10, числом 10, а меньшие 1, числом 1.
Изменить знаки всех элементов данного массива с четными номерами на противоположные.
Найти количество пар соседних чисел массива, сумма которых 100.
Заменить все отрицательные числа массива, квадраты которых меньше 20, противоположными числами.
Найти количество элементов массива, квадраты которых больше 25.
Найти количество пар соседних чисел, произведение которых 100.


Контрольные вопросы:

Назначение и формат оператора DIM.
Представить графически (блок – схема) вывод элементов одномерного массива в форме линейной таблицы.
Написать фрагмент программы ввода элементов одномерного массива.









Лабораторная работа № 7 (6 часов).

Тема: Двумерный массив.
Цель: исследовать действия операторов языка BASIC, используемых для обработки двумерных массивов.

Задания для лабораторной работы


Дан двумерный числовой массив размером N на M


Найти среднее арифметическое всех элементов массива, удостоверяющих условию |A(I,J)|<3.
Заменить числом 5 все элементы, меньшие 5.
Заменить все отрицательные элементы их квадратами.
В строках с четными номерами заменить все отрицательные элементы числом 0.
В строках с четными номерами найти суммы положительных и отрицательных элементов.
Найти сумму элементов каждой третьей строки.
В каждом третьем столбце вычислить сумму элементов.
В каждой третьей строке удвоить все элементы.
Найти среднее арифметическое наибольшего и наименьшего элементов.
В массиве поменять местами вторую и n-1 строки.
В строках с четными номерами заменить все положительные элементы массива числом 7.
В каждом втором столбце вычислить сумму положительных элементов.
Поменять местами третью и n-2 строки.
В столбцах с четными номерами заменить отрицательные элементы их модулями.
В данном массиве поменять местами второй и n-1 столбцы.

Контрольные вопросы:
Назначение и формат оператора DIM.
Представить графически( блок – схема) ввод элементов двумерного массива по столбцам.
Написать фрагмент программы вывода элементов двумерного массива на печать в форме таблицы.


Лабораторная работа № 8 (6 часов).

Тема: Символьные переменные.
Цель: исследовать действия операторов обработки символьной переменной языка BASIC.

Задания к лабораторной работе:

Составить программу расшифровки текста, если в нем произведена замена: а на я, о на ё, у на ю, э на е, ы на и.
Составить программу шифровки текста, заменив в нем: а на я, о на ё, у на ю, э на е, ы на и.
В заданном тексте убрать лишние пробелы между словами, оставив по одному пробелу.
Проверить, является ли данное слово «перевертышем»? (Одинаково читается слева и справа).
Зашифровать заданный текст, поставив после каждой согласной буквы букву о.
Составить программу расшифровки текста, если в нем произведена замена: б на п, в на ф, з на с, д на т.
Составить программу шифровки текста, заменив в нем: б на п, в на ф, з на с, д на т.
В заданном тексте вставить между словами вместо одного пробела запятую и пробел.
В заданном тексте определить количество слов, оканчивающихся на ая (разделителем в тексте являются: точка, пробел, тире, запятая).
Расшифровать заданный текст, зная, что после каждой согласной поставлена буква о.
Дан текст, состоящий из нескольких слов. Составить новое слово из букв, которые следуют в данных словах после буквы е.
Зашифровать заданный текст, поставив сочетание ла после каждой гласной буквы.
Определить, сколько раз в заданном тексте встречается односложный предлог.
Дан текст, состоящий из нескольких слов. Составить новое слово из букв, которые предшествуют в данных словах букве а.
Зашифровать заданный текст, поставив сочетание да после каждой глухой согласной буквы.

Контрольные вопросы:

Назовите функцию определения длины символьной переменной и запишите ее формат.
В чем состоит операция выделения части слова. Приведите пример.
Перечислите все возможные действия над символьной переменной.






Лабораторная работа № 8 (6 часов).


Тема: Операторы графики.

Цель: исследовать действия графических операторов языка BASIC; научиться формировать графические изображения.

Задание к лабораторной работе:

Изобразить в системе координат содержательный рисунок, включающий прямые и кривые линии.
Составить программу на языке BASIC, выводящую этот рисунок на монитор.

Контрольные вопросы:

Назовите оператор работы в графическом режиме.
Перечислите все возможные варианты использования оператора LINE. Приведите примеры.
Перечислите все возможные варианты использования оператора CIRCLE. Приведите примеры.
















ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. В.Ф.Ляхович. Основы информатики.
Ростов – на - Дону: Феникс, 2001.
2. В.А.Каймин и др. Информатика.
М.: Бридж, 1994.
3. В.Ф.Ляхович. Основы информатики.
Ростов – на - Дону: Феникс, 2001.
4. В.Е.Окишев и др.. Практикум по информатике.
М.: Министерство образования РФ, Научно – методический центр СПО, 1999.
5. А.Г.Кушниренко. Основы информатики вычислительной техники.
М.: Просвещение, 1993.
6. А.П.Ершов и др. Основы информатики и вычислительной техники, ч. I
М.: Просвещение, 1985.
7. А.П.Ершов и др. Основы информатики и вычислительной техники, ч. II
М.: Просвещение, 1986.
8. В.Н.Касаткин. Информация. Алгоритмы. ЭВМ.
М.: Просвещение, 1991.
Дополнительная
В.М.Заварыкин и др. Основы информатики и вычислительной техники.
М.: Просвещение, 1989.
2. В.А.Урнов и др. Преподавание информатики в компьютерном классе.
М.: Просвещение, 1990.
В.Н.Решетников и др. Информатика – что это?
М.: Радио и связь, 1989.
В.А.Каймин и др. Основы информатики и вычислительной техники.
М.: Просвещение, 1989.
А.Г.Гейн и др. Основы информатики и вычислительной техники.
М.: Просвещение, 1993.
6. А.Семакин, Т.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе.
М.: Лаборатория базовых знаний, 2001 г.
Справочная
1. А.П.Ершов и др. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной технике.
М.: Просвещение, 1991.
2. И.Ю.Гусева. Информатика в схемах и таблицах.
Санкт – Петербург: Тригон, 2006 г.



















Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native