Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему Мыльные пузыри.

Конспект непосредственно образовательной деятельности МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Оборудование
На каждого ребенка:
- 2 стаканчика с растворами разного качества (из одного пузыри получаются лучше, из другого - хуже);
- трубка среднего диаметра (например, корпус от использованного фломастера или шариковой ручки);
- трубка малого диаметра (обрезанные использованные стержни от шариковой авторучки);
- трубка для коктейля;
- бумажная воронка-раструб, края которой сшиты или скреплены скотчем;
- фаянсовая тарелка;
- салфетка для вытирания рук и лица.
Общее оборудование:
- запасные растворы;
- запасные воронки-раструбы;
- полотенце.

Подготовка к занятию
Пускать мыльные пузыри - любимое развлечение детей. Варьируя условия, это развлечение можно превратить в исследование.
Для того, чтобы пузыри получались хорошими, мыльный раствор готовится на дистиллированной воде. Если такой воды нет, можно использовать дождевую или снеговую воду, профильтрованную через несколько слоев ткани для удаления твердых частичек, всегда присутствующих в атмосфере в виде пыли. Подойдет кипяченая вода, если после остывания ее осторожно слить, не взмучивая осадок со дна. Кипятить надо примерно 30 минут. В этой воде растворяется небольшое количество хозяйственного или иного мыла.
До работы педагог проверяет качество раствора. Для этого он выдувает небольшой пузырь и пытается проткнуть его пальцем, смоченным в растворе. Если раствор подготовлен правильно, пузырь не лопнет. В противном случае следует добавить в раствор мылящего средства.
Педагог, зная своих детей, либо сразу приглашает их к работе, либо предварительно знакомит с правилами выдувания мыльных пузырей. Каждый опыт дети выполняют достаточно долго, чтобы успеть насладиться процессом, отработать его технику, увидеть разные варианты пузырей, сравнить свои достижения с достижениями товарищей, Работа ведется в непринужденной обстановке, дети раскрепощены, свободно передвигаются по групповой комнате. Педагог поощряет любую инициативу детей по экспериментированию с мыльными пузырями.
Если раствор нечаянно попадет кому-нибудь в глаза, воспитатель быстро промывает их под струей воды и сам вытирает лицо ребенка полотенцем, выясняя, не сохранилось ли чувство боли.

Ход занятия
(В конспекте дается только прямая речь воспитателя.)
- Ребята, сегодня мы будем пускать мыльные пузыри. Все вы знаете, как это делается, т.к. сами не раз играли с ними. Хочу только предупредить: работайте аккуратно, чтобы раствор не попал в глаза. Если же такое произойдет, глаза будет немного щипать. Не пугайтесь, не трите их руками, иначе боль усилится: руки ведь будут в растворе. Сразу же говорите мне, и я помогу вам промыть глаза ч
·истой водой.
- Для начала возьмем трубочки средней толщины, которые сделаны из фломастеров. Попробуйте выдуть пузыри. (Работа детей. Педагог поощряет ребят, удивляется и радуется вместе с ними. Новую методику предлагает только после того, как интерес ребят начинает спадать.)
- Давайте посмотрим, влияет ли состав раствора на качество пузырей. Возьмите стаканчики со вторым раствором.
- Из какого раствора пузыри получаются лучше?
(В дальнейшем оба раствора остаются в распоряжении детей, и они пользуются ими по своему усмотрению произвольно.)
- А теперь возьмите очень тонкие трубочки. Посмотрим, какие пузыри получатся из них. (Предлагаются пустые обрезанные стержни от шариковых ручек)
- Посчитайте, сколько пузырей может получиться за один раз. (Озвучивает некоторые получившиеся цифры, не выбирая лучших детей.)
- Наигрались? Поставим новый опыт; возьмем широкую трубку. (Детям предлагаются бумажные воронки-раструбы.) (Работа детей.)
- Хорошо у вас получается. Давайте посоревнуемся, кто выдует самый большой пузырь. (Работа детей. Все дети поощряются, , первенство не подводится.)
- Попытайтесь отцепить пузырь от воронки, пусть он полетает. (Работа детей.)
- Поднимите руку как можно выше, пусть пузырь летает подольше.
- Подуйте на летящий пузырь. Удастся ли его перемещать в воздухе?
- Подуйте сразу вдвоем. Что получится?
- Подуйте снизу. Не поднимется ли он вверх?
- Попробуйте поймать летящий пузырь на воронку. Удается? Или он каждый раз лопается?
- Теперь - новое задание. Разбейтесь на пары, подойдите друг к другу и постарайтесь выдуть один общий пузырь. Для этого наклонитесь и соприкосните воронки краями. (Работа детей.)
- А, может быть, такую работу можно выполнить и втроем? (Работа детей.)
- Теперь давайте сделаем так: возьмите по тарелке и трубочке для коктейля. Наберите в трубочку раствора, поднесите ее близко к поверхности тарелки и постарайтесь выдуть пузырь так, чтобы он прилепился к дну тарелки. Получится как бы половина пузыря. (Работа детей.)
- Намочите палец в растворе и постарайтесь проткнуть пузырь мокрым пальцем. Получается? (Работа детей.) А теперь прикоснитесь к пузырю сухим пальцем. В чем отличие?
- Последнее задание - самое трудное. Послушайте его внимательно. Вначале выдуйте пузырь на тарелке. Затем оторвите трубочку от пузыря, снова проткните стенку пузыря и выдуйте новый пузырь внутри первого. (Работа детей.)
- Молодцы, хорошо работаете. А сможет кто-нибудь выдуть новый пузырь внутри второго, так чтобы получилось три пузыря? А четыре? (Работа детей.)
- Очень хорошо. Наигрались? Работа закончена. Вымойте руки, трубочки и стаканчики, умойте лицо, вам его забрызгали лопнувшие пузыри. Уберите за собой столы, протрите их салфетками. Молодцы, спасибо.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15