Развитие УУД обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности.


Развитие УУД обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности.Выполнила: Ионова Наталья Анатольевна, зам.директора по УВР МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ Универсальные учебные действия(УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;-совокупность действий учащегося , обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:-носят надпредметный, метапредметный характер;-обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;-обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;-лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо от её специально-предметного содержания;-обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Функции УУД:1.Регуляция учебной деятельности 2.Создание условий для саморазвития и самореализации личности3.Обеспечение успешности обучения ребёнка Виды УУД:1.Личностные2.Познавательные3.Коммуникативные4.Регулятивные Свойства УУД, подлежащие оценке:*уровень (форма) выполнения действия;*полнота (развёрнутость);*разумность;*сознательность (осознанность);*обобщённость;*критичность;*освоенность (П.Я.Гальперин, 1998) Формирование УУД в образовательном процессе определяется 3 положениями:*формирование учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.*формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.*УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Развитие УУД является психологической составляющей ядра общего образования.Действует формула «уметь - значит знать». Условия и средства формирования УУД:-Учебное сотрудничество;-Совместная деятельность;-Разновозрастное сотрудничество;-Проектная деятельность как форма сотрудничества;-Дискуссия;-Тренинги;-Общий приём доказательства;-Рефлексия;-Педагогическое общение Внеурочная деятельность может осуществляться через:-учебный план;-дополнительные образовательные программы самой образовательной организации;-образовательные программы организаций дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;-организацию деятельности групп продлённого дня;-классное руководство;-деятельность иных педагогических работников в соответствии с должностными обязанностями;-инновационную деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ. Технологии , методы и приёмы развития УУД в рамках урочной деятельности :1.Учебная ситуация (ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг);2.Проблемно-диагностическая технология;3. Технология оценивания;4.Технология продуктивного чтения;5.Учебно-исследовательская и проектная деятельность. Внеурочная деятельность в образовательной организации осуществляется на основе оптимизационной модели (в её реализации принимают участие все педагогические работники данной организации). Для каждого ребёнка необходимо создать особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Программы, направленные на формирование УУД в рамках надпредметных программ:- «Исследовательская деятельность»;- «Проектирование и индивидуальная работа с одарёнными детьми»;- «Успешное чтение»;- «Путь к успеху»;- «Музейная педагогика» Результатами внеурочной деятельности могут стать:-формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах поведения;-формирование реалистической позитивной осознанной самооценки;-формирование у обучающегося реального представления о том, как его оценивают и воспринимают одноклассники, родители, учителя;-развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;-формирование представления о трудовой деятельности, уважения к труду и его результатам;-ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.