Статья к выступлению на региональных педагогических чтениях Духовно-нравственный аспект воспитания личности на уроках технологии. Метод творческого проектирования».


В.Н. СёминаУчитель технологии,
МБОУ «Берёзовская СШ»
Духовно-нравственный аспект воспитания личности на уроках технологии. Метод творческого проектирования».
Сегодня важность вопроса о духовно-нравственном воспитании наших детей признают все: общество, родители, школа. В настоящее время продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяются пагубные привычки; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Но готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию не может появиться у ребёнка сама собой. На помощь ему должна прийти, прежде всего, семья, со своими традициями, устоями, поддержкой друг друга и школа. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей развития личности.
Предмет «Технология» играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной личности. Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения, сегодня нужно научить ребенка на уроках технологии решать проблемы, включая его в творческие, ролевые, исследовательские виды деятельности.
В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектно-исследовательской деятельности, как одной из главных форм организации учебно-воспитательного процесса. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах сотрудничества, сотворчества, партнерства. Благоприятная психологическая атмосфера дает возможность каждому ребенку работать в оптимальном для него темпе и создает для него ситуацию успеха
Использование проектной технологии является необходимым аспектом обучения, так как образовательная область «Технология» предполагает создание проектов обучающимися на всех ступенях школьного образования.
Задача учителя -направить интерес детей в нужное русло. Но ребёнок ещё и ждёт признания его труда, поощрения и поддержки. Важна ситуация успеха, которая мотивирует ребёнка на дальнейшее творческое саморазвитие. Идея проекта – это развитие творческих, познавательных компетентностей и универсальных учебных действий обучающихся посредством вовлечения детей в реализацию коллективного проекта что способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов образования, поскольку развитие творческих способностей помогает:
- понимать и осваивать новое;
- быть открытыми и способными выражать собственные мысли;
- формировать представления о мире, истории, культуре, добре и зле, нравственности, толерантности;
- формировать уважительное отношение к родному краю, родной стране, семье, культуре, природе;
- уметь принимать решения и помогать друг другу;
- формулировать интересы и осознавать возможности.
Основной целью проекта является создание условий для развития гармонично-духовной личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России и самовыражения учащих.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: -воспитывать гражданско- патриотическое мировоззрение учащихся, ориентируясь на общечеловеческие ценности.
-  воспитывать трудолюбие.
- способствовать проявлению и раскрытию творческих способностей через
участие в образовательных событиях разного уровня (в т. ч в городских и окружных конкурсах и фестивалях).
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение проекта. А решение данных задач успешно только тогда, когда ребёнок заинтересован, чувствует поддержку родителей, учителя, одноклассников, получает признание и поощрение своего труда. Поэтому немаловажную роль играет и алгоритм творческой деятельности по созданию изделия.
Что же включает в себя алгоритм творческой деятельности по созданию изделия: А) Обсуждение с обучающимися содержания творческой деятельности, выбор изделия, подбор необходимой исторической информации. Б) Теоретические и практические занятия, которые спланированы по следующему принципу
1.Информация, которую предоставил учитель. 
2. Информация, найденная учащимися в других источниках.
Ребята сами подбирают дополнительный материал и на следующем занятии делятся своими находками. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учит и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
3.Практическое занятие.
На уроках технологии мы сначала изготавливаем изделия более простое, по образцу, а затем усложняем задачу и выполняем более сложные композиции собственного творчества. 
Демонстрируем образец.
Вспоминаем правила ТБ, подготавливаем необходимые инструменты для изготовления данного изделия
Проверяем рабочее место.
Коллективно планируем дальнейшую работу.
Самостоятельные работы детей дома
Т.к. изделиям требуется не одно занятие, то предполагается завершение работы дома, где родителям отводится немаловажная роль, они должны помочь ему советом и оценить работу ребёнка.
Наши достижения- это призовые места на районных , школьных выставках, грамоты за активное участие во всероссийских акциях и конкурсах: это тоже мотивирует ребёнка на дальнейшее творческое саморазвитие, а особенно радует родителей.
В этом году учащиеся нашей школы стали победителями благочиннического а затем и дипломантами епархиального этапа областного конкурса «Свет Рождественской звезды».
В конкурсах от благочиния учащиеся нашей школы принимают активное участие не первый год. Особенно полюбились детям два самых крупных конкурса –«Пасха Красная» и «Свет Рождественской звезды»
В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:
- самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач:
- работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
- устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Литература.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011.
2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
3.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия «Духовно- нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
4. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
5. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
6. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.
7.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж. Воспитание школьников. – № 7- 2010.
8.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж. Воспитание школьников. –№ 3-2010.
9.Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н.Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
10. Воспитание гражданина – патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. – № 1-2010.
11.Духовность в современной школе /С.В.Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011