Тема. Вначале было Слово.

Тема: «Вначале было Слово»

Цель урока: 1) Определить роль Слова в жизни человека и отношение к нему в связи с этим;
2) приобретение учащимися языковых норм, регулирующих правильность речи;
3) воспитывать у учащихся речевую культуру.


Оборудование: портреты поэтов Пушкина А.С., М.Ю.Лермонтова, М.Цветаевой. ТСО.


Ход урока.

Учитель. В начале было Слово
- Продолжите это известное библейское выражение.
( И слово это было Бог).

Да, действительно, со Слова начинается человек разумный, и оно всесильно:

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!
В.Шефнер.

И тысячи лет назад люди говорили о том, что волнует их сегодня: о красоте, любви, страхе и ненависти посредством Слова. Вспомните, кто из русских поэтов сказал о том, что Слово звучит, «как колокол на башне вечевой \\ Во дни торжеств и бед народных?» (М.Ю.Лермонтов).

Кто призывал «глаголом жечь сердца людей?» (А.С.Пушкин)

Не случайно о величии Слова, о его способности возродить в душе нравственные заповеди говорится в стихах, рожденных в годы суровых испытаний.

-Может быть, вы можете назвать их авторов? (И.Бунин, Н.Гумилев, А.Ахматова).

Учитель. В романе «Белая гвардия» М.Булгаков писал: « Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, но 1919 был еще страшней». Именно в это время родились строчки Николая Гумилева о Слове; о его великой силе.

- Может быть, вы их вспомните?

Учащийся читает строки стихотворения Н.Гумилева «Слово»:

Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

Учитель. В блокадные годы Анна Ахматова клятвенно обещала от имени всех граждан:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Эти строки поэтесса написала в 1942 году, прекрасно понимая, что, сохранив Слово, мы сохраним все, ибо оно, Божье Слово, способно сберечь человеческое в человеке.

Итак, мы определили с вами основную роль Слова в жизни человека. Давайте вспомним строки буниновского стихотворения, которое, как и стихотворение Н.Гумилева, тоже называется «Слово».

Ученик читает стихотворение.


- Как вы понимаете фразу «Лишь Слову жизнь дана»?
(В слове живут история человечества и его культура).

- Правильно, и это еще одна функция Слова и тоже великая. А раз так, то как вы ответите на вопрос о том, что значит любить свой народ?
( Сохранять его традиции, историю, культуру- а значит, его язык,Слово, в котором они живут).

- Очень хорошо, помните об этом. Я хочу привести вам слова К.Паустовского: «Человек, равнодушный к родному языку,- дикарь Его безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Как вы уже поняли, функции языка, Слова в жизни человека, в его деятельности различны. Язык- это не только средство коммуникации, это еще и форма мышления. Слово в человеческом сознании заменяет предмет, выражая понятие. Таким образом, Слово как бы связывает сущность предмета и наше сознание.

Самая большая ценность любого народа- его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что все наши мысли формулируются языком.

Известно, что потребность в самовыражении, в общении является основополагающей в человеке А для того, чтобы выразить себя, необходимо владеть Словом.

- Раскройте смысл выражения «владеть словом».
(Это значит свободно, грамотно и понятно для окружающих выражать свои мысли).

Учитель. Значит, вы согласны с тем, что Слово требует к себе бережного отношения, уважения? С тем, что о внутреннем мире человека чаще всего судят по его речи, богатой, эмоциональной, грамотной или убогой, серой, унылой?

- А если да, то как вы относитесь к языковым нормам, регулирующим правильность речи?
( Норма обеспечивает сохранность нашего литературного языка).

- Где отражены нормы языка?
( В различных словарях).

Я думаю, что мы просто обменялись мнениями, а выработали общее убеждение в необходимости бережного отношения к Слову, в необходимости руководствоваться нормами правильной, литературной речи. Наш урок хотелось бы закончить стихотворной миниатюрой Анны Ахматовой, строки которой перекликаются со стихами И.Бунина и тесно связаны с темой сегодняшнего урока:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
А.Ахматова.



Литература.


Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. –М.: Педагогика, 1977г.- стр. 256.
Базовое педагогическое образование. Введение в педагогику: Материалы к учебной программе. СПб, 1994г.-стр.33.
Гуманизация образования. Теория. Практика. – СПб, 1994г.-стр.96.
Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994г.-стр.134.
Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981г.-стр.96.


15