Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературного чтения.


Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературного чтения.
Школа как учреждение, призванное обучать, воспитывать, развивать детей, находится сегодня в непростых условиях. Падает престиж образования, низок уровень таких качеств, как нравственность, воспитанность, культура. У детей формируется неприятие извечных нравственных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.
Ребёнку необходимы нравственные опоры, чистые источники красоты и добра, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным
ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
В школе сложилась система единых уроков духовно- нравственного воспитания.
Цель уроков:
-чтобы дети были добрыми,
-отзывчивыми к чужой беде,
-умели радоваться успеху своего друга,
-уважали старших,
-почитали родителей, умели ценить дружбу,
-любили свой край, уважали свой труд и труд других людей.
Правильное нравственное воспитание формирует личность.
Особое место среди школьных предметов занимает литература, а в начальных классах уроки литературного чтения.
Урок литературного чтения является центром технологии нравственного воспитания.
На уроках литературного чтения, научившись читать, дети учатся полноценно воспринимать художественный текст, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом. Ученик представляет себе героев, сочувствует им или, наоборот, гневается и может даже отождествлять себя с ними, поэтому при изучении всех произведений на каждом уроке я добиваюсь того, чтобы ребята:
обдумывали прочитанное;
сопереживали героям;
оценивали их поступки;
осмысливали их проблемы;
соотносили их жизнь со своей жизнью;
старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Средства и способы формирования нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
Средства и способы формирования нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
Творческие задания
На уроках, для достижения наилучшего результата в нравственном воспитании, я использую различные творческие задания.
1.Письменно изложите своё отношение к главному герою произведения.
(Навыки: умение выделять героя, понимание текста).
2. Придумайте продолжение рассказа, сказки.
(Навыки: умение мыслить, развивать фантазию детей).
3. Опишите: предмет, явление природы, действие героя.
(Навыки: умение выражать в слове свои впечатления).
4. Покажите мимикой и жестами характер и поведение героя.
5. Покажите голосом характер, воспитанность героя.
6.Придумайте и напишите сказку, рассказ, стихотворение на тему…
7. Выделите голосом слова, которые характеризуют положительные качества героя.
8. Прочитайте так, как прочитал бы диктор центрального телевидения.
9. Подбери пословицы и поговорки по теме.
10.Перескажи текст от своего имени.
Основные формы организации учебной деятельности.
- творческие пересказы;
- дописывание сюжета;
- составление структурных схем;
- рисунок (устное словесное рисование);
- отзывы, рецензии, мультфильмы;
- сочинения;
- дидактические игры;
- инсценирование;
- театральные постановки;
- иллюстрации.
Каждое литературное произведение нравственно воспитывает человека. Дети учатся жить на примере литературных произведений. Они не только сами приобщаются к положительному, но и учат своих сверстников, а иногда и взрослых быть нравственно воспитанными и образованными. После прочтения и анализа многих произведений, ребята тоньше чувствуют те стороны жизни, которые раньше совсем не замечали. Это сопереживание животным, природе, окружающим; становятся добрее и ответственнее за свои поступки и слова.
Элементы нравственного воспитания можно использовать не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках: на уроках русского языка, математике, окружающего мира, трудовом обучении.