Учебное пособие«Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования ©Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковскогоª РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по дисциплине ИНФОРМАТИКА и ИКТ для студентов 1 курса часть 1 Омск 2013 2 Составитель Е. Н. Фадеева, преподаватель информатики и информационных технологий БОУ ОО СПО ©Омавиатª. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь: учебное пособие для студентов 1 курса коллед жа. 1 часть. Рабочая тетрадь является частью учебно - методического комплекта по дисциплине ©Информатика и ИКТª. Она полностью соответствует программе по указанной дисциплине . БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 3 Пояснительная записка Рабочая тетрадь по дисциплине ©Информатика и ИКТ ª разработана с учѐтом обязательного минимума содержания образования по информатике и ИКТ. В Рабочей тетради представлены практические задания для выполнения их в самой тетради или на компьютере по дисциплине ©Информатика и ИКТ. Упражнения ориентированы на закрепление теоретических понятий, отработку умений и навыков при обучении информационным технологиям. Цель создания Рабочей тетради состоит в использовании практических заданий для:  формирования высокого уровня информационной культуры,  овладения совреме нными информационными технологиями,  выработки умений оперативно и качественно работать с информацией,  развития творческого и познавательного потенциала студентов ,  раскрытия коммуникативных возможностей современного человека. Задан ия разделены по разделам курса информатики . Для их выполнения можно использовать программное обеспечение, идущее в комплекте с операционной системой. Программная поддержка курса базируется на изучении технологии работы в системных средах Windows ( ХР, Windo ws 7 , любая из перечисленных). Студенты должны владеть основами работы в операционной системе Windows , знать технологию работы в прикладных средах графического редактора, текстового редактора, табличн ого процессора, базах данных, т.е. программного обеспе чения основных информационных технологий. При работе в Интернете можно ис пользовать браузер, интегрированный в Windows ‬ Explorer , либо любой другой. Для освоения технологии работы в основных пользовательских средах на уровне предпрофессиональной по д готовки используются программы, входящие в пакет прикладных LibreOffice . Рабочая тетрадь поможет студентам в освоении теоретических понятий информационных технологий , а преподавателю в прове рке качества знаний обучаемых. Она создана для удобной и комфор тной работы на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время. БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 4 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ Находясь за компьютером, рекомендуется периодически отдыхать, отвлекаться от экрана монитора, смотреть в окно, однако во время работы надо быть предельно внимательным. В о избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования, рекомендуется выполнять следующие правила: 1) н е входить в помещение, где находится вычислительная техника без разр ешения преподавателя; 2) н е включ ать без разрешения оборудование; 3) п ри несчастном случае, или поломке обо рудования позвать преподавателя; з нать, где находится пульт выключения оборудования (выключат ель, красная кнопка, рубильник); 4) н е трогать провод а и разъемы (возможно поражение электрическим током); 5) не допускать порчи оборудования; 6) н е работат ь в верхней одежде; 7) н е прыгать, не бегать (не пылить); 8) н е шуметь. Строго запрещается: 1) трогать разъемы соединительных кабелей; 2) прикасаться к питающим пров одам и устройствам заземления; 3) прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора; 4) включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя; 5) работать во в лажной одежде и влажными руками; 6) класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру. Работать следует на расстоянии 60 - 70 см, допустимо не менее 5 0 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, - в очках. Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты. Оптимальное расстоя ние глаз у чащихся до экрана монитора должно быть в пределах 0,6 - 0,7 м, допустимое - не менее 0,5 м. Нельзя работать при недостаточном освещении и при плохом самочувствии. Все задания выполнять только с разрешения преподавателя. БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 5 ЧЕМ ОПАСЕН ДЛЯ НАС КОМПЬЮТЕР Компьютер - высокотехнологичное технически хорошо продуманное устройство, но вместе с тем очень опасное. Иногда опасность реальна, а иногда, он незаметно воздействует на Ваше здоровье и психику. Возможные воздействия:  На зрение. (Преломление - искажение и зображения происходит в связи с тем, что лицевое стекло монитора очень толстое, для безопасности на случай разрушения кинескопа; растр - изображение состоит из точек и строк; мелькание - изображение формируется кадрами, как в телевизоре; свечение - свечени е изображения не естественно и происходит дополнительное утомление глаз.) Для профилактики следует чаще моргать, периодически отвлекаться (смотреть в окно, в даль), делать гимнастику для глаз. При наборе текста стараться, как можно меньше смотреть на монит ор.  Излучение микроволновое (радиация) и электромагнитное.  Высокое напряжение от 110 до 50000В в неисправных блоках может сохраняться длительное время, поэтому не следует касаться токоведущих частей под напряжением и не использовать компьютер в сырых пом ещениях.  Воздействие на осанку, неправильная организация рабочего места может привести к быстрому утомлению, искривлению позвоночника (необходима правильная организация рабочего места и времени, гимнастика).  Компьютерные вирусы влияют на здоровье: плавающ ие линии, плавающая четкость, инфразвуки, ультразвуки, "двадцать пятый кадр", стресс от потери информации...  Артрит (при работе с мышкой и клавиатурой более всего задействованы - указательный и средний пальцы, мышцы запястья и предплечья, что может вызвать болезнь суставов) ‬ необходимо распределение нагрузки на все пальцы (десятипальцевый - слепой метод печати).  Ионизированная (наэлектризованная) пыль - сильный канцероген БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 6 ‬ необходимо проветривать помещение и содержать в чистоте.  Компьютерные игры и Инте рнет иногда перерастают в психологическую (компьютерную) зависимость, поэтому следует развивать чувство самоконтроля ЧЕМ ОПАСНЫ МЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА Не только компьютерная техника может повредить нашему здоровью, но и мы при несоблюдении элементарных прав ил гигиены и труда можем испортить оборудование. Возможные повреждения:  Блоков компьютера - это царапины, вмятины, трещины.  Механические повреждения клавиатуры. Стираются надписи на клавишах (маникюр, кольца, кремы...), от сильного удара клавиши "залипаю т" (в особенности пробел и ввод).  Механическое повреждение тонкого защитного слоя экрана, касание поверхности экрана пальцем , указкой, ручкой, карандашом. Не желательно протирать экран грубой тканью.  Внутренние механические повреждения, которые могут возн икнуть от удара или попадания постороннего предмета вовнутрь. (Категорически запрещается переносить, передвигать блоки компьютера во включенном состоянии.)  Токопроводящая пыль, загрязнения, влага нарушают теплопроводность блоков и могут вывести из строя б локи компьютера.  Крошки, кофе, чай, скрепки... могут попасть в компьютерные блоки и вывести их из строя.  Бумага, положенная на вентиляционные отверстия блоков (монитора) нарушает их тепловой режим. БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 7 Частое включение / выключение компьютера создает допо лнительную нагрузку на блоки компьютера. Правильная организация рабочего места и рабочего времени, соблюдение правил техники безо - пасности превратят Ваш компьютер в настоящего друга и безопасного помощника Раздел 1 Информация и информационные процессы  Подходы к понятию информации и измерению информации.  Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. Задание 1. Запишите определения. Информация ‬ ____________________________________________ _________________ ____________________ _________________________________________ Информатика ‬ ___ _______________________________________ ___________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ Информацион ные процессы ‬ ___ ___________________________ ______________________ ___ ______ _____________________________________________________________ О бладатель информации - _ ________________ __________________________________________ _______________________________ ___________________ ___________ БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 8 Д оступ к информации - ____________ __________________ _______________________________ __________________________________________________ ___________ К онфиденциальность информации - _ ____________________________________________ ______ __________ ________________________________ __________________ ___________ __________________________________________________ ___________ П редоставление информации - __________________________________________ _____________ _____ _________________________ _________________________ __________ Р аспространение информации - __________________________________________________ ___ _____ _ _____________________________ ______________________________ Э лектронное сообщение ‬ ___________ _______________________________ ___ ______________ __________________________________________________ ___________ Д окументированная информация ‬ ____________________ _______________________________ _ __________________________________________________ ___________ Задание 2. Заполните таблицу : И НФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ ВРЕМЯ 4 ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО НАШЕЙ ЭРЫ XVI ВЕК (середина) НАША ЭРА XIX ВЕК (конец) НАША ЭРА XX ВЕК (конец) НАША ЭРА ИНФОРМАЦИОН НОЕ ОБЩЕСТВО Информа ционные револю - ции ПЕРВАЯ ВТОРАЯ ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕР ТАЯ БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 9 Изобре - тение Резуль - тат Задание 3 . Заполните таблицы : 1) Свойства информации Свойства информации Примеры 1. Доступная 2. Адекватная 3. Репрезентативность 4. Актуальная 5. Полная 6. Достоверная 2) Работа на ПК с различными видами информации Виды информации Прикладная программная сред а Названия известных программ Текст Текстовый редактор Блокнот, MS Word, … Графика Схема Диаграмма Звук БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 10 Видеоизображение Фотография Таблица Большой объем информаци и Чертеж Задание 4 . Заполнит е таблицу: Информационные процесс ы Информационные процессы Примеры человеческой деятельности, природ ных явлений Примеры их реализации в компьютере Создание информации Сбор информации Обработка информации Хранение информации Передача информации Поиск информации Кодирование информации Задание 5 . Перечислите действующие нормативные документы (законы), регулирующие информационные процессы современного общества. 1) _______________________________________________________ _______________________________________________ ________ ___________________________________ _____________ БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 11 2) _______________________________________________________ _______________________________________________________ ________________________ ________________________ 3) ________________________________________ _______________ _______________________________________________________ _____________________________________________ ___ 4) _______________________________________________________ _______________________________________________________ ___________________________ ___________________ __ Задание 6 . Заполните пустые места таблицы. 1) Таблица степеней числа 2 р 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 2 р 1 2 4 8 2) Таблица алфавитов позиционных систем счисления Основания 2 3 4 5 6 7 8 9 10 16 Алфавит 0 0 0 0 1 1 1 1 2 2 2 3 3 4 5 6 7 8 9 C(12) D(13) E(14) F(15) БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 12 3) Таблица соответствия натуральных чисел Х 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Х 16 Х 8 Х 2 Задание 7 . 1) Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же целое число должно быть записано в различных системах счисления. Двоичная Восьмеричная Десятичная Шестнадцатеричная 101010 127 269 9 B 2) Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же дробное число должно быть записано в различных системах счисления. Двоичная Восьмерич ная Десятичная Шестнадцатеричная 0,101 0,6 0,125 0,4 3) Заполните таблицу, в каждой строке которой одно и то же произвольное число (число может содержать как целую, так и дробную часть) должно быть записано в различных системах счисления. БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 13 Двоичная Восьмеричная Десятичная Шестнадцатеричная 111101,1 233,5 46,5625 59, B Задание 8 . Переведите числа в другие системы счисления. Результаты вычислений запишите в таблиц у. Вариант 1 Вариант 2 1)100001 2 =? 8 =? 10 ; 534 8 =? 2 =? 10 ; 254 10 =? 2 =? 8 ; 2)100111 2 =? 8 =? 10 =? 16 ; 624 8 =? 2 =? 10 =? 16 ; 231 10 =? 2 =? 8 =? 16 ; 1АС 16 =? 2 =? 10 =? 8 1) 101101 2 =? 8 =? 10 ; 627 8 =? 2 =? 10 ; 3 78 10 =? 2 =? 8 ; 2) 110011 2 =? 8 =? 10 =? 16 ; 425 8 =? 2 =? 10 =? 16 ; 199 10 =? 2 =? 8 =? 16 ; 2 DB 1 6 =? 2 =? 10 =? 8 Вариант 1. 1) Dec 254 Bin 100001 Oct 534 2) Dec 231 Bin 100111 Oct 624 Hex 1АС БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 14 Вариант 2. 1) Dec 378 Bin 101101 Oct 627 2) Dec 199 Bin 110011 Oct 425 Hex 2 DB Задание 9 . Прочитайте теоретически й материал и заполните нижеприведенную таблицу. В ЭВМ кодирование информации осуществляется двоичным цифровым кодом. Доказано, что применение двоичной системы счисления обеспечивает максимальную производительность ЭВМ. Двоичный код представляется с п о мощью двух информационных сообщений - "1 "(импульс напряжения) или " О" (отсутствие импульса). Комбинации двоичного кода для кодирования информ а ции называются цифровым кодированием. При кодировании входная информация представляется строго соответству ю щим двоичн ым набором. Сообщение о событии, у которого только два одинаково возможных и с хода, содержит одну единицу информации, называемую битом (Да - Нет, 1 - 0, И с тина - Ложь). Бит - это минимальная количественная характеристика информации. Для измерения компьютерной информации служит восьмибитовое число - байт. Байт - минимальная единица информации, с помощью которой кодир у ют 1 символ. 1байт= 8бит; 1Кбайт (килобайт) = 1024 или 2 10 байт; 1Мбайт (мегабайт) =1 048 576 или 2 20 байт; 1Гбайт (гигабайт) =1 073 741 824 или 2 3 0 бaйт; БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 15 1Тбайт (терабайт) = 1 099 511 627 776 или 2 40 байт. Символьная (алфавитно - цифровая) информация в компьютере представляется посредством восьмиразрядных двоичных кодов. Полное число кодовых комбинаций нулей и единиц в этом случае составляет 2 8 = 256. Каждому символу (цифре, букве, знаку) ставится в соответствие единственный код из числа кодовых комбинаций. С помощью восьмиразрядного кода можно закодировать строчные и прописные буквы латинского алфавита, буквы русского алфавита, цифры, знаки препинания, знаки математических операций и некоторые спец и альны е символы. Передача символьной информации в этом случае заключается в пересылке по линии передачи кодовых двоичных наборов информации. При этом один разряд двоичной информации принимается за 1 бит. После довательность из 8 двоичных разр я дов кода информации в ЭВМ осуществляется 8 - разрядным двоичным кодом, т.е. каждому входному символу соответствует 1 байт информ а ции. Единицы измерения количества информации Название Условное обозначение В битах В байтах 1Ки лобит 1Кбит 1Мегабит 1Мбит 1Гигабит 1Гбит 1Килобайт 1Кб 1Мегабайт 1Мб 1Гигабайт 1Гб Задание 10 . Решите задачи. 1) Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице ‬ 40 строк, в каждой строке ‬ 60 символов. Каков объем информации в книге? Ответ: _________________________________________________ 2) Сколько килобайт составляет сообщение, содержащее 12288 бит? Ответ: _________________________________________________ БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 16 3) Можно ли уместить на одну дискету книгу, имеющую 432 страницы, причем на каждой странице этой книги 46 строк, а в каждой строке 62 символа? Ответ: _________________________________________________ 4) На странице обычного учебника помещается примерно 50 строк, в каждой строке по 60 знаков (байт). Сколько печатных листов такого учебника может поместиться на обычную 3 - х дюймовую дискету? Ответ: _________________________________________________ 5) Лазерный диск может содержать 650 Мбайт информации. Определите, сколько дискет объемом 1,38 Мбайт потре буется, чтобы разместить информацию с одного лазерного диска? Ответ: _________________________________________________ Задание 11 . Заполните пропуски числами, выполнив соответствующие вычисления: а) 5 Кбайт = ____________ байт = ____________________ бит , б) __________ Кбайт = ___________ байт = 12288 бит; в) __________ Кбайт = ___________ байт = 2 13 бит; г) __________ Гбайт =1536 Мбайт = ________________ Кбайт; д) 512 Кбайт = ______________ байт = ________________ бит. Задание 12 . Создайте на Ра бочем столе текстовый файл ©Фамилия_Зачетная работаª (редактор Блокнот), в котором печатайте ответ на вопрос. Вариант №1 Информация. Свойства информации. Единицы измерения количества информации. Вариант №2 Информационные процессы. Хранение, передача и обработка информации. Вариант №3 Информационная система. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи. БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 17 Вариант №4 Информационные революции. Их роль и значение в развитии общества Вариант №5 Компьютер как информационная система . Поколения ЭВМ. Вариант №6 Сравнительная характеристика индустриального и информационного общества. Вариант №7 Информатика. Назначение информатики. Информатизация и компьютеризация общества. Вариант №8 Информационная модель объекта. Разработка информ ационной модели объекта. Вариант №9 Информационная система в виде обеспечивающих подсистем. Информационный объект. Вариант №10 Информационная технология. Инструментарий информационной технологии. Этапы развития информационной технологии. Задание 13 . Сост ав ь те сп исок терминов с пояснением к Главе 1 (не менее 20), напечатайте его отдельным файлом в редакторе Блокнот. Контрольные вопросы: 1) Что такое информация? 2) Какие способы и органы чувств использует человек при восприятии информации? 3) Какие виды информации используются в компьютере? 4) Перечислите основные информационные процессы. 5) Какое место занимает информация и информационные процессы в деятельности чел овека ? 6) Какая наука называется информатикой? В чем заключаются ее основные задачи? 7) Что такое информационные технологии? БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 18 8) Приведите примеры использования информационных и коммуникационных технологий. 9) В чем заключается принцип кодирования числовой информации в ПК? 10) В чем заключается принцип кодирования нечисловой информации в ПК? 11) Какие системы счисления используются в компьютерной технике? Почему? 12) Перечислите основные этапы развития ЭВМ. 13) Какие единицы измерения информации используются чаще всего? БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 1 9 Раздел 2 Моделирование  Информационное моделирование как метод познания.  Структурирование данных. Задание 1 . Заполнит е схему ©Классификация моделей по способу представления ª Мо дели Информационные Материальные БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 20 Задание 2 . Определите соответствие объектов и их моделей по таблице Ситуация Нарисуйте стрелочками соответствие Слова для вставки (падеж не у читывается) Химическое взаимодействие веществ на мол екулярном уровне моделируется муляж Уз нать незнакомого человека можно по его в нешности, которую можно рассматривать как модель внешности человека. макет В кабинет е биологии часто используются фруктов и овощей, чтобы наглядно продемонстри - ровать особенности их сортов. таблица Моделью, обра зцом сборки какого ‬ нибудь прибора является сборочный . химическая формула Чтобы сделать наглядными предложения архитекторов по застройке района, строится в определенном масштабе, который является моделью застройки. словесное описание Модель движения п оездов по железнодорожной станции, предназн аченная для пассажиров, - это расписания. схема Прежде чем приступить к решению какой - либо сл ожной задачи, нужно продумать , т. е. смоделировать процесс решения. чертеж Чтобы объяснить, как работает какое ‬ то устройство, лучш е нарисовать его функционирования. план действий БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 21 ЛИТЕРАТУРА 1. Информатика. Задачник - практикум в 2т. Под ред. И. Г. Семакина, Е.К.Хеннера. ‬ М. Лаборатория Базовых Знаний, 20 1 1г. 2. Информатика : Практикум. Под ред. И. Г. Семакина, Е.К.Хен нера. ‬ М. Лаборатория Базовых Знаний, 20 1 1г БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 22 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Техника безопасности 4 Раздел 1. Информация и информационные процессы 7 Раздел 2. Моделирование 18 Литература 20 БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 23 БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 24 БОУ ОО СПО «ОМАВИАТ» 25