Статья Духовно-нравственное через творческое объединение

нравственное воспитание учащихся через декоративно – прикладное творчество.
Объединение «Истоки».


Знание народных традиций, зачастую тесно связано с декоративно- прикладным творчеством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, православию.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствуют развитию народной философии и декоративных искусств, играют важную роль в организации жизни общества.
Простые и красивые изделия народных умельцев учат детей видеть и любить природу, ценить православные традиции, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления православия о красоте, добре, зле, предназначении человека.
Основная работа по духовно- нравственному воспитанию учащихся православной гимназии через декоративно- прикладное творчество проводится не только на уроках технологии, но и в объединении « Истоки». В рамках этого объединения с начала 2 четверти начинает работать мастерская «Рождественская». Её работа продолжается до зимних каникул, а в марте-апреле эстафету принимает «Пасхальная» мастерская.
Прежде чем приступить к изготовлению сувениров, поделок или оформления к таким православным праздникам как Рождество, масленица, Пасха, День жен Мироносец, дени Ангела учащиеся знакомятся с историей этих праздников. Готовят сообщения о том как эти события празднуются в их семьях. Затем девочки выбирают образцы сувениров и опираясь на них создают свои собственные эскизы поделки, сувенира или оформления помещения соответствующее православной тематике.
При изготовлении сувениров и поделок мы стараемся изготавливать в разных техниках, используя знания полученные на уроках технологии и занятиях кружка, учитывая возрастные особенности учениц и сложность выполнения работы.
Результатом этой деятельности в 2007-2008 и 2008-2009 учебных годах стали выставки декоративно-прикладного творчества «Рождественская радость» и «Пасхальное настроение».
На этих выставках девочки 5-8 классов представили вышитые салфетки, пасхальные панно из лент, праздничные открытки, панно в технике «декупаж», куклу- закрутку и «Ангел», аппликации из ткани и бумаги, игрушки для рождественской ёлки выполненные в различных техниках (вышивка , бумагопластика, солёное тесто, мягкая игрушка).


Пасхальное панно Праздничный веночек
( вышивка лентами) (объёмные цветы из лент)








Пасхальное яйцо Пасхальное яйцо
(вышивка счетными швами) (вышивка крестом)








Аппликация «Пасхальная» «С днём Светлой Пасхи»
( «выцинанка»)


Готовясь к празднованию Рождества в этом году девочки 7-8 классов вырезали украшения для оформления окон второго этажа и актового зала гимназии, изготовили фигуры Деда Мороза и Снегурочки под рождественскую ёлку.




К празднованию Светлого Христова Воскресенья были изготовлены деревянные писанки, пасхальные композиции в технике «выцинанка», ангелочки- витражи.
Кроме того составляли композиции из природного материала, объёмных цветов из лент, использовали венки, корзинки, тарелки из лозы.
Этими композициями украшали классные комнаты. Подобные поделки девочки делали совместно с родителями для украшения своих домов.
Совместная подготовка и проведение православных праздников хорошо влияет на духовно- нравственный климат в семьях.




Занятия конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих способствует воспитанию способности осмысления девочками роли и значения традиций в жизни народа, в быту, в повседневной деятельности, развивают самопознание своих творческих способностей и возможностей личностно саморазвиваться.
И конечно эти занятия формируют у подрастающего поколения бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям православия, России, уважение к людям труда.