Разработка внеклассного мероприятия по математики на тему Встреча с великими математиками (6-7 классы)

Пояснительная записка
к внеклассному предмету по математике в 6 А, 6 Б и 7 А классах

Автор:
Машкина Ирина Юрьевна, учитель математики
ОКОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска

Направление:
естественно-научное

Тема, класс:
«Встреча с великими математиками», 6-7 классы


Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Необходимым условием успешного преподавания является стимулирование, которое призвано привлечь учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Мероприятия, проводимые в рамках Недели математики, как раз и направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, выявление способных учеников, развитие творческих способностей детей.
Так мною было разработано внеклассное мероприятие «Встреча с великими математиками» для учащихся 6-7 классов, которая преследовала следующие цели:
1. Развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса я к изучаемому предмету.
2.  Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению товарища.
















Внеклассное мероприятие по математике «Встреча с великими математиками»

Цели:
1. Развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к изучаемому предмету, расширение кругозора учащихся.
2.  Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению товарища.
Задачи:
Мотивировать познавательную и  творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое и творческое мышление.
Содействовать развитию культуры коллективного труда,  формированию доброжелательных и дружеских отношений.
Материалы и оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты математиков и информация о них, презентация, воздушные шары с записками, лист ватмана
Место проведения: учебный кабинет

Ход занятия
1. Организационно-мотивационный этап
Стихотворение читает ученик.
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может любить математику, Встреча с математиками посвящается!

Пусть в памяти воскреснул Архимед, Сраженный за великие творенья. Пусть вспомнится известный всем Виет, Открывший формулу для уравненья.

Тебе знаком талантливый Декарт, Систем координат создатель. Ты знаешь Лобачевского, он русский брат, Коперник геометрии, творец, ваятель.

Велик и ныне Чебышев – титан, А Софья Ковалевская – чудесная “русалка”, Талант могучий им был дан, Дана была им гениальная смекалка.

Запомни то, что Гаусс всем сказал: “Наука математика – царица всех наук”. Не зря поэтому он завещал Творить в огне трудов и мук.

Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы, может, быть. Но будешь ты рабочим, может, и ученым, И будешь честно Родине служить!

Мы наши познанья расширить хотим, Мы все математику любим. В быту и в науке, в труде и борьбе Дает математика знать о себе!

Учитель:
“Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая cделать его немного занимательным”, – писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.
Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению.
Не раз вы на уроках спрашивали, кто же придумал эту математику. Сегодня мы как раз и поговорим о тех людях, ученых, которые оказали большое влияние на развитие такой науки как математика.
Поговорим о некоторых великих математиках, которые жили в разные времена, но каждый из них внес свою неоценимую лепту в развитие математики.

2. Показ презентации
А сейчас предлагаю вам узнать основные биографические данные ученых-математиков. Будьте внимательны, слушайте и запоминайте, потом вам предстоит выполнить задания, которое проверит вашу память.

Пифагор (570-490 гг. до н. э.)
Древнегреческий философ, математик и мистик.
Родился на о. Самосе. В молодости для изучения наук жрецов путешествовал по Египту, жил также в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрологию и астрономию у халдейских жрецов. После Вавилона переселился в Южную Италию, а потом в Сицилию, где организовал пифагорейскую школу, которая внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии.
В современном мире Пифагор считается великим математиком и космологом древности. Античные авторы нашей эры отдают Пифагору авторство известной теоремы: квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равняется сумме квадратов катетов. Современные историки предполагают, что Пифагор не доказывал теорему, но мог передать грекам это знание, известное в Вавилоне за 1000 лет до Пифагора.
Архимед (287-212 гг. до н. э.)
древнегреческий математик, физик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.
Архимед был одержим математикой. Он забывал о пище, совершенно не заботился о себе. Известен рассказ о том, как он сумел определить, сделана ли корона царя Гиерона из чистого золота или ювелир подмешал туда значительное количество серебра. Удельный вес золота был известен, но трудность состояла в том, чтобы точно определить объем короны: ведь она имела неправильную форму! Ученый все время размышлял над этим. Как-то он принимал ванну, и тут ему пришла в голову блестящая идея: погружая корону в воду, можно определить ее объем, измерив объем вытесненной ею воды. Согласно легенде, он выскочил голый на улицу с криком «Эврика!», т.е. «Нашел!» И действительно в этот момент был открыт первый закон гидростатики.
Лучшим своим достижением он считал определение поверхности и объёма шара  задача, которую до него никто решить не мог. Архимед просил выбить на своей могиле шар, вписанный в цилиндр. Огромное значение для развития математики имело вычисленное Архимедом отношение длины окружности к диаметру.
Декарт Рене (1596 - 1650)
Французский философ, математик, физик, физиолог.
Декарт далеко не сразу нашел свое место в жизни, он хотел стать и юристом, и офицером. Дворянин по происхождению, окончив колледж в Ла-Флеше, он с головой окунается в светскую жизнь Парижа, затем бросает все ради занятий наукой. В 1629 г. переехал в Нидерланды, где провёл двадцать лет в уединении, занимаясь наукой. Декарт отводил математике особое место в своей системе, он считал ее принципы установления истины образцом для других наук. Главное достижение Декарта-построение аналитической геометрии, в которой геометрические задачи переводились на язык алгебры при помощи метода координат (прямоугольной системы координат). Он сформулировал основную теорему алгебры: «число корней алгебраического уравнения равно его степени», доказательство которой было получено лишь в конце XVIII в.
Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) – русский математик, педагог.
Преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701 по 1739). Магницкий Л.Ф. был автором первого печатного руководства "Арифметика" (1703) - свода математических знаний того времени. В своей "Арифметике" не только изложил правила выполнения основных арифметических действий, но и рассмотрел вопросы прикладной арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации. В 14 лет этот учебник был освоен Ломоносовым М.В., который назвал эту книгу "вратами своей учености".
Магницкий первый познакомил наших предков с математикой в редком для своего времени объёме и показал её большое практическое значение. В этом главная заслуга Магницкого перед историей математического образования в нашей стране.
Не менее важна его заслуга как первого учителя русских моряков, преодолевшего с успехом громадные затруднения, которые встретились ему при изложении на русском языке основ мореходной науки.
Гаусс Карл Фридрих (1777 - 1855)
Немецкий математик, астроном, физик и геодезист.
У этого юного математика 19 века рано проявились математические дарования. Рассказывают, что еще в трехлетнем возрасте он заметил ошибку в расчетах отца, когда тот хотел рассчитаться с каменщиками за проделанную работу. Каково же было удивление взрослых, когда, сделав повторные расчеты, они увидели, что малыш был прав.
Ещё студентом написал «Арифметические исследования», определившие развитие теории чисел до нашего времени. В 19 лет определил, какие правильные многоугольники можно построить циркулем и линейкой. Занимался геодезией и вычислительной астрономией. Создал теорию кривых поверхностей. Один из создателей неевклидовой геометрии.
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856) – русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Был преподавателем, а затем и ректором Казанского университета.
Лобачевский издал труд «О началах геометрии», напечатанный (18291830) в журнале «Казанский вестник». Это сочинение стало первой в мировой литературе серьёзной публикацией по неевклидовой геометрии. Открытие не получило признания современников, но впоследствии совершило переворот в представлении о природе пространства. Лобачевский был избран членом-корреспондентом Геттингенского общества наук как один из "выдающихся математиков Российской империи". В алгебре он разработал новый метод приближённого решения уравнений, в математическом анализе получил ряд тонких теорем о тригонометрических рядах, уточнил понятие непрерывной функции и др. Именем Лобачевского назван кратер на обратной стороне Луны.
Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) – русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики.
Ковалевская открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Доказала существование аналитического решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение. Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики.
Каждому случалось наблюдать за прихотливым вращением волчка. Но волчок не только детская игрушка. Во многих важных приборах используют гироскопы – так в технике называют крутящиеся с огромной скоростью волчки. Без них, например, невозможно управлять движением корабля или полетом самолета. Поэтому ясно, как важно уметь математически рассчитывать вращение гироскопа. Первым этой задачей занялся великий Эйлер, но её окончательное решение – заслуга нашей замечательной соотечественницы, первой русской женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской.
Ковалевская была первой женщиной, чьи научные заслуги были оценены столь высоко. Её яркий пример указал многим женщинам путь в науку.

3. Выполнение задания
Теперь проверим вашу внимательность, память. В воздушных шарах есть записки с биографическими данными ученых. Нужно выбрать шар, лопнуть его и отгадать о ком говорится в записке.
Текст записок:
1. Человек, который хотел быть и юристом, и офицером, и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт)
2. Немецкий математик, который в девятилетнем возрасте в течение нескольких секунд решал и давал ответы на задачи, требующие сложных расчетов. (Гаусс)
3. Древнегреческий математик и философ. Первым заложил основы математики как науки, имел свою школу. (Пифагор)
4. Преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук, создатель первого учебника по арифметике. (Магницкий)
5. Профессор, член-корреспондент Петербургской академии наук, решившая задачу о вращении гироскопа. (Ковалевская)
6. Ректор университета, который создал новую, неевклидову геометрию, которую сначала все отвергли, а потом признали величайшим открытием. (Лобачевский)
Девизом каждого, кто нашёл что-то новое, является слово «Эврика». Так воскликнул  учёный, открыв новый закон. Как звали этого учёного? (Архимед)

- Ребята, вы все молодцы, справились с заданиями. Чтобы закрепить нашу с вами работу, показать её результаты, мы сделаем стен газету на тему «Встреча с великими математиками». На листе ватмана вы наклеите портрет и информацию о том ученом, который вам попался в шарике. После уроков мы ее дооформим и повесим в коридоре школе, возле нашего кабинета.

4. Подведение итогов. Рефлексия.
Дорогие ребята! Наша “Встреча с великими математиками” подошла к концу. С какими учеными мы с вами сегодня встречались, что интересного вы о них узнали?
Что понравилось вам на уроке?
Конечно, мы сегодня рассказали лишь о некоторых из них. Но у вас все еще впереди. За годы учебы вы еще много интересного узнаете о тех ученых-математиках, которые развивали эту науку, двигали её вперед.
Благодарю за внимание. До свидания, до следующих встреч.