Разработка классного часа Природа Тамбовщины — территория тревоги

Классный час 02.09.2013
Составила: классный руководитель 10 «б» класса Шаталова О.В.

Слайд 1. Тема: «Природа Тамбовщины: территория тревоги»
Слайд 2. Эпиграф: «Человечество без облагораживания его животными и растениями погибнет, оскудеет, впадет в злобу и отчаяние, как одинокий в одиночестве»                                                                                  А. Платонов
Форма проведения: экологический тренинг

Цели:
- повышение экологической грамотности обучающихся, развитие экологического мышления;
- создание условий для формирования позитивного ценностного отношения к экологически целесообразному образу жизни, экологической ответственности, экологической этики;
- содействие осознанию обучающимися взаимосвязи экологической культуры человека и экологического качества окружающей среды;
Задачи:
- опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;
- подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;
- развивать экологическое  мышление;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе.
Планируемый результат:
1) углубление представлений о содержании экологической культуры, роли благоприятной экологической среды, расширение экологических знаний;
2) формирование ценностного отношения к экологически безопасному образу мышления и жизни;
Методы и приемы:
- самостоятельная  учащихся в группах;
- игровые моменты;
- конкурсы.
Оборудование: компьютер, проектор, таблички с названиями команд, мелодия для релаксации
Участвуют три команды по 5 человек
Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свел в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)
Слайд 3. 5 января 2013года Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды», целью которого является обеспечение права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Появление этого указа наглядно свидетельствует об осознании сегодняшней государственной властью важности глобальной задачи современной цивилизации – сохранения природного наследия, устойчивого развития системы «природа – общество». Урок проводится в год культуры, объявленный в Тамбовской области. И это имеет особый смысловой оттенок, так как общая культура человека связана с его нравственной активной позицией и реальными действиями по охране окружающей среды.
Важнейшим условием такого развития системы «природа – общество» является формирование у юных граждан экологической культуры.
Ведущий 1:
Слайд 4: Человек, овладевший экологической культурой:
- подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,
- заботится об улучшении окружающей среды,
- не допускает ее разрушения и загрязнения.
Ведущий 2:
Слайд 5: Слагаемые экологической культуры:
- научные знания;
- общечеловеческие ценности любви и бережного отношения к природе;
- практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды
Ведущий 1: Слайд 6: Алгоритм экологического воспитания:
- изучение родной природы и способов деятельности в рамках её законов;
- воспитание ценностного отношения к природе и готовности противостоять её разрушению;
- активные действия по охране окружающей среды
Экология – система взаимоотношений человека и среды его обитания.
Ведущий 2: Главная проблема человечества в том, что мы считаем себя умнее и совершеннее того процесса, в котором зародились. Когда сейчас говорят об экологии, то обычно имеют в виду положение, когда мы сами изменяем среду в худшую сторону, а потом стараемся минимизировать потери. Человек очень мало задумывается о своём воздействии на окружающую среду. Берём ресурсы, а возвращаем мусор, с которым ни одна живая душа в природе не справится. Свободного, неизведанного пространства на Земле больше нет. В какой-то мере отражение этих глобальных процессов можно видеть на любой территории, в том числе в нашей области.
Учитель: Сегодня мы проведём экологический тренинг, целями которого являются повышение вашей экологической грамотности, развитие экологического мышления; осознание вами взаимосвязи экологической культуры человека и экологического качества окружающей среды.
Тренинг будет включать конкурсы, самостоятельную работу в группах, игровые моменты. Поэтому класс делится на 3 команды. Необходимо дать командам названия, связанные с экологической темой. Оценивать работу групп будет жюри в лице наших гостей.
Начнём наш экологический тренинг с конкурса 1 «Экологическая зарядка»
Вопросы  для 1 команды:
Дерево – символ России. (Береза)
Сосновый лес (Бор)
Совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. (Фауна)
«Плач» березы весной. (Сокодвижение)
 Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
 Токсичный туман. (Смог)
 Экологически чистое топливо. (Водород)
Вопросы  для 2 команды:
1.Листья сосны. (Хвоя)
2.Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)
3.Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)
4.Кора березы. (Береста)
5.Дубовый лес. (Дубрава)
6.  Природная территория, полностью изъятая из хозяйственного пользования территории с целью сохранения и изучения имеющихся там природных объектов и процессов. (Заповедник)
7.Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
Вопросы  для 3 команды:
Искусственное насаждение вдоль дорог. (Лесополоса)
Плод дуба. (Желудь)
Совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. (Флора)
Разрушение почв, ведущий к разрушению и снижения их плодородия и нарушению их роли в круговороте веществ в биосфере. (Эрозия)
Причина  потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)
Гриб, разлагающий старую древесину. (Опенок)
Прошу жюри подвести итоги первого конкурса.
Конкурс 2 «Экологическая  АБВГДейка»
  Каждая команда должна  вспомнить как можно больше представителей  флоры и фауны. Я называю буквы по алфавиту, команды отвечают по очереди. Если у них нет ответа, право дать ответ переходит к другой команде. Итак, буква А. (и т.д.)
Варианты  ответов:
          ФЛОРА                                                              ФАУНА
А – акация                                                          аист
Б – береза                                                           беркут
В – василек                                                         варан
Г – горицвет                                                       горилла
Д – дуб                                                                дикообраз
Е – ель                                                                 енот
Ж – жасмин                                                        жираф
З – земляника                                                     зебра
И – ива                                                                иволга
К – клен                                                              кит
Л – липа                                                              лось
М – малина                                                         морж
Н – незабудка                                                     носорог
О – ольха                                                             ондатра
П – полынь                                                          павлин
Р – ромашка                                                        рысь
С – сосна                                                             сыч
Т – тополь                                                           тушканчик                                                      
У – улотрикс                                                       удав
Ф – фиалка                                                          фазан
Х – хвощ                                                              хорек
Ц – цикорий                                                        цапля
Ч – чистотел                                                       чайка
Ш – шиповник                                                    шакал
Щ – щавель                                                         щука
Э – элодея                                                            эму
Ю – юка                                                               юрок
Я – ягель                                                              ягуар
Для подведения итогов за второй конкурс слово предоставляется жюри.

Учитель: Теперь переходим непосредственно к теме нашего мероприятия «Природа Тамбовщины: территория тревоги».

Экологическую обстановку в целом в Тамбовской области следует
признать неблагоприятной, причём прослеживается тенденция к её ухудшению. Это связано с состоянием земель, воды, атмосферы, с утилизацией бытовых и производственных отходов.
Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей.
Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над
тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву.
Мы поговорим об экологии Тамбовской области: состоянии атмосферного воздуха, почв, водных ресурсов, флоры и фауны; о пагубном воздействии отраслей экономики на окружающую среду, на здоровье людей и о том, как решаются вопросы природоохранной деятельности в крае.
Следить за успешностью состязания команд будет наше жюри, которое в конце подведёт итоги.
Слайд 7: Вопрос 1. Какие проблемы окружающей среды существуют в нашем регионе?
(Командам даётся на обдумывание 3 минуты.)
Ответы команд, дополнение учителя:

Слайд 7: Вопрос 2. Атмосферный воздух.
Закончите фразу: Свыше 80% общей массы вредных выбросов в нашем регионе приходится на ( автотранспорт); среди промышленных предприятий, главных загрязнителей атмосферы, можно назвать Тамбовскую и Котовскую (ТЭЦ), заводы («Пигмент», Котовский завод пластмасс) и др.
Слайд 8: Вопрос 3. Поверхностные и подземные воды.
Каковы проблемы, связанные с поверхностными и подземными водами?
(качество водных ресурсов на Тамбовщине ухудшается; реки заиливаются и заболачиваются; летний вододефицит (не покрываются нужды сельского хозяйства и водообеспечение населённых пунктов и промышленных предприятий)).
Экологическая справка: (В последние годы качество водных ресурсов на Тамбовщине ухудшается. Казалось бы, спад промышленности должен был улучшить экологию. Но нет, речная вода становится всё менее чистой, убавилось число требовательных к этому параметру рыб. Наши реки заиливаются и заболачиваются. Им необходимы ежегодные разливы, однако последние сейчас стали очень слабыми. А каково качество воды, поступающей в наши дома? В Тамбове она оставляет желать лучшего, поскольку берётся в основном из артезианских скважин, а значит, обладает повышенным содержанием солей кальция. Отсюда и накипь на наших чайниках. Выявление и устранение неблагоприятного влияния некачественной питьевой воды на организм человека является важным фактором сохранения здоровья населения).
Слайды 9,10 : Вопрос 4. Почвы и земельные ресурсы
Заполните пропуски :
В настоящее время обрабатывается лишь около % (60 %) сельскохозяйственных земель. (Сокращается) число фермерских и личных подсобных хозяйств, распалось более половины бывших колхозов и совхозов. В значительной мере утрачены севообороты. За последние 100 лет запасы гумуса в чернозёмах (уменьшились), по разным оценкам от 23 до 45 %. За последние три с лишним десятилетия появилось свыше 40 тыс. га смытых и овражных земель. Возрастает кислотность (почв). В настоящее время площадь кислых почв охватывает более 62 % всей пашни. Без применения химической мелиорации чернозёмы могут в значительной степени потерять своё ( плодородие). Полезащитные полосы, высаженные в 1970-1980-е гг., были заброшены и частично вырублены, что ухудшает водно-физическое состояние почв. () Чернозём самая большая ценность, которая у нас в области есть.
Слайд 11: Вопрос 5. Недра и минеральные ресурсы
Какие минерально-сырьевые ресурсы, имеющиеся в нашем регионе вам известны?
(пески; строительные и минеральные краски; глина и суглинки; пресные и минеральные подземные воды)
Экологическая справка: Минерально-сырьевые ресурсы представлены 13 видами полезных ископаемых (11 видов – твёрдые полезные ископаемые, 2 – подземные воды, в том числе пресные и минеральные). В разработку вовлечено 8 видов минерального сырья. По результатам проведённых работ, в области выявлено и разведано более 700 месторождений, участков и перспективных площадей различных видов полезных ископаемых. В области разведаны месторождения титан-циркониевых песков; желваковых фосфоритов; трепелов и опок; песков формовочных и строительных; карбонатных пород строительных; минеральных красок; глин и суглинков для изготовления кирпича, дренажных труб, керамзитовых изделий; торфа; сапропеля; пресных и минеральных подземных вод.
Слайд 12 : Вопрос 6. Биологическое разнообразие и биоресурсы
В какой природной зоне располагается Тамбовская область? Какой процент составляют леса в нашей области? Что с ними происходит? Каков главный ущерб, наносимый окружающей среде? Какие животные исчезли?
(лесостепь; 12%; вырубаются, страдают от лесных пожаров; главный ущерб, наносимый окружающей среде подобным изменением лесов, уничтожение мест жительства животных.).
Экологическая справка: (Надо понимать, что лес не просто много деревьев, он представляет особый биоценоз, особую совокупность организмов, и сегодня, входя в лес, мы этой совокупности зачастую не видим. Её нет, есть только определённые культуры: их посадили на месте вырубленных, за ними ухаживают, но это не лес в полном смысле слова, в нём даже нет деревьев старше сорока - шестидесяти лет. В некоторых местах, как, например, в Отъясском лесничестве в Моршанском районе, можно ещё увидеть отдельные сосны, которые едва могут обхватить два человека, то есть с окружностью ствола 350 см, в высоту они достигают сорока метров. Такие деревья, по словам лесорубов, не пилят единственно потому, что нет подходящего инструмента. Леса, занимающие в области около 12% территории, страдают от лесных пожаров, которые происходят от 90 до 150 в год, а также от браконьерских порубок. Главный ущерб, наносимый окружающей среде подобным изменением лесов, уничтожение мест жительства животных. Исчез бурый медведь. На грани исчезновения находятся боровые птицы. В Красную книгу области занесены глухарь, суслик).
Слайд 13: Вопрос 7. Особо охраняемые природные территории
Слайд 14: Есть ли на территории нашей области особо охраняемые природные территории? Если есть, назовите их.
(сеть особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области представлена тремя природоохранными категориями – государственным природным заповедником «Воронинский», памятниками природы и биологическими заказниками регионального значения).
Экологическая справка: (Создание и развитие системы особо охраняемых природных территорий – наиболее перспективный метод сохранения биоразнообразия и природных комплексов Тамбовской области, где освоенность территории составляет более 80 %. Формирование природоохранного фонда в Тамбовской области началось в начале прошлого века. Первые официальные охраняемые природные территории в Тамбовской губернии были организованы в 20-х годах XX века. Это были охотничьи заказники. В настоящее время сеть особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области представлена тремя природоохранными категориями – государственным природным заповедником «Воронинский», памятниками природы и биологическими заказниками регионального значения. Каждая из этих территорий отличается своеобразием природных комплексов и обладает ценным историко-природным наследием. Тамбовская область удостоена Национальной экологической премии, которая вручается комитетом Госдумы по экологии и неправительственным экологическим фондом имени академика Вернадского за выдающиеся достижения в охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности. Национальной экологической премии за 2005 г. тамбовчане удостоены за проект «Ноосферный центр в Вернадовке», который является вкладом в укрепление экологической безопасности и устойчивое развитие региона).
Слайд 15: Вопрос 8. Воздействие отраслей экономики на окружающую среду
Какой вред окружающей среде наносят предприятия области? Приведите примеры.
(токсичные выбросы в атмосферу и водоёмы, энергоёмкость из-за устаревшего оборудования, отходы промышленного производства, не прошедшие необходимую биологическую очистку)
Экологическая справка: (Современные наукоёмкие предприятия должны выстраивать свою деятельность на основе экоэффективности. Ключевыми посылами экоэффективности являются сокращение потребления энергоресурсов, токсичных выбросов, а также эффективное использование вторичного сырья, увеличение продолжительности жизненного цикла продукции и так далее. Экологическая безопасность Тамбовской области во многом зависит от состояния основных фондов инженерной инфраструктуры, особенно технологического оборудования промышленных предприятий области. К сожалению, работы по техническому перевооружению и замене устаревшего оборудования ведутся медленными темпами. Беспокоит также техническое состояние очистных сооружений биологической очистки, канализационных и водопроводных сетей, технологического оборудования на потенциально экологически опасных предприятиях области. Особую озабоченность вызывает безопасность на газо-, нефте-, продукто- и аммиакопроводах. В Тамбовской области в основном все промышленные предприятия имеют разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, на сброс загрязняющих веществ в водоёмы и лимиты на размещение отходов).

Слайд 16: Вопрос 9. Отходы производства и потребления
Как обстоят дела с отходами производства и потребления в нашем регионе? От каких группах отходов идёт речь?
(вопрос хранения, утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов; негодные к применению химические удобрения; возрастание числа несанкционированных свалок и мест захоронения отходов)
Экологическая справка: (Чтобы кардинально решить вопрос хранения, утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов, необходимо повысить бытовую и производственную культуру. Сегодня весь мир отказывается от применения пластиковой и другой экологически опасной тары. В Европе уважающие себя люди давно отказались пить из пластиковых бутылок. Как говорится, новое это хорошо забытое старое. В настоящее время в развитых странах снова возвращаются к стеклянной или металлической таре. Рано или поздно и мы к этому придём.
В области в настоящее время находятся десятки тонн негодных к применению химических удобрений. Проблема осложняется тем, что в стране есть только три специальных полигона для захоронения ядохимикатов. Управление по охране заключило договор с одним из них. В перспективе на Тамбовщине не останется ни одного килограмма бесхозных ядохимикатов. Остро стоит в Тамбовской области проблема утилизации отходов. Возрастает число свалок и мест захоронения отходов. Многие из них расположены вблизи поселений и в иных экологически опасных местах. Разработан проект и начата работа по рекультивации бывшего полигона ТБО областного центра. Построен и введён в эксплуатацию мусоросортировочный завод в Тамбове. Начал работу цех механического обезвоживания илового осадка ОАО «ТКС» на очистных сооружениях города. Открылся полигон по захоронению твёрдых бытовых отходов в рабочем посёлке Мучкапский. Организован вывоз на специализированный полигон 10-ти тонн особо опасных отходов ядохимикатов из трёх хозяйств Токарёвского и Мичуринского районов. )
Слайд 17: Вопрос 10. Следы Чернобыля на Тамбовщине
Как повлияла авария на Чернобыльской АЭС на экологию Тамбовской области? (существуют зоны радиоактивного загрязнения: шесть населённых пунктов Петровского и Сосновского районов)
Экологическая справка: (К зонам радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльских выпадений относятся в настоящее время территории шести населённых пунктов Петровского и Сосновского районов Тамбовской области. Расчёт доз внутреннего и внешнего облучения населения, проживающего в населённых пунктах Петровского и Сосновского районов, подвергшихся загрязнению радионуклидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, показывает, что средняя годовая эффективная доза внутреннего и внешнего облучения за последние пять лет стабилизировалась, не превышает гигиенических нормативов).
Учитель: пока жюри подводит итоги соревнования между командами, мне хотелось бы сделать вывод из всего сказанного.
В связи с возрастающей ролью регионов в регулировании экономического развития несколько по иному рассматривается система экологической безопасности на местах, в частности в Тамбовской области. Для обеспечения экологической безопасности в Тамбовской области проводится работа по следующим направлениям:
Слайд 18: -организация и проведение государственной экологической экспертизы;
- организация мониторинга источников антропогенного воздействия на природную среду;
- лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
- предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф;
-сокращение объемов, обезвреживание и надёжное захоронение отходов;
- сохранение биологического разнообразия;
- экологическое образование и воспитание населения.
- оздоровление среды обитания в городских и сельских поселениях;
И как результат этих мер, в 2012 году Тамбов признан самым благополучным в списке из ста наиболее крупных населённых пунктов страны по масштабам негативного воздействия на атмосферный воздух. Эти данные были опубликованы Всероссийским информационным агенством «Рейтинг». По итогам 2011 года в рейтинге Минприроды России, составленном в 2013г., Тамбов занимает 8-е место по благополучию из 80 регионов. Кроме того, рейтинги экологического благополучия регионов России общественной организации «Зелёный патруль» уже на протяжении нескольких лет подряд признают лидерство Тамбовщины среди других субъектов Российской Федерации.
Слово жюри:
Слайд 19: И в заключение   хотелось бы  прочесть следующие строки:
 Пора бы человечеству понять
Богатства у природы отбирая,
Что Землю  нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!
Коль суждено дышать нам  воздухом  одним,
Давайте – ка мы все навек объединимся.
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся
Литература
1.Информационно-библиографический очерк «Путеводитель в мире тамбовской природы» «Природа Тамбовского края: территория тревоги» Управление культуры и архивного дела Тамбовской области ТОГУК «Тамбовская областная детская библиотека ,Тамбов 2009
2.Белоногова Ирина Анатольевна «ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ КО ДНЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ  «ЭКОЭРУДИТ» (9-11 классы) МБОУ «Русско-Акташская сош» Альметьевского  муниципального  района  Республики Татарстан
3. МК в Тамбове №34 (629) 14-21 августа 2013 Тамбов – самый чистый город России, с.2













13PAGE 15


13PAGE 141015






Заголовок 3 Заголовок 415