Комплексная программа для дошколят Вырастай-ка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
. Период дошкольного детства – важный этап в жизни человека. Это центральное положение мировой научной педагогики прошлого и настоящего. Реализовать его необходимо своевременно и эффективно.
На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Но если относиться к этому спокойно, не терять бодрость духа, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть. А готовить ребенка к школе нужно с 6 летнего возраста. Однако у одних родителей нет времени, другие – в меру своей неподготовленности не знают с чего начинать. Программа «Вырастай-ка» откроет перед ребятами 5-7-летнего возраста, как можно больше миров: мир интересных книг, мир увлекательного чтения, мир прекрасных путешествий вместе с путешественниками всех времен и народов, мир исторических тайн, преданий, мир искусства.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и в детском саду. Прежде всего у ребенка должно быть сформировано желание учиться.
Основным видом деятельности детей, 5, 7 лет является сюжетно-ролевая игра. Поэтому подготовительная работа ребенка к школе должна проходить в форме игры.
Игра – традиционный признанный метод обучения и воспитания дошкольников. Это уникальное средство ненасильственного воспитания и обучения маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. В игре дети охотно делают то, что для них полезно и даже то, что еще не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом, выполняют правила, проявляют терпение друг к другу.
Основные цели подготовки ребенка к школе:
создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
создание системы непрерывного обучения дошкольников;
формирование психологической готовности к школе.
Направленность программы: социально-педагогическая.
Занятия направлены на развитие общей культуры мышления, речи, моторики, творческих способностей детей, на воспитание у них самостоятельности, чувства ответственности, гуманных отношений в общении с товарищами и педагогами Поэтому данная. программа является универсальной для подготовки детей к школе.
Новизна и актуальность.
Применение методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развитии. Обучение дошкольников основано на использовании специальных обучающих игр, а также игр с использованием ИКТ.
На основании вышесказанного, в своей программе предполагаю решить следующие задачи:
в обучении:
- овладение грамотой (знание букв и звуков);
- расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
- овладеть грамматическим строем речи, подготовить руку воспитанников к письму;
- овладеть навыками и умениями понимания и анализа текстов;
- обучить умению составлять небольшие рассказы по сюжетной картинке;
- обучить сравнению групп предметов и формировать понимание отношений «больше», «меньше», «столько же»;
- развивать пространственные представления (налево, направо, вниз, перед, вверх, раньше, позже и т.д.).в воспитании:
- прививать любовь к труду, учебе;
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать нравственные, эстетические, этические чувства и качества воспитанников, межличностные отношения в коллективе;
- воспитывать всестороннее развитие духовных сил и способностей, рост творческой активности, повышение общей художественной культуры.
в развитии:
- развивать внимание, речь, мышление, память;
- развивать умение сопоставлять предметы по форме, цвету, количеству;
- развивать эстетический вкус воспитанников;
- развивать воображение, сообразительность, любознательность, волевые качества;
- развивать организованность, аккуратность, дружелюбие, умение общаться друг с другом.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Выполнение программы рассчитано на 108 часа. Возраст воспитанников 5-7 лет. Количество детей в группах 10 человек. Занятия проводятся 3раза в неделю по 1часу .РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Согласно психофизическим особенностям детей дошкольного возраста, длительность занятия 25 минут, перемена 10минут.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения воспитанники должны знать и уметь:
- последовательность чисел от 0 до 10;
- решать задачи в 1 действие;
- находить «соседей» числа;
- сравнивать числа «больше» и «меньше»;
- ориентироваться в пространстве;
- знать название звуков: гласный, согласный;
- не смешивать понятия «звук», «буква»;
- делить слово на слоги.Читать по слогам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Название раздела Всего часов И з н и х :теор. практ. индив.
1. Вводное занятие: санитарные нормы, ТБ, гигиена труда, НОТ 1 1 2. Введение ребенка в школьную жизнь 1 1 3. Развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания 9 2 3 4
4 Занимательное азбуковедение51 25 25 1
5. Математическое развитие 22 10 7 5
6. Подготовка руки ребенка к письму 23 10 10 3
7. Итоговое занятие. Круглый стол «Мои успехи». 1 1 Итого: 108 50 45 13
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел №1. Вводное занятие.-1ч.
Теория: знакомство с задачами кружка, правилами поведения и расписанием заня-тий, собеседование с детьми, выявление ранних знаний, умений, навыков. Требования к санитарному состоянию кабинета и внешнему виду воспитан-ников в процессе обучения. ТБ. Знакомство с Правилами внутреннего распорядка учреждения.
Практика: Игра «Давайте познакомимся»
Раздел №2. Введение ребенка в школьную жизнь.1ч.
Теория:собеседование с детьми об имеющихся знаниях, навыках. Знакомство с расписанием занятий.. Введение ребенка в школьную жизнь.
Собеседование с детьми об имеющихся знаниях, навыках. Немного о школьной жизни. Знакомство с расписанием занятий.
Практика: Сценка «Веди себя правильно», показ ситуаций. Запоминания правил поведения в игровой и стихотворной форме (ролевые игры, показ ситуацийРаздел №3 Развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания.-9ч.
Теория: выделение свойств в предметах, выделение существенных свойств; сравнение; разбивка целого на элементы; обобщение; собирание из элементов в целое; совмещение классификация предметов по цвету и форме Выявление сходства различных предметов с применением игри наглядности. Путешествие в зоопарк с целью отличать и устно описывать диких и домашних животных.
Практика: Игра «Живое-неживое»», игра-путешествие «Зоопарк»
Раздел №4 Занимательное азбуковедение.-51ч.
Теория: Звуки речи в сопоставлении с буквами; звуки гласные и согласные; слог; деление слов на слоги; ударение; ударный и безударный слог; составление слов, предложений. Словоразличительная функция по твердости и мягкости. Согласные твердые и мягкие. Чтение слогов со звуком (а Составление слогов.Знакомство с правилом употребления заглавной буквы в именах. Подбор слов с заданным словом(количество слогов).Составление предложений из 2-3 слов.Объединение предметов по общему свойству и признаку . Составление предложений из 3-4 слов с соединительным союзом *(и)Знакомство со случаями, когда гласная буква обозначает 2 звука. Звуковой анализ слов с применением правил употребления гласных букв и определение ударного слога Составление предложения с заданным словом, подбор слов с заданным звуком.
Практика: Составление предложений из 2-3 слов о действиях детей, Составление предложений по картинкам Итоговое занятие « Как хорошо уметь читать», составление слов, предложений. Путешествие в страну звуков К тайнам звуков Понятие гласных звуков К тайнам звуков
Раздел №5 Математическое развитие.-22 ч.
Теория :Прямой и обратный счет до 10; количественный и порядковый счеты; предыдущие и последующие числа в пределах 10; деление предмета на 2-4 части; измерение высоты, длины, ширины; сравнение предметов; сопоставление цифры и числа; решение простейших задач в пределах 10.находить соседей числа, определять большее и меньшее число. Взаимное расположение предметов (вверху, внизу, слева, справа). Задачи-шутки. Правила работы с трафаретом, штриховкой. Занимательная геометрия. Рисование с помощью геометрических фигур.Тайна цифр и чисел, начертание прямых горизонтальных вертикальных и волнистых линий (урок-игра).
Практика: Путешествие в страну Математику. Поиграем с пальчиками Веселый счет Путешествие в страну Считайку. Задачи-шутки Рисование с помощью геометрических фигур.
Раздел №6 Подготовка руки ребенка к письму.-22часа
Терия: Ориентировка на листке в клетку, обведение по клеткам, штриховка; леп-ка, рисование, вырезание деталей, конструирование, нанизывание бусинок на нитку, письмо в воздухе. Печатание букв, рисование узоров, перенос данного рисунка в тетрадь. Как хороши наши пальчики, мы играем с пальчиками Театр пальчиков Штриховка Путешествие в город мастеров. Упражнение в начертании наклонных линий, Упражнение в составлении узоров Рисование овалов не выходя за границы клеток Составление узоров горизонтальных линий.
Практика: Упражнения с пальчиками, театр пальчиков. елочка и ежик«лебеди» «морковь» «колокольчик» «лампа» «Земля» « Репа» «Листья». Рисование бордюра «грибы».
Раздел №7 Итоговое занятие.
Подведение итогов Чему научились Умение видеть своего ребенка со всех сторон, беседовать, помочь вовремя. Тестирование родителей и их детей.
Практика: Круглый стол «Мои успехи».
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ Сроки контроля Какие знания, умения, навыки контролируются Формы контроля
1. Вводное занятие НОТ, гигиена труда, санитарные нормы, ТБ Беседа
2. Введение ребенка в школьную жизнь Знакомство с правилами посадки при письме, положение тетради, ручки карандаша. Беседа
3. После изучения раздела «Развитие мыслительной деятельности Выделение свойств в предметах, выделение существенных свойств, сравнение, разбивка целого на элементы, обобщение. Беседа, упражнения, само-стоятельная работа. Занятие-смотр знаний
4. После изучения раздела «Занима тельное азбуковедение» Звуки гласные, согласные, слог, слово, ударение, предложени, Чтение слогов, слов, предложений.Игра-смотр, беседа. Самостоятельная работа
5. После изучения раздела «Математическое развитие»
Прямой, обратный счет до 10; предыдущие, последующие числа, сравнение предметов, решение простейших задач. Беседа, Занятие- смотр.
6. После изучения «Подготовка руки ребенка к письму» Рисование овалов не выходя за границы клеток Составление узоров горизонтальных линий.,щтриховка. Беседа, самостоятельная работа, занятия-аукционы, индивидуальная работа, занятия-путешествия
7. Итоговое занятие «Мои успехи» Подведение итогов Чему научились Умение видеть своего ребенка со всех сторон, беседовать Тестирование родителей и их детей
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ
- изготовить наглядный материал по разделу «Занимательное азбуковеде-ние»; «Математическое развитие»;
- наличие учебных пособий для педагога;
- наличие раздаточного материала для воспитанников по теме «Изучаем зву-ки и буквы», «Я считаю, я решаю, я сравниваю»;
- привлечение родителей к подготовке (проведению) разнообразных занятий;
- приобрести развивающие игры по математике, обучению грамоте, развитию наблюдательности, внимания, логического мышления.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Для наилучшего усвоения материала воспитанниками, передачи инфор-
мации, для результативной работы, использовать следующие методы, прие-мы и формы работы:
- занятия-путешествия;
- смотры знаний;
- занятия-сказки;
- демонстрационный наглядный метод обучения;
- дидактические игры
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Н.С. Жукова «Букварь», МОСКВА «ЭКСМО»,2011г Р.Н.БУНЕЕВ «БУКВАРЬ»М.БАЛАС,2008. Серия книг «Уроки для дошколят»М:ЭКСМО 2006 (АКАДЕМИЯ ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ)
- В.А.Илюхина «Письмо с секретом», М. «Новая школа», 2004г
- Л.С.Михайлова «Как подготовить ребенка к школе» в двух частях, изд. Учитель, г. Волгоград
- С.Н.Лысенкова «Я читаю, я считаю, я пишу», М. «Школа-пресс», 2003г.
- В.В.Волина «Занимательная математика для детей», (ред.В.В.Федоров), С-Пб, Лев и К, 2006г
- Э.Александров «В лабиринте чисел», М. 2010г.
- В.Бахалдин «Начинаем мы считать», Краснодар, 2009г.
.
- Р.Соболевский «Логопедические и математические игры», Минск, 2008г.
- Ф.Шустер «Материал для внеклассной работы», Минск, 2007г.
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. 1990г.
- В.В.Никифорова «Считай, смекай, отгадывай», - Глазов, 2005г.
- В.В.Волина «Праздник букваря», М. «АСТ-ПРЕСС», 2000г.
- А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду», М., 2001г.
К.Юнг «Конфликты детской души», М., 2010 И.Луньков «Как помочь ребенку в учебе в школе и дома», М., 2007г.
-