Урок ОНЗ в 8 классе Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С.Брусилова «Сирень на веранде».

Урок ОНЗ в 8 классе

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С.Брусилова «Сирень на веранде».
Цели урока:
Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине, помочь понять общее настроение картины, услышать звуки сиреневого сада;
стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.
развивать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы;
активизировать лексику учащихся, связанную с описанием натюрморта;
воспитывать любовь к природе, интерес к живописи.
Культуроведческий фон урока (оборудование):
Репродукции картин С.А. Брусилова «Сирень», « Сирень у ночного окна», «На солнечной веранде», «Сирень на веранде»;
фотографии сирени, стихи Вс. Рождественского, А. Блока, С.Я. Маршака и других поэтов о сирени;
легенды разных народов о сирени;
пьеса С.Рахманинова «Сирень».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Формулирование темы, целей урока. Мотивация.
- Предположите, чему будет посвящена тема урока?
- Исходя из темы урока, какие поставим цели?
1. Что должны узнать?
2. Чему научиться?
3. Для чего нам это необходимо?
Природа ждет лучей обетованных: Цветы поднимут влажный лик, И вновь в моих садах благоуханных Раздастся птичий крик... [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. (1слайд) (А.Блок)
Героиней нашего урока будет сирень.  (2 слайд)
3. Работа над темой урока.
Рассказ учащегося о художнике. (Слайд 3)
Родился 6 января 1976 года в Москве.
С 1987 по 1994 год учился в Московском Академическом Художественном Лицее при МГАХИ им. В. И. Сурикова. Закончил Лицей с золотой медалью.
С 1994 по 2000 год учился в Московском Государственном Академическом Институте им. В. И. Сурикова на факультете живописи в мастерской профессора Забелина  В. Н. За время учёбы в институте С. Брусилов был награждён первой премией на конкурсе рисунка проводимым МГАХИ им. В.И. Сурикова. Рисунки художника вошли в альбом «Лучшие рисунки студентов МГАХИ им. В. И. Сурикова» В 1997 году проходил стажировку в Академии Художеств г.Карлсруэ, Германия. В 2000 году закончил МГАХИ им. Сурикова с красным дипломом. За серию дипломных работ «Русский Север» удостоен похвалы совета.
С 2001 года по 2006 год работал в Российской Академии художеств. Творческая мастерская живописи академиков А.П. и С.П. Ткачевых.
С 2000 года Станислав Брусилов является членом Московского Союза Художников.
В 2002 году награжден дипломом Российского Союза художников.
В 2005 году награждён медалью Российского Союза Художников.
В 2006 году художник был награждён Серебряной Медалью Российской Академии Художеств за вклад в изобразительное искусство России.
В 2008 году награждён дипломом фонда "Культурное достояние".
В 2010 году за проведение выставки "Времена года" в здании Управления Делами Президента РФ, Совета Федерации РФ и Государственной Думе ФС РФ получил благодарственное письмо от В.В. Семикина, заместителя директора Дирекции по эксплуатации зданий Совета Федерации.
В 2013 году награждён благодарственным письмом от Академии Управления МВД России за вклад в духовно-нравственное и эстетическое воспитание личного состава Академии.
 В 2013 году избран членом-корреспондентом Академии Народного Искусства.
В 2013 году награждён золотой медалью «Талант и призвание» Международного Альянса "Миротворец"
Станислав Брусилов дважды удостаивался стипендии Президента Российской Федерации и множества премий на всероссийских конкурсах рисунка и живописи.
Работы С. А. Брусилова находятся в Самарском художественном музее, музее Московского Союза Художников, коллекциях банка «Citybank» Москвы и Лондона, банка «Bank of Hawaii», Академии РАМН, Академии Сеченова, Московской Патриархии, в коллекции компании «Сургутнефтегаз», в Московской Городской Думе, в Академии Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, в "Музее Мира" Международного Альянса "Миротворец", в музеях, галереях и частных коллекциях в России и  более двадцати странах мира.
В активе художника более 80 Российских и зарубежных выставок 30 из которых персональные.
  Работы художника опубликованы в альбомах «Пейзаж. Русская живопись. Большая коллекция», «Портрет. Русская живопись. Большая коллекция», альбоме «1000 русских художников» издательства «Белый Город», каталогах выставок Государственной Третьяковской Галереи, а также в других альбомах, каталогах и изданиях.
Теоретическая страничка живописи
Беседа:
Какие понятия характерны для живописи?
Какие жанры живописи вам известны?
Каков жанр картины С.А. Брусилова?
Словарно – орфографическая работа. (4 слайд)
Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”.
Слово учителя: (5 слайд)
Станислав Брусилов – мастер натюрморта, художник – реалист. Вот, что говорит  о себе сам художник: " ... Получив классическое академическое образование, я продолжаю и поддерживаю школу русской реалистической живописи, традиции Сурикова и Репина, Левитана и Шишкина, Крамского и Поленова. Много работаю  и всегда пишу то, что меня искренне поражает. Не признаю в искусстве фальши и надуманности. Много путешествую, стараясь получать новые впечатления для творчества. Люблю свою страну, её культурное наследие и неповторимую русскую природу. Люблю свою профессию и семью. Делаю много выставок в России и за её пределами. Больше всего на выставках ценю общение со зрителем.  Буду очень рад если какие-то из моих картин не оставят Вас равнодушными..." Я думаю, что его картины не могут никого оставить равнодушными.
Поэтическая и музыкальная странички
Прекрасная душистая сирень была воспета поэтами, художниками, но и композиторами. Любовь к белой сирени С. Рахманинов пронёс через всю свою жизнь. По его словам сирень была «царицей его души». Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени. Послушайте его пьесу «Сирень».
Учитель читает стихотворение А.Блока под звуки пьесы С.Рахманинова.
Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной - в улетающий день.
Раздышались цветы - и на тёмный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню, откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
Какая сирень предстала перед вами в этом музыкальном саду? (Учащиеся делятся своими впечатлениями).
Учащиеся, получившие индивидуальное д/з, читают стихи о сирени.
Мифологическая страничка
Слово учителя (6 слайд)
История растения древняя. Современные области произрастания дикой сирени - Балканы, Карпаты, Гималаи и Восточная Азия миллионы лет назад представляли собой единый монолит, разделившийся в результате мощных природных катаклизмов еще до появления человека. Тогда же и сирень разбрелась по свету.
Старинное русское название - рай-дерево. Восточное - лилак - возникло от древнеиндийского "нилас" - темно-синий. В русском языке цвет сирени - лиловый - производное восточного названия.
Еще сирень называли "персидской княжной" и "шемаханской царицей", ввиду того, что ее кусты издавна украшали сады восточных властителей. Оттуда она и перебралась в Европу.
Во второй половине XVI века растение привез в Вену из Стамбула посол австрийского императора при дворе султана. Сирень очень быстро завоевала популярность и спустя несколько лет перебралась в Англию, став украшением загородного замка королевы Елизаветы I Тюдор.
В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений.
Почему живописцы сирени верны?  Интересна история растения. У разных народов существуют легенды о сирени. 7 слайд.
Учащиеся, получившие индивидуальное д/з, рассказывают легенды о сирени.
По английской легенде белая сирень, неизвестная ранее на Британских островах, выросла на могиле девушки, скончавшейся от несчастной любви. С тех пор ветка сирени на островах - символ безответной срасти.
Сиреневые сады встречаются во многих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.
Существует скандинавская легенда о происхождении сирени. Скандинавы уверены, что сирень создали солнце и радуга. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирени присоединилась белая.
А если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву сирень.
На Балканах существует такая легенда о сирени. Как-то могущественное божество обрушило на род людской свой гнев, заставив литься дожди и дни, и ночи, не останавливаясь даже на миг. Переполнились реки и озёра, вышли из берегов, и начался страшный потоп, всё смывающий на своём пути.
Перепуганные люди бросились в горы, надеясь спастись на вершинах. Но вода поднималась всё выше и выше, самая высокая гора вот-вот скроется под водой. И тогда молодой и прекрасный пастух решил принести себя в жертву разгневанному богу. С мольбой о сострадании кинулся он в пучину. И сжалился бог, перестал литься дождь, вода спала, близкие юноши были спасены. Пощадил бог и его самого. А вся земля вокруг покрылась зарослями зелёных кустов, которые были унизаны душистыми кистями белого и лилового цвета. Это и была сирень.
Девушки использовала сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.
Промежуточный итог.
Что нового узнали о сирени?
С каким праздником связана сирень в нашем городе?
Чтение и анализ стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Счастье». Как празднично сад расцветила сирень Лилового, белого цвета. Сегодня особый - сиреневый - день, Начало цветущего лета. За несколько дней разоделись кусты, Недавно раскрывшие листья, В большие и пышные гроздья-цветы, В густые и влажные кисти. И мы вспоминаем, с какой простотой, С какою надеждой и страстью Искали меж звездочек в грозди густой Пятилепестковое "счастье". С тех пор столько раз перед нами цвели Кусты этой щедрой сирени. И если мы счастья еще не нашли, То, может быть, только от лени.

1Определите тему, новную мысль текста. К какому типу речи можно отнести этот текст? (Почему?)
2. Какие определения использует автор для описания цветов сирени? Выпишите их вместе с определяемыми словами. Есть ли среди них однородные определения? Покажите это на схемах.

3. Являются ли синонимами прилагательные лиловый, сиреневый? Что означает слово «пятилепестковое»? Как оно образовано?
4. В каком значении употребляется глагол расцветить? Уточните в толковом словаре.
5. Как вы думаете, почему в тексте выделено слово сиреневый? Что хотел подчеркнуть этим автор?
6. Продолжите ряд прилагательных: Сирень изумительная, чудесная, восхитительная,...
Работа над содержанием картины. (Слайд 8)
Рассмотрите репродукцию картины С. Брусилова «Сирень на веранде».
К какому жанру она относится?
Что в ней особенного? Обратите внимание на обилие цветов, изображённых художником.
Какого цвета, каких оттенков эта сирень?
Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени, мелкие детали? Все ли части одинаково освещены?
Опишите фон, который избрал художник для изображения цветов.
Какими прилагательными можно описать цветы и выразить своё отношение к изображённому?
Какое впечатление произвела на вас эта картина?
Самостоятельная работа. 
Подберите прилагательные, обозначающие цвет, величину, запах, выражающие оценку.
Подберите и запишите синонимы к слову ароматная.
Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная (сирень); голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные грозди; зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная; чудесная, очаровательная, прекрасная, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы.
(Зачитывают подобранные синонимы: душистая, пахучая, сиреневый аромат).
Слово учителя:
Ребята, вы подобрали замечательные синонимы, эпитеты. Красота природы не оставляет человека равнодушным. Под воздействием этого чувства создаются прекрасные, живописные произведения:
В хрустальной вазе словно замерла сирень, На чашечках её воды прозрачной брызги, А за окном в сиянье красок яркий день, И кисти у сирени над столом так низко.
 Плывёт по комнате пьянящий аромат, Даря всему блаженство и благоуханье, И сам букет к себе приковывает взгляд, Вокруг распространяя тихое сиянье.

Работа над составлением плана.
1. Слово о художнике. 2. Описание букета:
а) цвет и оттенки сирени; б) грозди и листья; в) крынка.
3. Моё впечатление от картины.
4. Итог урока.
С картиной какого художника мы работали?
К какому жанру относится полотно?
Что нужно помнить при описании картины?
С произведением какого композитора познакомились на уроке?
5. Рефлексия.
Что вам больше запомнилось на уроке?
Какие трудности испытали во время урока?
С каким настроением вы уходите?
6. Домашнее задание: подготовить черновики сочинений.























15