Рабочая программа работы с волонтёрским отрядом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 68»
Первомайского района г. Ижевска Удмуртской Республики



Принята на заседании Утверждена руководителем
Педагогического совета образовательного учреждения
«..» августа 2015 г. _______________Е.А.Шляпкин
Протокол № Приказ № от ...2014





Рабочая программа
по работе с волонтёрским отрядом

4 - 9 класс

2015/2016 учебный год

204 часа




Составитель: Программа составлена в учитель биологии соответствии с
Осьминкина Ю.В. федеральным компонентом
Категория – высшая государственного стандарта
общего образования












2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы. В современном мире среди молодёжи достаточно широко распространено употребление психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества, употребляемые даже в малых количествах, серьёзно изменяют биологическую и психическую стороны организма. При проведении исследований выяснилось, что дети уже в 8 – 12 лет (12%) начинают пробовать наркотики, а к 14 – 15 годам у каждого второго школьника в крупных городах уже имеется эпизодический опыт употребления. Решить эту проблему не просто, т.к. ПАВ достаточно доступны, а подростки активно поддаются влиянию коллектива, поэтому работа должна вестись по всем направлениям: в семье, школе, на массовых мероприятиях, психологами, медиками и т.д. Одно из наиболее массовых направлений – это создание волонтёрских объединений, ведущих пропаганду ЗОЖ.
Волонтёрская работа активно ведётся во всех районах Удмуртской Республики. Подростки, включённые в эту работу, не только сами знакомятся с принципами здорового образа жизни, но и проводят мероприятия по пропаганде ЗОЖ среди сверстников, что является весьма эффективным методом. Наиболее серьёзные социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространённые в современном мире в настоящее время вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образа жизни, сформировавшимися в подростковом возрасте. Незначительное внимание, уделяемое здоровью детей в школах и учреждениях дополнительного образования снижают здоровье не только самих детей, но и нации в целом, ведь из больного ребёнка вырастает больной взрослый. В проекте «Наше здоровье – в наших руках» предлагается внедрение в учебно – воспитательный процесс школы и учреждения дополнительного образования детей мероприятия, формирующие:
- позитивное отношение к здоровому образу жизни;
- мотивацию на осознание ведения ЗОЖ;
- знания о культуре здоровья;
- понятия о необходимости выбора жизненных ценностей, потребность соотносить их с общечеловеческими;
- представления о духовном и психологическом компонентах здоровья, побуждающих к ценностно – ориентированной деятельности по сохранению и развитию собственного здоровья.
Программа «Наше здоровье – в наших руках» имеет два направления:
«Волонтёры за здоровый образ жизни»;
«Спорт и ЗОЖ».
В подростковом коллективе ребёнок, в первую очередь, интересуется и доверяет информации, которая исходит от такого же подростка, авторитет взрослых сильно снижается. Именно поэтому одним из эффективных способов профилактики употребления ПАВ является вовлечение в эту деятельность самих подростков – тех, кто является ярким противником антисоциального поведения, и тех, кто ещё не определился в своих приоритетах. Для этого и создаются волонтёрские отряды. Волонтёр – это человек, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.
Волонтёры, занимающиеся профилактикой ЗОЖ, также преследуют цели удалить подростков от наркотиков и токсических препаратов, предлагая в качестве альтернативы ведение ЗОЖ].
Основная цель проведения спортивно – массовых мероприятий – популяризация занятий физкультурой и спортом среди подростков, ведь если у человека есть любимое дело и нет свободного времени, мысли об использовании ПАВ его не посетят. Подобные мероприятия создают условия для реализации детей, повышают их социальную активность, укрепляют здоровье.
Важнейшим разделом является проведение обучающих семинаров, к проведению которых привлекаются специалисты в области спорта, медицины, педагогики и психологии.
Далее проводится работа как с самими волонтёрами, так и волонтёров со своими сверстниками. В следующей главе мы рассмотрим, какими методами возможно пользоваться, объясняя о ЗОЖ и пропаганде ПАВ.
Задачи программы: 1. Привлечение молодёжи и организация волонтёрского движения
2. Ознакомление с методами волонтёрской работы
3. Организация деятельности по пропаганде здорового образа жизни
Цели программы: 1. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления психоактивных веществ в молодёжной среде
Методы работы:
Исследователи выявили, что информация, поданная увлекательно и необычно, всегда приковывает к себе внимание. Например, лекции усваиваются на 10%, схемы – 10 %, радио – 10 %, кино-видео 50 %, выставки – 50 %, походы, экскурсии – 50 %, театрализованное представление – 90 %, иммитация реальной ситуации – 90 %, участие в развитии реальной ситуации – 90 %. Исходя из приведённых чисел целесообразно утверждать, что активная работа волонтёров по направлению профилактики употребления ПАВ должна строиться именно на театрализованных выступлениях, ролевых и подвижных играх.
Волонтёры проводят мероприятия, уроки, флэшмобы, творческие мастерские, викторины и конкурсы среди учащихся школы 68, также в районе и городе. Выезжают к детям с ограниченными возможностями, детям, оставшимся без попечения родителей, в школы – интернаты и центры Семья, устраивают субботники, сборы вещей и продуктов для приюта животных «Пёс и кот», участвуют в муниципальных и Республиканских акциях, слётах, мероприятиях.




УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
работы волонтёрского отряда 2015 – 2016 г.г. 6 часов в неделю, 204 часа в год.

Разделы и темы
учебно – тематического плана
Количество часов
Форма занятий
Форма
подведения итогов
Дидактический материал и техническое оснащение


Всего
Из них






теория
практика




Введение. Направления деятельности волонтёрского отряда. Составление программы на 2015 – 2016 г.г.
6
2
4
Выступление волонтёров школы, отрядов города. Дискуссия, мозговой штурм, защита проектов
презентация
Канцелярские товары

История волонтёрского движения в России, Удмуртии и школе 68. Запись желающих в отряд.
6
3
3
Просмотр фильмов, презентаций
------------------
Видеоматериал, компьютер, проектор

Туристический слёт/ Выход на Воложку: уборка леса, катание на лошадях, байдарках. Игры на свежем воздухе.
6
-
6
Командообразующие игры на свежем воздухе
рефлексия
Материалы для игр

Разработка и проведение экологической акции «Зелёный мир». Высадка деревьев, сбор макулатуры (Приложение)
24
4
20
Творческая работа, флешмоб, открытые уроки, творческие мастерские, сбор макулатуры, высадка деревьев
создание стенда, написание статьи в республиканскую газету «ЖИВИ»
Канцелярские товары, вырезки из журналов;

Разработка и проведение командообразующей игры «Зеркало троллей» и игровой программы «Поговорим о правильном питании» в 1 – 5 классах
16
4
12
Творческая работа, создание карточек, презентаций, подготовка театрализованных вставок
Рефлексия, фотоотчёт.
Канцелярские товары, вырезки из журналов, видеоматериал, компьютер, проектор

Игровая программа и творческие мастерские для детей с ограниченными возможностями (Тёплый Дом), РРЦ, Республиканский Детский Дом.
12
-
12
Готовые карточки, презентация, материал для творческих мастерских
Рефлексия, фотоотчёт, написание статьи.
Канцелярские товары, материал для игр, для мастерских.

Участие в городском слёте волонтёрских отрядов «Ровесник – ровеснику». Проведение площадки.
6
-
6




Разработка и проведение социальной акции «СТОП – СИГАРЕТА» по особому плану (Приложение)

18
2
16
Мастерские, викторина, уроки – игры, квесты, экскурсии
Фотоотчёт, статьи
Флайеры, канцтовары, канцелярские товары, проектор, ноутбук.

Участие в районном и городском мероприятии «Волонтёрская осень» в номинациях:
Агитбригада
Игровидение
Игровая профилактическая программа
14
2
12
Конкурсная программа
Фотоотчёт, чаепитие
Флешки, презентация, канат, оборудование

Разработка и проведение социальной акции «Мир без СПИДа» по особому плану (Приложение)

12
2
10
Мастерские, викторина, уроки – игры, квесты, экскурсии
Рефлексия, фотоотчёт, статьи
Флайеры, канцтовары, канцелярские товары, проектор, ноутбук.

Шоу снеговиков
4
-
4
Создание снеговиков с позитивными жизнеутверждающими надписями
Фотоотчёт
Снег, таблички

Игровидение + творческие рождественские мастерские в Тёплом доме, РРЦ, ГРЦ, Детском Доме, Центре семья, школе 75.
10
-
10
Игровые программы и творческие мастерские по изготовлению магнитиков, ёлок и фонариков
Фотоотчёт
Канцелярские товары, презентация

Подготовка и участие в районном и городском конкурсе «Ты умеешь танцевать!»
6
-
6
Подготовка танца
Фотоотчёт. выступление
Музыка, презентация

Городской слёт волонтёрских отрядов
6
-
6
Слёт
Рефлексия


Городская научно практическая конференция «Здоровый образ жизни»
12
6
6
Доклад на НПК
Награждение
Презентации

Подготовка и проведение социальной акции «Школа здоровья» по особому плану (Приложение)
20
5
15
Творческая работа, просмотр фильма
Рефлексия
Канцелярские товары, видеоматериал, компьютер, проектор

Республиканская акция «Неделя добра»:
Уборка территории
Высаживание рассады
Посещение РРЦ, ГРЦ, Тёплого Дома. Детского Дома, Центра Семья, школы 75
Уроки добра в школе 68
Сбор продуктов и лекарств для приюта бездомных животных «Пёс и кот»
Выезд в приют
25
-
25
Творческая работа, мастер – классы, уборка территории, высадка семян, занятия с детьми.
Работа с детьми - инвалидами, социализация, толерантность.
Материалы для проведения игры, творческих мастерских;

Праздник – рефлексия «вот и пролетел год». Выход на ролледром «Адреналин». Игра.
3
-
3
Командообразующая игра, катание на роликах.
Награждениефотоотчёт
Призы, дипломы.




Список литературы.
1. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. М., 1991;
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2000;
3. Ковриго Н.М. Педагогика здоровья. Ижевск, 2005;
4. Леви В. Искусство быть собой. М., 1991;
5. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.: Новосибирск, 2000;
6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под ред. М.Р. Битяновой, С-Пб: Питер, 2006;
7. Профилактика агрессивности и террористических проявлений у подростков. Под ред. И. Соковни, М.: Просвящение, 2002;
8. Профилактика вредных привычек и здоровый образ жизни. Сб.методических разработок. В. 3, Ижевск, 2001;
9. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. М., 1998;
10. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения «Брось!» 5 – 11 классы. М.: «ВАКО», 2004;
12. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999;
13. Тренинг жизненных навыков. Под ред. А.Ф. Шадуры, С-Пб: Речь, 2005;
14. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. Спб., 2001;
15. Школа без наркотиков. Под ред. Л.М. Шипицына, С-Пб: «Образование – культура», 2002.


15