Развития социальной одарённости учащихся в музыкально- фольклорной студии «Гармония»


Развития социальной одарённости учащихся в музыкально- фольклорной студии «Гармония»
Казанцева Т.И
педагог дополнительного образования,
«Почётный работник общего образования РФ»
«...Сегодня нужен человек творческий, который, если требуется, сможет решать проблемы без предварительной подготовки, импровизируя, доверяя себе». И. А. Маслоу.
Проблематику, связанную с развитием детской одаренности можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Приобщение детей к социальному опыту является значимым для общества и от того, как пройдет социализация, зависит будущее детей, а значит, и будущее страны.
В реализации дополнительных общеразвивающих программ педагогов студии «Гармония» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования города Абакана «Центра детского творчества» одной из главных задач является развитие социальной одарённости детей. В студии созданы необходимые условия предоставляющие каждому ребёнку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, с учетом их способностей и мотивации. Эффективной возможностью проявления одаренности является свобода выбора самим ребенком, желаемого вида деятельности, это индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах баян, домра, балалайка, хомыс, ударные инструменты и народное пение. Мы видим свою задачу в обеспечении одаренному ребенку системной, профессионально грамотной поддержкой его одаренности на всех этапах: открытие, развитие и успех, при этом используем максимально методологические ресурсы дополнительного музыкального образования, делая акценты на следующих позициях:
-предоставлять ребенку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт;
-развивать наряду с музыкальной сферой одарённого ребёнка его физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, социально-коммуникативную сферы;
-достигать воспитательными мерами оптимального соотношения личностной и интеллектуальной рефлексии в каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком
Социальная одаренность проявляется в сфере лидерства и социальных взаимодействий. Она представляет собой сложный сплав когнитивных компонентов (общий академический интеллект, практический интеллект социальный интеллект) и не когнитивных факторов (темперамент, личностные особенности – способность к сопереживанию, оптимизм, высокая активность, экстраверсия, справедливость, способность к принятию решений в условиях неопределенности, независимость и вместе с тем ориентация на групповые ценности, воля как твердость в реализации намерений [1] .
Педагоги студии особое внимание уделяют поддержке социальной одарённости детей через проектную деятельность, через участие в различного рода конкурсах, фестивалях, концертах городского, республиканского, межрегионального уровня, где дети раскрывают свои таланты и показывают высокие результаты своей социальной активности. Немаловажно при этом присутствие состязательных элементов: сравнение своих и чужих достижений, равнение на лучших. Это даёт стимул учащимся к новым творческим достижениям и успехам. Очень важно научить воспитанников умению свободно выражать свое мнение, творчески мыслить и реализовать свои способности не только в исполнительских, но и в творческих, развивающихся видах деятельности. Учащимся предлагаются творческие задания, составленные с учетом всех видов деятельности. При слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах. Например, выполняется задание «Рисуем музыку», дети подбирают стихи или пишут мини-сочинение на музыкальное произведение, отражают в своих рисунках понимание музыкально - художественного образа произведения. «Занимательная музыка» это задания, способствующие развитию творческой фантазии через стихи, сказки, игры. Детям также предлагаются задания - «Загадко - творчество», «Инсценирование песен», «Размышления о музыке», «Художественные импровизации», в ходе выполнения которых идёт сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений. Дети с большим интересом относятся к заданиям подобного рода. В ходе их выполнения у детей развивается гибкость и беглость мышления, умение анализировать, синтезировать, делать обобщения. Всё это вносят продуктивные изменения в структуру детской одаренности: происходит «подтягивание» ее слабых звеньев, расширяются возможности решения детьми задач различных типов.
Своеобразной ступенькой, подготавливающей детей к творческой деятельности и приобретению ими социального опыта является участие воспитанников в проектной деятельности. Они учатся общению друг с другом, получают возможность для реализации своих интересов, знаний и исполнительских навыков, полученных на занятиях. С помощью педагогов и родителей воспитанниками подготовлены учебные творческие мини- проекты: «Музыкальная сказка», «В стране музыкальных загадок», «Портрет русской народной музыки», поисково-исследовательский проект «Песни, опаленные войной». Практикуются краткосрочные творческие мини-проекты: «Интеграция народного вокала и современной хореографии» при взаимодействии с детским образцовым хореографическим ансамблем «Каприз» и народно-певческим ансамблем «Берегиня». Вокально-хореографический проект «Русская зима» был реализован в сотворчестве с ансамблем «Берегиня» и детским музыкальным театром «Веселые человечки». Воспитанники студии приняли активное участие в презентации учебных мини – проектов «Я - исследователь». Учащиеся провели исследовательскую работу по изучению истории музыкальных инструментов, творчеству композиторов, а также исполнили музыкальные произведения на инструментах. Презентации учебных мини- проектов перспективны. Они открывают для детей возможность реализовать себя в поиске самостоятельного выбора, творческого самовыражения и успешности. Привлечение детей к повышению социальной активности, творческого потенциала происходит через индивидуальную работу, взаимодействие с родителями и их участии в жизни студии.
Совместно с воспитанниками и их родителями проводятся досуговые мероприятия, конкурсные и развлекательные программы, праздники семьи, где дети проявляют свою активность, любознательность, увлечения. Система таких праздников способствует формированию навыков социальной компетентности, коммуникативного общения, дают возможность самораскрытию внутреннего потенциала детей. Очень важно уметь увидеть и раскрыть в детях качества лидерской одарённости : уверенность в себе и знание себя; чувство ответственности; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
Показателем социального развития учащихся является сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально-приемлемыми нормами поведения, учится сознательно поддерживать их и активно участвовать в образовательном процессе.
Таким образом, развитие социальной одаренности развивает качества личности, способствующие общению, совершенствованию социальных умений и навыков, повышает уровень самостоятельности, творческую активность и позволяет воспитанникам студии «Гармония» достичь высоких творческих результатов.
Литература:
1.Психология одарённости: от теории к практике, редакция Д.В. Ушакова Москва 1999[1]
2. Крюков В.В. Работа с детским коллективом - важнейшее направление в системе музыкального воспитания Ростов – на Дону,2002г.
3. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. Р.Гильмеева, И.Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.