Конспект занятия ансамбля ложкарей Ложки деревенские


Дата: 25.12.2014г.
Тема занятия: «Ложки деревенские"
Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам.
Задачи:
Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства.
Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
Воспитательная: воспитывать культуру исполнения песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
Возраст детей: 2 класс (1-й год обучения)
Тип занятия: «открытое»
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение и игра на ложках).
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, деревянные учебные ложки, трещотки.
Оборудование для учащихся: деревянные ложки (по три штуки).
Продолжительность занятия: 45 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему занятия:
Педагог: Начнём мы с вами наше занятие с загадки, которую я вам загадаю, послушайте внимательно, о чём будет идти речь?
– Деревянная подружка,Без неё мы, как без рук.На досуге – веселушка,И накормит все вокруг.Кашу прямо носит в рот,И обжечься не даёт. (Ложка)
Педагог: Верно! А вот и ответ на мою загадку.
Показывает деревянную ложку.
3. Введение в новую тему:
Педагог: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга.
Хотьковская - украшены геометрической резьбой;
Хохломская - росписью;
Вятская – выжиганием;
Архангельская – необычной формой и росписью;
Семёновская – обычной формой и росписью с видами города;
Псковская - резьбой и выжиганием.Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Существует огромное количество разнообразных ложек, как для украшения интерьера, так и для использования в быту.
В городе Семёнов Нижегородской области в 2012 году был открыт музей «Деревянной ложке», в котором собраны различные экспонаты с разных городов России. Но, большая часть экспозиции музея посвящена «Семёновской» ложке, т.к. в этом городе находится Фабрика деревянной ложки, на территории которой располагается музей.
Ребята, какая ложка у меня в руках? (хохломская)
Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
Давайте сейчас послушаем и посмотрим запись оркестра ложкарей (просмотр видеофрагмента)
Педагог: Ребята, а как вы думаете на скольких ложках можно играть одновременно?
Демонстрируется слайд с веерными ложками.
Педагог: На что похожи эти ложки? Правильно, на веер, поэтому они так и называются «веерные ложки».Существует огромное количество приёмов игры на ложках. Но, мы с вами пока познакомились только с тремя.
«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.2. «Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. 3. «Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
слайд с учебными ложками
4. Повторение и закрепление приёмов игры:
Педагог: Сегодня мы с вами повторяем наши песни «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси»
Повтор развивающих ритмических упражнений:
«Дядя Стёпа»,
«Дятел»,
«Утята» (работа группой, индивидуально и т.д.)
Педагог: Мы уже с вами начали разучивать партию ложек к этим песням. Давайте вспомним, какие приёмы игры мы используем в каждой песне? («щелчок», «маятник», «мячики».А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы.
(Повторить правило) Ложками не машем, держим ручками к себе или вверх, чтобы не задеть соседа.Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.
5.Работа с ложками. Повторение и отработка приёмов игры:
Практическая работа: групповая –  в ансамбле,  и индивидуальная – с отдельными детьми.
Педагог: Молодцы! Уже хорошо получаются у всех ребят.
6. Подведение итога занятия.