Урок литературного чтения в 1 классе в период обучения грамоте.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Нижнеудинск»
1 «В» класс – 24 обучающихся.
Учитель начальных классов : Иванченко Марина Анатольевна
УМК «Школа России». Учебник «Азбука»  В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.
Тема: «Гласный звук а, буквы А, а.»
Цель: знакомство с гласным звуком [а], буквами А, а .
Задачи:
*создание условий для знакомства с условным обозначением звука [а] —буквами А, а;
* распознаванием этих букв в печатном тексте;
*развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звук [а];
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Использован биоадекватный метод обучения.
Планируемые результаты:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные:
допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию.
Гармонизация пространства.
Диагностика настроения.
-На вашей парте смайлики. Покажите, какое у вас настроение в начале урока.
Сообщение темы и целей урока.
- О чём пойдёт речь на уроке ,вы узнаете, если поможете мне дочитать стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается ….. (гласный).
- Правильно говорить мы будем о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.
Актуализация знаний.
Игра доскажи словечко.
В море плавала акулаЕла всё, что в нем тонуло.К нам акула приплыла – Превратилась в букву…
Аист - птица-почтальон,К нам придёт весною он.Прилетит издалека,Принесёт нам букву ... 
Врач умеет очень простоНаше горло проверять -Он всегда при этом проситЭту букву называть.
-Дети ,кто может показать букву А на ленте букв?
Представление буквы А, а .
Дыхательная гимнастика.
-На вдохе а-а-а, выдох.(4 раза)
-На вдохе а-а-а, на выдохе о-о-о. (4 раза)
-На вдохе на-на-на, на выдохе но-но-но.(4 раза)
Изучение нового материала.
Звучит мелодия. Формирование образа - символа.Пробуждение_леса_-_звуки_природы_и_музыка_-_Мир_полон_чудес_(mp3.vc).mp3Сенсорно-моторный этап. (В классе запах мяты, мелиссы от заваренного чая).
-Сядьте удобно. Закройте глазки, расслабьтесь. Почувствуйте, как удобно расположилось ваше тело, как ему комфортно. Вам легко и свободно.
Представьте себе жаркий летний день. Перед вами зелёный цветущий луг. Ласково светит солнышко, почувствуйте , как ласкает оно вас своими тёплыми лучиками. Лёгкий ветерок обдувает ваше личико. Осмотритесь вокруг . На лугу растут пышные травы и разноцветные цветы. Рассмотрите их, почувстуйте запах. Представьте, как вы идёте по тропинке. Почувствуйте , как вы ступаете по мягкой земле, влажная трава щекочет ваши ноги.
Символьный этап.
Вдруг к вам на ладошку прилетел жучок- божья коровка. Рассмотри его. У жучка красные крылышки, на них 4 чёрных кружочка, маленькая головка с глазками и усиками и 6 ножек. 3 ножки слева и 3 ножки справа. Жучок очень красивый. Попросите его стать символом нашего урока. Он расскажет нам о гласных звуках. В русском языке 6 гласных звуков, как и ног у жучка. Посмотрите на лапки божьей коровки. И вот чудо! На одной из левых ножек появилась буква А. Буква А ,обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.
Повтор информации.
Давайте ещё раз посмотрим на божью коровку. У неё 6 ножек. В русском языке 6 гласных звуков, как и ног у жучка. Буква А написана на одной из левых ножек. Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука. На красных крылышках 4 чёрных кружочка.
Поблагодарите божью коровку за знания. Поблагодарите цветущий зелёный луг за отдых,
а сами возвращайтесь в этот кабинет. Почувствуйте ногами пол, почувствуйте, как расположена ваша спина, пошевелите пальцами рук, поверните голову вправо, влево. Откройте глазки и улыбнитесь.
Закрепление знаний.
Беседа, составление образона.
- Где вы побывали?
-Что чувствовали?
-Кого встретили?
-Какой была божья коровка?
-Сколько у неё лапок?
-Сколько крылышек?
-Сколько кружочков на крылышках?
-Какая буква появилась на ножке слева?
-Нарисуйте божью коровку на листе.
Сравнение образона детей с образоном учителя.
Добавление недостающих элементов.
-Предлагаю всем встать , выйти из-за парты. Представьте, что вы божья коровка.
Физминутка.
Вокруг себя покружились и в божьих коровок превратились.
Божьи коровки, покажите ваши головки.
Носики, ротики, крылышки-ручки, ножки, животики.
Божьи коровки поверните направо головки,
Божьи коровки поверните налево головки.
Ножками притопните, крылышками хлопните.
Друг к другу повернитесь и мило улыбнитесь.
Лингвинистический этап. (Зрительный поиск буквы)
На столе перед классной доской лежат карточки со словами. Дети по очереди подходят к столу ,находят карточку со словом, содержащим букву А , обводят её в кружок красным карандашом. Прикрепляют карточку магнитами к доске.
Мама, ель, парк, астра, арбуз, клоун, ананас, абрикос, анаконда, ара, аист, зебра, акула, ромашка, трава, лето, альбатрос, антилопа, аллигатор, Анна, Алёна, Алёша, Артём, Андрей.
(Тактильный поиск)
В мешочке лежат игрушки . По одному ребёнку подходят, ощупывают предмет, называют его, достают из мешочка. Поговаривают слово, выясняют, есть ли нужный звук. Где он находится? (в начале, середине или в конце слова)
Страница 21 Азбуки. На интерактивной доске высвечивается эта- же страница.
Схемы слов астра, арбуз.
-Назовите гласные звуки.
Читающие дети прочтут стих.
Моторно-кинестетический этап. Пальчиковая гимнастика.
Мы делили апельсин.
Дети угощаются чаем с мятой.
Архивирование информации.
Итог урока
- С какой буквой познакомились на уроке? Что обозначает буква А для согласного звука, стоящего перед ней?
-На вашей парте смайлики. Покажите, какое у вас настроение в конце урока.
Рефлексия.
-Понравилось путешествие?
Продолжите фразу:
-Я доволен своей работой…
-Я устал…
-Мне понравилось….
 Домашнее задание. Украсьте на карточке буквы А а. Можно использовать различные материалы.
При разработке урока использованы материалы из книги « Уроки русского языка во 2 классе» Автор О. В. Набойченко. Методическое пособие для начальной школы. Разработки уроков по биоадекватной методике. Харьков, 2013.