Презентация педсовет Преемственность в достижении метапредметных результатов обучения в начальной и основной школе


преемственностьразвитие Бобырева Л.М. учитель биологииГ. Ханты- Мансийск Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации преемственность основных образовательных программ начального общегоосновного общегосреднего (полного) общегоначального профессиональногосреднего профессионального высшего профессионального образования
ppt_xppt_y Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении. 2008200920102011305070120Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. БИОЛОГИЯБотаникаЗоологияАнатомияМикологияЭкологияЦитологияГенетикаВирусологияФизиологияБиология- наука о живой природе. Для осуществления преемственности педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 . Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход.Основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования Преемственность образовательного процесса может осуществляться в различных видах:На уровне технологий обучения – преемственность форм, методов, приемов, способов обученияНа уровне результатов – определение ключевых образовательных результатов на каждой ступени обучения 1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия. 3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация. Группы результатов Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы Метапредметные результатыФГОС НОО- освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные,регулятивные и коммуникативные),обеспечивающие овладение ключевымикомпетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиямиФГОС ООО- освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные);- способность их использования вучебной, познавательной и социальной практике, - самостоятельность планированияи осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества спедагогами и сверстниками; - построение индивидуальнойобразовательной траектории Пути достижения метапредметных результатовВнедрение новых схем ведения урока( «проблемные уроки»)Использование проблемного подхода в учебном комплекте( учебники, методические рекомендации, интерактивные ресурсы)Разработка новых форм заданийРазумное введение проектной и исследовательской деятельностиВведение метапредметной составляющей в предметные олимпиады Система оценки достижения планируемых результатовОдной из составляющих преемственности НОО и ООО является структура урока – современного урока. Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Актуальными являются такие формулировки заданий: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо традиционных: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. .{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Традиционный урокСовременный урок1.Проверка д/з учеников учителем.2.Объявление темы учителем.3.Объяснение темы учителем.4.Закрепление знаний учениками. 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками2.Актуализация учениками своих знаний3. Поиск решения проблемы учениками4. Выражение решения5. Применение знаний ученикамиСтруктура урока Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. Актуализация учениками своих знаний Поиск решения проблемы учениками Поиск решения проблемы учениками Выражение решения Выражение решения Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.Программы разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.Программы предметов Единая структура учебников Организация и структурированность Использование различных источников информации Учебно- исследовательская деятельность Проектная деятельность-комплексное формирование УУД Интеграция урочной и внеурочной деятельности Преемственность – это системный подход. Механизмом решения проблемы может стать реализация следующих подходов:1.Выполнение единых требований, предъявляемых ООП к формированию, развитию и оценке метапредметных результатов. 2. Преемственность в применении современных образовательных технологий в процессе обучения (отразработки, апробации элементов образовательнойтехнологии до её полной реализации в ОУ) между НОО и ООО .3. Преемственность между учебно-методическими комплексами .4. Взаимодействие учителей начальной школы и учителей –предметников основной школы по ключевым проблемамв образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС.