Урок по теме Увеличительные приборы

Урок 5. «Пробудившись, семя становится проростком».
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов (условия и этапы прорастания семян);
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: семя, зародыш, семядоли, семенная кожура, эндосперм, период покоя, прорастание.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
1. Cформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (познавательные УУД; работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
3. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Этап
Содержание
Обору-дование
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.
Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний.











1. Диалог Антошки и биолога на с. 27.
– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? (Какие условия нужны для прорастания семян?) 1 Версии школьников. Выбор лучшей формулировки. Фиксация вопроса на доске.
2. – Почему мореплаватели, когда перевозили мешки с пшеницей, рожью и другими семенами в трюмах своих кораблей, очень внимательно следили, чтобы не было течи и вода не попала в трюм? Составьте раствор соли с концентрацией, как у морской воды, и проверьте, набухают ли в нём семена и способны ли они прорастать в солёной воде.
3. – Расскажите мне, что вы уже знаете о прорастании семян и что нам пригодится из имеющихся знаний для их изучения.
Учитель фиксирует на доске сведения, названные ребятами, и комментирует их связь с данной темой. В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под заголовком «Вспоминаем то, что знаем».
4. Проверочная работа по заданиям 4.3; 4.4; 4.9 из задачника-практикума. 2

Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.









II.
Совмест-ное открытие знаний.




























1. – Ученики поспорили, из чего у покрытосеменных растений образуется семя. Одни считали, что из завязи, другие – из зародышевого мешка, третьи – из семязачатка, четвёртые – из зиготы. Какое из мнений правильное?
– Какая часть семени главная? Почему именно она? 1
– Из чего образуется зародыш?
– Семенная кожура. Из чего она образовалась?
– Что заметно на поверхности семенной кожуры?
2. – Агроном достал из бумажных пакетиков семена гороха, лука, фасоли, томата, тыквы, капусты. Он знал, что на ранних этапах прорастания семена используют готовые запасные вещества для своего роста. А где же находится вместилище запасных веществ у этих семян? Помогите агроному.
Работа в парах с учебником, с. 28. 1
3. – Надолго ли хватает запасов питательных веществ проросшему семени?
– На что расходуются запасы питательных веществ?
– Как поступить растению (проростку)?
4. Работа с учебником (технология продуктивного чтения). 1 3
– Сколько времени уходит от момента образования до прорастания семени?
– Зачем необходимо состояние покоя?
– Что необходимо семени для того, чтобы пережить неблагоприятные условия?
5. – Опишите этапы прорастания семени. (На основе исследовательской работы-проекта «Опыты по выращиванию семян».)
Задача 5.11 из задачника-практикума. Самооценка по алгоритму. 2
6. – Какие условия необходимы для прорастания? (На основе исследовательской работы-проекта «Опыты по выращиванию семян».) Задача 5.18 из задачника-практикума. Самооценка по алгоритму. 2
7. – Что такое проросток?
Пророс-шие семена, таблица «Строе-ние семени».
































Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Познавательные УУД
1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
3. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.









ТОУУ

Регулятивные УУД
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

III. Самосто-ятельное приме-нение знаний.
1. Вопросы на с. 31. Задачи 5.1–5.7; 5.9–5.10; 5.13; 5.17 (на выбор) из задачника-практикума.
2. Почему говорят: «От худого семени не жди доброго племени»?




IV. Итог урока.
Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).
Домашнее задание.
§5. Задачи 5.8 и 5.12 (по желанию) из задачника-практикума.




















© ООО «Баласс», 2012 Страница 13PAGE \* MERGEFORMAT14115