Тема урока: Учимся пользоваться личными местоимениями.


Дата: 20.01.2015г.
Предмет: русский язык
Класс: 4-Г
Учитель: Кожух Юлия Викторовна
Тема урока: Учимся пользоваться личными местоимениями.
Цели:
1.Обобщить знания о местоимениях. Учить анализировать текст, определять от какого лица идёт рассказ, находить местоимения и давать им характеристику.
2. Развивать умение грамотно использовать формы местоимений в речи ; внимание, память, мышление, речь. Обогащать словарный запас учащихся. Развивать умение работать в группах, парах и самостоятельно, объективно оценивая результат своей деятельности.
3.Воспитывать заботливое отношении к животным. Дружелюбное отношение друг к другу при совместной работе.
Предметные умения: различать части речи, опознавать местоимения определять их признаки, правильно, уместно употреблять .Понимать от какого лица идёт рассказ, изменять лицо рассказчика. Выявлять и исправлять случаи неудачного использования местоимений.
Познавательные УУД: понимать информацию представленную в табличной форме, находить в тексте языковые примеры, вносить их в таблицу. Пользоваться словарями, справочными материалами учебника. Выполнять действия анализа, сравнения, классификации, преобразования, синтеза; подводить факты языка под понятие; обобщить, систематизировать материал. Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в совместной работе ,в обмене мнениями.
Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме; осуществлять самоконтроль.
Личностные: понимание значимости правильной и выразительной речи ,элементы коммуникативного мотива изучения языка, сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Ход урока:
I Организационный момент.Цель: настроить учащихся на работу.
- Прозвенел звонок весёлый.Вы начать урок готовы?Будем слушать, рассуждатьИ друг другу помогать.
- Запишите в тетради сегодняшнее число.
II. Постановка темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
- Вчера я возвращалась домой и около своего подъезда увидела кошку. Я встречала её и раньше, она живёт в подвале нашего дома. Многие жильцы кормят её, даже назвали кошку Муркой. Недавно у нашей Мурки появились котята. Так понравилась мне кошка, что я решила написать о ней маленький рассказ. Прочитайте его.
«Мурка- очень ласковая и умная кошка. Окрас у Мурки белоснежный. Мурка всегда следит за своим внешним видом»
- Понравился вам рассказ? Может, у вас есть замечания?- Отредактируйте этот текст.- Каким словом вы заменили слово Мурка? (у неё, она) -Как называются такие слова?(местоимения)- Что вы знаете о местоимениях? ( Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Могут заменять имена прилагательные и даже числительные.)
- Как вы думаете, какая тема урока?- Мы уже много знаем о местоимениях. Тогда какая перед нами стоит учебная задача?- Чему будем учиться?- За один урок всему сразу научиться мы не сможем.Сегодня мы поговорим о личных местоимениях. Будем учиться ими пользоваться.
III. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом уровне.
Цель: подведение учащихся к самостоятельному выводу о классификации местоимений.по лицам и числам.
1.Работа с учебником. Фронтальная работа.
Упражнение347. (Учащиеся читают отрывки и отвечают на вопросы)
Упр.348 (Учащиеся заполняют таблицу в тетради -задачнике. Несколько учащихся работает у доски )
2.Физкультминутка. Учитель выполняет упражнения вместе с детьми.Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)
3.Работа с учебником
( Продолжение работы с таблицей. Упр. 351.Чтение текста и запись местоимений в таблицу.)-Записанным в таблицу местоимением 3-го лица дательного падежа ответьте на вопрос к кому? Что произойдёт? Какой секрет местоимений 3-го лица знаем?
Упр. 349. (Заполняя таблицу(местоимения 3-го лица), воспользуемся советом: задумаем имена существительные м.р., ж.р., с.р.( например: кошка, пёс, животное, животные во мн.ч.)
-В каком падеже в личных местоимениях 3-го лица добавляется буква н ? -Почему?
4.Работа в парах.
-Каким научным словом называют разговор двух людей? (Диалог)
Чтение текста(Упр.350)в лицах. И ответы на вопросы задачника.
Измените форму этих местоимений и запишите в таблицу.
Проверка и самооценка.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1.Групповая работа
Употребите местоимение в нужной форме и определите лицо, число и падеж. Запишите в тетрадь.
1-я группа: (Я) нравится учиться в школе.
2-я группа: Учитель помогает (мы) открывать новые знания.
3-я группа: Школа гордится (мы).
Проверка и самооценка.
V.Контроль усвоения, коррекция допущенных ошибок.Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
1.Самостоятельная работа. Написание теста
1.Сосчитайте количество местоимений: Как, без, он. они, у, я, от, мы, до, вы, про
а ) 4 б) 5 в) 11 г) 9
2.Найди лишнее местоимение:
а ) я б) ты в) он г) они
3. Местоимение мне- это местоимение
а ) 1-го лица, б) 2-го лица в) 3-го лица
4.В каком падеже в личных местоимениях 3-го лица всегда добавляется буква н ?а ) родительном, б) дательном в) творительном г) предложном
5. Местоимения какого лица изменяются по родам?
а ) 1-го лица, б) 2-го лица в) 3-го лица
2. Самопроверка по эталону и самооценка.
VI.Рефлексия.Устное обсуждение. Это подведение итогов, обсуждение того, что узнали, и того, как работали Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… 
Самооценка в оценочном листе
VII.Домашнее задание
Цель: Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Прочитайте задание.(Упр.351.II часть с. 14 в тетради-задачнике)- Расскажите, что нужно сделать.Всем спасибо. Урок окончен.