Технологическая карта урока биологии увеличительные приборы 5 класс.

Технологическая карта  урока биологии
МБОУ г. Иркутска СОШ № 4
Севостьяновой Антонины Ивановны


 Предмет
 Биология

Класс
 5 класс

Тип урока/занятия
 Урок освоения новых знаний

Технология построения урока
 Проблемно- диалогическая

Тема
 Устройство увеличительных приборов

Цель
 Создание условий для формирования понятия «увеличительные приборы», изучения их строения и умения работать с ними.

Основные термины, понятия
 Лупа штативная и ручная, микроскоп, тубус, объектив, окуляр, штатив, предметный столик.

Ожидаемый (планируемый) результат

Предметные:
Учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представления об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов.


Личностные УУД: - Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- Определяют общие для всех правила поведения;
- Оценивают усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); -Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом;
Регулятивные УУД: -Определяют и формулируют тему и задачи на уроке с помощью учителя;
- Работают по плану, инструкции;
- Высказывают свое предположение на основе учебного материала;
- Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;
- Совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке;
Познавательные УУД: - Ориентируются в учебнике, тетради; - Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
Коммуникативные УУД:
- Умеют работать в паре, слушать и понимать речь других;
- Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- Владеют диалогической формой речи.

Организация пространства

Формы работы
Ресурсы

Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Таблица «Увеличительные приборы»;
учебник «Биология. 5 класс.» В.В.Пасечник, инструктивная карточка.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, презентация «Историческая справка. Увеличительные приборы»


Дидактические задачи этапов урока/занятия
Этапы урока/занятия
Дидактические задачи

Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке. Организация внимания и внутренней готовности.

Актуализация опорных знаний и умений
 Активизация соответствующих мыслительных операций ( анализ, обобщение, классификация и др.) и познавательных процессов ( внимание, память).

Постановка учебной проблемы
 Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Формулирование проблемы, планирование деятельности
 Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания
 Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний, связей и отношений.

Первичная проверка понимания
Установления правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний
 Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности
 Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организацион-
ный
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. Я надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Удачи вам и новых открытий!


Актуализация знаний
 Учитель: На прошлых уроках мы говорили о том, жизнь на нашей планете разнообразна. Все живые организмы можно объединить в четыре царства. Назовите царства живой природы, приведите примеры.
Учитель: Как вы думаете, представители какого царства имеют самые микроскопичные размеры.
Учитель дополняет : одноклеточные растения, простейшие животные, микроскопические грибы.
Учитель: Как вы думаете, что помогает человеку заглянуть в этот удивительный микромир, узнать строение?
Учитель: Назовите признаки живых организмов.

Учащиеся называют царства: растения, животные, грибы, бактерии и приводят примеры.

Учащиеся отвечают: царство бактерии.



Учащиеся отвечают: увеличительные приборы.



Учащиеся отвечают: клеточное строение; раздражимость, обмен веществ и энергии:
развитие ; размножение.

Постановка  учебной проблемы
Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное вашему классу. Давайте скорее его прочитаем.
Привет, мальчишки и девчонки из 5 «А» класса! Пишет вам знаменитый астроном Стекляшкин из Цветочного города. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки! Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды .А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?
С уважением, ваш астроном из цветочного города.
Учитель: Как назовем тему урока? Запишем ее: Тема: Устройство увеличительных приборов.








Учащиеся формулируют тему урока.

Формулирование проблемы, планирование учебной деятельности
 Учитель: Ребята, какие же задачи поставил перед нами астроном?
Учитель: Правильно. Познакомится с увеличительными приборами, с их устройством и с правилами работы. Какие увеличительные приборы вы знаете? Для чего их применяют? Учитель: Какие увеличительные приборы из названных применяются биологами?
Учащиеся с помощью учителя формулируют задачи урока.
Учащиеся называют лупу, бинокль, подзорную трубу, телескоп, микроскоп.


Учащиеся называют лупу, микроскопы.


Открытие нового знания
 Учитель: Итак, сегодня на уроке мы будем изучать приборы, открывающие “невидимое”.
Все эти приборы содержат . Угадайте загадку, для того чтобы определить, что является основной частью всех увеличительных приборов.
Загадка
Есть хрустальные глазки -
Как волшебные они:
Сгонят вмиг туман и дымку,
И увидим невидимку.

 Учитель: История изобретения увеличительных приборов с демонстрацией презентации «Историческая справка. Увеличительные приборы».

Когда появились первые увеличительные приборы точно не известно. Так, при археологических раскопках, проводившихся на территории Древнего Вавилона, ученые находили двояковыпуклые линзы – самые простейшие оптические приборы. Эти линзы были изготовлены из отшлифованного горного хрусталя. Первые микроскопы, изобретенные человечеством, были оптическими, и первого их изобретателя не так легко выделить и назвать. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и городу Мидделбургу, что в Голландии, и связывают с именем Захария Янсена, который занимался изготовлением очков.

 






Учащиеся отвечают, что увеличительные стекла.






















Удивительную историю изобретения им микроскопа расскажет ваш одноклассник.
















Сообщение учащегося :
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.
И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?
На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца оправу для очков.
Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую она была похожа на толстого червяка!
Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. .



Учитель:
Чуть позже, в 1624 году Галилео Галилей  представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал “оккиолино”. Годом спустя его друг Джованни Фабер предложил для нового изобретения термин “микроскоп”. Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком . Роберт Гук в 1665 г. впервые увидел клетки на срезе пробки. Современник Гука голландец Антони ван Левенгук , сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, на протяжении своей жизни он изготовил не менее 400 микроскопов. Огромный вклад в развитие и совершенствование микроскопа внесли ученые России. В начале XVIII столетия в мастерской Академии Наук в Петербурге опытные специалисты Калмыков, Беляев и другие производили конструкции высокого качества, а также плодотворно работали над улучшением этих приборов. Высококачественные микроскопы были сконструированы великим русским изобретателем И.П. Кулибиным . Довольно большие исследования с участием микроскопа проводил великий русский ученый М.В.Ломоносов. С течением времени устройство микроскопа заметно эволюционировало, появились микроскопы нового типа, были усовершенствованы методы исследования. Однако работа с любительским микроскопом и по сей день сулит немало интересных открытий и взрослым, и детям.
Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.
О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.
Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, вернее сказать, его дети.




 Учитель: Пришло время физкультминутки
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось,
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке,
(одна рука вверх, другая вниз,
рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели,
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты туловищем)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем,
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания) И последний раз присели,
А теперь за парты сели.
 
Учащиеся выполняют упражнения.


Учитель: А сейчас пришло время вашей работы в парах .

Организация работы в парах по инструктивной карточке (приложение №1).

Проверка самостоятельной работы.



Учащиеся работают в парах по инструктивной карточке.

Учащиеся выходят парами к доске:
показывают части микроскопа, которые называет учитель;
показывают части микроскопа, которые называют учащиеся;
рассказывают о правилах работы с микроскопом.

Применение нового знания
 8. Учитель: Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Задание: Выберите верное утверждение и обозначьте его хлопком :
1.К увеличительным приборам, использ. в биологии относятся лупы, микроскопы.
2.Основной частью увеличительного прибора являются обыкновенные стекла
3.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2.Штатив поверни ручкой «к себе».
3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5.Положи готовый препарат под предметный столик.
6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
 

Учащиеся слушают учителя и при верном утверждении хлопают в ладоши.


Учитель: Ребята, вернемся к письму, которое мы сегодня получили от друга Незнайки. Мы готовы ему ответить?

Учащиеся:
Да, этим прибором является микроскоп. Сегодня мы изучили правила работы с ними.



Рефлексия учебной деятельности и эмоционального настроения
Учитель: Для оценки своей работе на уроке заполните анкету, которая напечатана в вашей инструктивной карточке (приложение №1).
Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению и нарисуйте его в указанном квадратике
(приложение №1).

Учащиеся заполняют анкету в инструктивной карточке.

Домашнее задание
П.6 , прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию заполнить кроссворд (взять у учителя)
( приложение №2) или составить синквейн по теме «Увеличительные приборы».




Литература:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.
4. Физкультурные минутки (материалы для проведения физкультурных пауз) / О.В.Узорова, Е.А. Нефедова – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57aa5390109e0/img6.jpg






Приложение №1

Инструктивная карта учащегося
5 ____класса
Фамилия, имя ____________________________________________

Тема урока:---------------------------------------------------------------------------------------------

ЗАДАНИЕ №1. Выполните лабораторную работу «Устройство лупы».
Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части её . Подпишите их название.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1.________________________ 2._________________________
3.__________________________

ЗАДАНИЕ №2. Выполните лабораторную работу «Устройство светового микроскопа».
Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Укажите части на микроскопе.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5._______________________________
6._______________________________
7._______________________________

Проверьте друг друга в паре по устройству микроскопа.



ЗАДАНИЕ №3 . «Определение увеличения микроскопа»
Цифра на окуляре x цифра на объективе
________________ x ____________________ =

ЗАДАНИЕ №4 Познакомьтесь с правилами работы с микроскопом (с. 18 учебника).
РЕФЛЕКСИЯ. Заполните анкету, отметив свою работу на уроке.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
полезен / бесполезен
интересен / скучен


Выберите рисунок , который соответствует вашему настроению и нарисуйте его в указанном квадратике
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]














Приложение №2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( по желанию)
Кроссворд «Устройство увеличительного прибора».







4.







1.



2.






















1.






4.



3.



















2.





























3.























5.












По горизонтали:
1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.
2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.
3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.
4. Зрительная трубка.
5. То, что рассматривают под микроскопом.

По вертикали:
1. Увеличительный прибор.
2. Помогает направить свет.
3. Служит для размещения на нем объекта исследования.
4. Поднимает и опускает зрительную трубку.


15