Урок по биологии Увеличительные приборы


Паспорт урока
Ф. И. О. Филиппова Елена ВладиленовнаМесто проведения: ГБОУ ООШ № 19 г. Новокуйбышевск Самарской области
Предмет: биология
Класс: 5 «А»
Дата проведения: 10.09.2014 г.
Тема урока: Увеличительные приборы
Цель урока: сформировать знания об устройстве увеличительных приборов и правилах работы с ними.
Планируемые образовательные результаты:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: определение понятий: «объектив», «окуляр», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения: навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Мировоззренческая идея: формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил), умение объяснять и применять эти знания.
Основные понятия: лупа, микроскоп, окуляр, тубус, объектив, предметный столик, регулировочные винты, штатив. План изучения нового материала:
1. Организационный момент
2. Мотивация и целеполагание.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление и обобщение знаний.
5. Рефлексия
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: традиционная с применением ИКТ-технологийТехнология обучения: критическое мышление
Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, микроскопы, мультимедийная презентация
Мизансцена урока: традиционная
Технологическая карта урока
Планированные результаты Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент (стадия «вызова»)
Создание эмоционального настроя учащихся на работу на уроке. II. Мотивация и целеполагание
Регулятивные УУД. На доске появляется текст с крупным шрифтом, затем мелким и потом самым маленьким. (слайд 1)
Постановка проблемы: Как же мы с вами сможем прочить тест на доске. Что для этого нужно?
Учитель: Ребята, так о чем мы с вами будем говорить на уроке? (слайд 2)
Какие увеличительные приборы вы знаете? Пытаются решить проблему.
Формулируют тему урока
ответы учащихся
III. Изучение нового материала (стадия «осмысления»)
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД. Учитель: Ребята, а что вы знаете об увеличительных приборах? Вы должны заполнить таблицу ЗХУ 1и 2 графу
знаем хотим узнать узнали
Слушает ответы учащихся.
а) история открытия микроскопа
(слайды 3 – 8). Приложение 1 заполняют 1 и 2 графу таблицы
слушают историю открытия
Коммуникативные УУД.
Познавательные УУД. Регулятивные УУД. б) Устройство микроскопа.
Изучение строения увеличительных приборов Самостоятельная работа учащихся с учебником параграф 4 страница 22 «Устройство микроскопа»
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД. в) первичное закрепление знаний
на слайде появляется микроскоп, нужно назвать его части (слайд 9) Отработка понятий.
Анализ значимости каждой из частей микроскопа. Запись в тетрадях частей микроскопа.
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД Коммуникативные. УУД г) Увеличение микроскопа. (слайд 10)
Работа в парах, считают увеличение микроскопа
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД Коммуникативные. УУД д) Правила работы с микроскопом.
организовать работу: на с. 24 вы будете читать правила работы с микроскопом.
Один из вас читает правила, другой ученик сразу делает так, как это правило советует. Затем меняетесь. Воспроизводят правила работы с микроскопом и отрабатывают приемы работы с микроскопом.
IV. Закрепление и обобщение знаний
Личностные УУД 1. Задание: Соотнести понятие и определение
2. Задание: Выберите верное утверждение.
см. приложение 2 Разрезанные карточки на парту
Самопроверка.
А теперь оцените себя:
если вы не сделали ни одной ошибки, поднимите кружок красный.
Если вы сделали 1–2 ошибки, поднимите кружок синий .
Если вы сделали 3–4 ошибки поднимите кружок зеленый.
V. Стадия «Рефлексии»
Вернуться к таблице (3 графа)
Что мы узнали на уроке.
Так как учебный материал освоен на уроке, домашнее задание, не задается. Ответы учащихся
Приложение 1
Слово  «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скоп» (смотрю).)  Таким образом, «микроскоп» означает «наблюдатель маленького». Это прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом.
История создания микроскопа  и значение этого изобретения
Первый простой микроскоп был изобретен в 1590 году в Голландии Янсеном.
В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.
И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?
На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!
Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.
Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.
О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.
Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.
Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.  (слайд 4)
Но первым, кто понял и оценил огромное значение микроскопа, был англичанин Роберт Гук — физик, метеоролог, биолог, инженер и архитектор. Он впервые применил микроскоп для исследования растительных и животных тканей. Роберт Гук немного усовершенствовал микроскоп, а потом с его помощью рассматривал различные предметы и зарисовывал их. Однажды Гук сделал тонкий срез растительной пробки и стал рассматривать его под микроскопом. Ученый увидел, что кусочек пробки состоит из множества ячеек, которые он назвал «клетками». Это произошло в 1665г. (слайд 5)
Об устройстве этого прибора известно, что он состоял из трубы, прикреплённой к подставке с двумя увеличительными стеклами. Усовершенствовал этот прибор другой голландец — Антони ван Левенгук. Левенгук однажды решил посмотреть под микроскопом на каплю сенного настоя, его удивлению не было предела! В нём сновали крошечные зверушки, сталкиваясь и копошась, как муравьи в муравейнике. Этих зверушек он назвал анималькулей («анималькулюс» — по-латыни «зверушка»). Левенгук не знал тогда, что всех этих анималькулей будет изучать наука, которой он положил начало, — микробиология. (слайд 6)
Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. Шло время, совершенствовались микроскопы ученые все больше  и  больше узнавали о клетках, их строении и функциях. (слайд 7). Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нем заменены электромагнитными, а световые лучи — потоком электронов, выбрасываемых электронной пушкой. Получился электронный микроскоп. (Слайд8)
Приложение 2
Задание 1. Соотнести понятие и определение
Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят
окуляр
Служит для крепления всех частей микроскопа
штатив
Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса
объектив
Зрительная трубка
тубус
Помогает направить свет
зеркало
Служит для размещения на нем объекта исследования
предметный столик
Поднимает и опускает зрительную трубку
винт
Задание 2: Выберите верное утверждение
1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.
2.Штатив поверни ручкой «к себе».
3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.
4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.
5.Положи готовый препарат под предметный столик.
6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.
7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
Верные: 2, 3, 6, 7
Приложение 3
Презентация к уроку
слайд 1
слайд 2

слайд 3
слайд 4

слайд 5
слайд 6

слайд 7
слайд 8

слайд 9
слайд 10