Задания школьного уровня Всероссийской олимпиады школьников по биологии (7 класс)

Школьный этап Всероссийской олимпиады по биологии
2014 – 2015 учебный год. 7 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного
ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать
– 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете
наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Анатомия – это направление биологической науки, изучающее:
а) внутреннее строение объектов живой природы;
б) взаимодействие объектов живой и неживой природы;
в) жизнь во всех ее проявлениях;
г) рациональные пути использования природных ресурсов.

2. На рисунке представлен пример проявления жизненного свойства: а) развитие;
б) размножение;
в) движение;
г) обмен веществ.
3. Объект биологических исследований – мукор, изображение
которого представлено на рисунке, относят к:
а) бактериям;
б) грибам;
в) растениям;
г) животным.

4. Бактерии, способные в результате своей жизнедеятельности
производить кислород:
а) цианобактерии;
б) гниения;
в) болезнетворные;
г) клубеньковые.

5. Чтобы предотвратить порчу продуктов питания под действием бактерий
необходимо:
а) исключить попадание на продукты спор;
б) обеспечить неблагоприятные условия для жизни этих организмов;
в) предотвратить попадание на продукты прямых солнечных лучей;
г) ограничить доступ воздуха к продуктам.

6. Важнейшим условием жизни большинства зеленых растений является:
а) достаточная освещенность;
б) наличие готовых органических веществ, необходимых для их питания;
в) обитание в условиях симбиоза с другими организмами;
г) размножение только половым путем.
7. У цветковых растений женские половые клетки образуются в:
а) пестиках;
б) тычинках;
в) плодах;
г) пыльцевой трубке.

8. Больше всего масла у семянки подсолнечника содержится в:
а) околоплоднике;
б) кожуре семени;
в) эндосперме;
г) зародыше.

9. Спорофит паразитирует на гаметофите у:
а) мхов;
б) папоротников;
в) хвощей;
г) плаунов.

10. Грибы – паразиты хлебных злаков:
а) мукор или белая плесень;
б) пеницилл или зеленая плесень;
в) дрожжевые грибы;
г) спорынья или головня.

11. Стержневая корневая система характерна для:
а) подсолнечника;
б) лука;
в) пшеницы;
г) подорожника.

12. Заросток папоротника имеет вид:
а) комочка;
б) сердцевидной пластинки;
в) нити;
г) улиткообразно закрученного листа.

13. Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой
невозможно реализовать основные жизненные свойства является:
а) атом;
б) молекула;
в) клетка;
г) биосфера.

14. Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого:
а) обмен веществ и превращение энергии;
б) форма и окраска объекта;
в) разрушение объекта под действием окружающей среды;
г) рост и развитие во времени.

15. Неорганические вещества клетки:
а) углеводы и жиры;
б) нуклеиновые кислоты и углеводы;
в) углеводы, белки и жиры;
г) вода и минеральные соли.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице
ответов.
1. Из перечисленных инструментов в биологических исследованиях
используются: 1) лупа; 2) бинокль; 3) телескоп; 4) световой микроскоп;
5) электронный микроскоп.
а) только 1, 4;
б) только 1, 4, 5;
в) только 1, 2, 4, 5;
г) только 2, 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
2. Обычно в цитоплазме растительной клетки можно обнаружить:
1) ядро; 2) вакуоли; 3) ядрышко; 4) пластиды; 5) хромосомы.
а) только 1, 2, 4;
б) только 2, 3, 5;
в) только 1, 2, 3, 4;
г) только 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
3. Пластиды могут быть: 1) синими; 2) белыми; 3) зелеными; 4) бесцветными;
5) красными, жёлтыми или оранжевыми.
а) только 2, 3, 4;
б) только 2, 3, 5;
в) только 3, 4, 5;
г) только 1, 2, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
4. Общими, для грибов и растений, являются следующие признаки:
1) гетеротрофность; 2) наличие хорошо выраженной клеточной стенки,
включающей хитин; 3) наличие хлоропластов; 4) накапливание гликогена, как
запасного вещества; 5) способность к размножению спорами.
а) только 1;
б) только 1, 2;
в) только 1, 2, 5;
г) только 1, 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
5. Лишайники:
1) могут поселяться на голых скалах и способны поглощать влагу всей
поверхностью тела;
2) могут восстанавливаться из части слоевища;
3) имеют стебель с листьями;
4) с помощью придаточных нитевидных корней удерживаются на скалах;
5) представляют собой симбиотический организм.
а) только 1;
б) только 1, 2;
в) только 1, 2, 5;
г) только 1, 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из
которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант
ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1
баллу за каждое тестовое задание).

1. Зеленый цвет различным органам растения придает хлорофилл.
2. Раскрытие и закрытие соцветия одуванчика в течение дня является примером
проявления у растений такого жизненного свойства как обмен веществ.
3. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.
4. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.
5. Если цветок имеет только тычинки, то его называют женским.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления
соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 3. Заполните
матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Задание 1. [мах. 3 балла] На рисунке изображены листовые пластинки двух
типов – простые (А) и сложные (Б). Соотносите их цифровые обозначения (1-12) с типом листовой пластинки, к которому они относятся.
Изображение





























Изображение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тип листовой
пластинки
(А или Б)























13PAGE 15


13PAGE 14115




15