Задания для закрепления знаний по русскому языку в 4 классе

Текст. Предложение. Слово

Допиши правило:

«________ состоит из предложений,
а предложения - _____________________.
При помощи предложений люди выражают свои _____________ и чувства.»

1. Спиши правило и запомни его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст.
В двенадцатом веке по приказу Юрия Долгорукова на высоком холме среди дремучих лесов был построен кремль – крепость. Крепость была с деревянными башнями и бойницами. Так появилась Москва. Это был маленький пограничный город, построенных среди лесов и болот.

Спиши из текста второе предложение.
______________________________________________________________________________________________________________
Посчитай и запиши, сколько в нём слов - __________________

3. Из данных слов составь предложение. Запиши его.

Быстро, облака, плывут, по, небу , осеннему.
_________________________________________________________


4. Прочитай. Спиши только предложение.

а) Вязать, медленно плыть, холодно.
б) Над городом поднимается палящее солнце.
____________________________________________________________
Запиши, сколько слов в предложении - __________________________

6. Прочитай текст. Запиши, сколько в нём предложений.

Наступила тёплая осень. Всё чаще дул прохладный ветер. Листья на деревьях стали желтеть и краснеть. Красива золотая осень! А ты любишь осень?

Допиши утверждения:
а) В тексте ____ предложений.
б) Повествовательных по цели высказывания предложений - __.
в) Побудительных по цели высказывания предложений - __.
г) Вопросительных по цели высказывания предложений - __.
д) Восклицательных по интонации предложений - __.

7. Из данных слов оставь предложения. Запиши их.

Ходить, любит, класс, в библиотеку, наш. Много, как, книг, интересных,
там. Тебе, запах, полок, нравится ли, книжных. В библиотеку, сходи, и, книгу, выбери, для чтения, себе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполни задания:
- перед повествовательным предложением поставь знак +
- перед побудительным предложением поставь знак *
- подчеркни знаки препинания в вопросительном и восклицательном предложениях.

8. Заполни таблицу «Типы предложений».

По цели высказывания
По интонации











Пользуясь данными таблицы, запиши, сколько всего разных типов предложений бывает в русской письменной речи- __________

8. Восстанови правила:

«______________ состоит из _____________,
а ___________________ - из слов.
При помощи предложений люди выражают свои _____________ и чувства.»
Слово. Слог. Ударение

Допиши правило:

«Слова состоят __________________. Слоги в ___________бывают ударные и _______________________.»

2. Спиши правило и запомни его.
________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитай слова.

Прыжок, холл, мешок, белёк, мел, шоссе, ребёнок, холодильник.

Выполни задания:
а) Спиши слова, в которых есть только ударный слог:
_______________________________________________________

б) Спиши слова, в которых можно не ставить знак ударения:
________________________________________________________

в) Спиши остальные слова и поставь в них знак ударения:
________________________________________________________

4. Прочитай слова.

Этаж, электростанция, Элина, электричество, электровоз, эльф.
Спиши слова в порядке возрастания количества слогов в них.
________________________________________________________________________________________________________________________

Поставь знак ударения в словах, выдели безударные гласные в них.

5. Прочитай пары предложений. Над одинаковыми словами поставь знак ударения по смыслу предложения.

Мягким знаком на письме обозначается мягкость предыдущего согласного при чтении. Этот мальчик оказался мне знаком по спортивной школе.

Старый замок был уже никому не нужен. Но на его огромной двери ещё висел большой замок.

На представление собралось всего ползала ребят. Ящерица быстро ползала по тёплому камню.

6. Прочитай слова. Запиши их в таблицу по заданию.
Белый, белёсый, беловатый, ходит, ходули, ходунки.

1-ый слог ударный
1-ый слог ударный
1-ый слог ударный










7. Восстанови правило:

«________ состоят __________________. Слоги в ___________бывают ______________ и _______________________.»


Состав слова.

Допиши правило:

«Приставка, __________, суффикс, _____________ - части _________. Главная часть слова - ______________. Новые слова образуются при помощи __________________ и ________________.
_____________________ служит для связи слов _________________________».

Спиши правило и запомни его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай слова.

Переход, подливка, заводь, девушка, подтяжка, носики.

Впиши слова в таблицу. Дать графические обозначения.

Приставка, корень
Приставка, корень, суффикс
Корень, суффикс











Рассмотри таблицу.

Приставка
Корень
Суффикс
Окончание

За -
- город -
- н -
-ый

Под -
- берёз -
- ов -, -ик-


Пере -
- вод -
- чик -
- и


Составь и запиши слова из предложенных частей слов в таблице:
________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай словосочетания. Разбери по составу имена существительные.

Весенние деньки, чистые пятки, крепкий поддубник, хорошие замыслы, трудные загадки.

Прочитай словосочетания. Разбери по составу имена прилагательные.
Осенняя пора, блестящий медальон, береговой катер, запрудная плотина, маленький рюкзак.

Восстанови правило:
«Приставка, __________, суффикс, _____________ - части _________. Главная _______ слова - ______________. Новые слова ___________ при помощи __________________ и ________________.
_____________________ служит для связи слов _________________________».


Однокоренные слова. Родственные слова

Допиши правило:

«Слова, которые имеют общий ____________,
называются ____________________________________»

«Однокоренные ________ являются родственными, если они имеют общий _______________ »

Спиши правило и запомни его.
________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Прочитай группы слов. Спиши из каждой группы однокоренных слов только родственные слова.

а) беличья, белка, белила, бельчонок
_________________________________________________
Выдели знаком корень в родственных словах.

б) моряк, морской, уморить, морячка
_________________________________________________

Выдели знаком корень в родственных словах.

в) водяной, подводные, водитель, водица
________________________________________________

Выдели знаком корень в родственных словах.

г) больной, болеть, большой, больница
_________________________________________________

Выдели знаком корень в родственных словах.

д) дороженька, дорога, дорогой, дорожная
_________________________________________________

Выдели знаком корень в родственных словах.

е) хористка, хоровое, хорёк, хор
_________________________________________________

Выдели знаком корень в родственных словах.

Прочитай слова.

Ходить, плавать, бегать, умный, хитрый, светлый.

Подбери к ним родственные слова и запиши их парами:
Ходить - _______________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

Выдели знаком корень в родственных словах.



5. Прочитай предложения. Выпиши из них родственные слова.

Весной отправились мы с товарищем в берёзовую рощу. Старшие ребята рассказали нам, как можно добыть берёзовый сок, который стремится к каждой веточки березки. Навстречу нам вышел лесник. Когда он узнал, зачем мы пришли в березняк, - выгнал нас. Мы расстроились, но позже поняли, что не оставили лес без деревьев, а себя без подберёзовиков, которые к осени появились под берёзами.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выдели знаком корень в родственных словах.


Восстанови правила:

«Слова, которые имеют ______________ корень,
называются ____________________________________»

«Однокоренные ________ являются родственными, если они имеют общий _______________ »



Правописание гласных и согласных в корне слова

Допиши правило.

«Чтобы проверить правописание безударного ________________ в корне слова, надо подобрать ___________________ слово, в котором гласный звук в ___________ слова будет ____________ ».

«Парный звонкий _______ звук на конце заменяется при произношении парным __________ согласным. Для проверки написания надо подобрать родственное _______, чтобы после парного ____________ слышался ___________ звук».

Запиши к проверочным словам слова с безударным гласным звуком в корне слова.
Вёсны – весенний, веснянка
Голод - ____________________________________
Волк - _____________________________________
Конь - _____________________________________
Зелень - ___________________________________

Поставь ударение в словах, выдели безударные гласные.

Запиши к проверочным словам слова с парным согласным звуком.
Агенты – агент
Бегаю - ________ велосипедист - ______________________
Летать - _______ паровозный - ________________________
Виды - ________ сюрпризы - __________________________
Хлеба - ________ детективные - ________________________

Выдели парные согласные на конце записанных тобой слов.

Впиши в словосочетания пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Бе_ная (_________) девочка, добрая стару_ка (________________),
колё_ная (______________) пара, старый парово_ (____________),
ре_кая (_________) птица, мя_кий (____________) плед,
лё_кое (__________) дуновенье, деревянный пло_ (___________),
вкусный пло_ (__________), дремучий ле_ (______), высоко зале_
(________________).

Впиши в слова предложений пропущенные буквы.

Мы зашли далеко в ле_. Вдруг ре_кий зву_ дол_тел до нас. Кто так громко кр_чит? Страх охв_тил ребят. Ок_залось, это хищни_ л_тает вокру_ гн_зда с пт_нцами, а пт_ца –мать отг_няет его св_им криком.

Восстанови правила.

«Чтобы проверить _____________ безударного ________________ в корне слова, надо подобрать ___________________ слово, в котором ________________ звук в ___________ слова будет ____________ ».

«Парный звонкий _______ звук на конце заменяется при _______________ парным __________ согласным. Для проверки написания надо ____________ родственное _______, чтобы после парного ____________ слышался ___________ звук».



Правописание приставок и предлогов

Допиши правило

«Предлоги пишутся ________________ со словами».

Допиши высказывание, чтобы оно было верным:
Приставка – часть слова, которая пишется со словом _____________, а предлог – часть речи, поэтому пишется со словами ______________.

Прочитай текст.

За балконом у Вити висят санки для катания с горки. После уроков Витя идёт гулять во двор. С ним выходят его одноклассники. Кататься с ледяной горки весело. Друг за другом летят с горы ребята. Около них бегает бездомный пёс, он провожает их в гору, а потом бежит вниз и ждёт мальчиков.

Выпиши слова с предлогами.
________________________________________________________________________________________________________________________

Впиши имена прилагательные в словосочетания по смыслу, изменяя окончания имён прилагательных:
кухонный, трудный, загородный, крепкая, открытое, тонкий, строгий, голубая, давней.

Над ______________ заданием, под ____________ столом, около ________________ дома, перед _________________ окном,
за ________________ стеной, у _____________ папы, по _____________ льду, после ________________ дороги,
от _________________ подруги, возле ______________ ели.

Подчеркни предлоги.

Прочитай словосочетания. Спиши их грамотно, раскрывая скобки.
(Пере)ехал (перед) носом, (за)прятал (за)шкаф, (под)нялся (по) ступенькам, (от)вязал (от)столба, (у)брал (у)края стола.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приставки выдели, предлоги подчеркни.



Впиши в предложения предлоги по смыслу и приставки в слова.

Интересно __ смотреть __ небо ночью. Много ____нообразных созвездий можно ___глядеть на нём. Лучше всего ___ этого взять ____зорную трубу или телескоп. __величительные приборы __могают ___смотреть __ них далёкие звёзды.

Приставки выдели, предлоги подчеркни.
Выпиши словосочетания по заданию в 2 столбика:

Со словами с приставками Со словами с предлогами
_______________________ ______________________________
_______________________ ______________________________
_______________________ ______________________________
_______________________ ______________________________

Восстанови правило.

«Предлоги пишутся ________________ со словами».


Правописание разделительных Ь и Ъ

Допиши правило:

«Разделительный Ь пишется в словах после ____________ перед гласными е, ё, ю, и.
Разделительный Ъ пишется в словах после ____________ перед гласными е, ё, ю, и».

Впиши разделительный Ь в слова данных словосочетаний.

Солов_иная песня, мурав_иный дом, в_южная зима, девич_и посиделки, птич_и стаи, л_ётся быстро, в_ётся верёвочкой, б_ют часы.

С любыми тремя словосочетаниями из задания 2 составь и запиши предложения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Впиши разделительный Ъ в слова данных словосочетаний.

Высокогорный под_ёмник, крутой под_ём, об_езд на дороге, в_езд во двор, об_ёмная картина, с_едобный гриб, с_ёмная деталь,

Выдели приставки, после которых пишется разделительный Ъ.

Впиши в предложения разделительные Ь или Ъ.

Под_ём в гору оказался крутым. Двигаться быстро мешала в_юга, которая заносила снегом лобовое стекло. Горная дорога в_ётся узкой лентой вверх. На таком горном серпантине трудно раз_ехаться двум автомашинам. Легче всего преодолевают в_езд на крутые виражи большие устойчивые грузовики. Пот л_ётся градом по лицу водителя – трудно удержать машину на крутой дороге. Где-то в тёплом доме наверху в конце пути часы б_ют полночь. Все встречают год привычно, за праздничным столом. А мы с товарищем встретили её необычно, на крутой об_ездной горной дороге.

Восстанови правило.

«Разделительный Ь пишется в словах после ____________ перед гласными е, ё, ю, и.
Разделительный Ъ пишется в словах после ____________ перед гласными е, ё, ю, и».


Части речи

Допиши правило:

«Чтобы распознать, к какой части __________ , относится данное слово, надо знать, на какие ____________ отвечают слова разных частей речи и что ______________________ разные части _______».

Заполни таблицу.


Имя
существительное
Имя
прилагательное
Глагол

На какие вопросы отвечает




Что обозначает






Прочитай предложения.

Попробуй путешествовать удобно дома, в мягком кресле. Открой карту России или мира и отправляйся «в путь». В этом заочном путешествии тебе помогут условные знаки – обозначения городов, рек, озёр, равнин, гор. Внимательно рассмотри все знаки, чтобы не «заблудиться» в пути. Много новых названий городов ты узнаешь по карте. Голубые извилистые линии рек тоже имеют свои имена. По цвету можно распознать на карте высокие и низкие горы. На карте мира обозначены разные страны, каждая своим цветом.
Отправляйся в путешествие, разглядывай внимательно всё, что увидишь на географической карте.

Выпиши словосочетания по заданию:

Имя прилаг. + имя сущ. Глагол + имя сущ. (кроме
главных членов предложений)

_________________________ ___________________________
_________________________ ___________________________
_________________________ ___________________________
_________________________ ___________________________
_________________________ ___________________________

Прочитай предложения. Подчеркни в них слова, отвечающие на вопрос КАК? Это – наречия.

Стремительно надвигалась на путников гроза. Надо было срочно искать убежище от стихии. Ребята быстро сообразили сделать навес из еловых лап. Дождь прекратился так же внезапно, как и начался.
Выпиши словосочетания с наречиями.
Например, учился (как?) хорошо
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай предложения. Подчеркни в них местоимения с предлогами.

В нашем классе учится двадцать пять человек. Мальчиков больше, поэтому у них есть чувство ответственности за девочек. Для нас, девчонок, мальчишки делают приятные сюрпризы на всех праздниках.

Выпиши словосочетания с местоимениями.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполни данную таблицу своими примерами.

Имена существительные


Имена прилагательные


Глаголы


Местоимения


Наречия


Предлоги (не являются членами
предложений)




Восстанови правило:

«Чтобы ____________, к какой части __________ , относится _________ слово, надо знать, на ____________ вопросы отвечают слова разных _______ речи и что обозначают ___________ части _______».


Главные члены предложения

Допиши правила:

1. «Подлежащее обозначает, о ком ______или _________ говорится в предложении.
Оно отвечает на вопрос ________ или __________ ».

«Сказуемое обозначает, что говорится __________________ в предложении.
Оно отвечает на вопросы: что делает? __________________?что будет делать?________________________________?
что сделает?»

3. Спиши правила, чтобы выучить их.
Правило 1.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Правило 2.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Прочитай предложения.

Весной наш класс отправился на экскурсию в Ясную Поляну. Там находилось родовое имение Толстых. В Ясной Поляне жил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Писатель открыл школу для крестьянских детей. Лев Толстой писал свои учебники для детей. Крестьяне учились по его «Азбуке» и «Русским книгам для чтения».
Выпиши из каждого предложения главные члены.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Допиши в каждое предложение подлежащее, подходящее по смыслу.
Первого сентября __________ встречают на пороге школы своих учеников. В этот день __________ волнуются за своих детей. Обычно с Днём знаний всех гостей на торжественной линейке поздравляет ___________ школы.

Выпиши главные члены из предложений.
__________________________________________________________________________________________________________________

Допиши в каждое предложение сказуемое, подходящее по смыслу.

Разные звери по-разному ________________ себе пищу. Одни _________________ в погоню за добычей, другие долго _______________ добычу в засаде.

Выпиши главные члены из предложений.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соедини слова из столбиков, чтобы получились предложения.
Запиши их.

Зимой наступают рыхлый снег.
Весной тает холодные дни.
Летом идут листья на деревьях.
Осенью желтеют тёплые дожди.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркни в каждом предложении главные члены.



Восстанови правила:

1. «Подлежащее _____________, о ком или о чём _______________ в предложении.
Оно _______________________ кто? или что? ».

2. «Сказуемое ____________, что _____________ в предложении.
Оно отвечает на вопросы: ______________? что делал?
что будет делать? что сделал?__________________________?»


Однородные члены предложения

Допиши правило:

«Однородные члены _________________ отвечают на ____________ и тот же ________________ и относятся к одному и _________________ слову. Однородными могут быть главные и ______________________ члены предложения».

Спиши правило и запомни его.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитай предложение.

На день рождения пришли брат, сестра, сосед и одноклассники.

Подчеркни главные члены предложения. Выпиши однородные члены предложения.
_________________________________________________________

4. Прочитай предложение.

Мама, папа и дочь пошли в кинотеатр в воскресенье.

Подчеркни главные члены предложения. Выпиши однородные члены предложения.
_________________________________________________________

Прочитай предложение.

На раскидистой берёзе нашли себе пристанище синицы, воробьи и вороны.
Разбери предложение по членам предложения. Выпиши однородные члены предложения.
_________________________________________________________

Прочитай предложение.

Образ хитрой лисицы можно встретить в сказках и баснях.
Разбери предложение по членам предложения. Выпиши однородные члены предложения.
_________________________________________________________

Прочитай предложение.

В солнечный день на море художник увидел голубые, фиолетовые, синие оттенки цвета волн.
Разбери предложение по членам предложения. Выпиши однородные члены предложения.
_________________________________________________________

Восстанови правило.

«Однородные члены _________________ отвечают на ____________ и тот же ________________ и относятся к одному и _________________ слову. Однородными могут быть главные и ______________________ члены предложения».




Склонение имён существительных. Правописание родовых окончаний имён существительных.

Допиши правило:

«Изменение имён ____________________ по вопросам называется склонением ___________________________________________.
Имена существительные пальто, метро, радио, кино, шоссе
не склоняются».

Спиши правило и запомни его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просклоняй данные имена существительные.

И.п. (что?) страна (кто?) ученик (что?) печь
Р.п. (чего?)_________ (кого?)__________ (чего?) ________
Д.п. (чему?)________ (кому?)__________ (чему?)________
В.п. (что?) _________ (кого?) __________ (что?)_________
Т.п. (чем?) _________ (кем?) __________ (чем?)_________
П.п. (о чём?) _______ (о ком?) _________ (о чём?) _______

Выдели окончания в именах существительных.

Запомни падежные окончания в данных словах, так как они в безударной позиции пишутся так же, как и под ударением!

Прочитай предложения. Укажи падеж имён существительных.

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку прыгал, да и в снег провалился. Чувствует косой, что под ногами у него что-то шевелится. Вдруг из-под снега вокруг зайца стали вырываться куропатки. Они жили в снегу на болоте. Днём они ходили по болоту, клюкву выкапывали. А под снегом им было тепло и безопасно.

Выдели окончания имён существительных.

Впиши окончания имён существительных.

За город__ мы с пап__ жили в деревянном дом_. За дом__ в огород_ росли овощи и молодая яблон_. Большого урожа_ нельзя было собрать с яблон_, но два спелых яблочк_нам удалось сорвать к стол_.
К нам в гости заходила соседская девочк_, чтобы помочь управиться в коров__. Мы, городские жители, не знали, с какой стороны подойти к коров_. Девочк_ мы попросили доить коров_ вечер__. Мы с пап__ замечательно провели в деревн_ прошлым лет__.

Укажи над именами существительными падеж.

Данные слова впиши в таблицу по заданию.

Воробей, дядя, мама, стекло, мать, кукла, речь, зерно, окно, вещь, дедушка, степь.
«Имена существительные»
Женского и мужского рода с окончанием
–а, - я
Мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода
Женского рода с окончанием на Ь


















Просклоняй из каждого столбика таблицы любое имя существительное.
И.п. (кто? что?)____________, _______________, ______________
Р.п. (кого? чего?)____________, _______________, ______________
Д.п. (кому? чему?)____________, ______________, ______________
В.п. (кого? что?)____________, _______________, ______________
Т.п. (кем? чем?)____________, _______________, ______________
П.п. (о ком? о чём?)____________, _______________, ______________

Выдели окончания имён существительных.
Проверь правописания безударных окончаний по заданию 3!

Укажи падеж подлежащих в данных предложениях.

Каждое утро мама собирает детей в школу. Вечером папа забирает малышей из детского сада. Вся семья ужинает вместе каждый вечер.

Восстанови правило:

«Изменение имён ____________________ по вопросам называется ______________ имён существительных.
Имена _________________ пальто, метро, радио, кино, шоссе
не ____________________».


Три склонения имён существительных

Допиши правило:

«К 1 склонению относятся имена _____________________
женского и ______________ рода с окончанием –а, - я.
Ко 2 склонению относятся имена ______________________
мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода.
К 3 склонению относятся _____________________________
женского рода с окончанием на Ь».

Впиши в таблицу примеры имён существительных разных склонений.
1-ое склонение
2-ое склонение
3-е склонение










Выдели окончания в словах.
Проверь безударные окончания в задании 3 предыдущей темы!

3. Просклоняй данные имена существительные:
конь, маска, дочь
1 скл. 2 скл. 3 скл.
И.п. (кто? что?)____________, _______________, ______________
Р.п. (кого? чего?)____________, _______________, ______________
Д.п. (кому? чему?)____________, ______________, ______________
В.п. (кого? что?)____________, _______________, ______________
Т.п. (кем? чем?)____________, _______________, ______________
П.п. (о ком? о чём?)____________, _______________, ______________

Выдели окончания имён существительных.

4. Прочитай предложения. Запиши вопросы к именам существительным.
Однажды (__________) вечером мы с (_________) решили пройти по (__________) парку. Вдруг мы услышали громкий (______) крик.
В (_________) пруду (______) девочка поплыла за (______) мячом, но устала и не могла доплыть обратно к (________) берегу.
Мы помогли (_________) девочке добраться до (________) берега.

Укажи падежи над именами существительными.

5.Прочитай предложения. Укажи склонение над каждым именем существительным.

В лесной чаще можно набрести на болото. Ходить по болоту опасно, особенно перепрыгивая с кочки на кочку. Можно оступиться и оказаться в болоте. Не всякая кочка может быть крепкой.

Выпиши формы выделенных слов и укажи их падеж.
________________________________________________________________________________________________________________________

6.Впиши в предложения подходящие по смыслу имена существительные. Укажи их падеж в скобках.

На ____________(__.п.) лесного(__.п.) __________ туристы устроили _________ (__.п.). Они разожгли ___________ (__.п.), стали готовить ________ (__.п.). Вскипятили _________ (__.п.)в котелке, почистили _________ (__.п.), пойманную _________ (__.п.)почистили и забросили в _________ (__.п.). Вкусная удалась _______(__.п.)!

Укажи склонение имён существительных.

Имена существительные из задания 6 впиши в таблицу.

1-ое склонение
2-ое склонение
3-е склонение






















Недостающие слова в строчках впиши самостоятельно. Выбери их из данных слов:
трава, пристань, ночь, ветер, площадь, пень, медь.

Восстанови правило:

«К 1 ____________ относятся имена _____________________
женского и ______________ рода с окончанием –а, - я.
Ко 2 ___________ относятся имена ______________________
мужского рода с __________ окончанием и __________ рода.
К 3 ___________ относятся _____________________________
женского рода с окончанием на __ ».




Имя прилагательное.
1. Допиши правило:

«Имена прилагательные ______________ признак _____________,
отвечают на ________ какой? какая? ___________?____________? »

2. Спиши правило и запомни его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Прочитай предложение.

Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком.
С. Есенин.
Выпиши имена прилагательные, укажи их род, число, падеж.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Запиши к именам прилагательным антонимы во множественном числе.

Например: трусливый - смелые
Горячий - _______________
Чёрный - _______________
Дорогой - ______________
Печальный - ________________
Мокрый - ________________
Светлый - _______________
Шероховатый - ____________

Выдели окончания имён прилагательных, чтобы сравнить их.

4. Запиши имена прилагательные в словосочетаниях в нужном числе.

(Ленивые) ______________ мальчик, (прилежная) ____________ девочки, (вязаные) _____________ шарф, (скучный) ____________
ребята, (ясные) _______________ погода, (кислые) ____________ молоко, (весенний) ______________ дни, (солнечный) _____________
утро, (пышный) __________________ пирожки, (лёгкие) ______________ задание, (плохая)_______________отметки.

Укажи число имён прилагательных, которые ты записал.

5. Из предложений выпиши имена прилагательные в 2 столбика.

Папа моего надёжного товарища – капитан дальнего плавания. В каких только заграничных морях он не плавал! При встрече с нами он всегда рассказывает необычные истории.

ед. число множ. число
_________________ _______________
_________________ _______________


6. Соедини по смыслу слова из столбиков и запиши словосочетания с вопросом от главного слова к зависимому.

Большое лайнер
Скоростная приключение
Океанский лавины
Снежные дорога

________________________________________________________________________________________________________________________

Укажи знаком х главное слово в каждом словосочетании.
Укажи число имён существительных и имён прилагательных.

7. Запиши к именам прилагательным близкие по смыслу слова.

Лёгкий - _________________
Весёлый - ________________
Большой - ________________
Белый - __________________
Холодный - _______________
Добрый - __________________
Худой - ___________________
Низкий - ___________________

8. Запиши имена прилагательные, изменяя их по вопросам.

Какой? Какая? Какое? Какие?
муж. род жен. род ср. род множ. число

Добрый - ___________, _____________, _____________
Лучистый - ____________, ______________. _____________
Беспечный - ___________, ______________, ______________
Музыкальный - _____________, ______________, ______________

9. Допиши словосочетания подходящими по смыслу словами.

Загородная ________, прибрежный _________, вкусный __________, загорелая _________, сильное _____________, разные _________,
тяжёлая _______, весёлое _____________, звонкая ___________,
спортивная ______________, мелодичный ______________,
мудрые _______________, электронное ________________.

Укажи число имён существительных и имён прилагательных.

10. Прочитай текст. Выпиши словосочетания с именами прилагательными с вопросом от главного слова к зависимому.

Зимнее утро кажется волшебной сказкой. На холодных стёклах морозный узор даёт раздолье буйной фантазии. Вот загадочный зверь притаился под хрустальной веткой сказочного дерева. За ним подглядывает прозрачная Снегурочка. Она бережёт спокойствие чудесного леса на морозном окошке.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажи над именами прилагательными их род.

11. Впиши в предложения имена прилагательные по смыслу.

Давно - давно моя ____________________ бабушка рассказывала мне ________________ сказку о _________________ молодце, который боролся с ______________ разбойниками и одерживал над ними ______________ победы.

12. Восстанови правило.

«Имена прилагательные обозначают _____________предмета,
отвечают на вопросы ________? _________?
какое? какие? »


Склонение имён прилагательных.

Допиши правило:

«Имена __________________ изменяются по падежам, или ___________________. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, ___________ и падеже, в каком стоит ______ существительное, к которому оно относится».

Спиши правило и запомни его.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просклоняй данные имена прилагательные.
Муж. род Ср. род Жен. род
И.п. (какой?) широкий (какое?) широкое (какая?) широкая
Р.п. (какого?)________ (какого?)_______ (какой?)__________
Д.п. (какому?)________ (какому?)_______ (какой?)__________
В.п. (какой?)_________ (какое?)________ (какую?)__________
Т.п. (каким?) _________ (каким?)________ (какой?) _________
П.п. (о каком?)________ (о каком?)________ (о какой?)_________

Выдели окончания имён прилагательных. Сравни их с окончаниями падежных вопросов.

Просклоняй словосочетания. Устно ставь вопросы к словам.

И.п. старый дом, старое окно, старая тетрадь
Р.п.__________________________________________________
Д.п. __________________________________________________
В.п. __________________________________________________
Т.п. __________________________________________________
П.п. __________________________________________________

Выдели окончания имён прилагательных.

Определи падеж имен прилагательных по образцу.

В синем небе звёзды блещут.
Блещут (где?) в небе – П.п.
В небе (каком?) синем – П.п.
а) На журнальном столе лежат книги.
__________________________________________________________________________________________________________________

б) У маленькой девочки есть кукла.
__________________________________________________________________________________________________________________

в) Папа помог старшему сыну.
__________________________________________________________________________________________________________________

г) Брат сделал важное открытие.
__________________________________________________________________________________________________________________

д) С младшей сестрой мама ходила в театр.
__________________________________________________________________________________________________________________

е) Главный победитель получил кубок.
__________________________________________________________________________________________________________________

Выдели окончания в именах прилагательных, укажи их род.

Просклоняй имена прилагательные мужского рода с ударными и безударными окончаниями.

И.п. большой дом, ясный день
Р.п.______________________________
Д.п. ______________________________
В.п. ______________________________
Т.п. ______________________________
П.п. ______________________________

Выдели окончания имён прилагательных и сравни их. Допиши вывод: безударные окончания имён прилагательных пишутся так же, как __________________________________________________

Просклоняй имена прилагательные среднего рода с ударными и безударными окончаниями.

И.п. большое гнездо, ясное солнышко
Р.п.______________________________
Д.п. ______________________________
В.п. ______________________________
Т.п. ______________________________
П.п. ______________________________

Выдели окончания имён прилагательных и сравни их.

Просклоняй имена прилагательные женского рода с ударными и безударными окончаниями.

И.п. большая семья, ясная речь
Р.п.______________________________
Д.п. ______________________________
В.п. ______________________________
Т.п. ______________________________
П.п. ______________________________

Выдели окончания имён прилагательных и сравни их.

Впиши окончания в имена прилагательные.

Пушист__ снегом, на крут__ вираже, за ловк__ белкой, через прозрачн__ стекло, около бел__ берёзы, к пешеходн___ переходу, ,
на ярк__ солнце, в голуб__ небе, на чисто__ скатерти.

Выдели окончания имён прилагательных, укажи их род.

Впиши окончания имён прилагательных в предложения.

Стадо овец медленно брела по бескрайн__ степи. У их ног порхали чёрн___ жаворонки. Стар__ чабан присматривал за многочислен__ отарой овец. Он был внимательн__ и понял, что скоро начнётся сильн__ буран. Так маленьк__ птицы помогли спасти взволнован__ овец.
Укажи род имён прилагательных.

Восстанови правило:

«Имена __________________ изменяются по падежам, или ___________________. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, ___________ и падеже, в каком стоит ______ существительное, к которому оно относится».


Склонение имён прилагательных во множественном числе

Допиши правило:

«Имена прилагательные во множественном _____________ изменяются только по падежам. По родам они не _____________.
Падеж имени прилагательного во ______________________ числе можно узнать по падежу имени _________________________, к которому оно ____________________».

Спиши правило и запомни его.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просклоняй словосочетание.

И.п. (какие?) смешные детские шалости
Р.п. (каких?) _____________________________________
Д.п. (каким?) _____________________________________
В.п. (какие?) _____________________________________
Т.п. (какими? )____________________________________
П.п. (о каких?) ____________________________________

Выдели окончания имён прилагательных и сравни их. Допиши вывод: безударные окончания имён прилагательных пишутся так же, как __________________________________________________ .

Прочитай стихотворение. Впиши окончания в имена прилагательные.

Под голуб___ небесами
Великолепн___ коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачн__ лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин.
Укажи падеж имён прилагательных.

Прочитай текст. Впиши окончания в имена прилагательные.

На юге Азии в жарк__ странах растут хлебн__ деревья. На их ветках висят очень крупн___ плоды до двадцати килограммов весом. Из их сочн__ мякоти местн__ жители выпекают вкусн__ хлеб. Плоды хлебн___ дерева прокалывают остр___ колышками, чтобы за некотор___ время они могли перебродить. Через несколько часов их пекут на раскален__ камнях.

Укажи падеж имён прилагательных.


Впиши окончания в имена прилагательные.

В стародавн__ времена древн__ книги переписывали от руки. Писали их гусин___ перьями. На переписку всего одн__ книги уходили долг__ месяцы или годы. Поэтому книги были очень дорог___, считались больш__ редкостью. В древн__ Руси перв__ печатн__ книги появились более четырёх веков назад. Иван Фёдоров изобрёл перв__ на Руси печатн__ станок. Он же и напечатал перв__ букварь.

Укажи число имён прилагательных, если можно – их род.

Спиши словосочетания, раскрывая скобки.

Разговаривал с (младшие школьники), нарисовали (цветной карандаш), наблюдали за (красногрудые снегири), плыли по (широкая река), подъехали к (высокий дом), раскрашивали (акварельной краской), ловили (большой сом), делали (трудный пример), пришёл за (младшая сестра), залезли на (высокие заборы), вымыли (грязная посуда), вышивали (специальные нитки).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажи падеж имён существительных.

Допиши правило:

«Имена прилагательные во множественном _____________ изменяются только по падежам. По родам они не _____________.
Падеж имени прилагательного во ______________________ числе можно узнать по падежу имени _________________________, к которому оно ____________________».

Местоимение

Допиши правило:

«Местоимение – это часть ___________. Оно не называет предмет, но _______________________ на него.
Я, ты, он, она, _____, мы, вы, они – личные местоимения.
Личные __________________ отвечают на те же вопросы, на каике отвечают имена _______________________».

Спиши правило и запомни его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполни таблицу.

Местоимения
Единственного
числа
Множественного числа

1 – го лица



2 – го лица



3 – го лица




Соедини имена существительные с соответствующими местоимениями.

Он пальто
Она самолёт
Оно школьники
Они автор

Подчеркни местоимения ед. числа одной чертой, множ. числа – двумя чертами.

Прочитай отрывок из басни.

Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
- Не оставь меня, друг милый,
Дай ты мне собраться с силой
И. Крылов.

Выпиши местоимения из текста. Укажи их число, род:
________________________________________________________________________________________________________________________


Чтобы избежать повторов, замени слово мама местоимениями.

Мама обычно приходит домой к ужину. Я помогаю __ по дому. _____ накрывает на стол. После ужина мою посуду. Потом вместе с ____ мы читаем вместе интересную книгу.

Впиши местоимения в предложения по смыслу.

Ребята играли во дворе в футбол. Нечаянно ____ пропустили мяч, который влетел в окно первого этажа. Хозяин рассердился на ____.
____ отобрал у ____ мяч.

Укажи число над местоимениями.

Запиши в скобках местоимения к именам существительным.

Холодной выдалась (_____) зима. Сильный (___) ветер поднимал хлопья снега. (______) Дети строили (___) крепость из снега, чтобы постоянно двигаться и не замерзать.

Укажи число над местоимениями, их род в единственном числе.

Впиши в текст пропущенные местоимения.

Утром мы отвязали лодку и поплыли по реке, чтобы рыбачить. Остановились в тихой заводи, забросили удочки. Сначала ____ везло – рыба здорово клевала! ____ была ещё с вечера прикормлена ______ в этом месте.

Укажи число местоимений.

Восстанови правило:

«Местоимение – это часть ___________. Оно не _____________предмет, но указывает _________________.
Я, ты, ___, она, _____, мы, ___, они – личные местоимения.
Личные __________________ отвечают на те же _________,
на _____________ отвечают имена _______________________».



Правописание местоимений с предлогами

Допиши правило:

«Местоимения с __________________ пишутся ________________.
У ________________ не бывает приставок».

Спиши правило и запомни его:
__________________________________________________________________________________________________________________

Просклоняй данные местоимения.

И.п. (кто?) я мы ты вы
Р.п. (у кого?) у меня, у нас, у тебя, у вас
Д.п. (к кому?) ______________________________________
В.п. (на кого?) ______________________________________
Т.п. (с кем?) ________________________________________
П.п. (о ком?) ________________________________________

Спиши предложения, раскрывая скобки.

(У)меня дома есть небольшая коллекция бабочек. Вместе (со)мной бабочек собирает и моя сестра. (У)неё есть энциклопедия про бабочек. (В)ней есть иного красивых фотографий.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Впиши в предложения предлоги.

__ нам в гости заехал папин друг. __ него всегда есть в запасе много интересных историй __ его путешествиях. Папин друг обычно привозит ____ нас необычные сувениры.

Подчеркни местоимения с предлогами.

Просклоняй данные местоимения.

И.п. (кто?) он она они
Р.п. (у кого?) у него, у неё, у них
Д.п. (к кому?) ______________________________________
В.п. (на кого?) ______________________________________
Т.п. (с кем?) ________________________________________
П.п. (о ком?) ________________________________________

Слова в скобках замени местоимениями и впиши их в предложения.

В нашем палисаднике много цветов. Мы ухаживаем (за цветами)___________. В сарае в клетках живут кролики. За (кроликами )____________ нужен постоянный уход. Недалеко от нашего дома открылся книжный магазин. В (магазине) ______ можно купить книги, газеты и журналы.

Укажи падеж местоимений.

Впиши местоимения в предложение.

Чижа захлопнула злодейка западня:
Бедняжка в ____ и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ____ же издевался
И. Крылов.

Укажи падеж местоимений.

Впиши местоимения в предложения.

а) Голодная кума – Лиса залезла в сад: в ____ винограду кисти рделись.
б) Известно, что Слоны в диковинку у ______.
И. Крылов.

Укажи падеж местоимений.

10. Впиши местоимения с предлогами в предложения.

Недавно мой друг пришёл _____________ за помощью. Мы вместе ____________ смогли решить сложные задачи. Друг уходил ___________ радостный. Очень важно было ___________ обоих совместно преодолеть возникшие трудности.

Укажи падеж местоимений.

11. Восстанови правило:

«Местоимения с __________________ пишутся ________________.
У местоимений не бывает _____________________»

Глагол. Изменение по родам, числам и временам

Допиши правило:
«Глагол – часть ________, которая _____________________
________________ предметов и _____________ на вопросы
что делать? _______________, что делает? что сделает?
что будет _____________________».

Спиши правило и запомни его.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Впиши вопросы к глаголам в предложениях.
В природе часто (_____________) происходят стихийные явления. Когда (________________) извергается подводный вулкан, (_________________) поднимается гигантская волна – цунами. Из-за большого скопления снега в горах (__________________) сходят снежные лавины, которые (____________) сметают всё на своём пути.
Подчеркни глаголы двумя чертами. Укажи число глаголов.

2.Выпиши из упражнения 3 словосочетания глагол + имя существительное.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Придумай свои 2 словосочетания глагол + имя существительное.
__________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст.
Школьники выращивали на опытном поле бобовые растения. Ученики поливали их по-разному. Ребята выяснили, что качество воды влияет на рост растений.

Выпиши из текста имена существительные и глаголы с вопросами к ним по образцу: качество (что делает?) влияет
________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________

Измени глаголы по образцу:

Что делать? рисовать, что сделать? нарисовать
Что делать? красить, _________________________________
Что делать? работать, ________________________________
Что делать? веселиться, _________________________________
Что делать? стричь, _________________________________
Что делать? помогать, ___________________________________

Выдели корень в родственных словах.

Выпиши из предложений по 2 глагола совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?) вида в 2 столбика.

Паромщик перевозит людей и грузы с берега на берег. Машины первыми заезжают на паром, после них заходят люди. Паромщик дал команду к погрузке. Автомобили въехали на указанные им места, люди разместились на безопасном расстоянии от техники.

соверш. вид несоверш. вид
______________________ ____________________
______________________ ____________________
______________________ ____________________

Прочитай группы глаголов. Распредели их в столбики по временам.

Лежу, буду лежать, полежал; срисую, нарисовали, нарисуем;
приглядел, гляжу, погляжу; метёт, размёл, подметёт;помогу, помогла, помогут.
Наст. время Прош. время Буд. время
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Измени число глаголов, запиши их парами оп образцу:

Я хожу – мы (что делаем?) учимся
Я гляжу – они (______________)__________________
Я сижу – мы (_______________) __________________
Я ношу – они (______________) __________________
Я пишу – они (______________) __________________
Я люблю – они (_____________)__________________
Я пою – они (_______________) ___________________

Подчеркни глаголы в форме множественного числа.

Прочитай предложения. Выпиши глаголы по столбикам.
Митя вырезал снежинки для украшения комнаты. Лена развешивала шары на ёлку. Долгожданное торжество состоялось поздно вечером.


муж. род жен. род ср. род
______________ ____________ _____________
______________ ____________ _____________

Прочитай предложения. Измени глаголы по родам и впиши их в предложения.

Дедушка (окапывать) __________________ в субботу фруктовые деревья. Мама (поливать) ________________ огород вместе с сыном. Вечернее солнышко (согревать) ________________ дачный участок приятным теплом.

Укажи над глаголами их род.

Выпиши из упражнения 11 главные члены предложений:
_______________________________________________________ _______________________________________________________
Подчеркни подлежащее и сказуемое.


13. Прочитай предложения. Выпиши из них все глаголы.

С вечера начал накрапывать мелкий дождь. Все домочадцы приуныли, потому что собирались поехать на природу на следующий день. Утром ветер разогнал тучи и солнечные лучи подарили нам надежду на поездку. Семья быстро собралась и вместе с друзбями отправилась на пикник.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажи над глаголами число.


15. Восстанови правило.

«Глагол – часть ________, которая __________________
________________ предметов и отвечает __________________
что делать? _______________, _____________?_____________?
что будет _____________________ »


Неопределённая форма глагола

Допиши правило:

«Глаголы, отвечающие ______________________________ что делать? и что сделать? стоят в ________________________ форме.
Неопределённая форма ___________________ не указывает на ________________ и число глаголов».

Спиши правило и запомни его:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай предложения. Глаголы в неопределённой форме, данные в скобках, измени и запиши в предложения по смыслу.

К озеру (придти) __________ два товарища. Они решили (купаться) ___________ у берега. Вдоль береговой линии (плыть) ____________ моторная лодка и (поднять) _________ небольшие волны у берега. Мальчики (попрыгать) _____________ на волнах и недолго (загорать) ____________ на берегу.

Укажи число глаголов, вписанных тобой.

Прочитай предложения. Запиши данные глаголы в нужной форме по смыслу текста.

С приходом зимы многие птицы (улетать) ____________ на юг. Однако, снегири (прилетать) ____________ за плодами вкусной рябины. Клесты зимой (выводить) ______________ птенцов даже в лютые морозы. Самцы без труда (находить) _________________ для них корм – семена из еловых шишек. Синицы (питаться) ___________ семенами лиственных растений

Укажи число глаголов, вписанных тобой.

Из упражнения 4 выпиши главные члены предложений в единственном числе по образцу: птица улетает.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажи род глаголов.

Впиши в предложения глаголы во форме разного времени по смыслу.

Давно уже (проходить) ____________ зимние каникулы. На улице солнышко (пригревать) _______________ сильнее. Сосулька с крыши (капать) _______________ прозрачными частыми каплями. Скоро (растаять) ______________ снег и (появиться) _______________ первые цветы – подснежники.

Укажи время глаголов.

Данные глаголы в неопределённой форме измени по своему усмотрению. Укажи род и время записанных тобой глаголов.

Писать - __________________ научиться - __________________
Вязать - __________________ помочь - ____________________
Спать - ___________________ причесать - __________________

Восстанови правило:

«Глаголы, отвечающие ______________________________ что делать? и что сделать? стоят в ________________________ форме.
Неопределённая форма ___________________ не указывает на ________________ и число глаголов».



Изменение глаголов по лицам и числам

Допиши правило:

«Изменение _____________ по лицам и числам _______________ спряжением».


Спиши правило и запомни его.

________________________________________________________________________________________________________________________

Впиши глаголы настоящего времени в таблицу по вопросам.

Лицо
Единственное число
Множественное число

1-ое
что я делаю?
Иду, говорю
что мы делаем?
Идём, говорим


2 - ое
что ты делаешь?
_______________________
что вы делаете?
______________________



3 - е
Что он (она, оно) делает?
_______________________
Что они делают?
_______________________



Выдели окончания в глаголах, которые ты спрягал в настоящем времени.

Впиши глаголы будущего времени в таблицу по вопросам.

Лицо
Единственное число
Множественное число

1-ое
что я сделаю?
Принесу, решу
что мы сделаем?
Принесём, решим


2 - ое
что ты сделаешь?
_______________________
что вы сделаете?
______________________



3 - е
Что он (она, оно) сделает?
_______________________
Что они сделают?
_______________________



Выдели окончания в глаголах, которые ты спрягал в будущем времени.



Измени данные глаголы в неопределённой форме по заданию таблицы «Спряжение глаголов настоящего времени»

Неопр. форма
Мн. числа,
1 лица
Мн. числа,
2 лица
Мн. числа,
3 лица

Глядеть




Плыть




Есть





Выдели окончания глаголов.

6. Измени данные глаголы в неопределённой форме по заданию таблицы «Спряжение глаголов будущего времени»

Неопр. форма
Мн. числа,
1 лица
Мн. числа,
2 лица
Мн. числа,
3 лица

Глядеть




Плыть




Есть





Выдели окончания глаголов. Сравни их с окончаниями глаголов из задания 5.

Прочитай предложения.

Солнце ярче припечёт, небо дождь на нас польёт. Расцветёт в будущем году яблонька в нашем саду. Скоро зазеленеет наш школьный огород. Мы с ребятами помогаем малышам в детском саду. Дети гуляют в хорошую погоду на площадке возле школы.

Выпиши глаголы, укажи их время, лицо и число.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________

Восстанови правило:

«Изменение _____________ по лицам и __________ называется спряжением».



Правописание глаголов 1 и 11 спряжения

Допиши правила:

*«Глаголы имеют _________ спряжения. У ______________ одного и того же спряжения ударные и _____________________ окончания одинаковые».
**«Спряжение ________________ с ударными окончаниями определяют по его _____________________».
***«Спряжение ___________________ с безударными _____________ окончаниями определяют по неопределённой _____________. Глаголы, оканчивающиеся на – ить относятся к 11 ______________. Большинство глаголов, ________________________ на – ать, - _____, - еть. - __________,
- оть, - уть - относят к _____________________________».
Спиши правила и запомни их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Запомни окончания глаголов 1 и 11 спряжения.

1 спр. 11 спр.
- ешь, -ёшь -ишь
- ет, ёт - ит
- ем, -ём - им
- ете, - ёте - ите
- ут, ют - ат, ят

Впиши их в слова:
а) от глаголга петь -
(ты) по___, (он, она,оно) по___, (мы) по___, (вы) по____, (они ) по____

б) от глагола летать –
(ты) лет__, (он, она,оно) лет___, (мы) лет___, (вы) лет____,
(они ) лет____


Допиши правило:

« Глаголы – исключения относятся ко 11 ________________
глаголы на – еть:
смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть;
глаголы на – ать:
слышать, дышать, держать, гнать».

Спиши глаголы – исключения и запомни их:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст.

Автоматизация многих процессов на производстве и в быту давно помогает человеку. За движением поездов на железной дороге следят машины – автоматы. Автоматы включают и выключают уличные фонари, переключают сигналы светофоров, пекут хлеб, шьют одежду. Автоматическая линия – это несколько автоматов, которые человек объединил вместе. Такой автоматической линией может управлять всего один человек.

Выпиши глаголы. Укажи их спряжение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай стихотворение.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
семь румяных усачей
А.С. Пушкин

Выпиши глаголы и укажи их спряжение:
________________________________________________________________________________________________________________________

Запиши данные глаголы в столбики.

Растаять, плясать, рисовать, слышать, ответить, дежурить, дышать, отвечать, увидеть, посмотреть, гнать, зазеленеть, пожелтеть, держать
1 спр. 11 спр.
_______________ ______________
_______________ ______________
_______________ ______________
_______________ ______________
_______________ ______________
_______________ ______________
_______________ ______________

Подчеркни глаголы – исключения.

Впиши безударные гласные. Определи спряжение глаголов.

Внимательно смотр_шь, крепко держ_т, ненавид_шь ложь, легко дыш_шь, терп_т боль, гон_т волны, завис_т от погоды, верт-т колесо, пляш_т под музыку, рису_т на холсте, вле_т из бумаги, выреза_т лобзиком, мечта_т об отдыхе.

Прочитай предложения. Впиши безударные гласные в слова.

На свете много разных профессий. Врач леч_т больных. Поэт пиш_т стихи. Тракторист паш_т землю под новые посевы. Каменщик стро_т дома из камня. Геологи ищ_т полезные ископаемые в земной коре. Шофёр вод_т автомобили грузовые, легковые или специальные.

Укажи спряжение глаголов.

10. Впиши безударные гласные в пословицы. Укажи спряжение глаголов.

Кто се_т мир, пожина_т счастье.

Усердным трудом всё получ_шь, а лениться буд_шь, всё потеря_шь.

Торопливость делу не помога_т.

Труд человека корм_т, а лень порт_т.

Крепкую дружбу и топором не разруб_шь.

Думай, над чем шут_шь.

Слезами горю не помож_шь.

Люб_шь кататься, люби и саночки возить.

Встреча_т по одёжке, провожа_т по уму.

Сколько волка не корми, он всё в лес смотр_т.

Устно объясни смысл пословиц.

11.Образуй глаголы с приставками. Укажи спряжение.

Смотрит - __________________, - ___ спряж.
Видит - ____________________, - ___ спряж.
Терпит - ___________________, - ___ спряж.
Вертит - ___________________, - ___ спряж.
Слышит - __________________, - ___ спряж.
Дышит - ____________________, - ___ спряж.
Держит - ___________________, - ___ спряж.
Гонит - _____________________, - ___ спряж.

Подчеркни безударные гласные в окончаниях глаголов.

12. Впиши в предложения подходящие по смыслу глаголы, изменяя их форму:
Осматривать, использовать, платить, помогать, прокладывать, переносить, купать.

В жарких странах, например, в Индии, слоны – незаменимые помощники человека. Их ___________________ на разных тяжёлых работах. Они ______________ огромные грузы, ______________ в непроходимых джунглях дороги, ________________ корчевать деревья. Погонщик ____________ своему большому помощнику любовью и заботой. Он _________________ слона в реке, каждый день ____________ кожу животного.


Прочитай предложения. Впиши вопросы к глаголам.

(__________________) Росла дикая яблонькав лесу. Осенью (________________) с неё упало одно кислое яблоко. Птицы (____________________) склевали его. Только одно зёрнышко (____________________) спряталось в землю и весной (______________________) проросло. Оно (_____________________)
дало жизнь новой яблоньке.
По К.Д.Ушинскому.
Укажи время глаголов.

Спиши пословицы, ставь глаголы в скобках в прошедшее время.

Нашёл, да не объявил – всё равно что (утащить) __________. (Заметить) _______________ чужую ошибку, умей увидеть и свою.
Хвались не тем, что (начать) _____________ делать, а тем, что уже (кончить) ____________. Кто много (видеть) _____________ и (слышать) _____________, тот много знает.

Укажи спряжении е глаголов.

Прочитай отрывок из сказки. Впиши пропущенные буквы.

Однажды солнце и сердитый северный ветер затеял_ спор о том, кто из них сильнее. Долго спорил_ и наконец решили помериться силами. Ветер налетел на всадника и хотел сорвать с него плащ. Ветер дул что было мочи, а всадник всё крепче закутывался в плащ.
Солнце увидело бессилие своего соперника. Оно улыбнулось, выглянул_ из-за облаков , обогрел_ , осушил_ землю и бедного путника. Он сам снял свой плащ. Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
По К. Ушинскому.

Выпиши глаголы в прошедшем времени. Укажи их число, в ед. числе – род.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Впиши безударные гласные в окончания глаголов.

Самое лучшее занятие в мире – увид_ть, как рожда_тся новый день. Вот в небе вспыхива_т первый луч солнца. Ночная тьма потихоньку пряч_тся в ущелья гор и трещины камней. А вершины гор улыба_тся ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланя_тся солнцу.
Доброе солнце улыба_тся.
Шаловливо покачива_тся цветы. Они гордо улыба_тся, потягива_тся к солнцу. Его лучи гор_т в каплях утренней росы. А над ними уже круж_тся золотые пчёлы и осы.
День пришёл
По М. Горькому.

Укажи спряжение глаголов.

Восстанови правила:

«Глаголы имеют _________ спряжения. У ______________ одного и того же спряжения _______________ и _____________________ окончания ________________».

«Спряжение ________________ с ударными _______________определяют по его _____________________».

«Спряжение ___________________ с безударными _____________ окончаниями _______________ по неопределённой _____________. Глаголы, оканчивающиеся на – ить относятся к 11 ______________. Большинство глаголов, ________________________ на – ать, - _____, - еть. - __________,
- оть, - уть - относят к _____________________________».

« Глаголы – исключения относятся ко 11 ________________
глаголы на – еть:
________________________________________________________________________________________________________________________

глаголы на – ать:
__________________________________________________________»






Повторение

1. Выполни задания теста.

Укажи, сколько вопросительных восклицательных предложений дано ниже:
Как можно не любить читать книги?! Из них человек узнаёт много интересного. Ты любишь книги?
а) 1 б) 1 в) 3
Подчеркни его.

Укажи, сколько словосочетаний можно выписать из данного предложения:
Скоро закончится учебный год.
а) 1 б) 2 в) 3

Укажи, где выписаны главные члены из данного предложения:
За окном началась сильная метель.
а) началась за окном
б) началась метель
в) сильная метель

4. Укажи, в каком слове суффикс имеет значение профессии:
а) смекалка б) болотный в) летописец

5. Укажи, в каком слове нельзя проверить букву безударной гласной в корне слова:
а) б_лезнь б) война в) солдатский

6. В каком из слов следует написать букву я:
а) в_селит б) сп_сатель в) нар_дилась

7. Укажи, в каком случае следует написать слово в скобках отдельно:
а) (за)плакал б) (под)катился в) (за)столом

Укажи, в каком слове следует писать букву ж:
а) (ягода) моро_ка б) (сказка про) Моро_ко в) пиро_ки (с мясом)

Укажи, в каком слове следует написать разделительный ъ:
а) об_ёмное (задание) б) (зимнее) ненаст_е
в) (прыткие) вороб_и

Укажи, при помощи каких частей слова образовано слово
переход:
а) приставки б) суффикса в) приставки и суффикса

Укажи, в каком слове есть непроизносимый согласный звук:
а) солнце б) известие в) ненастье

12. Укажи несклоняемое имя существительное
а) окно б) бельё в) метро

13. Укажи имя прилагательное среднего рода:
а) летним б) весеннего в) снежную

14. Прочитай предложение. Дедушка дома починил будильник.
Укажи имя существительное в винительном падеже:
а) дома б) дедушка в) будильник

15. Прочитай предложение. Много тёплых вещей взял с собой охотник зимой.
Укажи падеж имени существительного во множественном числе:
а) винительный б) родительный в) дательный

16. Прочитай предложение. В тёплых краях найдут себе корм птицы.
Укажи падеж имени прилагательного:
а) дательный б) предложный в) именительный

17. Укажи, в каком имени прилагательном следует написать
окончание –ого:
а) крепк__ (орешек) в) весёл__ (другом)
б) смел__ (юношу)


18. Укажи, в каком имени прилагательном следует написать окончание – ой:
а) дружн__ (коллективу) в) смешн__ (рассказом)
б) весёл__ (песней)

19. Укажи словосочетание с местоимением:
а) под большим зонтом в) над моим окном
б) перед первым уроком

20. Укажи глагол будущего времени:
а) плясал б) напишет в) рисует

21. Укажи, какое слово образовано от глагола срисовать:
а) рисовал б) срисует в) рисовали

22. Укажи, в каком глаголе следует написать букву и:
а) помн_ть б) клю_т в) хлопоч_т

23. Укажи, в каком глаголе следует написать букву е:
а) мальчик лов_т б) (он) пил_т дрова в) насупа_т весна

24. Укажи глагол 11 спряжения:
а) светишь б) поёшь в) пляшут

25. Укажи глагол исключение:
а) вяжут (варежки) б) (ветер) гонит в) брели (по улице)

2. Выполни задания к предложениям

Прочитай предложения.

1) Белка прячет белый гриб в дупло.
2) Румяной зарёю покрылся восток.
3) Широко разливается река Енисей весной.
4) Виталий Бианки писал рассказы о природе для детей.
5) Мой друг подарил мне собаку Стрелку.

Выполни задания к предложениям.
Выпиши имена собственные.
___________________________________________________

Из 1 и 2 предложений выпиши словосочетания
имя прилагательное + имя существительное
____________________________________________________________________________________________________
Укажи род и число над каждым словом.

Найди в предложениях и подчеркни местоимения.

Из 1 предложения выпиши главные члены.
__________________________________________________

Из предложений выпиши глаголы в настоящем времени. Укажи спряжение глаголов.
__________________________________________________

В 4 предложении укажи падежи имён существительных.

Из 2 предложения выпиши все словосочетания.
___________________________________________________________________________________________________

Найди и выпиши из предложений имена
существительные 1-го склонения.
__________________________________________________

Глаголы из 3 и 5 предложения запиши с частицей не:
____________________________________________________








13PAGE 15


13PAGE 141515




15