Методическая разработка по физической культуре Опорный прыжок


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МАРШАЛА А.В.ГЕЛОВАНИ»
Методическая разработка
Методика обучения гимнастическим упражнениям «опорный прыжок»
Урок гимнастики для учащихся ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
преподавателя дисциплины «Физическая культура»
Халитова Рефата Ибрагимовича
Севастополь 2015г
Положение «О разработке рабочих планов и программ в ГБОУПО СПТК» утверждённого приказом №___ от «____» ________ 2015 г.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский промышленно-технологический колледж имени маршала инженерных войск А.В. Геловани»Разработчик: преподаватель Халитов Р.И.
Впервые рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения отделения Технологии питания и пищевой промышленности.
Протокол № ___ от «___» _______ 2015 г.
Председатель МО _________ Н.П. Рыжкова
Опорные прыжки.
В спортивной гимнастике насчитывается около 200 опорных прыжков. Они способствуют развитию силы мышц рук и ног, укрепляют связки и суставы, развивают ловкость, прыгучесть, координацию движений, скорость.
В процессе овладения различными прыжками у учащихся воспитывается смелость, решительность, настойчивость. Разнообразие прыжков и их специфичность вызывают живой интерес и эмоциональный подъем тех, кто занимается, увеличивается насыщенность урока.
В зависимости от структуры движений все прыжки делятся на две группы. К первой относятся прыжки, выполняемые без опоры руками в прибор: в высоту, длину, глубину, в "окно", гимнастические прыжки через планку или верёвку, прыжки через длинную и короткие скакалки. Ко второй группе относятся опорные прыжки (через козла, лошади) толчком руками в прибор, поставленный в ширину, длину, под углом к ​​линии разбега.
По характеру опорные прыжки делятся на прикладные (прыжки боком, углом) и спортивной направленности.
При усвоении опорных прыжков сначала рекомендуется научить устойчивому приземлению, затем технике разбега, наскока, толчка ногами на мостик, далее - технике полёта к опоре руками и, наконец, толчка руками. Чёткость прыжков с опорой зависит от правильного выполнения всех перечисленных фаз. Серьёзная ошибка хотя бы в одной из них приводит к нарушению техники и негативно сказывается на прыжке в целом.
Приземления.
Техника выполнения. Приземления завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряжённых и прямых ног, необходимо сразу опуститься на всю стопу и несколько согнуть ноги в коленных суставах. "Запас устойчивости" будет больше, если носки и колени разведены в стороны, руки вперёд-наружу, туловище несколько наклонено вперёд, голова прямо.
Жёсткое приземление, как правило, затрудняет сохранение равновесия и нередко приводит к травмам ног.
Последовательность обучения:
1. Принять правильное положение приземления и хранить его в течение 5 сек.
2. Прыжок вверх на месте в полу присед на носки с быстрым переходом на всю стопу в позу приземления.
3. Прыжок с поворотом кругом.
4. Прыжок с гимнастической скамейки с различным положением ног (ноги врозь, согнув ноги) Разбег.
Техника выполнения. Длина и скорость разбега зависит от характера скачка, длины и высоты прибора, от физической подготовленности учеников. Разгон должен быть равномерно ускоренным, скорость его увеличивается постепенно и достигает наибольшей величины перед последним толчком одной ногой (у гимнастов скорость разгона достигает 8.5 м / с.)
 Последовательность обучения:
1. Стоя у гимнастической стенки, права носком на ступени на уровне бедра левой, подскоки с изменением положения ног.
2. Бег с ускорением (шаги обычной длины).
3. Бег по отметкам. Отметки (линии или круги намеченные мелом, гимнастические палки, положенные сбоку) на расстоянии 100-120 см друг от друга.
4. Бег через приборы (набивные мячи, гимнастические палки) изменяя расстояние и скорость бега.
Наскок на мостик.
Техника выполнения. Разгон и толчок ногами - единое целое. Наскок на мостик является обязательным звеном между ними. Наскок на мостик выполняется с сильной (толчковой) ноги. Перед наскоком туловище наклоняется вперёд (на 5-25 °), руки максимально отводятся назад, ноги "опережают" туловище, согнута в тазобедренном и коленном суставе толчковая нога подтягивается к маховой, соединяются и почти прямые выносятся вперёд, руки в момент наскока находятся немного впереди вертикали (рис299)


Толчок ногами.
Приземления на мостик происходит на переднюю часть стопы на расстоянии 12-15 см от дальнего края мостика. Толчок выполняется акцентировано, немного согнутыми ногами и их разгибанием до момента отрыва от мостика (отталкивание происходит за 0,09-0, I 2 м / с). Толчок ногами и взмах руками заканчивается одновременно. В момент окончания толчка ноги полностью выпростаны в коленных суставах. Тело гимнаста наклонено вперёд (15 ° -20 ° от вертикали).
Последовательность обучения:
И. Ходьба перекатным шагом, высоко поднимаясь на цыпочки.
2. Прыжки ноги вместе с опорой руками на рейку гимнастической стенки.
3. Стоя на месте, имитация взмаху руками, поднимаясь на цыпочки прямых ног в момент взмаху. 4. Стоя ноги врозь поперёк скамьи, прыжки на скамейку с прямимы ногами с энергичным взмахом рук.
5. С 2-3-х шагов прыжок толчком одной ноги, приземлениям на две.
6. С шага толчком двух ног прыжок вверх с энергичным движением руками с максимально быстрым отталкиванием от опоры.
7. С 2-3-х шагов разбега махом одной и толчком другой прыжок на возвышенную местность на две ноги с последующим скачком вверх.
Толчок руками.
Техника выполнения. Руки ставятся на снаряд впереди туловища под тупым углом к ​​плоскости снаряда, кисти - параллельно. Толчок выполняется навстречу движения тела (как бы от себя) за счёт разгибания рук в плечевых, локтевых и сгибания в лучезапястных суставах. Он должен быть энергичным, коротким (0,15-0,45с) и закончиться до момента, когда плечи пересекут плоскость опоры и руки оставят одновременно (рис.300

Последовательность обучения:
1. Быстрое сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.
2. Стоя на расстоянии им от стены, упасть прямым телом на стенку, быстро оттолкнуться руками и вернуться в исходное положение.
3. В упоре лёжа, оттолкнувшись руками промежуточные хлопки в ладоши. Отталкиваться руками за счёт исправления тела и поднятия спины.
4. В упоре лёжа толчок руками и ногами одновременно.
Полет после толчка руками.
Положение тела гимнаста после толчка руками определяет вид прыжка. От качества выполнения этой фазы в значительной степени зависит оценка за прыжок в целом. Зафиксировав положение, определяющее конкретную форму скачка (боком, ноги врозь и т.д.), гимнаст перед приземлением выпрямляется.
ПРИКЛАДНЫЕ Прыжки.
Козел в ширину
Вскок в упор, стоя на колени и соскок вперёд.
Последовательность обучения:
И. С упора стоя на коленях на мате взмахом рук и толчком ног упор присев.
2. С упора стоя на коленях на гимнастической скамейке, которая накрыта гимнастическим матом, взмахом рук и толчком ног упор присев.
3. С упора стоя на мостике перед лошадью в ширину, два-три прыжка на месте и вскок в упор, стоя на коленях. Движением рук вперёд и толчком ног соскок с помощью.
4. С небольшого разбега вскок в упор, стоя на коленях на козла и взмахом рук соскок вперёд с помощью.
Страхование и помощь.
Стоя на месте приземления спереди ученика и немного сбоку, в случае необходимости поддержать его (или под грудь, или под спину, в зависимости от того, как падает ученик).
Прыжки в упор присев и соскоки.
а / Изогнувшись. С короткого разбега вскок в упор присев, не задерживаясь в этом положении, прыжок вперёд-вверх, руки подняты вверх-наружу. В фазе полёта пытаться уберечь тело в полностью разогнутом положении. Этот скачок выполняют также с поворотами на 90 °, 180 °, 360 °. Типичные ошибки:
1. Недостаточно активное поднятие спины в первой половине в скока.
2. Задержка в упоре присев.
3. Неполное разгибание в тазобедренном суставе или отвода согнутых ног назад в полете.
Страхование и помощь. Стоя спереди и немного сбоку козла и, в случае необходимости поддержать ученика за плечо, а в момент приземления - под грудь или спину.
б / Согнув ноги назад. С упора присев, скачок вверх-вперёд изогнувшись, затем согнуть ноги в коленных суставах под углом 100-120 °, зафиксировать это положение, выпрямите ноги и приземлиться. В полете колени, носки и пятки должны быть вместе, руки - вверх-наружу.
Последовательность обучения:
1. Стоя у гимнастической стенки и держась руками на уровне плеч - прыжок, сгибая ноги назад, изогнуться.
2. С упора присев на гимнастической скамейке соскок, согнув ноги назад.
3. Прыжок в упор присев на козла и соскок, согнув ноги назад. Страхование и помощь. В момент приземления поддержать ученика в грудь и спину.
Последовательность обучения:
1. Стоя на полу, поднять руки вперёд-наружу. Махом правой вперёд согнуться, дотянутся руками до носка, разогнуться и приставить ногу, имитируя приземления. 2. Упражнения с партнёром. Прыжок вверх согнувшись. Партнёр стоит позади и поддерживает исполнителя пояса.
3. Прыжок, согнувшись с упора присев на козел. Страхование и помощь. Стоять у места приземления и поддерживать ученика в грудь и спину.
Конь в ширину.
Прыжок углом вправо. С прямого разбега оттолкнуться ногами, поставить руки на коня и упираясь на них, послать ноги влево, возвращаясь налево и сгибаясь в тазобедренных суставах, сделать поочерёдно перехват руками, пройти углом над снарядом и приземлиться в стойку левым боком к лошади (мал.301). Название скачка "углом вправо" или "углом влево" зависит от того, которым плечом вперёд ученик пройдёт над прибором.

Последовательность обучения:
1. С упора лёжа на полу, оттолкнуться носками, вернуться направо / налево / и занять положение сед.
2. Прыжок углом через коня в ширину с места.
3. Прыжок углом через коня в ширину с разбега в помощи и без помощи.
Типичные ошибки:
1. Не переносится вес тела на опорную руку.
2. Сгибаются ноги в коленных суставах.
Страхование и помощь. Стоя на месте приземления, одной рукой держать за кисть одноименной с прыжком руки, а второй - под спину.
Прыжок боком с поворотом на 90 ° через коня в ширину.
Прыжок выполняется из небольшого разгона / 8-10м /. Одновременно с толчком ногами в мостик, который относится почти рядом с лошадью, необходимо поставить прямые руки на коня и, поднимая тело, несколько lefttopсогнутое в тазобедренных суставах, направить ноги в сторону. Повернутся над прибором одновременно с разгибанием в тазобедренных суставах и отталкиванием рукой. Вторую руку оставлять на опоре до приземления. Приземлиться боком к прибору (рис.302).
Последовательность обучения:
1. Упор, лёжа боком на полу и поворот в упор лёжа.
2. С упора лёжа сзади, ноги на скамейке, разгибаясь в тазобедренных суставах и отталкиваясь одной рукой, упор, лёжа боком, свободную руку в сторону, продолжить поворот в упор, лёжа, ноги на скамейке.
3. С упора стоя на мостике перед прибором два-три прыжка на мостик и толчком ног упор, лёжа боком и соскок в поворотом на 90 °.
4. С небольшого разбега прыжок боком через коня в ширину с поворотом на 90 °.
Типичные ошибки.
1. Отклонения в сторону от опорной руки.
2. Низкое положение таза и ног над прибором.
3. Сгибание тела во время поворота.
Страхование и помощь. Стоя со стороны опорной руки, одной рукой поддерживать под плечо, второй, если необходимо, под туловище.
Прыжок боком через коня в ширину.
Оттолкнувшись от мостика, посылая ноги в сторону-вверх и переместив вес тела на опорную руку, разогнуться в тазобедренных суставах над плоскостью прибора. Туловище горизонтально, свободная рука в сторону, голова прямо. Пройдя над плоскостью прибора, оттолкнутся опорной рукой. и приземлиться спиной к снаряду(рус.303)

Последовательность обучения:
1. С исп. лёжа боком: сгибание-разгибание в тазобедренных суставах.
2. То же, но ноги на гимнастической скамейке или на третий рейке гимнастической стенки.
3. С упора стоя перед прибором два-три прыжка и толчком ног в мостик упор, лёжа боком и соскок спиной к прибору.
4. С небольшого разбега прыжок боком черев коня в ширину.
Типичные ошибки:
1. Отклонения в сторону от опорной руки.
2. Низкое положение туловища над прибором.
3. В момент прохождения над прибора нет разгибание в тазобедренных суставах.
Страховка и помощь. Стоя сбоку на месте приземления, поддерживать ученика рукой за плечо, второй - снизу под туловище.
С косой разбега махом одной и толчком другой прыжок углом через коня с поворотом кругом внутрь.
Для этого скачка мостик ставят сбоку от лошади у ближнего края под небольшим углом (почти параллельно).
Прыгая углом вправо с небольшого разбега, делают толчок левой и мах правой, опираясь правой рукой на тело коня. Над прибором соединяют ноги и ставят левую руку рядом с правой.
После этого, отпуская правую руку и продолжают опираться левой, делают быстрый поворот влево кругом (в середину) – начинают поворот с носков, потом бедра и плеч. Приземления правым боком с опорой правой рукой на прибор (рис304).

Последовательность обучения:
1. Прыжок способом "перешагивание" через гимнастическую скамейку.
2. Сидя на лошади на правом бедре, упереться руками сзади и, выполняя взмах ногами вперёд-вправо, соскочить с прибора и приземлитесь левым боком к коню.
3. Сидя ноги врозь поперёк лошади с опорой руками сзади и, взмахом ног соскок углом вправо, приземлиться левым боком к коню.