Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ФГОС УМК Планета Знаний


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Скородумовская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
(МБОУ Скородумовская СОШ)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Скородумовской СОШ
____________________Л. И. КурдюмоваПриказ от «_____» ___________ № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ___окружающему миру
Уровень общего образования (класс)
начальное общее, 3 а класс
Количество часов ___68_______
Учитель Ивницкая Марина Викторовна__________
Программа разработана на основе авторской программы курса «Окружающий мир» 1-4 классы Г.Г. Ивченковой. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва:  2013.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отражённых в примерной (базисной) программе курса окружающего мира.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).
приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
Устав МБОУ Скородумовской СОШ;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Скородумовской СОШ на 2016-2017 учебный год;
Учебный план МБОУ Скородумовской СОШ на 2016-2017 учебный год;
Примерная программа (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;
Авторская программа  курса «Окружающий мир» 1-4 классы Г.Г. Ивченкова Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва:  2013.
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др. );
социализация ребенка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др. );
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, ее систематизация и др);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно- следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Кроме общедидактических, в преподавании окружающего мира используются специфические предметные принципы:
-краеведческий;
-сезонный;
-экологический.
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практикооориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.Предмет «Окружающий мир» помогает обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность,активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Знакомство с началами естественных и социальноогуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.
Виды деятельности обучающихся в процессе ознакомления с окружающим миром:Наблюдение. Это основной вид деятельности на уроках окружающего мира. На первомэтапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими.
На смену общекласснымнаблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессеобучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Эксперимент. При проведении эксперимента выдвигается гипотеза, проводится ее проверка, отбор информации, соответствующей изучаемому объекту или явлению. Обучающиеся проводят наблюдения за явлениями, происходящими во время проведения эксперимента, учатся делать выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.
Практические работы. Обучающиеся работают с картами, планами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также выполняют графические практические работы.
Игры. Использование ролевых и дидактических игр определяется преобладанием при переходе от дошкольного периода игровой ведущей деятельности, которая постепенно, по мере формирования познавательных интересов, заменяется практико-ориентированной деятельностью.
В вариативной части курса, обеспечивающей дифференцированный подход к изучению материала, предполагаются такие виды работ, как творческая работа, интеллектуальный марафон, проектная деятельность. Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у обучающихся, владение на доступном уровне методами исследования.
Основная форма организации учебной деятельности обучающихся - урок. Для ознакомления обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира проводятся следующие типы уроков: уроки - практические занятия, уроки-экскурсии, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки - практические занятия связаны с организацией работ обучающихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Обучающиеся получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметныхсвязейв курсе «Окружающий мир» обучающиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умение организовать свою деятельность, определив ее цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты.
В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения. Так, ведение дневника наблюдений является частью долгосрочного исследовательского проекта по наблюдению за сезонными изменениями в природе, в ходе которого обучающиеся обучаются использованию различных методов и приемов исследования, учатся делать, наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
На основе наблюдений подготавливают обобщение своих исследований.
Кроме обязательного домашнего задания репродуктивного характера, направленного на закрепление новых знаний, используются дополнительные задания творческого или исследовательского характера: пронаблюдать, подготовить сообщение, подумать и сделать вывод, сравнить, изготовить прибор для опыта и т. п. Эти домашние задания ориентированы на детей с высокой познавательной мотивацией, их выполнение должно быть добровольно и соответствовать возможностям обучающихся.Место учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
На изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 часа в неделю. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 68 часов.
Количество часов по школьному учебному плану – 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Количество часов по авторской программе– 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Количество часов по рабочей программе –2 часа в неделю, 68 часов в год.
Из них:
экскурсий 4
практических работ 11
проверочных 5
проектов 3
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий 3 класс (68 ч)
Природа вокруг нас (8ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Основные виды учебной деятельности:
- приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой;
- объяснять значение экологии как науки;
- приводить примеры как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ;
- составлять план наблюдений;
- уметь сотрудничать в процессе наблюдений;
- приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу, участвовать в мероприятиях по охране природы;
- называть основные и промежуточные стороны горизонта;
- объяснять, что такое линия горизонта;
- рассказывать о значении для человека умения ориентироваться в пространстве;
- находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам;
- определять вид местности (открытая, закрытая);
- приводить примеры явлений природы;
- передавать свое эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках;
- различать тела и вещества;
- сравнивать тела и вещества по различным признакам;
- выделять общие и отличительные свойства;
- называть существенные свойства, классифицировать, работать с таблицами
Вода, воздух, горные породы и почва(16ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
Основные виды учебной деятельности
- приводить примеры твердых, жидких и газообразных веществ;
- называть три состояния воды;
- определять свойства воды в жидком, твердом и газообразном состоянии опытным путем;
- рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое;
- определять растворимые и нерастворимые в воде вещества;
- фиксировать результаты опытов в таблицах;
- делать выводы из наблюдаемых явлений;
- рассказывать, как образуются родники;
- пользоваться схемами, рисунками для получения нужной информации;
- приводить примеры естественных и искусственных водоемов;
- называть части водоемов;
- рассказывать об использовании и охране водоемов;
- участвовать в природоохранных мероприятиях;
- рассказывать, как образуются облака, роса, туман, изморозь;
- характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания;
- характеризовать значение воздуха для жизни;
- исследовать состав воздуха на основе демонстрационных опытов;
- пользоваться диаграммой;
- исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- объяснять, как образуется ветер;
- приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей;
- приводить примеры получения энергии в результате движения воды и ветра;
- доказывать необходимость охраны воздуха;
- исследовать в группах на основе опытов свойств некоторых горных пород (песка, глины);
- характеризовать свойства песка, глины, известняка;
- описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека;
- характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых;
- объяснять отличие горных пород от почвы;
- характеризовать процесс образования почвы;
- исследовать на основе опытов состав почвы;
- объяснять значение почвы и необходимость ее охраны
О царствах живой природы(16ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная; другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека
Основные виды учебной деятельности
- объяснять различие объектов живой и неживой природы;
- называть царства живой природы;
- различать органы цветкового растения;
- сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений;
- использовать рисунки-схемы для извлечения информации;
- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;
- опытным путем доказывать некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни;
- характеризовать размножение и развитие цветковых растений;
- фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы;
- приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу;
- доказывать необходимость мероприятий по охране природы;
- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих;
- сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных;
- приводить примеры зависимости органов чувств животных от среды обитания;
- сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека;
- характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей;
- моделировать развитие растений и животных;
- составлять рассказ о жизни и животных;
- характеризовать роль грибов и бактерий в природе и жизни людей;
- объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов;
- извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
Человек(10ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Основные виды учебной деятельности
- доказывать, что человек – часть живой природы;
- объяснять сходства и различия между человеком и животными;
- характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
- характеризовать строение и основные функции систем органов человека;
- проводить самонаблюдения и фиксировать их результаты;
- проводить наблюдения за процессами жизнедеятельности других учащихся, фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы;
- выполнять правила гигиены систем органов;
- оценивать состояние своего организма и планировать меры по укреплению своего здоровья;
- извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения
жизнедеятельности других учащихся, фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы;
- выполнять правила гигиены систем органов;
- оценивать состояние своего организма и планировать меры по укреплению своего здоровья;
- извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения
Человек в обществе(18ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Основные виды учебной деятельности
Собирать краеведческий материал о народах, населяющих область (край),народных традициях и обычаях.
Обсуждать нормы взаимоотношений между разными народами (национальностями, народностями).
Ориентироваться в исторической карте;
отличать историческую карту от географической.
Устанавливать длительность событий, определять век по дате, выстраивать события по хронологическому принципу. Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян.
Объяснять назначение исторической застройки российских городов.
Определять местонахождение различных крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения.
Кратко характеризовать особенности их местоположения.
Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их.
Описывать основные элементы городских гербов, объяснять их изображения. Находить краеведческий материал о возникновении родного города (села), происхождении его названия, о памятных местах города, села, улицы.
Преобразовывать знаково графическую информацию в текстовую при работе с картой.
Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочники, энциклопедии и другое), в Интернете. Показывать на карте территорию России, её границы, столицу, крупные города.
Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства — Конституции,
Характеризовать основные права детей,
объяснять значение Конвенции о правах ребёнка. Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства.
Обсуждать правильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна.
Рассказывать о назначении государственных наград.
Находить информацию о героях нашей Родины, краеведческий материал о земляках,
имеющих государственные награды.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Мой родной край»
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля 1ч 2ч 3ч 4ч Итоги
Проверочные работы 1 1 2 1 5
Проект 1 1 1 3
Формы организации учебной деятельности
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Комбинированный урок, урок – игра , урок – беседа, урок – путешествие, урок - практические занятия, урок с демонстрацией объектов или изображений, самостоятельная работа.
Типы уроков:
- урок изучения и первичного закрепления знаний;
- урок закрепления новых знаний и выработка умений;
- урок комплексного использования знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и контроля знаний;
Технологии обучения:
- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная технология;
- технология разноуровнего обучения;
- технология опорных конспектов;
- информационные технологии.
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д.
Календарно – тематическое планирование

Дата проведения урока Тема урока Кол-во часов
по плану по факту Природа вокруг нас (8 ч. )1 Что нас окружает 1
2 Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»
ОБЖ. Чрезвычайная ситуация – что это? (экстремальные ситуации) 1
3 Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу»
ОБЖ. Умение преодолевать страх 1
4 Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу 1
5 Ориентирование по компасу и местным признакам 1
6 Экскурсия «Ориентирование на местности»
ОБЖ. Уроки городской безопасности. 1
7 Явления природы.
Проверочная
работа по теме «Природа вокруг нас» (тест)
ОБЖ. «Природа и безопасность» 8 Свойства тел и веществ. Практическая работа Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч. )9 Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа 1
10 Вода- растворитель. Практическая работа
1
11 Свойства льда, снега и пара
ОБЖ. Почему случаются травмы? 1
12 Родники. Водоемы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище1
13 Облака, роса, туман, иней, изморозь
ОБЖ. Безопасность при любой погоде. 1
14 Круговорот воды в природе. 1
15 Значение воды и её охрана. 1
16 Значение воздуха для жизни. Состав воздух 1
17 Свойства воздуха. Практическая работа 1
18 Ветер. Охрана воздуха 1
19 Почва. Охрана почвы 1
20 Горные породы 1
21
22 Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) 2
23 Проверочная работа по теме «Вода, воздух, полезные ископаемые и почва» Защита проектов по теме «Освоение воздушного пространства человеком». 1
24 Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. 1
О царствах живой природы (16 ч. )25 Четыре царства живой природы 1
26 Строение растений. Практическая работа 1
27 Разнообразие растений 1
28 Дикорастущие и культурные растения 1
29 Жизнь растений 1
30 Размножение и развитие растений 1
31 Развитие растения из семени. Охрана растений 1
32 Строение животных. Практическая работа 1
33 Разнообразие животных 1
34 Домашние и дикие животные 1
35 Как животные воспринимают мир 1
36 Передвижение и дыхание животных 1
37 Питание животных 1
38 Размножение и развитие животных 39 Грибы и бактерии.
Проверочная работа по теме «Растения и животные» (тест) 1
40 Охрана животных. 1
Человек (10ч.)
41 Человек — часть живой природы 1
42 Кожа - первая «одежда». Практическая работа
ОБЖ Почему случаются травмы? 1
43 Скелет. Практическая работа 1
44 Мышцы. Практическая работа 1
45 Кровеносная система. Практическая работа
ОБЖ. Если из раны течёт кровь 1
46 Дыхание
ОБЖ Курение 1
47 Питание и выделение
ОБЖ. Как правильно есть? 1
48 Органы чувств. Практическая работа 1
49 Нервная система. Проверочная работа по теме «Человек» (тест) 1
50 Эмоции и темперамент. Защита проектов
по теме «Физкультура и спорт» 1
Человек в обществе (18ч.)
51 Народы нашей страны 1
52 Традиции народов нашей страны 1
53 Путешествие по ленте времени 1
54 Города и села 1
55 Названия городов 1
56 Кремль — центр города 1
57 Улицы города 1
58 Герб — символ города 1
59 Памятные места городов 1
60 Экскурсия «Улицы и памятные места родного хутора» 1
61 Современный город 1
62 Москва — столица России 1
63 Что такое государство 1
64 Конституция - основной закон нашей страны 1
65 Права ребенка 1
66 Символы государства. Герб, флаг, гимн России. 1
67 Промежуточная аттестация. Тестовая работа. 1
68 Государст венные награды.
Защита проектов по теме «Мой родной край». 1
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир».
У третьеклассников продолжится формирование:
положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;
осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
способности к самооценке;
осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;
знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;
способности оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватной самооценки;
чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
основ экологической культуры;
осознанного положительного отношения к культурным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Третьеклассники получат возможность научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.
Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;
использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».
Третьеклассники научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;
строить монологические и диалогические высказывания;
обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.
Третьеклассники получат возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные результаты освоения программного материала.
Третьеклассники научатся:
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
различать наиболее распространенные растения;
различать наиболее распространенных животных;
проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
выполнять правила личной гигиены;
оценивать свое поведение в природе;
выполнять правила поведения в природе;
находить на карте город, село, в котором они живут;
рассказывать о главных символах государства;
рассказывать о символах своего города;
рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.
Третьеклассники смогут научиться:
находить стороны горизонта по местным признакам;
моделировать несложные природные процессы;
объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
пользоваться различной справочной литературой;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
сравнивать и делать выводы
Человек и природаОбучающиеся научатся:
проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений;
показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;
рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы;
рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;
выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
выполнять правила поведения в обществе;
различать государственную символику Российской Федерации; показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребенка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
различать и объяснять наиболее распространенные типы названий городских улиц;
понимать значение денег и планирования бюджета для жизни общества и семьи;
характеризовать основные научные достижения ученых.
Обучающиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации; основные положения Конституции;
характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
Критерии оценки учебной деятельности обучающихся
Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень Отметка Комментарий
Материал не усвоен «2»
(неудовлетворительно) Учащийся не владеет информацией об изученных объектах и явлениях, взаимосвязях в окружающем мире, не знает терминологии, не умеет владеть приборами, инструментариями, учебными материалами, предусмотренными программой данного уровня обучения
Минимальный
уровень «3»
(удовлетворительно) Минимальные знания об объектах и явлениях окружающего мира, слабое владение терминологией, учебными материалами и инструментами
«4»
(хорошо) Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения, объяснять простейшие взаимосвязи объектов, явлений окружающего мира, неуверенное владение инструментарием и учебными материалами
Программный уровень
(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) «4+» (очень хорошо) Владение обязательной терминологией, понимание сути явлений и взаимосвязи явлений и объектов окружающего мира, умение объяснять причинно-следственные связи объектов, явлений с незначительной помощью, владение материалами и инструментами по предмету с незначительной помощью
«5»
(отлично) Свободное владение обязательной терминологией, умение объяснять суть, взаимосвязи изучаемых явлений, объектов окружающего мира, свободное владение изучаемыми учебными материалами и инструментами, умение применять полученные знания и умения при решении нестандартных задач.
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков) «5+»
(превосходно) Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п. ), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося)
Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру
«5»
(отлично) «4»
(хорошо) «3»
(удовлетворительно) «2»
(неудовлетворительно)
Выполнение работы без ошибок, полные письменные ответы Верное выполнение не менее 80 процентов заданий либо неполные, неточные ответы к отдельным заданиям Верное выполнение не менее 60 процентов заданий либо неполные или неточные ответы ко всем заданиям Верное решение менее 60 процентов заданий

В соответствии с требованиями ФГОС введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальноеоцениваниепозволяет не только проанализировать наиболее частые затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т. п. ).
Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности.
Критерии формирующего оценивания устного ответа:
Выразительный связный рассказ.
Правильные ответы на вопросы учителя и учащихся по изученной теме.
Знание терминологии, понятий по теме.
Ориентация в демонстрационных материалах: картах, схемах, плакатах, на глобусе, в использовании моделей и инструментов исследований.
Выполнение обязательных дополнительных заданий по теме (в учебнике, в рабочей тетради).
Выставляемая отметка соответствует количеству набранных баллов.
Дополнительные необязательные задания творческого характера, а также участие в проектной деятельности являются добровольными, и оценивание этих работ не должно вызывать негативных эмоций у детей, а должно лишь обучать их адекватно оценивать результаты своего труда, формировать навыки контроля и самоконтроля. Поэтому для характеристики таких работ также применяется критериальное оценивание.
Критерии оценки выступления на заданную тему (доклад, сообщение, защита мини-проекта):
Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
Разнообразие источников информации.
Выразительный устный рассказ.
Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Грамотные ответы на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу
материально-техническое оснащение учебного предмета
Специфическое сопровождение (оборудование):
Таблицы:
«Фенологический календарь. Весна», «Фенологический календарь. Осень», «Круговорот воды в природе», «Строение солнечной системы».
Плакаты, картины:
комплект «В мире растений. В мире животных», «Мир природы»; картины по истории.
Карты:
физическая карта Мира, физическая карта России, детская карта России, карта природных зон, карта Ростовской области.
Комплект открыток «Мамаев курган».
Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор.
Принтер
Телевизор
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Электронно-программное обеспечение:
DVD фильмы о природе, архитектуре
Записи классической и народной музыки
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Компас.
Глобус
Натуральные объекты
Коллекция полезных ископаемых.
Гербарий.
Литература:
для обучающихся:
.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. 2013г.
.Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. 2016г.
.Потапов И.В., Калинина О.Б. Окружающий мир: проверочные и диагностические работы.Москва: АСТ: Астрель, 2014.
для учителя:
Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие, 2012.
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения).
Программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы. Г.Г. Ивченкова, 2013г.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: (сборник). – 2-е изд., дораб. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2013.
«Рекомендовать рабочую СОГЛАСОВАНО
программу к утверждению» Заместитель директора по УР
Протокол заседания Педагогического совета _________ О.А.Колесникова
от _________ 20 __ года № ___ (подпись)
__________________
(дата)