История пионерского движения в России


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пограничнинская средняя общеобразовательная школа
Забайкальский край, Приаргунский район,
п.Пограничный, ул.Школьная, 8.

Автор: Фёдорова Светлана Сергеевна,
8 класс, Забайкальский край, Приаргунский район,
п. Пограничный , ул.Степная,7.
Научный руководитель:
Фёдорова Надежда Николаевна , учитель
обществознания, МОУ Пограничнинская СОШ.

2012 год.

Оглавление.
Введение. 3
1.Истоки и зарождение пионерского движения. 4-5
2.Становление пионерской организации. 6-9
3.Символы, атрибуты и ритуалы пионерской организации. 10-14
4. Пионеры-герои. 15-16
5.Пионерское движение в современной России. 17-18
Заключение. 19-21
Библиография. 21
Приложение. 22-33
Введение.
19 мая 1922 года по решению Всероссийской конференции комсомола опыт создания пионерских отрядов распространился по всей стране. Тем самым было положено начало почти семидесятилетней истории пионерского движения.
Тема данного исследования: идеологическое воспитание в Советской России, история Всесоюзной пионерской организации.
Объектом исследования является идеологическое воспитание.
Предметом исследования - история организации пионерского движения.
За последние десятилетия в средствах массовой информации сложился достаточно негативный образ пионера и всей деятельности пионерской организации. Критике, зачастую, ничем не обоснованной, подвергается вся история пионерского движения. К примеру, в статье «Миф о пионерах-героях» в «Частном корреспонденте» говориться: «Советское общество требовало от своих детей большего, нежели христианская вера: принятия мученической смерти, взамен которой не обещало ничего…» Критический подход, конечно, нужен, но, при этом, на мой взгляд, нельзя полностью отказываться от лучшего опыта, традиций, методик, которые были накоплены в пионерской организации и имели эффективные результаты в воспитании детей. Исходя из этой проблемы, была поставлена цель: проанализировав историю Всесоюзной пионерской организации сделать объективные выводы, подтверждающие или опровергающие критику. Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Обозначить цели, причины и истоки создания пионерской организации;
2) Проанализировать этапы развития пионерской организации и её деятельность;
3) Охарактеризовать символику и ритуалы пионерской организации.
Эта тема недостаточно изучена в научной литературе, о чём говорит практическое отсутствие каких-либо серьёзных работ по данной проблеме. Тема обделена вниманием абсолютно несправедливо, так как на сегодняшний день очень остро стоит проблема воспитания школьников. Старое было разрушено, а новая концепция до сих пор не сформирована основательно.
1.Истоки и зарождение пионерской организации.
В конце третьего этапа Гражданской войны (конец осени 1918 - конец 1920-го года), когда, по сути ситуация уже была практически сложившейся в пользу большевиков, а значит в пользу Советской власти, на мирных территориях, по мере возможности, начинается складываться новый уклад жизни страны - страны Советов. Кроме проблемы восстановления хозяйства, разрушенного войной, как Гражданской, так и Первой мировой, остро стояла проблема налаживания и формирования централизованного управления молодым государством, а так же воспитание общества. Да, большевики одержали силовую победу, да, большинство населения страны сделало свой выбор в их пользу, но достигнутый результат необходимо было закрепить. Ведь среди тех, кто поддержал на тот момент Советы, не все были сторонниками большевиков. Одним из важнейших методов воспитания общества большевики выбрали идеологическое воспитание. Оно охватывало всё общество, включая детей и молодёжь. «Не нужно бросать наших младших товарищей. Вне союза они могут попасть под чуждое пролетариату влияние, и вина за это будет лежать на нас», - было написано в резолюции I Всероссийской конференции Революционного Коммунистического Союза Молодёжи. Именно в рамках такого идеологического воспитания были созданы Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи, а позже и младшее звено комсомола - Всесоюзная пионерская организация.
Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. История скаутского движения, или скаутизм, имеет весьма глубокие исторически корни в России. Скаутское движение («скаут» в переводе с английского означает «разведчик») – всемирное детское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодежь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом.
История скаутского движения начинается в 1907 году с публикации книги Роберта Баден-Пауэлла «SCOUTING FOR BOYS». В Россию она попала под названием «Юный разведчик».
В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения – полковник Олег Иванович Пантюхов (с 1919 г. имевший титул Старший Русский Скаут).
Уже в 1909 году под руководством Олега Пантюхова сформировался первый отряд «Бобры». Лозунгом русских разведчиков («скаут» в переводе с английского означает «разведчик») был: «Верность Богу, Царю, Отечеству». С ребятами в то время работали бывшие русские офицеры и царский двор очень поддерживал их. Кстати, известен один любопытный исторический факт: Антон Семенович Макаренко, великий педагог, был одним из первых, кто начал организовывать отряды российских скаутов. В это время он работал надзирателем в интернате при Долинском железнодорожном училище.
В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь.
Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму, видя в нём своего соперника. Уже на съезде Революционного Коммунистического Союза Молодёжи 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов.
Можно сделать вывод о том, что одной из задач в укреплении своей власти большевики считали вовлечение в свои ряды подрастающего поколения. В России и до революции существовали детские движения и организации, самым многочисленным и популярным из которых было скаутское движение. После революции 1917 года скаутское движение постепенно идёт на спад, так как в условиях войны, революции, интервенции не было возможности для полноправного существования и развития таких организаций. Этому ещё способствовало и то, что коммунисты начинают делать попытки создания прокоммунистических детских организаций. Одной из первых попыток такого рода была организация Юных коммунистов или юкизм. Однако эта организация не имела успеха и наряду со скаутизмом была ликвидирована в 1919 году.
2.Становление пионерской организации.
Одновременно с роспуском скаутской организации в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создания собственной коммунистической организации для работы с детьми. Массовая детская организация должна была стать коммунистической по целям и задачам работы. У истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Надежда Константиновна Крупская,
которая, в ноябре 1921 года выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию» и один из идеологов русского скаутизма Иннокентий Николаевич Жуков,
который предложил назвать детскую организацию пионерской. Новые идейные и педагогические принципы разрабатывались на заседаниях Революционного Коммунистического Союза Молодёжи, коллегии Наркомпроса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, научно-педагогической секции Государственного учёного совета в 1921-1922 годы. К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги, среди которых – Надежда Константиновна Крупская, Анатолий Васильевич Луначарский, Михаил Николаевич Покровский, Павел Петрович Блонский. Руководители комсомола, крайне негативно относившиеся к скаутизму, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако, после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов. Из резолюции II Всероссийской конференции Революционного Коммунистического Союза Молодёжи, в мае 1922г.: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает Центральному Комитету разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации Революционного Коммунистического Союза Молодёжи под руководством ЦК».
Наименование юных коммунистов объяснялось так: «Пионер - это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия - авангард рабочего класса - тоже является «пионером». Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».
На протяжении 1922 года возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде при заводах, фабриках, сельсоветах, детских домах, при производственных ячейках Революционного Коммунистического Союза Молодёжи, сельских партийных ячейках, комсомольских или профсоюзных клубах. В октябре 1923г. 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название -- Всесоюзная пионерская организация им. Владимира Ильича Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).
К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Надежда Константиновна Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры - ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионерское движение имеет такое совершенно исключительное значение». Конечной целью воспитания пионера являлось достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные. Пионерская организация позиционировалась как добровольная, однако таковой она была лишь в первые годы советской власти, когда в пионеры принимали только детей рабочих и сельской бедноты. Они в пионерию действительно стремились. В деревнях отряды почти не создавались, многие отряды, созданные заезжими партийцами и комсомольцами, разваливались. Однако постепенно добровольность становилась лишь декларируемым принципом. Нельзя сказать, что принимали в пионеры по жёсткому принуждению, но, постепенно складывалось так, что не быть пионером было стыдно и не прилично.
Таким образом, мы видим, что Коммунистическая Партия довольно активно приступила к организации детского идеологического воспитания. Была создана Всесоюзная пионерская организация, получившая впоследствии имя Владимира Ильича Ленина. Целью этой организации было воспитание подрастающего поколения строителей коммунизма, соответственно, все задачи исходили из этой цели. Пионерская организация не была построена на пустом месте, она вобрала в себя принцип построения и некоторые методы из скаутской организации. Руководство коммунистической партии было заинтересовано и прилагало все усилия для того, чтобы популяризировать пионерскую организацию, ведь изначально она существовала на основе добровольного вхождения и выхода из организации.
Пионеры получали всестороннее воспитание: и физическое, и нравственное, и эстетическое, и, безусловно, патриотическое. Особенность состояла в том, что всё это было пронизано коммунистической идеологией.
В 1925—1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в Союзе Советской Социалистической Республике по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров. Пионерская организация в Союзе Советских Социалистических Республик была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети, начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям. В 1980-х годах было введена своеобразная промежуточная ступень между пионерами и комсомольцами — звание «старший пионер», которое присваивалось наиболее активным пионерам по достижении ими 12-13-летнего возраста. Однако это была уже чистая формальность и широкого распространения в Советском Союзе она не получила.
С пионерами в Союзе Советских Социалистических Республик были связаны пионерские лагеря — места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров — дома творчества детей. Издавалась газета — «Пионерская правда».
Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» (Крым) и «Океан» (Дальневосточное побережье Тихого океана), всероссийский лагерь «Орлёнок» (Кавказское побережье) и республиканский лагерь «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР). У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». В 1991 году после распада СССР и смены политического курса, пионерская организация была распущена, так как раньше находилась на государственном уровне.
3. Символы, атрибуты и ритуалы пионерской организации
Пионерская организация работала на основе уставных документов, где были определены её задачи, структура, условия приёма, обязанности и права пионеров, даны законы и торжественное обещание юного пионера. Многое из этого довольно часто менялось в зависимости от изменения требований партии к пионерам, соответствующих ситуации в стране. Но основа организации, сформировавшаяся к 1940-м годам, её декларируемые цели и задачи не менялись. Последняя редакция законов юных пионеров выглядела следующим образом: «Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер держит равнение на героев борьбы и труда. Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины. Пионер настойчив в учении, труде и спорте. Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду. Пионер - товарищ и вожак октябрят. Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран».
Содержание деятельности пионерской организации определялось положением, законами и торжественным обещанием юных пионеров.
Основными направлениями деятельности были ежедневная помощь трудовому народу, общественно-полезная работа, борьба за знания, забота о младших.

В 1923 году при отрядах пионеров созданы первые группы октябрят. К 1924 году в стране насчитывалось 50 тысяч октябрят и около 100 тысяч пионеров.
На данном этапе оформляется пионерская символика, атрибуты, зарождаются традиции.
После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа - дружина, класс - отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4-5 звеньев, объединяющих в себе 40-50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый - комсомолец. Вожатые должны были заниматься идеологическим воспитанием пионеров и руководить их общественно-полезным трудом. Основной формой работы с пионерами были сборы, которые рекомендовалось проводить не чаще двух раз в неделю. На сборах вожатые проводили беседы с пионерами, туда приглашали героев войны и труда, военных, представителей разных профессий... Сборы были как общеполитические, так и тематические. Из тематических сборов можно назвать, например, такие: «Почему мы называемся ленинцами, и к чему это обязывает», «Каким должен быть пионер», «Слово пионера», «Цена времени», «Режим дня» и пр. Очень важны были для увлекательности и разнообразия пионерской жизни игровые формы: совместная полезная деятельность, занятия с младшими детьми, октябрятами, разучивание песен, военно-спортивные игры, походы, поездки в пионерские лагеря, пионерские костры. При вступлении в пионеры ребята должны были произносить торжественное обещание. Текст обещания изменялся несколько раз. Пионерское обещание, принятое после смерти Сталина в 1957 г., гласило: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Советскую Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». Окончательный вариант обещания был следующим: «Я(И.Ф.), вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».
Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой.
Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака от 28 августа 1923 года: на красном развивающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!". 14 декабря 1925 года появился второй вариант значка - на нём добавился мавзолей Ленина. В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён - девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!". В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.
Салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников Владимиру Ильичу Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй. На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняли команду «Смирно!» с равнением направо или налево. Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют отдавали только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.
Пионерское знамя - красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда. Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте. Флаговый должен был уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранились горны и барабаны.
Названия пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана - это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости. Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым. Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда, его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда, должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».
Все эти символы и ритуалы были заимствованы организаторами из скаутизма, также как и деление по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка, 3 конца галстука стали означать 3 поколения - пионеров, комсомольцев и коммунистов и пр.).
Таким образом, мы видим, что символика и ритуалы пионерской организации были чётко продуманными, соответствовали программным требованиям и играли важную роль. Каждый атрибут, каждый ритуал имел определённое значение и смысл и способствовал процессу воспитания пионеров в рамках программы организации. Всё это придавало пионерской организации торжественности, таинственности и способствовало её популизму.
4.Пионеры-герои.
Одной из важных воспитательных целей в Советском Союзе было формирование у детей готовности к совершению героических подвигов во имя родины. Способность пионера совершить подвиг прописывалась и в законах пионерской организации: «Пионер держит равнение на героев борьбы и труда». В  первую очередь под героизмом подразумевалась готовность бороться с врагами коммунистической родины, и, как высшее проявление, – пожертвовать своей жизнью ради блага социалистического общества. Это провозглашалось как нормальное поведение, естественное проявление любви к своей стране. Желание стать героем культивировалось у всех граждан Страны Советов.
А КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.Маленькие герои большой войны! Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин.

В небе, как Аркаша Каманин.

В партизанском отряде, как Леня Голиков.
В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

В Керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Положительные персонажи художественной литературы, фильмов и прессы показывали примеры простым людям – проявляли героизм на производстве и в колхозе, в общественной организации, на улице, дома. Детям как образцы для подражания предлагались совершающие трудовые подвиги пионеры, которые официально признавались героями. О каждом из них подробно рассказывала пресса, после чего создавались и выпускались их наполовину художественные биографии. Взрослые герои – ударники труда, лётчики, военные и прочие – попадали на «Красную доску» газеты «Правда». Имена и поступки пионеров-героев и названия отличившихся отрядов заносили в специальную Всесоюзную Красную книгу имени XVII Съезда Коммунистической партии, которая была создана в 1934 году при «Пионерской правде». В 1954 году она стала Книгой почёта Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина. С её помощью были упорядочены официальные пионеры-герои, а также отличившиеся отряды и дружины.В Книгу заносились дети, которые отлично учились в школах («ударники учёбы»), юные ленинцы, совершившие героические поступки на благо советской страны, а также пионеры-мученики, погибшие в результате своей «общественно полезной деятельности». В основном, в неё входили герои периода коллективизации и первых пятилеток и дети, отличившиеся во время войны. Создавались и областные пионерские Книги почёта, куда вписывали местных юных знаменитостей. Важно, что героями считались не только пионеры, попавшие позже в такую книгу, но любые дети, совершившие поступки, героические с точки зрения коммунистической морали.
Таким образом, воспитание детей и молодёжи в Советском Союзе формировалось на готовности к совершению героических подвигов во имя Родины. И таких поступков очень много в истории нашей страны.
5.Пионерское движение в современной России.
Пионерское движение охватило целую эпоху в истории страны и продолжает существовать и в настоящее время. В 1990 году на последнем Всесоюзном пионерском слёте в Артеке было учреждено общественная организация "Союз пионерских организаций»— Федерация детских организаций, выступая его приемником, на деле получился Союз детских организаций (без символики и позже без упоминания Пионерии), Союз, объединяющий детские организации.
После распада СССР, Подавляющее большинство пионерских лагерей были перепрофилированы в частные турбазы и пансионаты, часть в детские оздоровительные лагеря, большая их часть находящихся далеко от населенных пунктов заброшены в лесах бывших союзных республик.
В России силами общественных инициативных групп и энтузиастов на общественных началах поддерживается идеологическая деятельность пионерского движения, нося чисто символический характер. Одной из такой организацией является Коммунистическая Партия Российской Федерации и его молодёжное крыло Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Российской Федерации. Подавляющее большинство как сторонников так и противников советского строя, с ностальгией вспоминают свое участие в Пионерском движении и высказываются за возвращения Пионерской организации в школы на государственном уровне. В октябре 2010 году Дмитрий Анатольевич Медведев высказался, что не против возрождения Пионерского и Комсомольского движения в России, но на уровне общественной организации, без идеологической её составляющей и без участия государства. Одной из такой организацией с 2008 - 2010 годов пытался стать проект движения Мишки. Движение МИШКИ — Межрегиональная детско-молодёжная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодёжи. Целью которой является формирование юного гражданина как бережливого хозяина своей Родины, героя, патриота своей страны. Приоритетные задачи: сделать дворы безопасными и развивающими через самоуправление, развитие личности, детских талантов, пропаганда здорового образа жизни, поддержка и развитие дворового спорта, добровольческая деятельность, социальные проекты, профориентация детей и подростков, привлечение детей и молодёжи к работе органов местного самоуправления, создание альтернативы современной жестокости и безнравственности в средствах массовой информации.
В рамках этих задач организовывались «дворовые республики», проводились детские дворовые театры, издавались газеты, дворовые радио, своя валюта «Мишко-рубли». Символ детского движения МИШКИ является малыш-медвежонок, символизируя главу партии Единая Россия Владимира Путина.

Заключение.
Воспитание детей в «зрелые» годы советской власти было идеологическим и осуществлялось в рамках единого детского коммунистического движения. Массовая детская организация должна была стать коммунистической по целям и задачам работы. К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги. Новая организация получила название пионерской. Пионерское движение отличалось по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическое воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. Уже на V Съезде Революционного Коммунистического Союза Молодёжи, 11-17 октября 1922 года были утверждены основные элементы программы, принципы деятельности, Законы и Торжественное обещание юных пионеров. Одновременно создавались и пионерские ритуалы: приём в пионеры, строевое хождение отряда, сбор и т.д. В основных чертах ритуальная практика и словесность сформировались к 40-м годам 20 века. Уставные тексты, возникшие в момент создания пионерской организации, (клятвы, призывы, законы и обычаи пионеров) использовались в ритуалах и ритуализированном этикете. Одновременно с уставными текстами появилась и стремительно множилась неуставная пионерская словесность: девизы, речёвки, лозунги, песни.
Советская страна ничего не жалела для юных. Были построены прекрасные Дворцы пионеров и детские лагеря. Сама же деятельность детских коммунистических организаций в Советском Союзе и в других социалистических странах имела такие серьезные масштабы, что даже превосходила по значимости свой «буржуйский» прообраз и аналог - скаутское движение.
Для современной ситуации в нашей стране характерно многообразие общественных детских движений: возродился скаутизм, возникли многие клубы - военно-исторические, музыкальные, спортивные и другие. У них свои герои и свои культы. Но многое из наследия пионерии перешло в эти формальные и неформальные детские организации. Это и смотры строя и песни, и спортивные соревнования. Пионерские воспитательные формы не возникли на пустом месте и не ушли бесследно.
Я считаю, что очень важен пример пионеров как вариант воспитания детей, ведь сколько полезных дел было организовано людьми в красных галстуках: сбор макулатуры и металлолома, игра «Зарница», пионербол, сколько бабушек переведено через дорогу, сколько снято котят с деревьев…а в целом получалось, что дети и подростки заняты делом. Дело, начатое Надеждой Константиновной Крупской, после некоторого застоя, продолжает существовать дальше. Остались различные пионерские лагеря, в которые дети ездят с не меньшим восторгом. Пусть модернизированы некоторые положения в уставе, но пионерская организация продолжает жить, перейдя, как написано на их сайтах, от идеи мировой революции к идее преданной дружбы. В некоторых странах движение в красных косынках на шее существует без особых изменений (Венесуэла, Молдавия, КНР, КНДР, Вьетнам, Куба). Не удивляйтесь, если услышите диалог ребятишек в цветастых галстуках: «Будь готов!» – «Всегда готов!». Ведь все новое – это хорошо забытое старое.
Данная работа рассматривает истоки, а так же историю создания и развития Всесоюзной пионерской организации. Это обобщённые данные и выводы. Но у каждой конкретной школы своя история пионерской организации, со своими особенностями, достижениями и проблемами. Исходя из этого, можно сказать, что цель, поставленная на данном этапе достигнута, но для достижения действительно объективных знаний по этой проблеме, необходимо изучить «конкретные» примеры существования пионерской организации.
Библиография.
Архив Центрального сайта Детского движения «Мишки»
Басов Н. Ф. «История Всесоюзной пионерской организации, имени В. И. Ленина (Вопросы методологии и теории): Учебное пособие», Ярославль, 1987 г.
«Википедия – свободная энциклопедия», Статья «Скаутское движение», http://ru.wikipedia.org/wiki/Скауты.
«Википедия – свободная энциклопедия», Статья «Пионерское движение», http://ru.wikipedia.org/wiki/Пионерское_движение.
Газета «Северный Комсомолец» № 48 от 24 ноября 1990 года, рубрика «Урок истории», статья «Гей, скаут!», авт.: Ю. В. Кудряшов. «Жизнь юных разведчиков под открытым небом», авт.: Виктор Бриджес, Варшава, 1912 г.
Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.
http://www.molodguard.ru 
http://kingisepp.jimdo.com/
Приложение №1.
Надежда Константиновна Крупская

Приложение №2.
Законы пионеров Советского Союза Пионер предан Родине, партии, коммунизму. Пионер готовится стать комсомольцем. Пионер равняется на героев борьбы и труда. Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества. Пионер лучший в учебе, труде и спорте. Пионер дисциплинирован. Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду. Пионер - товарищ и вожатый октябрят. Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран. Пионер честен и правдив. Его слово — как гранит. 
Приложение №3
Пионерская клятва 

Приложение №4
Обычаи пионеров. Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька. Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками. Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка. Пионеры точны и аккуратны. Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь. Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер. Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов. Пионеры охраняют полезных животных. Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы. 
Приложение №5
Атрибуты и символика пионерского движения

Приложение №6
Боря Кулешин
Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев «Ташкент», принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.
 На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин.
 Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.
 Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.
 Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 – х героических лет провел Боря на море, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.
Приложение № 7
Аркаша Каманин
Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.
Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.
Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.
До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
-20320236220Приложение №8
Леня
Голиков    
  Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.   Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...   2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.  
Приложение №9
Валя Зенкина

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.
В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.
И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
Приложение №10
Володя Дубинин

С 7 ноября 1941 г. в районе Керчи, в каменоломнях Старого Карантина, находился партизанский отряд. Немецко-фашистские каратели неоднократно пытались уничтожить бойцов партизанского отряда, но им не удалось сломить волю партизан. В результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941 -1942 гг. Керчь была освобождена, и отряд вышел из каменоломен.
 Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, Ваня Гриценко, Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Чаще всего посылали Володю. При разминировании 4 января 1942 г. взрыв вражеской мины оборвал жизнь Володи Дубинина.В память о юном пионере-герое в сквере Пионеров по улице В. Дубинина в Керчи открыт памятник. Скульптура Володи Дубинина в полный рост на постаменте высечена из большой монолитной глыбы крымского диорита серого цвета. Володя в распахнутом пальто, на голове шапка-ушанка. Юный разведчик в движении, он как бы выходит из скалы. Правая рука чуть согнута и опирается на скалу, левая опущена и сжата в кулак. Не по-детски серьезное лицо выражает собранность, твердость, решимость.
На памятнике надпись: "Герою-пионеру В. Дубинину от пионеров и комсомольцев г. Керчи". За героизм и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Володя Дубинин посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Памятник открыт 12 июля 1964 г. Авторы памятника - скульптор Л. Смерчинский, архитектор А. Морозов, выполнен в камне (диорит) Н. Кагановым.
Приложение №11
Володя Щербацевич
Володя жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач. Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья. Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военнопленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей.
В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчан скрывалось еще много раненых, бежавших из плена…
Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи.…Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: «Не простим!».
Ни одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Среди бойцов этого фронта был Володя Щербацевич — минский пионер. Незадолго до его казни 16 августа 1941 года газета «Правда» писала: «Наши дети — героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И их борьба — это наиболее убедительная документация нашей правды. Их борьба — это самое страшное обвинение, которое когда-нибудь история предъявит подлому врагу, изучая события наших дней».И поныне взошедший на эшафот минский парнишка обвиняет зачинщиков войны.
Приложение №12
Движение МИШКИ — Межрегиональная детско-молодёжная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодёжи.