Методическая разработка .Читательская конференция по книге Б. Васильев Завтра была война.

Читательская конференция по повести Б.Васильева
«А завтра была война».
Цели: 1. Показать нравственные идеалы писателя. Продолжить воспитание чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ.
2. Формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу.
3. Вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; раскрыть сложность человеческих отношений; помочь понять пафос повести, её идею.
4. Совершенствовать умение анализировать текст.

Перспективные задания, оборудование:
1.Биографическая справка о писателе.
2.Выставка произведений писателя.
3.Иллюстративный материал, характеризующий время, изображенное в повести.
4.Цитаты из повести.
5.Индивидуальные задания ученикам-ассистентам: (выучить стихотворения) Е.Евтушенко «Судьба имён», Ю.Левитанский «Каждый выбирает для себя», А.Яшин «Драгоценные слова».
6.Музыкальный ряд: песня Игоря Талькова «Россия».


Эпиграф:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть ещё:
Совесть,
Честь
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали
И это не просто слова!
А.Яшин.


1.Вступительное слово о писателе Б.Васильеве, его творчестве (учитель или учащийся).
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Сын кадрового офицера. Очен6ь рано у него проснулась любовь к литературе и истории. После окончания 9 класса уходит добровольцем на фронт. В 1943 году, после контузии, был направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончил её в 1948 году, однако никогда не оставлял мысли о литературной деятельности.
В 1969 году вышла повесть «А зори здесь тихие», которая принесла известность писателю. В своих произведениях Борис Львович пытался осмыслить войну и судьбу поколения, для которого она стала самым значительным событием в жизни. В 1984 году выходит одно из наиболее известных произведений – «Завтра была война». Многие персонажи произведений взяты из жизни, они прошли войну и объединены чувством горечи, ощущением вины общества, которое стало слепо к проблемам бывших фронтовиков.
Тема нравственного выбора, непримиримость к злу звучат в повести « Завтра была война».

2.Стихотворение «Каждый выбирает для себя».
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский.

3. Обсуждение повести. (Цитаты из повести записаны на доске и отпечатаны и розданы учащимся).

-Что же выбрали по себе и для себя герои повести?
Вспомним этих героев.
а) «Мы были молоды, но жаждали не личного счастья, а подвига. Мы не знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить Что зреет он медленно, незримо наливаясь силой, чтобы однажды взорваться ослепительным пламенем, всполохи которого ещё долго светят грядущим поколениям» - прокомментируйте цитату.
б) «Каждый человек рождается для какой-то определённой цели. Нужно искать свою цель, своё призвание. Нужно научиться отбрасывать всё случайное, второстепенное, нужно определить главную задачу жизни» - кому из героев принадлежат слова? Как характеризуют её?
в) « Мама была для Искры не просто примером и даже не образцом. Мама была идеалом, которого предстояло достичьс одной поправкой: стать более счастливой»(несгибаемая мама была глубоко несчастнойодинокой женщиной) – как вы относитесь к образу жизни этой женщины?
г) «Были ли у неё шрамы на теле, но на душе были Такие же, как на спине у отца Зиночки (и ту, исколотую штыками, исполосованную ножами и шашками спину в сплошных узловатых шрамах - сине-багровый автограф гражданской войны») – у кого ещё остались шрамы на душе?

– Относятся ли к вам следующие слова:
«Готовьтесь к борьбе суровой и беспощадной»
«Смел тот, у кого правда. А у кого правды нет, тот просто нахален».
«Состояние довольства и покоя порождает леность души»
«Хуже нет бесстрастного человека»
«Между знанием и пониманием возникал разлад» - у кого из героев и когда возникал разлад?


- Согласны ли вы со следующими утверждениями:
«Истина не должна превращаться в догму, она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность».
«Надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни».
«Если мы перестанем верить своим отцам,мы очутимся в пустыне. Тогда ничего не будет Пустота одна, а мы перестанем быть людьми Нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца» - права ли героиня? Как вы понимаете её слова?
«Убивает не только пуля- убивает дурное слово и скверное дело, равнодушие и казёнщина, убивает трусость и подлость»
«Горькое лекарство, которое нужно и нам, людям совершенно иного времени. Нужно для того, чтобы нравственно очиститься, содрогнуться от зрелища духовного опустошения человека, очень на нас похожего, совсем не изверга и поддонка». – Кто это горькое лекарство? Прокомментируйте.

Обобщение:
- Какое впечатление произвела повесть? Почему?
- Кто из девятиклассников вам ближе, дороже, кто совсем не понравился? Почему?
- Каково ваше отношение ко взрослым? Дайте характеристику взаимоотношений отцов и детей.
- Кто из взрослых особенно не понравился? Почему?
- Кто понравился? Почему?
- Чем ценна для вас повесть? Чему учит? Над чем заставляет задуматься?

«Настоящее художественное произведение – это всегда открытие по содержанию и изобретение по форме».
Л.Леонов.
- Можно ли сказать о повести, что это – настоящее художественное произведение?
- Какова общественная значимость повести?






4.Читается стихотворение Е.Евтушенко «Судьба имён».

Судьба имён.
Судьба имён – сама судьба времён.
У славы есть приливы и отливы.
Не обмануть историю враньём:
Она, как мать, строга и справедлива.
Все люди ей, всевидящей, ясны,
В какой они себя ни прячут панцирь.
Напрасно кто-то на её весы
Пытается нажать украдкой пальцем.
Как ни хотят пролезть в неё извне,
Как на приманку лжи её ни ловят,
В конце концов на мыслящей земле
Всё на свои места она становит.
В конце концов она клеймит лжецов,
В конце концов сметает дамбы догмы –
Пусть этого её «в конце концов»
Порою ждать приходится так долго!
Её всевышний суд суров и прям.
Она плюёт на пошлый гомон чей-то,
И возвращает честь тем именам,
Которые заслуживают чести.
И перед человечеством честна,
Достаточно разборчива и грамотна,
Стирает властно с мрамора она те имена,
Что недостойны мрамора!

5. Звучит песня И. Талькова «Россия»
(тексты песни розданы участникам конференции).

Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам
Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином,
Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Россия
Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но, даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола
Кому-то чёрный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла
И, видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили.
Россия





Разверзлись с треском небеса
И с визгом ринулись оттуда,
Срубая головы церквам
И славя красного царя,
Новоявленные иуды.
Тебя связали кумачом
И опустили на колени,
Сверкнул топор над палачом,
А приговор тебе прочёл
Кровавый царь – великийгений.
Россия
Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
О, генеральская тетрадь,
Забытой правды возрожденье,
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколенью.
Россия!!!








Муниципальное общеобразовательное учреждение
Воротненская общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
Муниципального района Сергиевский Самарской области







Методическая разработка
(читательская конференция)
по повести Бориса Васильева «Завтра была война»





Автор:
Учитель русского языка и литературы
Николаева Татьяна Ивановна





2010 г.
15