Сценарий классного часа по ПДД Автомобиль.Дорога.Пешеход.


Автомобиль. Дорога. Пешеход.
Я по улице шагаю и стараюсь не спешить.
Я науку эту знаю, как по улице ходить.
Автомобиль. Дорога. Пешеход. Как неразрывны эти три слова. Об их взаимосвязи мы сегодня и поговорим.
Люди — существа озабоченные и беспокойные. Они всё время куда-то едут, идут, летят — в общем, постоянно спешат, торопятся, бегут.
А спешить и торопиться — это небезопасно, особенно в городе, где поток различных транспортных средств на улицах и дорогах страшно велик.
(видео?)
Когда-то давно люди ходили просто пешком, но это было медленно и неудобно. Вот они и сели на лошадь, а потом в телеги, сани, кареты. Те, кто ехал, торопились, а прохожие мешали им. Кучера покрикивали на прохожих и разгоняли их кнутами. А тот, кто не смог увернуться, попадал под копыта лошадей.
Так начались дорожно-транспортные происшествия и в XVIII веке появились ПЕРВЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. (слайд)
В городе и в предместьях кучерам ездить только на лошадях малой рысью, а скоро вообще не ездить.
Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждения не причинить или с кем не съехаться, не столкнуться, на мостах через реки карет не обгонять, а ехать напротив порядочно и не скоро.
Для хождения пеших подле домов положены большие плашки каменные, конным на камнях отнюдь не становиться, и подле самих стен, где пеший люд ходит, дабы тем не мешать ходить пешком.
Учитель:
Сейчас я хочу вместе с моими помощниками познакомить вас с историей правил дорожного движения. Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Ведущий 1: Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
Ведущий 2: В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».
Ведущий 1. В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.
Ведущий 2.
Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно. Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Ведущий 1.
Современным правилам дорожного движения почти 100 лет. А знаете ли вы, когда появился привычный для нас светофор? Давно?
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой
6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
Ведущий 2.
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
Ведущий 1.
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
Ведущий 2.
Сейчас я предлагаю посмотреть « научно - познавательный фильм»: «Смешарики продакшн представляет…» - « Гармония светофора»
( фрагмент Смешарики « Гармония светофора») во время паузы ведущий задает вопрос уч-ся.
Ведущий 2. (Вопрос ученикам)
Кто может объяснить, почему сигналы светофора располагаются именно таким образом? (ответы учеников)
Ведущий 2. Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили на вопрос.
(досмотр мультика)
слайд
Ведущий 1. У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
Ведущий 2. Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.
Ведущий 1. Сейчас по дорогам России движутся миллионы автомобилей. Количество ДТП и число пострадавших в них не уменьшается. Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибает почти 35 тысяч человек. Более 250 тысяч получает ранения, из них ежегодно погибают около 1300 детей. Более 25 тысяч детей получают ранения. Почему так происходит?
Ведущий 2. Просто каждый третий человек в нашей стране не соблюдает правила дорожного движения вот и случаются ДТП.
Учитель: Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса учащимися).Учитель: Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.
Ведущий 1. А мне вот интересно, в других странах ситуация на дорогах как у нас, или все же отличается?
Учитель: Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
Ведущий 2.
Хорошо, я согласен с тем, что мы часто спешим и переходим дорогу, где придется. Но если идти по «зебре» то все в порядке и ДТП не произойдет.Ведущий 1.
К сожалению, у нас в России, полосатая дорожка «зебра» лишь в какой-то степени гарантирует нашу безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.
Ведущий 2. А вот в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов.Учитель: Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда. Я попрошу рассказать нам об этих несложных правилах моих сегодняшних помощников.( выступление уч-ся)1. Запомним первое: велосипед это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.2. Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.3. Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство самосохранения.4.Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам
исполнилось 14 лет. На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.
5. К вашему сведению, совсем недавно у нас в России изменились правила касающиеся именно этой категории водителей. А именно, для управления мопедом будет необходимо, обязательно, учиться в специализированной автошколе и получить права категории М. Только тогда будет разрешено управлять этим транспортным средством.
Учитель:Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
Современную жизнь нельзя представить без быстрого передвижения, особенно в городе. Как же сделать так, чтобы эта жизнь стала более безопасной? Надо просто знать и обязательно соблюдать все правила движения. Сейчас существует много различных правил и для водителей различных транспортных средств, и для пешеходов. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете азбуку города и можете ею пользоваться. Для этого проведем небольшой блиц - турнир знатоков ПДД. Предлагается блиц-опрос по теме.Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?Где и как должны ходить пешеходы по улице?В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.Как надо правильно переходить улицу, дорогу?Можно ли перебегать через улицу, дорогу?Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?Сколько сигналов у пешеходного светофора?На какие группы делятся дорожные знаки?Кто должен знать дорожные знаки?В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?Какие основные правила пешеходов вы знаете?
Пешеходы должны ходить …..(стр. 289 пособия)
Учитель:А теперь более сложные вопросы:
Какие группы дорожных знаков существуют?
В чем заключается разница в понятиях «транспортное средство» и «механическое транспортное средство»?
Как должен поступить пешеход, если он переходит дорогу вне пешеходного перехода?
Какие действия запрещены пассажиру правилами дорожного движения?
Разрешается ли водителю велосипеда буксировка других транспортных средств и прицепов? Почему?
Какое значение имеет для пешехода понятие «тормозной путь транспортного средства»?
В каких ситуациях могут возникать условия ограниченного обзора для пешехода? Чем они опасны?
Для чего пешеходную колонну в темное время суток обозначают включенными фонарями спереди белого цвета и сзади красного?
(ответы стр.101 пособия)
Учитель:Ну что ж, пришла пора подсчитать, какое количество баллов заработали вы во время нашего турнира знатоков.
Источники
1. Сайт Учебно-Методический кабинет: www.ped-kopilka.ru
2. «Путешествие в страну дорожных знаков», О.В. Калашникова
«Азбука безопасности», В. Тимофеев