Разработка урока МХК в 11 классе на тему:Бытовой жанр в живописи В.Г. Перова и Н. Ярошенко


Конспект урока
«Бытовой жанр в живописи В.Г. Перова и Н.А. Ярошенко»
11 класс
Изместьева Валентина Геннадьевна, учитель МХК 1 категорияЦели: 1. Воспитывать эстетический вкус.
2. Через произведения искусства пробуждать интерес к изучению художественной культуры.
Задачи:
1. Обобщить знания, полученные в ходе изучения темы;
2. Определить основные жанры, в которых работали художники- передвижники;
3. Выяснить, почему, бытовой жанр становится ведущим в творчестве передвижников;
4. проследить связь искусства с социальными проблемами общества второй половины 19 века.
Тип урока: изучение новой темы с опорой на знания учащихся.
Вид урока: комбинированный.
Структура урока:
Организационный момент.
Слово учителя. Учитель ведёт рассказ, ненавязчиво приглашая учащихся к разговору.
Разрешение проблемы урока.
Закрепление.
«Будущее светло и прекрасно…»
Н.Г. Чернышевский
Проблема: Совместимы ли стремления художников-передвижников к будущему, светлому и прекрасному, с картинами скорби и печали, которые они изображают?
Учитель.
Вторая половина 19 века – один из наиболее сложных периодов в отечественной истории. Общественный подъём. Начавшийся в 50-60 годах 19 века вызвал экономические, политические и социальные реформы, которые повлекли за собой активное развитие производительных сил и глубинные изменения в культурной жизни страны: возрос интерес к знаниям, увеличилось число издававшихся книг.
Но половинчатый характер реформ. Сохранение принципов и основ царского самодержавия привели к размежеванию русской интеллигенции, бывшей культурным авангардом общества в отношении к вопросам искусства.
Вопрос классу:
В чём оно заключалось? (Учащиеся отвечают)
В новых социально-экономических условиях деятели культуры. Науки. Музыканты. Писатели, художники должны были определить своё отношение к преобразованиям. Происходящим в стране. В результате литература, наука, искусство становятся орудием идейной борьбы.
Вопрос классу:
Какую позицию занимала консервативная часть интеллигенции?
(Учащиеся отвечают)Она опиралась на теорию «чистого искусства». Суть, которой сводилась к утверждению, что искусство должно развиваться независимо от общественной жизни.
А демократическая, разночинная интеллигенция? (Учащиеся отвечают)
Демократическая интеллигенция занимала противоположную позицию.
Давайте вспомним ведущее художественное направление этого периода.
(Учащиеся отвечают)
Критический реализм. Это не только показ реальной действительности, но и обличение социальных пороков общества.
В живописи этого периода также формировалось критически-реалистическое направление. Живопись шла рука об руку с литературой. Большое влияние на художников-реалистов оказывала теория Н.Г.Чернышевского.
Крупные мастера русского реалистического искусства болезненно ощущали острые противоречия эпохи. Поэтому в их творчестве нашли отражение многие социальные контрасты общественной жизни.
А какую же роль в культурной жизни страны играла Академия художеств? (Учащиеся отвечают)
Её система образования не отвечала запросам нового времени. Были случаи, когда ученики покидали Академию. Не окончив курса обучения (Верещагин, Васнецов).
Какое событие произошло в 1863 году? (Учащиеся отвечают)
Первое организованное выступление против академических порядков. Это событие в русской истории известно как «бунт 13». Протест проявился в том, что лучшие выпускники Академии отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали «Первую Санкт-Петербургскую артель свободных художников», её руководителем стал тогда Крамской.
Через несколько лет это объединение распалось, но в 1870 году в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Объединение художников-реалистов.
Назовите художников, которые вошли в Товарищество передвижных художественных выставок. (Учащиеся отвечают)
Мясоедов, Перов, Ге. Репин, Шишкин, суриков, Маковский. Поленов, Саврасов.
Учитель:
Итак, осенним вечером 1863 года в квартире на Васильевском острове, где расположились молодые люди, звучали слова: «Будущее светло и прекрасно…». Они читали произведение Чернышевского «Что делать?». Их было 13, затем к ним примкнули многие. Они любили жизнь, пытаясь как можно быстрее приблизить будущее.
Чтобы разрешить проблему нашего урока, мы должны рассмотреть картины.
«Сельский крестный ход на Пасху» В.Г. Перов.
Совершается пасхальный обряд. Конечно, мы не можем не понять, что за названием скрыт совсем другой смысл.
Участников праздничного шествия условно можно разделить на три группы. Они символизируют Русь сегодняшнюю, уходящую и будущую. Впереди – будущее России.
Пейзаж – весеннее огромное небо, покрытое облаками. Однако, пейзаж не воспринимается, как весенний. Это только ожидание будущего. Во всей картине восприятие двойственное.
В русской живописи второй половины 19 века бытовой жанр усугубляется историческим, оно политизировано. Перов доводит его до гротеска, до социального противоречия, до обобщения. Этим русский реализм отличается от западноевропейского. Художники создают социальную драму.
В.Г. Перов «Проводы покойника»
Картину художник наблюдал летом в одной из деревень Подмосковья. Но выбрал зиму, не случайно, так как сам пейзаж усиливает впечатление от картины. Идёт резкий контраст между чёрным и белым. «Как сделал художник, мы не знаем, это тайна его высокого таланта, но глядя на одну только спину, сердце сжимается, хочется плакать»,- говорил Григорович.
В последний путь провожает семья своего кормильца. В картине окаменелость и застылость в покойнике и движение саней дают контраст. Деревенские дома, движущаяся повозка вдалеке, здесь пустырь, холод. Тоска. Идёт контраст между мёртвыми и живыми. Резкий контраст цветов: белая земля, чёрное небо. «Это поэзия скорби и печали»,- писал Н.А. Некрасов.
В.Г. Перов «Тройка»
Ученики-мастеровые везут воду. Зрелище ужасное, но, к сожалению, типичное для России. Лица детей обращены на зрителя, каждый должен на себе ощутить их непосильный труд. Картина угнетающая.
Пейзаж – холод застылость, это типично для картин Перова. Город – бесконечная стена. Улица без конца и без края, ни одно окно не светится. Кажется, что ноша вечная для детей. Это один из самых выразительных моментов картины.
Преобладают серо-коричневые тона. Как будто всё съёжилось и увяло. Здесь царит безысходность.
Эта картина превратилась в символ страдания русских детей: и обстановка, и движение, и выражение лиц и страдания, и время года – говорят об этом. Художник превращает картину в социальный протест.
В.Г Перов «Последний кабак у заставы»
Две телеги остановились у кабака…. В картине нет героя. Одна только лишь фигурка человека, лошадь и собака. Но картина вызывает определённые чувства в душах зрителей. Можно сказать, что на улице холодно, метёт позёмка. Фигурка человека уже замёрзла. Картина строится на контрастах, это типично для работ художника. Впереди чистая дорога, но по ней никто не едет; огромное количество тёплых окон и замерзающий в телеге человек. Белый снег и тёмные повозки. Небо светлое, но оно вдали, впереди темнота. Дорога – символ движения, но повозки не на дороге, здесь нет движения, им некуда ехать. Художник на картине изображает закат, но в небе нет красных отблесков, небо холодное, бело-лимонного цвета.
Вдали виднеются два возвышающихся объекта – символ царской власти и купола церкви. Идёт пртиворечие между теплом и холодом, бездорожьем и дорогой, но над всем возвышается царская власть.
Картина написана в серо-коричневых тонах.
Как выдумаете, почему художник работает именно в бытовом жанре?
(Учащиеся отвечают)
Для того, чтобы пробудить народ, он берёт доступный для народа жанр.
Так давайте попробуем разрешить проблему, поставленную в начале урока:
Совместимы ли стремления художников-передвижников к будущему, светлому и прекрасному, с картинами скорби и печали, которые они изображают? (Учащиеся отвечают)
Картины пробуждают яростный протест против угнетения и несправедливости и тем самым открывают дорогу в светлое будущее.
Картины В.Г. Перова с удовольствием покупал Третьяков для своей коллекции, они выставлялись на выставках.
Н. А. Ярошенко «Кочегар»
Ярошенко, после смерти Крамского возглавил Товарищество передвижных художественных выставок. В картине «Кочегар» художник изобразил рабочего, таким образом, в живописи появляется новый образ, образ рабочего. До этого изображались крестьяне, но не рабочие. В русской живописи рабочий изображается впервые.
Посмотрите на него внимательно. В нём нет отчаяния, он не сломлен, не замордован однообразным трудом, он полон человеческого достоинства. Рабочий не просит жалости и в состоянии сам помочь себе и другим.
А не тот ли это богатырь, которого так долго ждала Россия? Появляется пролетарий. Этот образ поэтизирован, ему присущи такой ум, такая мудрость, которых были лишены все предыдущие герои-рабочие.
Позже, в русской живописи появятся темы каторги и ссылки.
Итак, нигде в Европе творчество целой плеяды художников не было связано с народной темой, задачами обличения социального зла. Особый характер русской интеллигенции, болеющей душой за народную долю, способствовал созданию галереи картин из жизни народа.
Вопросы для закрепления:
Назовите ведущий жанр живописи второй половины 19 века в России.
Перечислите известные картины Перова, написанные в бытовом жанре.
Какая новая тема появляется в русской живописи?
Какая новая тема появляется впервые в русской живописи?