Камиль Зиганшин – человек, писатель, путешественник. Слово о писателе. Рассказ «Маха, или история жизни кунички»


Тема: Камиль Зиганшин – человек, писатель, путешественник. Слово о писателе. Рассказ «Маха, или история жизни кунички» ( слайд 2 )
Цели урока:
- Познакомить учащихся с творчеством Камиля Зиганшина; с рассказом «Маха, или история жизни кунички»
- Показать своеобразие писателя.
- Развивать  способности детей внимательно и вдумчиво относиться  к художественному слову; умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.
- Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.                     
Тип урока урок освоения новых знаний
Оборудование урока: Портрет К. Ф. Зиганшина; выставка книг писателя; слайды мультимедийной презентации (Приложение). мелодия  из  телепередачи  «В  мире  животных»; тексты  рассказов  на  каждой  парте.
Предварительная подготовка:
Составление электронной презентации
Индивидуальное задание ученикам: устное сообщение о кунице
Вспомнить записать в тетрадь названия рассказов о животных и их авторов, прочитанных в начальной школе.
План урока
Оргмомент. Звучание мелодии
Повторение изученного в начальной школе.
Слово  учителя о теме и целях урока
Знакомство с писателем К.ЗиганшинымСообщение  учащихся  о  кунице
Знакомство с отрывками из рассказа «Маха,или история жизни кунички» и беседа по вопросам
Подведение  итогов.
Домашнее  задание. 
Ход урока
Оргмомент. В  начале  урока  звучит  мелодия  из  телепередачи  «В  мире  животных».
– Почему  именно  эта  мелодия  прозвучала? (Ответы  детей)
-Ребята, вы наверняка любите читать рассказы о животных. Вспомните, какие произведения вы читали в начальной школе. ( А.П.Чехов. «Каштанка», «Белолобый»; Ю.Коваль. «Алый»; А.Куприн. «Белый пудель»)- Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным писателем, который пишет о животных. Его называют «башкирским Пришвиным». Более того, он живет совсем рядом с нами, в г.Уфа. Зовут его Камиль Фарухшинович Зиганшин. Сегодня мы познакомимся с его биографией и творчеством, с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Маха». Попытаемся увидеть своеобразие писателя. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Знакомство с новым материалом. Слово учителя о писателе.
Про этого писателя можно сказать, что у него необыкновенная биография в обыкновенное время. Камиль Зиганшин родился в 1950 году в Башкирии в семье кадрового офицера. Детство и юность будущего писателя прошли на Дальнем Востоке в военных городках, среди глухой тайги. Хотя по образованию он – радиоинженер, ему пришлось работать матросом на китобойном судне, в геологической партии, охотником-промысловиком в тайге. Счастливые незабываемые встречи с природой подарили Камилю Зиганшину сюжеты для книг, которые тепло и правдиво рисуют картины таежной жизни и незабываемых встреч с обитателями леса.
Повести «Маха, или история жизни кунички», «Щедрый Буге», «Боцман, или история жизни рыси» (слайд 3) не только рассказывают о повадках зверей и взаимоотношениях человека с окружающей средой, «братьями нашими меньшими», но и дают настоящие занимательные уроки для всех членов семьи о поведении человека в трудных, опасных ситуациях, когда жизнь зависит от воли, мужества, находчивости и умения. Например:─ что надо делать, чтобы спастись от урагана в тайге?─ как приготовить настоящий охотничий ужин?─ как сохранить жизнь, если неожиданно встретился в тайге с тигром?─ можно ли найти редкое растение – женьшень?
В настоящее время писатель живет и работает в Уфе. Камиль Фарухшинович Зиганшин - член Союза писателей, заслуженный работник культуры РБ, лауреат премий имени С. Злобина, Международного конкурса детской и юношеской литературы имени А.Н. Толстого.
Собирая материалы для своих книг, К. Зиганшин постоянно путешествует и по России (Дальний Восток, Восточная Сибирь, Полярный и Южный Урал, Кавказ), и по редко посещаемым уголкам за её пределами. (слайд 4) Он был во многих странах, наблюдал за жизнью людей и животных, фотографировал все, что видел. В этом году водрузил флаг МДИ-2013 на две горные вершины: в июле на Большой Арарат, а в начале ноября - на Олимп. Экспедиция «От Арарата до Олимпа – путь  к миру» началась 7 июля. (слайд 5)
Камиль Зиганшин отметил, что подъем был нелегким: во время подъема на Олимп на него и его сына, который сопровождал отца, чуть не упала глыба льда.
Но путешественник рад, что справиться с задачей удалось: «Олимпийские игры взрослых имеют давнишнюю традицию зажигания олимпийского огня, а Международные детские игры, несмотря на долгую историю, таких традиций не имеют. Надеемся, что мы все-таки сможем заложить новую традицию».
(слайды 6-7 )Планируется, что в преддверии соревнований спортсмены пронесут эти флаги эстафетой по городам Башкортостана и улицам Уфы, как символ Олимпийского огня. На открытии флаги торжественно поднимут на флагшток. После этих мероприятий флаг поместят в музей. Игры пройдут с 26 февраля по 3 марта.
Кроме того, с 1993 года Камиль Зиганшин – председатель Башкирского фонда защиты диких животных. Его фонд ежегодно проводит научно-практические конференции и конкурс на звание «Рыцарь леса» для тех, кто активно борется за сохранение и приумножение животного мира Республики Башкортостан.Надеюсь, что книги К.Ф. Зиганшина понравятся вам, помогут лучше узнать удивительный мир природы и стать настоящим ее защитником!
Толчком к литературному творчеству Камиля Зиганшина послужили слова брата, который,  прочитав охотничьи дневники, предложил использовать материал и написать книгу, потому что  он тонко чувствует и понимает загадочную природу тайги. (слайд 8) Его богатый жизненный опыт,  наблюдения, знания дали возможность описать тайгу и жизнь ее обитателей, раскрыть великую мощь природы, вечную связь природы и человека. Мир, который описывает Камиль Зиганшин в своих произведениях, необычайно красив. Его произведения – воспевание природы, гимн мужеству и высокой нравственности человека, призыв к гуманизму и доброте. Мир животных в произведениях Камиля Зиганшина удивителен, необыкновенен и своеобразен. Писатель любил и  хорошо знал повадки многих животных и смог рассказать о них в своих произведениях.
У нас есть возможность познакомиться с его рассказом « Маха». Он повествует о зверьке, который обитает у нас в республике. Я думаю, вы поймете о каком, отгадав загадку: (слайд 9)
Хищный маленький зверёк, Но не норка, не хорёк. Белочка в дупле боится, Что ее найдет… ( куница) (слайд 10 )
- Впервые в русской литературе появился рассказ о кунице. Полное название этого рассказа «Маха, или история жизни кунички» .Камиль Зиганшин удостоен Всероссийской литературной премии имени Н. Лескова. Книги «Маха, или история жизни кунички», а также «Боцман, или история жизни рыси» были отмечены в номинации «Книга для детей и юношества». Вручение премии состоялось 16 февраля 1912 г. в Москве.
Писатель долго размышлял над вопросом, почему в художественной литературе нет ни одного произведения о кунице. О других животных есть, а о кунице нет. Тогда писатель решил восполнить этот пробел в литературе. Благо, материала у него было достаточно. Так появился этот рассказ.
- Ребята, а кто такая куница? Что это за зверь такой? Послушаем ребят, которые приготовили сообщения об этом животном.
Сообщения учеников о кунице ( сопровождаются слайдами)
1.ученик: Куница лесная – очень красивое и грациозное животное. Головка у нее небольшая, узкая, мордочка острая. Ушки маленькие, округлого рисунка. Хвост пушистый и длинный. Ноги крепкие, мускулистые с пятью пальцами, вооруженными острыми крепкими когтями. Зимний окрас меха куницы буровато-дымчатый с легким лиловато-палевым оттенком. Спинка гораздо темнее, чем брюшко. (слайд 11)
2. ученик: В отличие от других хищников, куница – обитатель верхнего яруса леса. Очень неохотно и редко сходит она на землю, предпочитая охотиться в кронах деревьев. Но и на земле ее движения свободны, и она может быстро перебегать от одного дерева к другому. Шустрый и ловкий зверек легко проникает в узкие отверстия дупел, в расщелины между деревьями и в гайна белок. Все органы чувств , и в частности зрение и слух, развиты у куниц превосходно.
(слайд 12)
3.ученик: Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи. Куница – зверь ловкий и удачливый. Благодаря отлично развитым зубам и крепким острым когтям она является исключительно кровожадным, сильным хищником. За счет своих молниеносных движений она свободно славливает белку и легко добывает ночью глухаря ,зайца, тетерева или рябчика. Она обязательно заглянет во все дупла, проверит гнезда, спрятанные в густых ветвях: ищет спящих птиц или белок. Это и есть ее добыча. И частенько остается на дневной сон в опустевшем беличьем гнезде. (слайд 13)
4. ученик: Интересные факты
Куница изображена на гербе города Уфы, республики Башкортостан. Это потому, что ее много водится около нашей столицы. (слайд 14)
Название хорватской денежной единицы «куна» исторически связано с одной из основных доденежных единиц славян — шкуркой куницы.
Куница изображена на флаге и гербе района Кунцево Московской области.
Куница изображена на гербах городов Курган и Шадринск.
Куница изображена на гербе  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BD%D1%8C%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Куньинский район" Куньинского района Псковской области.
Куница изображена на гербе Оренбургской области.
Куница является талисманом Хоккейного Клуба «Салават Юлаев»Харза (так называют куницу) занесена в красную книги Сибири
В Уфе 8 июля 2010 года поставлен памятник кунице в районе гостиного двора . На бронзовом деревце стоит домик. Один зверек из него выглядывает, а другой будто бы в гости пришел. (слайд 15)
Учитель: Посмотрите на фото памятника. Существует легенда о превращении влюбленной пары в зверьков.
Монумент, посвященный вечной любви, увековечил мифическихперсонажей: на ветвях расположилась зверушка по имени Фанур, а в домике- Лейсан. Куницы- персонажи старой былины, которая рассказывает о девушке и влюбленном в нее парне. Богатый хан положил глаз на Лейсан,но, не добившись взаимности, пришел к злому колдуну и тот превратил девушку в куницу. Фанур, лишившись возлюбленной, потерял покой. Он бродил по лесам в поисках своей Лейсан. И однажды увидел куницу, которая привела его к пещере, где таился клад. Всё золото и драгоценности парень роздал бедным. Сам же, повинуясь неожиданному порыву, поцеловал куницу – и превратился в такого же пушистого зверька, а люди в память о Лейсан и Фануре основали Уфу.
Знакомство с рассказом «Маха, или история жизни одной кунички»
(слайд 16 ) Рассказ Маха» повествует о жизни куницы , у которой было четверо крохотных щенят. Автор подробно описывает, как она обучает своих детенышей всем лесным премудростям. Среди четверых выделяется самая маленькая, но в то же время и самая подвижная кроха - Маха. ( чтение отрывка из рассказа со слов « Самая маленькая, но в тоже время и самая подвижная кроха -- Маха …до слов стягивала ее вниз». ) (слайд 17 - 19 ) Мама куница учила своих малышей узнавать лесные звуки и запахи. Но так случилось, что в мгновение их жизнь изменилась. ( чтение отрывка со слов «Как-то утром обитателей соснового бора..» до слов «Молодых кунят, по совету егеря, они отдали работникам расположенной неподалеку зверофермы»)
Бортники и не подозревали, что в дупле осталась Маха. Дальше мы можем представить себе, как пришлось куничке выживать в одиночестве, добывать себе пищу. День за днем она постигала тайны леса, училась охотиться.
Рефлексия
- Ребята ,понравился ли вам рассказ? Что особенно понравилось, какие эпизоды? Как вы думаете, какова основная идея рассказа, что хотел сказать нам, читателям, автор?
Взаимоотношение человека с природой - главная тема книги, пробуждающей у читателя чувство искреннего сострадания к животному миру, пострадавшему от натиска цивилизации, нуждающемуся в заботе и  участии. (слайд 20-21)
Читая книги Камиля Зиганшина , понимаешь, что Природа - это храм, а не фабрика по обслуживанию человека и  начинаешь лучше сознавать, что мы, люди – ее часть и наша задача не покорять Природу, а  бережно и разумно использовать ее  богатства там, где это необходимо и возможно.
Домашнее задание. (слайд 22)
Прочитать весь рассказ и написать о нем отзыв по плану, предложенному вам ранее.
Нарисовать к рассказу иллюстрацию
Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода.
PS: вместо презентации можно использовать бук-трейлер по книге «Маха», который есть на сайте писателя. Теперь есть и у меня.