Рабочая программа факультатива по математике Практическое решение математических задач (7 класс)

Управление образования администрации
МО «Коношский муниципальный район»

Муниципальноу бюджетное образовательное учреждение
«Подюжская средняя школа имени В.А. Абрамова»


Рекомендована Утверждена
методическим объединением приказом директора
учителей___________________ МБОУ «Подюжская СШ имени
В.А. Абрамова»
от «___»_______2015г., протокол №____ от «___»_______2015 г. №_____




Рабочая программа
факультатива «Решение задач»
основной общеобразовательной школы
на 2015- 2016 учебный год



Класс: 7 «А»

Срок реализации программы: 1 год


Составитель программы: Тухватчина Наталья Михайловна
(Ф.И.О. учителя)





















п.Подюга
2015г
Пояснительная записка

Программа факультатива в 7 классе «Решение задач» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Математика. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и примерной государственной программы основного общего образования и учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Программа факультатива рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Структурные компоненты рабочей программы:
титульный лист;
пояснительная записка;
учебно-тематический план;
содержание тем факультатива ;
требования к уровню подготовки обучающихся;
календарно-тематическое планирование;
перечень учебно-методического обеспечения;

Основные цели и задачи математического образования, решаемые при реализации данной рабочей программы, заключаются в следующем:
содействовать формированию культурного человека,
умеющего мыслить;
умеющего самостоятельно добывать информацию, пользоваться ею на практике;
владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
Факультативный курс характеризуется повышением уровня обучения, рассмотрением вопросов, изучаемых в курсе алгебры 7 класса на повышенном уровне.
Программа предусматривает использование технологии развивающего обучения (принципы: обучение на высоком уровне сложности; ведущая роль отработки практических умений; развитие всех учащихся.) На занятиях используются элементы проблемного изложения, коллективного поиска решения.
в ходе усвоения содержания факультатива в 7 классе учащиеся получают возможность:
овладеть на повышенном уровне символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
развивать логическое мышление и речь- умение логически обосновывать суждения, использовать различные языки математики ( словесный, символический, графический) для иллюстраций, интерпретаций, аргументаций и доказательства;
сформировать на повышенном уровне представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у обучающихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладения навыками дедуктивных рассуждений.
Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения обучающихся, их способностей к математическому творчеству.
В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений. Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносить вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Данный курс направлен на формирование более прочных навыков.

Основным учебным пособием для обучающихся является:
Мордкович А.Г. Алгебра. 7кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений. -  13-е изд. издание испр., –М.: Мнемозина, 2009. – 160 с.: ил.
Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мордкович,. -13-е издание испр., и доп.  – М.: Мнемозина, 2009. – 270с.: ил
Данный учебник содержит задания на повышенном уровне, которые и используются на занятиях факультатива.

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по алгебре для 7-9 классов (автор А.Г. Мордкович. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Мнемозина, 2009);
на основании учебного материала учебника «Алгебра 7» Мордковича А.Г. и задачника к этому учебнику.

Место предмета в базисном учебном плане:
По уставу МБОУ «Подюжская СШ имени В,А. Абрамова» учебный год составляет 34 учебные недели. В связи с этим программа составлена на 34 учебные недели, 34 часа.













Учебно-тематический план факультатива «Практикум решения задач»
Класс – 7в
Учитель –Тухватчина Наталья Михайловна
Количество часов
Всего - 34 час., в неделю – 1 час.

Мордкович А.Г. Алгебра. 7кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразовательных учреждений. -  13-е изд. издание испр., –М.: Мнемозина, 2009. – 160 с.: ил.
Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 7кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мордкович,. -13-е издание испр., и доп.  – М.: Мнемозина, 2009. – 270с.: ил.



Название раздела (темы)
Количество часов
Практические виды занятий, включенные в содержание разделов и тем в соответствии с примерной программой.
Реализация регионального компонента

1
Математический язык. Математическая модель.
5



2
Линейная функция
6



3
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
5
пр.работа


4
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены. Арифметические операции над одночленами.
4



5
Многочлены. Арифметические операции над многочленами.
5



6
Разложение многочленов на множители.
6
пр.работа


7
Функция y=x2
2



8
Повторение
1
тест









ИТОГО
34







Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Название тем
Содержание уроков



Дата





Математический язык. Математическая модель.



1 нед.
Числовые и алгебраические выражения
1


2 нед.
Что такое математический язык
1

3,4
3,4 нед.
Что такое математическая модель
2

5
5 нед.
Линейное уравнение с одной переменной
1



Линейная функция


6
6 нед.
Координатная прямая
1

7
7 нед.
Координатная плоскость
1

8
8 нед.
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
1

9,10
9,10 нед.
Линейная функция и ее график
2

11
11 нед.
Линейная функция y=kx
1



Системы двух линейных уравнений с двумя переменными


12
12 нед.
Графический метод
1

13
13 нед.
Метод подстановки
1

14
14 нед.
Метод алгебраического сложения
1

1516
15,
16 нед.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
2



Степень с натуральным показателем


17
17 нед.
Что такое степень с натуральным показателем?
1

18
18 нед.
Свойства степени
1

19
19 нед.
Понятие одночлена
1

20
20 нед.
Умножение одночленов
1



Многочлены. Арифметические операции над многочленами


21
21 нед.
Многочлены
1

22
22 нед.
Умножение многочлена на одночлен
1

23
23 нед.
Умножение многочлена на многочлен
1

2425
24,
25 нед.
Формулы сокращенного умножения
2



Разложение многочленов на множители


26
26 нед.
Разложение многочленов на множители
1

27
27 нед.
Вынесение общего множителя за скобки
1

28
28 нед.
Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения
1

29
29 нед.
Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов
1

30
30нед.
Сокращение алгебраических дробей
1

31
31 нед.
Тождества
1

32
32 нед.
Функция Y=X2 и ее график
1

33
33 нед.
Что означает в математике запись y=f(x)
1

34
34 нед.
Обобщающее повторение
1

Дополнительная учебно-методическая литература

Учебно-методический комплект для изучения курса алгебры в 7-м классе общеобразовательной школы, выпускаемый издательством «Мнемозина», состоит из следующих элементов:
А. Г. Мордкович. Алгебра-7. Методическое пособие для учителя. М. Мнемозина 2010
Л. А. Александрова. Алгебра-7. Самостоятельные работы / Под ред. А. Г. Мордковича.
Е. Е. Тульчинская. Алгебра7. Блицопрос.
В.В. Шеломовский. Электронное сопровождение курса «Алгебра-7» / Под ред. А. Г. Мордковича.
Е.А. Лебединцева, У.Ю. Беленкова Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. М. Интеллект-Центр 2011
Л.П. Евстафьева, А.П. Карп Алгебра. Дидактические материалы 7кл М.Просвещение2010г.


15