Опыт реализации деятельностного подхода при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку.


Опыт реализации деятельностного подхода при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку.Учитель русского языка и литературыМАОУ СОШ № 18 с УИОП г.АрмавираПроскурова Н.А. «Идеал недостижим, но совершенство заключается в стремлении достигнуть идеала» Н.А. Римский - Корсаков Цели : обобщить и распространить методику работы по подготовке старшеклассников к тестовой части ЕГЭ по русскому языку;продемонстрировать  приемы и методы, используемые в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ. Постановка задач :  объяснить, в чем сущность реализации деятельностного подхода в методике подготовки учащихся к ЕГЭ;показать принцип формирования практико-ориентированных тематических заданий;продемонстрировать возможности применения технологии подготовки к ЕГЭ на уроках. Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку. Цель учителя – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку. Задачи: -включить детей в разнообразную деятельность (изучение теории, тренинги; создание алгоритма решения того или иного экзаменационного задания; работа над ошибками); -выработать умения, позволяющие им переносить знания и навыки на практику; -развить сообразительность и творческую активность.  Структура моей работы по подготовке выпускников к ГИА Подготовительный этап – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙОсновной этап:1) ПЕРВИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ;2) УСТРАНЕНИЕ «ПРОБЕЛОВ»;3) СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;4) ТРЕНИНГ;5) РАЗБОР ОШИБОК.Заключительный этап Подготовительный этап – диагностический. На нём выясняю, что ребятам известно о предлагаемой им деятельности, т.е. экзамене по русскому языку. На первом занятии по подготовке каждый выполняет задания демо-версии предстоящего экзамена. Основной этап включает четыре подэтапа:Первый – первичное взаимодействие школьника с новым заданием, попытка выполнить его, опираясь на имеющиеся знания и умения.Второй – устранение пробелов в «багаже» знаний.Третий – созидательная деятельность учащихся, конструирование алгоритма выполнения задания.Четвёртый подэтап – применение алгоритма на практике, отработка навыка выполнения задания, работа над ошибками. Заключительный этап подготовки предполагает применение результатов своего труда, т.е. выполнение заданий, сначала пробного экзамена, а затем – и настоящего. Поговорим о созидательной деятельности учащихся подробнее. Конечно, готовые алгоритмы выполнения заданий в формате ЕГЭ легко найти как в литературе, так и на просторах всемирной сети. Но насколько эффективнее станет подготовка к экзамену, если у выпускника в этом процессе будет не пассивная, а активная творческая роль!  «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». ТИПИЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА Реализация деятельностного подхода Мало добиться того, чтобы ученики выучили правила наизусть, ведь совокупность теоретических знаний должна реализовываться на практике.Ставлю перед ребёнком конкретную цель – СОЗДАЙ АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ. И выпускник теперь будет ориентироваться на результат своей деятельности: Алгоритм выявления неправильно построенного предложения с деепричастным оборотом Шаг 1. Найдите предложение с деепричастным оборотом.Шаг 2. Выделите грамматическую основу предложенияШаг 3. Определите, выполняет ли найденное подлежащее дополнительное действие, обозначенное обстоятельством – деепричастием.Шаг 4. Если НЕТ – предложение с деепричастным оборотом неправильно построено. На этапе создания алгоритма для выполнения каждого задания происходит смена социального статуса: роль ученика заменяется на более активную роль творца, а значит, деятельность приобретает личностно-значимый характер. А это обязательно принесёт свои плоды в виде более высоких баллов .УДАЧИ ВАМ! Список используемой литературы:Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2014. «Легион» Ростов-на-Дону, 2013.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация уроков, система упражнений. Список использованной литературы:Драбкина С.В., Субботин Д.И. ЕГЭ. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. – «Интеллект-центр»; М, 2016.Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. Учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10 – 11 классы. - «Легион»; Ростов-на-Дону, 2013.Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2014. - «Легион»; Ростов-на-Дону, 2013.Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация уроков, система упражнений.