Мастер — класс «Нетрадиционные методы работы в логопедической практике »


Практическую часть своего мастер – класса, я начну с таких слов:
«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"
- Добрый день, всем! Сегодня я приглашаю вас побывать на логопедическом занятии и поучаствовать в нем вместе со мной. Ребята, давайте мы познакомимся.
Упражнение «Приветствие»
Участники встают в круг и, начиная с ведущего, должны поприветствовать друг друга каким-то необычным способом (локтями), все остальные участники повторяют приветствие каждого участника или, бросая мяч друг другу, называем свои имена.
Здоровьесберегающие технологии неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.
Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.
Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.
В своей работе я активно использую как традиционные, так и не традиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.
Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления; - повышение способности к произвольному контролю;
- улучшение общего эмоционального состояния; - повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются двигательные функции; - снижается утомляемость;
- улучшаются пространственные представления;  - развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
- стимулируется речевая функция; - улучшается соматическое состояние.
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас свыше названными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является  артикуляционная гимнастика. 
Регулярное выполнение помогает: 
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 
уменьшить напряжённость артикуляционных органов; 
 Артикуляционную гимнастику с детьми я провожу с использованием зеркал, что мы сейчас и сделаем.
Задание. Артикуляционная гимнастика с зеркалами «Сказка про язычок».
Одной из форм оздоровительной работы является– пальчиковая гимнастика
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Варианты:
-многоразовые дорожки для развития моторики ваших пальчиков, необходимо взять фломастер и как можно ровнее пройти по ним, не касаясь крайних линий, от верблюда до кузнечика
-игрушки на пуговицах с отстегивающимися деталями
- пробки
- загадочные прищепки
- сказочные скрепки
- счетные палочки
-игры с песком
- мозаика и т.д.
В своей работе с детьми я использую  самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Выполним упражнение
 Если пальчики грустят – доброты они хотят. (Пальцы плотно прижимаем к ладони.)
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то, значит. (Трясем кистями.)
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них.)
К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать.)
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке.)
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет  дыхательная гимнастика.
Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому, что не умеют правильно дышать. Научите их этому– и болезнь отступит».
Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением.
«ЧАСИКИ»       «ПЕТУШОК»
Часики вперёд идут,  Крыльями взмахнул петух, 
За собою нас ведут. Всех нас разбудил он вдруг. 
И.п.- стоя, ноги слегка расставить.  Встать прямо, ноги слегка расставить, 
1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) Руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть  
2- взмах руками назад «так» (выдох)  Ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку» повтор. 5-6 раз. Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в любом виде деятельности: как часть физкультурного занятия, на уроке музыки, на прогулке, в игре, н-р, можно дуть на ватку-мяч и загонять ее в ворота или на кораблик в тазу ит.д. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Я же использую как физминутки в процессе логопедического занятия или как его часть. 
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени  гимнастике для глаз. Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу я выбрала упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз. Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах использую в работе яркие игрушки. Упражнения с детьми провожу сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.
Проведём, друзья, сейчас упражнения для глаз.
Перышко мы увидали- и с пером жар-птицы поиграли.
Берут перо в руку, вытянуть его вперёд перед собой, сфокусировать на нем взгляд.
Перья вправо полетели, дети вправо посмотрели. Отвести перья вправо, проследить движение взглядом.
Дальше перышки летели, глазки влево посмотрели. Отвести их влево. И т.д.
3738245236855С успехом в своей работе использую элементы  точечного массажа.  Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать«лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Выполним упражнение для профилактики простудных заболеваний
«Наступили холода»
Ехать в поезде тепло, поглядим-ка мы в окно.
А на улице зима, наступили холода. Да-да-да- наступил холода.
Потереть ладошки друг о друга.
Да-да-да- превратилась в лёд вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду- поскользнусь я на льду. Указательными пальцами приставить ладони
ко лбу и помассировать крылья носа.
Ду-ду-ду- Я на лыжах иду. Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды- на снегу есть следы. Приставить ладони ко лбу «козырьком»
Основные точки, которые нужно массировать, чтобы не заболеть ОРВИ
и энергично  растирать лоб движениям в стороны – к середине лба.
Ди-ди- ди- ну,  заяц. Погоди! Погрозить пальцем.
Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су – Джок терапия.
 Су – Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су–кисть, Джок–стопа. СуДжок–терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактик речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, показывать движения, а вы повторяйте.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек, по ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик, слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом -  кинезиология.
 Кинезиология –наука о развитии головного мозга через определённы едвигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" ит.д.
-ребро-ладонь»
«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,  ладошки вниз, 
А теперь их на бочок - и зажали в кулачок.
А теперь выполним ещё одно задание:
«Зеркальное рисование». Это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза. Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика является новым интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био–человек, энергия–сила, пластика-движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения руки, артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика руки соответственно речь.
Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.
 «Дятел»
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук.
 На первую строчку–постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую–наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»
Это дятел на сосне
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
Долбит клювом по коре.
На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.
Дорожка для развития общей моторики «Дорожка Здоровья»
Цель: формировать знания детей о способах укрепления связочно - мышечного аппарата стопы и профилактики плоскостопия, дорожки помогают детям уверенно выполнять задание, формируют у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп.
Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки, пуговицы, пластмассовые цветы, косточки ,палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.).
-В путь пойдем мы спозаранку, не забудем про осанку.
До чего трава высока, то крапива, то осока,
Поднимаем выше ноги, коль идем мы по дороге.
Проходя по дорожке, произносим чистоговорку.
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос). Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас). Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Релаксация. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. И давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем - СПАСИБО! Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!
Итог мастер- класса
 - Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.
И в завершении мастер–класса предлагаю вам помедитировать.
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет горит и разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
364578970231МКОУ Половинская СОШ
5016514605172656590043Краснозерский район Новосибирская область
Мастер - класс
«Нетрадиционные методы работы в логопедической практике »
Тема: «Путешествие по загадочным дорожкам в игровой гостиной»
Цель: расширить информационное поле применения инновационных технологий в коррекционном воспитательно- образовательном процессе.
Задачи:
показать варианты игр, способствующих развитию и улучшению памяти, внимания, мышления; стимулированию двигательных функций и снижению утомляемости; развитию дыхательного и артикуляционного аппаратов;
развивать коммуникативные навыки и позитивные взаимоотношения,
создать положительную доброжелательную атмосферу,
познакомить присутствующих с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,
сделай - и ты научишься, сделай лучше нас.
13970036576Каждый день: всегда, везде, на занятиях, в игре –
верно, четко говорим никуда мы не спешим!
Подготовила:
учитель-логопед
I категории
Калашникова Лариса Викторовна
452310539370
2550795-25401728470-2540
32226258445510109203238522733058420
400558050165
Февраль- 2016