Обобщение опыта по подготовке к ЕГЭ по русскому языку


Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволяет проверить все виды компетенции и имеет безусловные преимущества по сравнению с другими формами контроля. Назначение экзаменационной работы определяют ее структуру: в нее входят задания различного уровня сложности.
Способы предъявления языкового материала не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, так же, как и основные умения:
анализировать языковые факты;
оценивать их с точки зрения информативности;
оценивать языковые единицы (правильность, уместность употребления);
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; вести речевой самоконтроль.
Все эти умения вырабатывались в своё время на уроках, поэтому нет необходимости в специальной подготовке к ЕГЭ. Но есть необходимость обобщить и систематизировать эти знания.
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы позволил выявить следующие недостатки в подготовке учащихся:
– невысока общая лингвистическая подготовка по русскому языку, что мешает успешному овладению языковой нормой и речевыми умениями;
– низка практическая грамотность: орфографическая и пунктуационная подготовка формируется на уровне умений, и к концу школьного обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма, о чём свидетельствует относительно высокий результат выполнения орфографических заданий в части А и низкая практическая грамотность, проявленная в сочинениях: некоторые выпускники пишут с ошибками, допуская в небольшом тексте до 4-х и более орфографических и пунктуационных ошибок;
– значительная часть учащихся не владеют навыками рационального чтения - понимания, затрудняются в интерпретации содержания текста, в проведении языкового анализа текста, не умеют ясно и точно выражать свои мысли в письменной форме.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку, выявленные недостатки в подготовке учащихся по предмету позволяют говорить о необходимости нам, учителям- словесникам, более последовательно реализовывать сознательно -коммуникативный принцип обучения в курсе родного языка, предполагающий опору на лингвистические знания при формировании речевых умений и навыков.
Поэтому главная цель изучения родного языка в школе состоит в том, чтобы
- помочь ученику вобрать в себя систему родного языка, его грамматику и лексику,
- глубже проникнуть в значение форм и категорий,
- яснее осознать смыслы слов и фразеологизмов
- и на этой основе овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме.
Работу по подготовке к ЕГЭ надо начинать уже в среднем звене. Уже в 6-7 классах мы учимся систематизировать материал по основным разделам. Большое внимание уделяю принадлежности слова той или иной части речи, умению видеть не только значение слова, но и морфологические признаки, форму слова и части слова, а также знать его роль в предложении. Большое внимание уделяется и формированию орфографических навыков. С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.
Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях.
Но следует помнить, что полной информации о состоянии практической грамотности учащихся тесты не дают, так как проверяют орфографические и пунктуационные умения, но не навыки.
Настоящая же грамотность – это письмо почти автоматическое, без раздумий о том, как и почему надо писать то или иное слово. В данном случае более эффективным способом проверки являются традиционные измерители - диктант, изложение, сочинение. Два последних вида работы (изложение и сочинение) позволяют, помимо грамотности, проверить ещё и речевое развитие учащихся, их коммуникативную компетенцию, предполагающую способность свободно владеть речью в разных условиях общения.
В течение последних лет в 10-11 классах в школе выделяют один час на уроки русского языка и подготовку к ЕГЭ. На факультативном занятии параллельно с уроками на более углубленном уровне мы повторяем весь изученный материал.
Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде. Работа идет в группах, где более сильные ученики принимают зачет у своих товарищей и объясняют то, что непонятно. Затем идёт отработка практических навыков «по горизонтали» по различным вариантам текстов. Всё обязательно проверяется, анализируются ошибки. Отработка идёт до минимального количества ошибок.
Перед этой работой объясняю цели и задачи единого экзамена, обсуждаю с учениками его специфику, разъясняю содержание и структуру экзаменационной работы. Вместе анализируем содержание КИМов и составляем перечень проверяемых умений. Затем стараюсь продиагностировать знания, умения и навыки выпускников по различным разделам школьного курса. Изучаю различные пособия и стараюсь обобщить и типизировать задания, представленные в тестах прошлых лет, и составляю перечень наиболее типичных ошибок, допущенных учащимися в прошлые годы, а затем даю рекомендации по их устранению и предупреждению.
В процессе работы стараемся чаще обращаться к словарям, что позволяет развивать навыки работы со справочной литературой. Я сознательно не даю готовых ответов, а подсказываю, где их можно самостоятельно найти, а потом рассказать об этом классу.
Важно постараться определить методические просчёты в обучении и продумать, как устранить пробелы и недостатки в подготовке выпускников. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу, рефлексировать принятые решения. Учитель должен доверять самооценке ученика, только тогда школьник сможет преодолеть страх перед самим собой и обрести уверенность в себе и своих силах.
Учитель должен помочь ученику найти и индивидуальный стиль учебной деятельности, свои специфические, оптимальные приемы приспособления к предлагаемым заданиям и ситуациям, учитывающие его индивидуальные особенности.
Повторяя и обобщая изученное ранее, надо и психологически готовить учеников к сдаче ЕГЭ: дать им чёткие инструкции – как выполнить то или иное задание, как контролировать себя, как работать с черновиком.
Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку?
Задания по лексике предполагают работу со словом, а следовательно, проверяют знание не только основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся, но, прежде всего, прививаю стремление и вырабатываю умение пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Ученик должен знать, в каком словаре он может получить необходимую справку.
Задание по фонетике, несмотря на кажущуюся простоту, предполагает знание как звуков, так и букв, знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владение основными произносительными нормами. Процент ошибок в этом задании бывает велик, поэтому, чтобы избежать их, необходимо иметь четкое представление о соотношении букв и звуков и не смешивать эти понятия.
И еще большое количество ошибок связано с ударением. Это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения.
Задания по словообразованию предназначены для проверки производить морфемный и словообразовательный анализ, который начинается с определения принадлежности слова к той или иной части речи и выделения в нем окончания. Именно этот первый шаг является самым трудным для большинства учащихся. Здесь необходимо усвоить знания об изменяемых и неизменяемых частях речи. Следующий этап морфемного анализа – вычленение морфем в основе. Трудности в выделении корней кроются в исторических чередованиях звуков, их наличие способно до неузнаваемости видоизменить облик корня. Поэтому необходимо дать список основных исторических чередований звуков в русском языке.
Трудности в определении способа словообразования кроются в неумении учащихся строить словообразовательную цепочку. Ведущим принципом здесь является «принцип матрешки», в которой самая маленькая матрешка – это корень, сразу «достать» который невозможно: надо снять с нее последовательно другие матрешки – служебные морфемы.
В тестах всех предыдущих лет морфология представлена в очень сокращенном виде, основное количество заданий носит орфографическую направленность. Поэтому материал здесь лучше представить в виде таблиц, поскольку учащиеся уже располагают необходимой теоретической базой в объеме средней школы.
Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется гораздо больше внимания, чем морфологии. Здесь при повторении также используется форма таблиц для систематизации имеющихся знаний. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений.
Сложными для учащихся считаются задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.
Результаты экзамена по предмету, знакомство с аналитическими отчетами по другим школьным предметам о выполнении выпускниками нашей школы части С (география, обществознание, иностранный язык) ещё раз убеждают в том, что чтение - понимание, умение интерпретировать текст - это ведущие общеучебные умения, необходимые не только школьнику для успешного обучения, но и любому взрослому человеку в его дальнейшей деятельности.
Вот почему желательно регулярно проводить во всех классах (начиная с 5-го) многоаспектный (комплексный) анализ текста. Многоаспектный (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, культурологический, литературоведческий) анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).
С целью формирования коммуникативной личности, умеющей свободно владеть речью во всех сферах ее проявления, в прошлом году в 10 классе я вела факультативный курс «Многоаспектный анализ текста».
Работа была организована как исследовательская деятельность, когда в процессе выполнения заданий учащиеся понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдение над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Данный курс был рассчитан на 34 часа и направлен не только на интеллектуальное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагал использование таких форм занятий, когда создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения.
Программа курса предполагала развитие следующих умений и навыков:
умение проводить многоаспектный анализ текста: определить тему, основные мысли текста; объяснить смысл названия; определить стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу; находить в тексте языковые средства, производить лексический разбор текста; находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;
умение самостоятельно составлять задание к тексту, направленное на осмысление содержания, авторского замысла, на выявление особенностей использования в тексте языковых средств разных уровней;
умение производить сопоставительный анализ текстов;
совершенствовать навыки выразительного чтения текста;
создавать свой текст;
писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.
Поэтому 11 класс в этом году уже умеет хорошо разбираться в анализе текста. В начале года, согласно тематическому планированию, мы еще раз повторили темы «Текст» и «Стили речи» и тренировались в написании различных жанров сочинений. Далее в процессе повторения и систематизации знаний по грамматике мы еще неоднократно будем обращаться к анализу текста.
При работе над 25 заданием подробно прорабатываем критерии оценки этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:
1. Проблема, поставленная в исходном тексте.
2. Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).
3. Авторская позиция.
4. Собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами.
При выполнении 2 части учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения:
1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).
2. Основная часть. (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения; анализ средств выразительности, которые помогли автору исходного текста сделать свою позицию более убедительной. Приведение возможных возражений оппонентов автора и аргументированный ответ на эти возражения, в котором могут быть использованы как аргументы автора исходного текста, так и собственные доводы экзаменуемого.
3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).
Одной из важнейших задач обучения школьников в условиях текстового подхода становится формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе ключевых слов. Ключевые слова, выступая в качестве единиц внутренней речи, обеспечивают информационный поиск. Заголовок, содержащий ключевое слово, становится пусковым механизмом восприятия текста.
Работа с текстом может проходить в следующих формах:
1. Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции.
2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции.
3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.
Диапазон приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк. В первую очередь он предполагает беседу с учащимися. Вопросы по тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.
Неотъемлемой частью на каждом уроке должна стать словарная работа. Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы типа:
В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?
Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы?
В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? и т.п.
На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи – помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи. Традиционными на уроке должны стать задания типа:
В каком предложении используется метафора?
В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, актуализации значения того или иного слова?
Какое средство выразительности является ведущим в этом тексте? и т.п.
Систематическое проведение на уроках тренингов следующего типа поможет учащимся красочно и выразительно сформулировать свою точку зрения по данному тексту:
Прочитайте текст и пример сочинения к нему. Отметьте в сочинении удачные, с вашей точки зрения, приемы краткого пересказа и анализа предложенного текста. Оцените степень глубины и точности анализа средств выразительности, логику изложения материала, уместность вступления и заключения. Напишите свое сочинение по предложенному тексту.
Очень хороши такие задания, как «Составляем план», «Записываем свои мысли», «Дописываем текст».
В основе методики лежит принцип «от простого к сложному», разнообразные задания и упражнения рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию 2 части: от анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания 1 части, где присутствует такой анализ, от записи своих размышлений – к сочинению-рассуждению.Чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения, нужно решить следующие задачи:
вспомнить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности,
определить последовательность анализа исходного текста,
представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению на основе исходного текста,
познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов,
пополнить свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения-рассуждения,
научиться анализировать исходные тексты и писать собственные сочинения
познакомиться с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях, и узнать способы их исправления
Первая памятка о требованиях к сочинению-рассуждению находится в КИМах по русскому языку, которую надо тщательно проработать.
В сочинении-рассуждении нужно
сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования),
сформулировать позицию автора,
высказать свою точку зрения,
убедительно ее доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт)
изложить свои мысли грамотно и связно.
Что такое исходный текст и как с ним работать?
Исходный текст – это небольшой текст объемом около 300-400 слов, посвященный этическим, нравственным и другим проблемам, которые волнуют наших современников, например:
смысл человеческой жизни и предназначение человека,
связь поколений, проблема отцов и детей,
выбор профессии и реализация в ней,
судьба Родины, ее прошлое, настоящее и будущее,
проблема сохранения родного языка,
проблема сохранения родной природы,
проблема сохранения исторических корней,
роль искусства, литературы в жизни человека и др.
Чтобы написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста, очень важно этот текст хорошо понять, выяснить, о чем пишет автор, о каких вопросах размышляет, что его тревожит, какими мыслями, чувствами, переживаниями он хочет поделиться с читателем, в чем хочет убедить его, т.е. правильно прочитать исходный текст.
Как работать с исходным текстом?
Внимательно читаем предложенный текст.
Определяем его тему (о чем говорится в тексте).
Составляем план и определяем микротему каждого микротекста.
Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его волнует, тревожит).
Выясняем позицию автора по тем проблемам, о которых идет речь в тексте: какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.
Определяем, с помощью каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.
Выявляем языковые средства и средства художественной выразительности, с помощью которой автор выражает свое отношение к проблеме, поставленной в тексте.
Что такое рассуждение и как его построить.
По прочитанному тексту нужно написать собственное сочинение-рассуждение, которое имеет особую композицию.
1. Рассуждение – тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
2. Строение текста-рассуждения:
- тезис,
- доказательства, т.е. аргументы,
- вывод.
3. Тезис – это высказанная мысль, т. е. выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?
4. Аргументы и выводы – это исходные или теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: С помощью чего ведется обоснование тезиса?
5. Аргументы должны быть убедительными. Цифры и факты – самые убедительные аргументы. В качестве аргументов могут быть приведены примеры из художественной литературы, примеры из средств массовой информации, из личного опыта.
В тексте-рассуждении в качестве средства связи предложений, аргументирующих высказанную мысль, часто используются вводные слова, выражающие порядок в развитии мысли и степень важности каждого из его этапов.
Вышесказанное не является пределом и эталоном для любого учителя-словесника при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый педагог сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.