Тематический вечер День народного единства


Тематический вечер «День народного единства»
(в старшей разновозрастной группе)

Воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Ныргындинский детский сад» Бердникова Э. В.

Программное содержание:
1. Воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному краю, деревне и стране.
2. Рассказать детям о славных подвигах русских людей, о том, как в далёкие годы храбро сражались они, защищая нашу страну от поляков. 3. Расширять представления о родном крае, о государственных символиках и праздниках. 4. Показать на примере праздника, День народного единства, детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

Предварительная работа: беседы с детьми об историческом прошлом России, рассказы о государственной символике России, Удмуртии и Каракулинского района, государственных праздниках нашей страны.

Оборудование: флаги России и Удмуртии, гербы России и Удмуртии, слайды, мультимедиа, 2 берёзовых веника, колокольчик и платок для игры, угощение для чаепития

Ход тематического вечера.
Ребята, какой праздник мы будем отмечать завтра, 4 ноября? (Праздник «День народного единства», День Удмуртии). Почему праздник называется «День народного единства»? (ответы детей). Кто такой народ? (Народ – это мы с вами, наши мамы, папы, дедушки, бабушки, тети, дяди, друзья).
А что такое единство? (Единство - это когда мы вместе, все дружим, живем в согласии, понимании, уважении).
Народ - это мы с вами и все мы вместе, и поэтому и называют праздник «День народного единства».
Хотите узнать историю этого праздника? (Да).
(Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов)
Давным-давно, в древние времена, наша страна называлась Русь, и жили-были на земле русичи, мастера и мастерицы, дома строили, землю пахали и хлеб сеяли, свою страну от врагов защищали. Жили они честно и славно, и правил всеми людьми царь.
Но вот наступило недоброе время. Пришла засуха, не вырос хлеб, стали люди голодать, а голоду и с тоски люди стали между собой ссориться и враждовать. А в это время пришла новая беда. Стали цари меняться, один царь уходил, а на его место садился другой царь, и заметили враги, что Русь от голода и ссоры стала слабой. Обрадовались наши враги – поляки, и напали на нашу страну, убрали они русского царя с престола, а вместо него поставили они править Русью своего царя – ненастоящего, самозванца, и не думал царь – самозванец русский народ защитить, а стал он людей грабить, у них последний кусок хлеба, земли отбирать. Плохо стало жить на Руси и стали люди думать, как избавиться от врагов.
Но нашёлся на земле русской богатырь - Кузьма Минин. Понял Кузьма Минин, что надо не прятаться от врагов, а надо постоять за себя да за родимую землю, выступить против врагов поляков и против царя - самозванца. Принялся Кузьма Минин в своём городе Нижнем Новгороде собирать силы и деньги на освобождение своей страны. Собрались они на площади перед церковью и всё, что у них было, стали отдавать на вооружение – оружье и одежду для солдат. Главное надо было найти воинов и полководца- командира достойного. И нашли такого человека, сильного и храброго - князя Дмитрия Пожарского. Согласился князь возглавить войско солдат и со всех концов нашей страны стали приходить люди, чтобы встать на защиту своей страны от поляков. И пошли солдаты к Москве и на руках Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский несли чудотворную икону Казанской Божьей Матери, а перед самой главной битвой они перед этой иконой молились, чтобы она дала им силу. 4 ноября на улицах Москвы шли бои с поляками, и воины Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского победили врагов. В этот день люди радовались, обнимали друг друга и благодарили Бога за помощь в спасении и избавлении от врагов.
Вот и я рассказала вам, что произошло на Руси, и о том, как единение помогло русским справиться с врагом - избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника – День Народного Единства.
Прошло много лет и в честь двух отважных людей Минину и Пожарскому в Москве, на Красной площади поставили памятник, и построили в Москве церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери. 4 ноября так же стал праздником иконы – Казанской Божьей Матери, которая помогла воинам при битве с поляками, дала людям силу и веру в спасении своей Родины от врагов.
(учебник по истории России)
Поэты посвятили много стихов этому празднику. (Дети читают стихи).
Деревни, сёла, города.
С поклоном русому народу
Сегодня празднует свободу
И день единства навсегда.
(Н. Майданик) 

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперёд.
(Н. Майданик) 

Люди сильны и смогут победить врага только когда все вместе. Посмотрите, - это веник, он крепко связанный, и это тоже веник, но он развязался. Возьмите все по одному прутику и сломайте его. Легко сломать? А теперь попробуёте сломать крепко связанный веник? Легко ли его сломать? Вот она, сила, если все люди соберутся вместе, то никто их не сможет сломать и победить. Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо. Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)
Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.)
Что помогло победить врага? (Единение народа.)
Что такое Родина?  (Это где мы родились, Родина - это наш дом).
Наша Родина большая – это целая страна. Имя ей – Россия – она у нас одна. Кто знает столицу нашей страны? (Столица нашей Родины город Москва).
Кто знает стихотворение о Москве? (Ребёнок поднимает картинку с изображением Красной площади и читает стихотворение)
Москва - это Красная площадь  Москва - это башни Кремля. Москва – это сердце России,  Которое любит тебя.
(В. Степанов)
У каждой страны есть свой флаг, герб и гимн. Кто знает стихотворение о флаге и гербе. (Дети поднимают картинки с изображениями флага и герба и читают стихотворение)
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный!
(В. Степанов)
Существует много песен о Родине, о России. Сегодня мы споем песню о Родине. («Песня о Родине» муз. Е. Тиличеевой)
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Жмурки с колокольчиком». Правила игры: дети встают в круг, и берутся за руки. Выбираются 2 ребёнка, и они встают внутрь круга, одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Тот, у кого колокольчик бегает внутри круга, звеня им, а другой по звуку колокольчика должен его поймать. Пойманный ребёнок и ловишка выбирают новых игроков, (игра повторяется 3- 4 раза).
Кто знает, в какой республике мы с вами живём? (Республика Удмуртия) Какой праздник отмечает Удмуртия 4 ноября? (День Удмуртской Республики). Кто знает стихотворение об Удмуртии?
(Ребёнок читает стихотворение и на слайде картинка с изображениями Удмуртии)
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она ещё синей,
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
(Флор Васильев)

Поля и луга, и тропинки,
И гулы, и звоны и тишь
Удмуртия, жаркой кровинкой
Ты в сердце России горишь.
(Олег Поскрёбышев)

Сейчас мы поиграем в игру «Счастливый случай». Для этого нам надо разделиться на 2 команды и придумать название командам. Команда «Богатыри» и «Красавицы».
Первый гейм.
Назовите столицу Удмуртии. (Город Ижевск).
В каком районе Удмуртии живём мы с вами? (Каракулинский район).
Какой цветок является символом Удмуртии? (цветок италмас).
почему Удмуртию называют родниковым краем? (много родников).
2 гейм.
Какого цвета флаг Удмуртии? (чёрный, белый, красный).
Какого цвета герб Удмуртии? (чёрный, белый, красный).
Что нарисовано на флаге Удмуртии и что она обозначает? (Восьмиконечный знак- оберег от беды и несчастий).
Что изображено на гербе Удмуртии и почему его изобразили? (Образ белой лебеди, человека – птицы. Лебедь водоплавающая птица, и у удмуртов водоплавающая птица считается священным).

3 гейм.
В каком городе Удмуртии родился композитор П. И. Чайковский? (город Воткинск).
Кто в Удмуртии прославился на весь мир своими автоматами? (Михаил Калашников).
Назовите удмуртское национальное блюдо? (перепечи).
Про какое кушанье говорят «ушки из муки»? (пельмень).
Подводим итоги викторины.
Существует много песен о родном крае, и мы сегодня исполним песню «Удмуртия» (песня «Удмуртия», муз Т. Шикаловой)
Я вам предлагаю поиграть в удмуртскую народную игру «Водяной». Правила игры: очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих детей, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные дети остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному. (После игры воспитатель предлагает сесть на сои места).
Как называется наша деревня? (наша деревня Ныргында) Что на слайде вам знакомо?
(Просмотр презентации «Моя деревня – Ныргында») 
А сейчас я предлагаю вам всем ребята встать и взяться крепко за руки и исполнить ганец «Дружные ребята».
Сейчас я вас приглашаю все детей и гостей на чаепитие с баранками и крендельками.



15