Программа по физической культуре для студентов 2-4 курсов

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский техникум железнодорожного транспорта»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

27.02.03. (220415) Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)

среднего профессионального образования базовой подготовки
















Ульяновск
2014
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.03.2010 № 193


РЕКОМЕНДОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании цикловой методической комиссии (ЦМК) общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин
Председатель ЦМК
С.В. Рябухина


Протокол заседания ЦМК
№_______ от «__»________20___г.
Заместитель директора по учебной работе ОГБПОУ Ульяновского техникума железнодорожного транспорта
И.А. Родионова


«__»________20___г.




Автор – разработчик:

Щербакова Н.Г., преподаватель ОГБПОУ Ульяновского техникума железнодорожного транспорта.
Дивенко И.В., преподаватель ОГБПОУ Ульяновского техникума железнодорожного транспорта


Рецензент:

Ф.И.О., должность


Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: Рябухина С.В., председатель ЦМК.

Содержательная экспертиза: Демин И.В., преподаватель по физической культуре высшей категории

Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза:



© ОГБПОУ УТЖТ


СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..
стр 4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
стр 6

условия реализации программы учебной дисциплины..
стр 17

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
стр 20

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

стр 21


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 220415 Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте) (базовой подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 220000 Автоматика и управление.
Рабочая программа может быть использована в профессиональном образовании при реализации ОПОП специальностей СПО технического профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

В результате освоения дисциплины студент должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 336 часов , в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 168 часов;
самостоятельной работы студента 168 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
336

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
168

в том числе:


практические занятия
166

Самостоятельная работа студента (всего)
168

в том числе:


написание сообщений
4

самостоятельное выполнение упражнений
164

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.04. Физическая культура

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студента
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Теоретический




Тема 1.1. Теоретико-практические основы физической культуры
Знания: целей и задач физической культуры, основных понятий, принципов, терминов, положений, ведущих научных идей, теории, раскрывающей сущность явлений в физической культуре, объективных связей между ними; научных фактов, объясняющих необходимость формирования физической культуры личности
4



Содержание учебного материала:
2



1.
Физическая культура и спорт. Физическая культура личности; основы законодательства РФ о физической культуре и спорте; деятельная сущность физической культуры и спорта; физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования; ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту

3


2.
Основы здорового образа жизни. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие. Здоровый образ жизни и его взаимосвязь с общей культурой индивида. Составляющие здорового образа жизни. Основные требования к его организации. Физическое самовоспитание и самосовершенствование при здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни

3


Самостоятельная работа студента:
Написание сообщения на одну из тем (по выбору):
1.Физическая культура личности
2.Ценностные ориентиры здорового образа жизни
3.Повышение физической и умственной работоспособности средствами физической культуры
4.Как заменить вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков и наркотиков) занятиями физическими упражнениями
5.Международное спортивное студенческое движение
6.История возрождения современного Олимпийского движения и его роль в мировой культуре
7.Выдающиеся советские и российские участники Олимпийских игр (на примере одного-двух спортсменов)
2


Раздел 2. Методико-практический




Тема 2.1. Методы и способы формирования умений средствами физической культуры
Умения: выполнять упражнения для восстановления работоспособности, снятия усталости, утомления; составлять комплексы упражнений для развития профессионально-значимых двигательных навыков и их выполнение; составлять индивидуальные комплексы упражнений на развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости
Знания: методики овладения способами деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей, составления индивидуальных программ самовоспитания.
12



Содержание учебного материала:




1.
Физические способности человека и их развитие. Физиологическая и биохимическая природа проявления физических способностей. Биологические факторы, обусловливающие их развитие. Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами при их комплексном развитии. Возможная степень развития каждого из них. Возрастные особенности развития. Методические принципы, средства и методы развития быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Возможности и условия акцентированного развития отдельных физических качеств

3


2.
Профессионально-прикладная физическая подготовка. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки к труду. Средства, методы и методика направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков, устойчивость к профессиональным заболеваниям, профессионально важных физических и психических качеств. Прикладная значимость некоторых видов спорта, специальных комплексов упражнений, тренировочных устройств для ППФП. Примерная схема составления профессиональных программ для осуществления ППФП при конкретной специальности

3


3.
Медико-практические занятия. Методика эффективных и экономичных способов владения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, плавание, передвижение на лыжах). Составление индивидуальных программ физического самовоспитания, корригирующей гимнастики; составление и проведение простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями с гигиенической и тренировочной направленностью; проведение разминки в учебно-тренировочном занятии, оценка и коррекция телосложения при индивидуальном подходе к направленному развитию физических качеств, организация и проведение турпоходов. Основы методики самомассажа; судейства по избранному виду спорта. Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Методы контроля над функциональным состоянием организма, за состоянием здоровья (стандарты, индексы, формулы), регулирование психоэмоционального состояния

3


Практические занятия:
3. Выполнение упражнений для восстановления работоспособности, снятия усталости, утомления
6



4. Составление комплекса упражнений для развития профессионально-значимых двигательных навыков и их выполнение




5. Составление индивидуального комплекса упражнений на развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости




Самостоятельная работа студента:
1. Написание сообщения на одну из тем (по выбору):
Методика составления индивидуальных программ физического воспитания
Методика развития двигательных качеств
Методика разработки специальных комплексов упражнений
Методика занятий корригирующей гимнастикой
Методика совершенствования функциональных возможностей основных систем организма при помощи физических упражнений
2



2. Выполнение упражнений в соответствии с индивидуальными программами физического самовоспитания, корригирующей гимнастики
4


Раздел 3. Практический




Тема 3.1. Легкая атлетика
Умения: выполнять технику бега на короткие, средние, длинные дистанции; правильно передать эстафетную палочку; технику прыжков в длину с места и разбега, технику прыжков в высоту; технику метания гранаты с разбега; выполнить контрольные нормативы, согласно программе
Знания: организации самостоятельных занятий легкой атлетикой; основ личной гигиены при занятиях легкой атлетикой; предупреждение травматизма при занятиях легкой атлетикой; техники бега – старт, стартовое ускорение; техники отдельных фаз при метании гранаты; техники отдельных фаз при прыжках в длину, в высоту.
44



Содержание учебного материала:




1.
Бег. Бег на короткие дистанции ( 100 м., 200 м., 400 м.). Техника бега – низкий старт, стартовый разбег, бег на дистанции, финиширование. Специальные упражнения бегуна (бег с ускорением, бег с ходу, с высокого и низкого стартов). Переменный бег, повторный бег. Эстафетный бег, передача и прием эстафетной палочки. Бег на средние дистанции, на длинные дистанции: 500м.,1000м.,2000м.,3000м, кросс. Техника бега – старт, стартовое ускорение. Бег на различных участках дистанции, бег по пересеченной местности, финиширование. Бег на время: юноши – 100м.,1000м.,3000 м; девушки – 100м., 500м.,2000м.

3


2.
Прыжки. Прыжки в длину с разбега. Специальные упражнения прыгуна в длину: разбег, толчок, полет и приземление. Подготовительные упражнения, применительно к избранному способа прыжка. Совершенствование техники прыжка способом «согнув ноги». Ознакомление с техникой прыжка способом «прогнувшись». Ознакомление с тройным прыжком с места и разбега. Прыжки в высоту с разбега. Специальные упражнения прыгуна в высоту. Совершенствование техники прыжка способом «перешагивание»

3


3.
Метание. Метание гранаты: техника - держание гранаты, разбег, скоростные шаги, финальное усилие, траектория полета. Специальные упражнения для обучения метанию гранаты с места, с 3-5 шагов разбега, с полного разбега. Метание гранаты на результат

3


Практические занятия:
6. Отработка техники бега на короткие дистанции ( 100 м., 200 м., 400 м.,).
22



7. Отработка техники эстафетного бега, передача и прием эстафетной палочки




8. Отработка техники бега на средние и длинные дистанции: 500м.,1000м.,2000м.,3000м, кросс.




9. Отработка техники бега на различных участках дистанции, бег по пересеченной местности, финиширование




10. Сдача контрольных нормативов: бег на время: юноши – 100м.,1000м.,3000 м; девушки – 100м., 500м.,2000м.




11. Выполнение специальных упражнений прыгуна в длину: разбег, толчок, полет и приземление




12. Совершенствование техники прыжка способом «согнув ноги»




13. Выполнение специальных упражнений прыгуна в высоту




14. Выполнение специальных упражнений для обучения метанию гранаты




15. Отработка техники метания гранаты




16. Сдача контрольных нормативов: метание гранаты на результат




Самостоятельная работа студента:
1. Индивидуальные занятия в спортивных секциях
22


Тема 3.2. Атлетическая гимнастика
Умения: выполнять подтягивание, отжимания из различных положений, упражнения для развития брюшного пресса; технически грамотно выполнять упражнения со снарядами: штанга: «жим», «толчок», «рывок», «жим» лежа, приседания со штангой; гиря: «рывок», «толчок», гантели: различные упражнения на все группы мышц; с набивными мячами; выполнять контрольные нормативы согласно требованиям программы
Знания: сведений о системе силовой подготовки; о соотношении снаряда к собственному весу; требований к комплексу упражнений с различными снарядами
54



Содержание учебного материала:




1.
Силовые упражнения: подтягивание, отжимания из различных положений, развитие мышц брюшного пресса и мышц спины

3


2.
Упражнения для развития силы с отягощением: гантели разного веса, гири разного веса, штанга, набивные мячи.

3


3.
Комплекс упражнений на тренажерах.

3


Практические занятия:
17. Выполнение силовых упражнений для развития мышц плечевого пояса
26



18. Выполнение силовых упражнений для развития мышц брюшного пресса




19. Выполнение упражнений для развития силы с отягощением: гантели разного веса




20. Выполнение упражнений для развития силы с отягощением: гири разного веса




21. Выполнение упражнений для развития силы с отягощением: штанга




22. Выполнение упражнений для развития силы с отягощением: с набивными мячами.




23. Выполнение комплексных упражнений на тренажерах




24. Сдача контрольных нормативов




Самостоятельная работа студента:
1. Самостоятельное выполнение упражнений:
1.1. для интенсивного развития силы и веса тела – наибольшее количество повторений (5-6 раз) с относительно большими отягощениями;
1.2. для общего развития мускулатуры среднее количество повторений (8-10 раз) с умеренными отягощениями;
1.3. для удаления жировых отложений, выработки рельефа и повышения мышечной выносливости – большее количество повторений (15 и более) с относительно небольшими отягощениями
2. Индивидуальные занятия в спортивных секциях
28


Тема 3.3. Плавание
Умения: выполнять движения рук и ног на суше и на воде; выполнять скольжения на груди и на спине; выполнять технику ныряния; выполнять контрольные нормативы согласно требованиям программы
Знания: основ врачебного контроля и допуск врача к занятиям по плаванию; правил поведения на воде; гигиенических требований к занятиям плаванием; предупреждения травматизма и переохлаждения; прядка оказания первой помощи пострадавшему; оздоровительного значения занятий плаванием; правил и организации проведения соревнований
44



Содержание учебного материала:




1.
Подготовительные упражнения: по освоению с водой на мелком месте, ходьба по дну, погружение до подбородка, с головой, с задержкой дыхания, выдох в воду, открывание глаз под водой, полное погружение на вдохе, всплывание (упр. «поплавок»), всплывание и выпрямление рук и ног до положения вытянувшись лежа («звездочка»).

3


2.
Техника плавания. Ознакомление с работой рук и ног на суше при плавании различными способами. Тренировка движений ног с опорой руками о бортики, движения рук, стоя на дне. Изучение скольжения на груди и на спине после толчка от бортика или дна водоема, с помощью партнера и без его помощи. Согласованное движение рук и ног в сочетании с дыханием. Различные способы входа в воду, в том числе стартовый прыжок с тумбочки.

3


3.
Подвижные игры на воде. Ныряние на расстояние

3


Практические занятия:
25. Отработка движений ног с опорой руками о бортики
22



26. Отработка движений рук, стоя на дне




27. Выполнение скольжения на груди и на спине после толчка от бортика или дна водоема




28. Отработка движений рук и ног в сочетании с дыханием




29. Отработка техники плавания способом «кроль»




30. Отработка техники плавания способом «брасс»




31. Совершенствование элементов плавания в подвижных играх на воде




32. Отработка техники ныряния




33. Сдача контрольных нормативов




Самостоятельная работа студента:
1. Индивидуальное посещение бассейна
22


Тема 3.4. Баскетбол
Умения: выполнять перемещения приставным шагом; ловить, передавать мяч; вести мяч на месте в движении, броски в кольцо с точек трапеции; выполнять штрафные броски на результат; вести двухстороннюю игру с выполнением всех технических приемов в защите и нападении
Знания: правил игры в баскетбол; организации и проведения соревнований; личную гигиену, предупреждение травматизма; вариантов различных схем нападения, защиты.
32



Содержание учебного материала:




1.
Техника игры. Перемещения, бег обычным и приставным шагом с изменением направления и скорости, старты, прыжки, остановки, повороты

3


2.
Владение мячом: ловля-передача мяча на месте и в движении, ведение на месте и в движении, броски по кольцу

3


3.
Техника игры в защите: защитная стойка, перемещения, передвижения обычными и приставными шагами в различных направлениях, передвижения спиной вперед

3


4.
Техника владения мячом и противодействия: овладение мячом при отскоках от щита или кольца, перехваты, вырывание и выбивание мяча. Способы противодействия броскам в кольцо

3


5.
Техника игры в нападении: индивидуальные тактические действия игрока с мячом и без мяча, взаимодействие двух и трех игроков без противника и с противником, варианты тактических схем в нападении. Нападение постепенное, быстрое в отрыв. Нападение через центрового игрока

3


6.
Тактика игры в защите: действия в защите против игрока с мячом, без мяча, взаимодействие двух, трех и более игроков в защите, командные действия, варианты тактических систем в защите. Личная защита, смешанная защита, зонная защита

3


Практические занятия:
34. Выполнение перемещений, бега обычным и приставным шагом с изменением направ