Нетрадиционное родительское собрание


Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Росинка»
Тюменская область, Советский район,
п.г.т. Пионерский
Конспект родительского собрания
в первой младшей группе на тему:
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».
Воспитатель: Гулиева З.А.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». 
А.С. Макаренко.
Нетрадиционное родительское собрание в
1младшей группе


Время проведения:  март 2015г.
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста.
Задачи: Ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета,  формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический  опыт родителей по теме  собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
1.Вступительный этап:
*      введение в проблему;
*      создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
*     игротека в форме путешествия на поезде по станциям.
3.Подведение итогов собрания:
*     обратная связь;
*  решение родительского собрания;
*     рефлексия.

                                 
       ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ
1.Подготовительный этап:
* Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному
развитию.
* Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
* Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие
младших дошкольников».
*  Изготовление «ящика ощущений».
* Музыкальное оформление.
2.Организационный этап:
*  Оформление выставки, посвященной сенсорному
развитию (литература, игрушки, дидактические игры,
пособия).
*  Подготовка места проведения собрания и необходимого
оборудования.

3.Вступительный этап:
            Добрый день, уважаемые родители. Мы рады встрече с вами! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
        Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
       Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому,

что совсем  не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском  саду и  в которые мы советуем играть дома.  И проведём мы нашу встречу  не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну «Сенсорику». Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.
              Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное  развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
             Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
               В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором - третьем году жизни,  дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных

разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
        - Знаете ли вы, представления о каких  цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе « от рождения до школы».
       - Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны.
- Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?
  Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.
                На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их  разнообразных ситуациях, повседневной жизни.
          -Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком?   Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы родителей)   
       

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе  игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
       Создание проблемной ситуации
      (Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»,  перед  родителями появляется « ящик ощущений».)
              Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».
(Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика).
Родители запускают руки через  рукава в ящик и ощупывают предмет.
(Выслушиваются и принимаются все предложения).
              Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.
             Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
             Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Мы  научим вас

изготавливать сенсорные  дидактические игры из бросового материала и рисовать в нетрадиционной технике.  И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и  понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.
           Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну «Сенсорику»!!!
(Звучит сказочная  мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки  волшебную палочку).
Вот я палочкой взмаху  
(действия выполняются по содержанию текста)
Загадаю чудо!   
Всем родителям помогу  
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Подарю вам ленточки,
(воспитатель раздает резинки, заколки)
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!

Паровоз д вас ждет,
В страну Сенсорику  повезёт!
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители  становятся «паровозиком»)
Солнышко светит,Облака плывут,Паровозик едетТук тук тук тук тук.Тук тук тук колеса,Мчится паровоз,Он в страну СенсорикуВсех детей привез!
-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.
Он в яйце есть и в цыпленке,                             В масле, что лежит в масленке,В каждом спелом колоске,В солнце, в сыре и в песке.
(желтый цвет)
(выставляются  человечки соответствующего цвета)
Он с лягушкой может квакать,Вместе с крокодилом плакать,Из земли с травой расти,Но не может он цвести.
(зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,Ехать дальше запрещает,Вместе с кровью в нас течет,Щеки всем врунам печет.
(красный цвет)
Им треть флага занята,Он в название кита,И в букете васильковом,И на ящике почтовом.
(синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать
Пальцевая игра:
«Пальчики работают»
(Выполнять одновременно двумя руками)
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.
(Поднять большой палец, пошевелить им.)
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.
(Выполнять щелчки большим и средним пальцами.)
Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту.)
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.
(Посту
чать мизинцем по столу.)
Игра 1.
«Построим башню»
Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите родителям построить башню, например, красного цвета. Покажите родителям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим  башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их ( «такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: « Вот какая у нас получилась красивая красная башня!».
(демонстрация игры с 1 родителем).
Или можно предложить родителям самостоятельно построить башни. Дать им по одному кубику и попросить их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.
(играют все родители).
Игра 2.
«Разноцветные флажки»
Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры:
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда воспитатель поднимает красный флажок – родители должны, например - подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.
 
Игра 3.
«Разложи по коробочкам»
Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.
Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры:
Поставьте перед родителем несколько маленьких коробочек и коробочку побольше,  в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.  Сначала предлагайте родителям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.
-Цветные человечки нам  хотят помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (воспитатель  показывает карточку  оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого  цвета, запомним.
- Спасибо,  цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.
(Звучит музыка, паровоз едет дальше)
Солнышко светит,Облака плывут,Паровозик едетТук, тук, тук, тук, тук.Тук, тук, тук колеса,Мчится паровоз,Наследующую станцию
Он  детей привез!
-Как же называется эта станция, давайте угадаем?
Ни угла, ни стороны,А родня – одни блины.
(круг) 
Злая рыба хвост-лопатаОткусила полквадрата –Целый угол, верь не верь!Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,Приложи и подними.Вася десять раз так сделал –Отпечатались они.(квадраты)
  - Как станция называется? Догадались?
(станция Фигурная).
Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом , квадратом, треугольником, научат подбирать нужные формы разными методами.
Игра 4.
«Волшебный мешочек».
Родители по очереди опускают руку в мешочек с деревянными  геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Игра5.
«Прятки».
Те фигуры, которые родители достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит родителей запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого родители должны определить, какая фигура «спряталась».
Игра6 .
«Определи форму». Каждому родителю раздается набор разноцветных геометрических фигур. Воспитатель демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, родители должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Динамическая пауза.
Мы со стульев тихо встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх, руки – вниз,
Вправо, влево повернись,
Руки в стороны по шире:
Раз, два, три, четыре.
Ты пониже наклонись
И тихонько распрямись.
Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
И песенку поем:
Руки – вверх, в кулачок,
Разожмем – и на бочок,
Руки – вниз, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.
-Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет (показывает вторую  и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.
(звучит музыка)
Едем дальше!
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию ИЗО
Компанию ребят.
Чох-чох, чу-чу
Паровоз летит
Чох-чох, чу-чу
Паровоз гудит»
- Ну, вот и приехали, кто нас встречает?
(Веселый человечек-художник Карандаш).
Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научат необычно рисовать.
(  Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования)
Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка, наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.
(В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют  пальчиками и ладошкой).

-Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны
Могут все детишки смело  рисовать.И не только кистью, можно вытворять.Пальцем ткнуть, и носом,
А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –
Маленькою ножкой.Вот и разрисуем  мир мы, в яркий цвет,
Удивительный и радостный, этот свет.
(Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую  ладошками и пальчиками нарисовали дети).
- Это наши юные художники старались для своих родителей в нетрадиционной технике нарисовать  красивую картину, но не успели.
-Вы узнали , в какой технике выполнена работа
(рисование ладошкой и пальчиками)
-Какие цвета использовались?
(основные: зеленый, синий, красный)
-А какого цвета не хватает?
(желтого).
-Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине?
(солнышка)
-Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко.  Но как положено перед работой разомнём пальчики.
Физ. Минутка:
Нарисуем желтый круг,
(вверху над головой  соединить большие и средние пальцы)После лучики вокруг –
(руки вытянуть вперёд, соединить  запястья, расставить широко пальцы)Пусть на белом светеЯрче солнце светит!На детей и на цветы,

(сжимать и разжимать пальцы)Смотрит солнце с высоты,Чтоб росли скорее
(трём ладошку об ладошку)Их теплом согреет.
( руки в «замок»)
(Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)
-Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!
Время ручки отмывать:         
(родители моют руки, вытирают ; звучит мелодия)Ждет водичка, не дождется,Поработать ей придется,Кто опрятным хочет стать,Воду должен уважать.
 -Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей.
А паровоз снова зовёт нас в путь.
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят,
Везут на станцию игрушек
Компанию ребят.-
- Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».
Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим

удовольствием играют. Сейчас  с некоторыми  из них мы познакомимся. (знакомство с играми)
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
 -Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из  памятки, которую мы вам подготовили.
-А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю дружно вместе изготовить развивающую дидактическую игру «Волшебные клубочки» Она изготавливается быстро и не требует особых усилий.  И так, начнём!
 (звучит мелодия «Куда уходит детство»)
- С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.
(Звучит сказочная мелодия)
Вот я палочкой взмаху
  (действия выполняются по содержанию)
Загадаю чудо!   
Всем ребятам помогу
Доброй феей буду!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом стоять,
Глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
-Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Ящик ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта.
( показываю карточки).
-Как вы думаете, что это?
(Родители предлагают варианты ответов).
Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает.
(миниола).
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Подведение итогов собрания.
-Нам  хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
(воспитатель бросает мяч родителям  и задаёт вопросы)
Обратная связь: -Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?- Чем полезна именно для Вас данная встреча?- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
-Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума
    Воспитатель:
Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить и изготавливать.
Решения родительского собрания
1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.
3.Принимать активное участие в жизни детского сада.
Заключительное слово
Уважаемые родители!
Закончена игра! Она у нас
Рассчитана на один час,
Но, в сенсорную игру, народ,
Играйте дома круглый год!
Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.
Рефлексия

Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены- зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо». До свидания. Совместное с родителями чаепитие.