Выступление на августовской районной педагогической конференции.


Выступление на августовской районной педагогической конференции.
Воспитатель Гарбера Надежда Леонидовна
Основные подходы к организации непосредственно образовательной деятельности в условиях разновозрастной группы.
Каждый ребёнок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, как самого ценного и неповторимого.
Перед воспитателями стоит непростая, нелёгкая задача - построить свою работу так, чтобы не только удовлетворять запросы родительской общественности. Важнейшей задачей для педагогических работников является создание благоприятных условий для пребывания воспитанников в дошкольной организации, условий, которые будут способствовать заинтересованности ребёнка в посещении детского сада, вызывать у ребёнка желание посещать детский сад. Только в этом случае, воспитанник станет активным участником образовательного процесса, и соответственно, будет стремиться к познанию нового, неизведанного, и достижению результатов своей деятельности, которую будет направлять любимый педагог.
Каждое ДОУ старается повысить свой имидж. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса и, конечно же, компетентностью педагогов.
Однако, мы знаем, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей в соответствии с ФГОС в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателей значительные трудности. Очень трудно организовать деятельность в разновозрастной группе. Воспитатель вынужден одновременно вести работу по программам 2-3 и даже 4-х возрастов. Воспитатель затрачивает огромное количество времени для составления календарного планирования, так как в планировании должна быть отражена работа с каждой возрастной подгруппой воспитанников. Особые трудности педагоги – дошкольники испытывают от недостаточности методического обеспечения, отсутствия утверждённой единой программы дошкольного воспитания, а соответственно и методических разработок.
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программы всех возрастных групп, умения спланировать образовательный процесс так, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности каждого воспитанника, иметь способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей
в соответствии с их возможностями.
В целях рационального построения образовательного процесса, нужно определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с этим осуществлять планирование.
Что мы делаем? В срок до 1 сентября в каждой смешанной группе составляем список детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей.
Комплектование подгрупп я обычно провожу следующим образом: в первую очередь учитываю возраст ребёнка, но немаловажную роль
в комплектовании групп я вижу, именно, в дифференцированном подходе. Как таковых строгих границ нет. Нужно сделать так, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенным в себе. Здесь на первый план выходят стартовые возможности воспитанника. Нужно сделать так, чтобы ребёнку было комфортно, чтобы он чувствовал себя уверенно. Это определяется путём педагогической диагностики (из наблюдений воспитателя). Например: воспитанник старшего дошкольного возраста может заниматься с детьми среднего возраста, и наоборот. В этом случае обращается особое внимание на индивидуальные возможности ребёнка.
Когда мы готовим праздники, то привлекаем всех детей, стараемся, чтобы каждый воспитанник, в меру своих возможностей мог проявить себя. Ни один ребёнок не остаётся без внимания. Пусть не всё сразу получается, но какую роль играет выступление в воспитании чувства уверенности в себе. Дети раскрепощаются, чувствуют себя уверенно, у них развиваются коммуникативные способности. Если воспитанник младшего возраста испытывает интерес к деятельности детей старшей подгруппы, я никогда не препятствую его присутствию, хотя, иногда и в качестве «наблюдателя».
Практика воспитателя позволяет в своей деятельности обращаться к самым разным подходам (определённой позиции по отношению к какой-либо проблеме или явлению). В самом общем виде подход может пониматься как теоретическое и логическое основание рассмотрения или проектирование объекта:
- возрастной подход способствует пониманию проблем обучения и воспитания, связанных с особенностями возраста, и созданию условий для их эффективного разрешения. На каждом возрастном этапе перед человеком встают специфические задачи, от способа и результата решения которых во многом зависит его дальнейшее личностное развитие.
- индивидуальный подход основан на рассмотрении процесса обучения и воспитания с учётом особенностей его участников, поскольку любое педагогическое влияние преломляется через индивидуальные особенности конкретного воспитанника.
- средовой подход ориентирует воспитателей на рассмотрение процесса развития личности в зависимости от характеристик и условий окружающей среды. Под средой подразумевают все, что окружает субъекта и посредством чего он реализует себя как личность.
- целостный подход ориентирован на нахождение и использование целостных свойств объекта.
Огромное внимание мы уделяем созданию предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ и в группе.
Известно, именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует ребёнка.
Каковы же характеристики предметно-пространственной развивающей среды и как их создать?
Комфортность и безопасность обстановки (по моему мнению, это самое главное требование к ППРС), чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой - снимает стресс, создаёт чувство уверенности и безопасности, в результате складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффектным условием развитие сенсорных способностей, которые в свою очередь, являются базовым в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста.
Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования. Воспитанник многое узнаёт ещё до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта. Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте и учитывать собственную точку зрения ребёнка на окружающий мир.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами (развивает творческую активность, инициативность, самостоятельность),
Важно!
В разновозрастной группе рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее увиденного. Создают новые впечатления и образы. Учитывать интересы и возможности воспитанников каждой возрастной подгруппы