Доклад на МО Развитие традиций духовно-нравственного воспитания Святителем Тихоном Задонским

Петрова Л.Н.
Доклад на МО православного цикла

РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СВЯТИТЕЛЕМ ТИХОНОМ ЗАДОНСКИМ


Понятие «традиция» одно из самых многозначных понятий в научном лексиконе. В словаре иностранных слов мы находим перевод с латыни «traditio» – «передача», «повествование». Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предание. Предание сохранило следующие традиции: приобщение к культурному наследию, воспитание любви к Отечеству, его защита, уважительное отношение к людям, веротерпимость, воспитание духовности, нравственности и т.д.
Обращение к истории показывает, что сила традиций в разные эпохи может быть различной, от традиций могут отступать, их могут даже и
критиковать, но они имеют такую силу, что вновь и вновь возрождаются, становятся нравственными основами жизнеустроения.
Подвиг святителя Тихона Задонского свидетельствует об утверждении
православного христианства в Воронежской епархии. 14 мая 1763 г. святитель Тихон прибыл в Воронеж. Он был одиннадцатым епископом Воронежской епархии. Население епархии было смешанным: казаки, украинцы, бывшие крепостные люди, бежавшие от своих господ, великороссы, перемещенные из Центральной России для защиты земель от
татарских набегов, и бродяги. Многие из них были старообрядцами и сектантами. Отказавшись от обновленной церкви, люди стали возрождать дохристианские традиции, не подчиняясь не только христианским добродетелям, но и государственным законам. Один из местных историков называет Воронежскую епархию времен Святителя Тихона «краем полуязыческим». Особенность духовно-нравственного состояния определила и специфику деятельности епископа Тихона, она заключалась, во-первых, в открытии в
епархии духовных школ, во-вторых, в разработке инструкций, определяющих содержание деятельности этих школ, обязанности учителей и учащихся и проверку их работы, а в-третьих, духовно-нравственное просвещение народа.
Изучение его работ позволяет заключить, что вся его деятельность была направлена на восстановление духовно-нравственной традиции в воспитании жителей Воронежской епархии. Уже через три месяца после своего приезда он сделал распоряжение относительно духовной школы в Воронеже. Еще через некоторое время святитель распорядился, «чтобы во всех городах, где существуют духовные правления, завести славянские школы и учителями в них по общему согласию избрать священников и диаконов, искусных в чтении, пении и письме, и, если много будет учеников, то в помощники им избрать причетников». В указе также говорилось, чтобы помещения и учителя содержались за счет духовенства. Святитель настаивал на открытии учебных заведений для подготовки священнослужителей, потому что видел прямую зависимость
между образованием пастырей и моральным состоянием народа. Так, в указе Черкесскому духовному правлению он писал: «Между народом немалый находится раскол и другие непорядки, что единственно следует от неученых священников, которые, как невежды, оный народ от того раскола отвратить не могут, но еще в том послабляют». Святителем были открыты латинские школы в Ельце, Острожске, Черкесске. В 1762 году Тихон возродил в Воронеже Духовную семинарию. Это учебное заведение стало культурно- просветительным центром во всей обширной Воронежской епархии, в состав которой входили: Елец, Костенск, Орлов, Урыв, Коротояк, Землянск, Усмань, Острожки, Белоколодск, Демшинск, Лебедянь, Соколовск, Романов, Острогоржск, Уссерд, Ольшанск, Павловск, Ливны, Черкасск и Ефремов с их уездами.
С целью утверждения христианской жизни Святитель учредил новый тип школы – воскресную школу при приходе. Ее слушателями были взрослые люди. Посещение занятий позволяло им овладевать грамотой (чтение, письмо, счет) и законами христианской жизни при изучении Катехизиса.
Святитель проявлял внимание ко всем вопросам жизни духовных школ.
Об этом свидетельствуют инструкции, написанные им. В них он четко сформулировал требования к учителям и учащимся. Особенность этих документов состоит в том, что в них содержатся положения, касающиеся в основном вопросов обучения. Так, в Инструкции учителям «Как им в должности звания своего поступать» Святитель Тихон, во-первых, определяет требования, касающиеся организационных вопросов (звонки на занятия, учредительство сотского, десятских, их обязанности), во-вторых, рекомендации
по использованию различных методик преподавания (чередовать изучениеПсалтыри и Часослова с письмом, «ибо так им учиться по переменам веселее и охотнее будет»). Большое внимание придавал Святитель повторению изученного материала. Так, во вторник и четверг после обеда он рекомендовал не изучать новый материал, а повторять изученное, «дабы, что выучили, не позабыли». Он не только выдвигал требование, но и давал психолого- педагогические обоснования, при этом следует особо обратить внимание на точность и краткость формулировок.
В данном документе получила отражение идея соединения обучения и воспитания. Святитель Тихон пишет: «Обучать не только грамоте, но и честного жития, страху Божия, понеже грамота без страха Божия есть не что иное, как безумному меч» (Творения 242).
С целью наведения порядка в учебном заведении Святитель Тихон рекомендовал использовать различные средства для поощрения учащихся, которые успевают в учебе, хорошо себя ведут. В то же время он рекомендовал наказывать неисправных, ленивых и своевольных учеников. Святитель Тихон был сторонником воспитания детей в семье, поэтому . Инструкцией предусматривались каникулы. «На Господние праздники и с половины лета до августа отпускать детей к своим родителям, а кто живет близко от дома, то и в другие праздничные дни отпускать учеников домой с тем, чтобы они общались с родителями и другими членами семьи, а также включались в домашние дела». Таким образом, в Инструкции учителям «Как им в должности звания своего поступать», несмотря на краткое содержание, а в этом есть достоинство документа, нашли отражение многие педагогические положения, которые необходимо было учитывать учителям в учебно- воспитательном процессе. Признавая, что данный документ представляет, безусловно, историческую ценность, следует отметить его педагогическую значимость, которая заключается в том, что многие положения актуальны и значимы в современном учебно-воспитательном процессе.
Определив требования к учителям, в «Инструкции, что семинаристам должно наблюдать» (1765 г.) Святитель формулирует правила поведения семинаристов, обусловливающее их отношения к учителям, родителям и товарищам по учебе. При этом он исходит из цели обучения семинаристов, которая заключается в «намерении учение простирать во славу Божию» и, во- вторых, «общую пользу». Общая польза заключается в том, что образование позволит служить Отечеству, выполнить долг перед родителями и организовать свою собственную жизнь. Святитель четко формулирует правила поведения учащихся. Приведем некоторые положения из данного документа: «10) Отцам и матерям своим, командирам, честным лицам, старшим людям всякое почтение и делом и словом оказывать; 11) К своим товарищам иметь братскую любовь, и не досаждать, не укорять; 12) О больших лицах и ни о ком не разговаривать, но только о своем школьном деле; ибо оттуда следует порок осуждения; 13) Чужих дел и поступков не рассуждать и не пересмехать, но всякому себе знать и свое дело, к которому призван; 14) И между собою ссор, злословия драк берещися; 16) Никаких прозваний, а паче непристойных, друг другу не прикладывать; 17) По базару и улицам не таскаться; 18) На базаре, на улицах,
как обычай есть грубым и деревенским мужикам, никаких снедей не есть; 22) От всякого воровства и всякого обмана берещися. Преступника же при всей семинарии наказывать, и имя его записывать в журнал, и вину, за что наказан будет; 23) Чистоту всячески наблюдать, под опасением исключения из церковного чина; 26) Вина горячего и прочего хмельного запретить, а ежели кто будет пить - штрафовать». С целью укоренения этих правил в сознании семинаристов Святитель Тихон советовал ежедневно при выходе из школы их читать.
Труды Святителя Тихона Задонского содержат богатый материал по духовно-нравственному воспитанию и представляют не только интерес, но и ценность для современных исследователей, педагогов и учителей, занимающихся воспитанием подрастающего поколения. Труды Святителя Тихона Задонского дают полное представление о христианском самосознании, оказывающим влияние на весь уклад жизни русского человека, на формирование его менталитета.
Анализ его трудов позволяет выделить следующие функции воспитания: просвещение, контроль («смотрение»), сохранение и спасение, подготовка к выполнению долга (служение Богу, Отечеству и ближнему). Он пишет: «Человек сам в себе слеп, и потому требуется просвещение, есть забывчив, и потому требует частого напоминания; есть ленив, и ради того нужно ему поощрение, есть дряхл и уныл, и потому потребно ему утешение; есть поползновенен, и для этого требует подкрепление; есть сомневающий, и для этого требует наставление».
Воспитание начинается с рождения ребенка и заключается в заботе и сохранении его. Эта воспитательная функция действует на протяжении всей жизни человека, и она реализуется родителями, школой, церковью и самим человеком. На это обратил внимание и известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци. Он учил родителей: «Вы не будете с детьми всю жизнь, поэтому передайте их Богу». А Святитель это положение обосновывал следующим образом: «Многие животные по рождению сами себе добывают пищу: а человек, сколько времени чужими руками носится, одевается, чужими трудами питается, согревается, сохраняется. Посмотри на одежду: откуда имеешь ее? Овца, заяц, лисица, волк, рысь, медведь одевают тебя; так ты убог, что и одеяния своего не имеешь. Посмотри на состояние свое: кто больше бедам, страстям, тлению, болезням, немощам подлежит, как человек?» Детство признавалось Святителем важным этапом в становлении человека, потому что он в этот период освобождается от первородного греха и греха зачатия (зло), которые являются основой отрицательных качеств характера и от которых он избавляется воспитанием (наставлением, просвещением и наказанием), с тем чтобы «быть удобным и угодным везде».
Еписком писал: «Чему в юности научимся, то и останется». Детство он сравнивал с маленьким деревцем, которое, если будет наклонено в какую- нибудь сторону, так до конца будет и расти: «Так и юное сердце, чему приучено будет, того и до смерти будет держаться»(120).
Святитель Тихон Задонский рассматривал понятие «воспитание» очень широко, включая в него не только подготовку дитя к жизни, в которую он включал жизнь земную и вечную, рассматривая их целостно. Человек не может обрести вечность, если он не спасется в земной жизни, в то же время спасение человека в земной жизни, дает ему возможность обрести вечность. Таким образом, воспитательная функция спасение выступает у Святителя Тихона Задонского, как спасение человека, которое начинается с его рождения и осуществляется на протяжении всех лет земной жизни под руководством родителей, пастырей церкви, школьных учителей, а затем осуществляется в процессе самовоспитания. Эта идея дает возможность понять, во-первых, ценность и значимость самой человеческой жизни и, во-вторых, рассматривать воспитание как средство спасения человека, в-третьих, необходимость формирования личностно-значимых духовно нравственных качеств, которые позволят человеку обрести вечность служением Богу, Отечеству, народу. Идея спасения в православной христианской педагогике занимает одно из основных мест. Об этом свидетельствует множество примеров. Приведем некоторые из них. В условиях сомнения выбранного пути митрополит Киевский Иларион со Словом обращается к Ярославу Мудрому. Этим Словом он дает оценку акту принятия христианства (се бо уже и мы со всеми христианами славим Святую Троицу), осмысливает путь дальнейшего развития Русского государства, который, по его мнению, заключается в объединении русских вокруг Православной церкви, защите веры и Земли Русской. Именно в этом он видит спасение народа и Русского государства. В условиях монголо-татарского ига, раскола Русской Православной церкви, смутного времени Русское государство вместе с церковью решет не только социально-политические и экономические вопросы, но и проявляет самое пристальное внимание вопросам национального воспитания как средства спасения народа, сущностью которого всегда было православие.
Труды Святителя позволяют вычленить педагогические приемы и методы, позволяющие осуществлять воспитание, например, просвещение (слово), повторение, напоминание, утешение, забота («попечение»), поощрение, («бережение»), наставление, подкрепление. Методы и приемы, как мы видим, были традиционными в воспитании для того времени.
Сущность воспитания, по мнению Святителя Тихона, заключается в подготовке молодого поколения к жизни, частью которого является усвоение духовного, трудового опыта, который призван помочь ему органично вписаться в историческую традицию.
Следуя сложившейся традиции национального воспитания, Святитель Тихон Задонский обозначил следующие этапы воспитания человека: семейное, школьное, самовоспитание. На всех этих этапах церковь оказывает влияние на развитие и формирование личности.
Отмечая важность семейного воспитания, Святитель считал, что воспитанием детей должен заниматься отец. Обращаясь к нему, он писал: «Возлюбленный христианине, умел ты своих детей родить: умей же их и добре воспитать, да истинный отец их будеши. Называешися отцом их по плоти: буди отец и по духу. Родил ты их к временной жизни; болезнуй и раждай их к вечной жизни, да тамо с ними Христу предстаниши, и радостно воззовеши: «се аз и дети, яже дал ми еси, Господи».
Да и сами родители должны достойно себя вести, потому что дети повторяют поведение родителей. «Чтобы соблазну не подавать, но паче пример добрый показывать, родители, как в слове, так и в деле крайне должны осторожно поступать в слове: не говорить ничего при них праздного, гнилого, скверного, хотя то и всегда от того должно удаляться». Имея большой духовный опыт, Святитель считал, что пороки следует искоренять в детях наказанием. «Когда в добре и страхе Господнем воспитан будет, так и жизнь будет проводить: когда злу научится, то и в жизни будет злым. Но как человек к злу склонен, то легко злу смолоду научается, когда уздою страха и наказания не смиряется, и свирепствующая плоть не укрощается. Этот пример учит родителей: детей своих добру воспитывай, и в страхе Господнем и наказании содержи».
Рассуждая о наказаниях, святитель предупреждал родителей о том, что не должно быть у них зла на детей. Не должны они наказывать детей физически, ибо когда родители станут старыми, то дети их будут бить.
15