Доклад по теме Формирование толерантности обучающихся через сохранение этнонациональных традиций малых народов района

Филиал МБОУ Большеболдинской СОШ им. А. С. Пушкина – Пикшенская ООШ.









Формирование толерантности обучающихся
через сохранение этнонациональных традиций
малых народов района








Составила:
учитель русского языка и литературы
Цыганова Н. Ф.


Пикшень-2013г.





Всякий народ есть нечто целое, особенное частное и индивидуальное; у всякого народа своя жизнь, свой дух, свой характер, свой взгляд, своя манера понимать и действовать. В.Г.Белинский
 
     В последнее время всё чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая неприкосновенная человеческая личность. Воспитание толерантности сегодня имеет огромное значение. Россия - страна многонациональная, многокультурная, многоязычная.
     Толерантность нужно воспитывать. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
       Базой воспитания терпимости, толерантности является образование.
    В Концепции модернизации российского образования говорится, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для формирования равноправия национальных культур, самосознания и этнической толерантности.
В настоящее время перед школой стоит задача формирования у детей качеств культурного гражданина России. Эти качества отражены в Государственных образовательных стандартах.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества и т. д.
Таким образом, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Необходимо помочь обучающимся разных национальностей понять, что культура каждого народа является национальным «кодом». Раскрыв его, мы поможем им понять народ, рядом живущий, и воспитать в них терпимость, уважение по отношению друг к другу.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется и народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Хранителями достижений прошлого являются обычаи и обряды. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение. Это укрепляет его связь со своим народом и является важным фактором сохранения и развития этнического самосознания.
Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ты ощущаешь её в самом себе. Когда вышитые бабушкой полотенца и скатерть становятся бесценными. И когда ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это - твои корни. Забывая их, мы разрываем связь времён и поколений.
Село Пикшень - старинное эрзянское село, исторически и пространственно связанное с Пушкинским Болдином, - единственное место в районе, где хранятся традиции и обычаи эрзянского народа, его культура.
Наибольшую результативность в сохранении и возрождении традиционно-обрядовой культуры мордвы даёт непосредственное участие детей в конкретном деле, мероприятии, проекте, акции. Поэтому возникла идея создания программы «Возрождение», разработанной на основе предложений и идей, высказанных детьми, родителями и учителями школы.

Цель программы
Сохранение и возрождение эрзянской культурно-национальной самобытности, создание условий для знакомства с культурой, традициями и бытом эрзянского народа.


Задачи программы
Формировать интерес к истории мордовского народа.
Развивать навыки исследовательской и экскурсионной работы.
Реализуем программу по направлениям:
- Село Пикшень –в прошлом и настоящем
- Традиционно-обрядовая культура мордвы
- Музейное дело
В Пикшени сохранились многие обряды: «Роштувань кудо» («Рождественский дом») - роль детей в этом обряде: колядование под окнами изб с песнями и приплясом; «Масниця» («Масленица») - дети устраивают кулачные драки, катание на украшенных лошадях, участвуют в других развлечениях; «Тундонь ильтямонь чи» («Проводы весны») - значительное место отводится ряженым.
Ребята узнают об этих национальных обрядах, праздниках на занятиях по этнографии, в сельской библиотеке им. П. К. Любаева, на кружке «Возрождение», на встречах с фольклорным ансамблем «Чилисема».
Больше пятнадцати лет мы каждый год принимаем участие в сельском празднике Широкая Масленица (Масниця). Ребята с удовольствием участвуют в праздновании Проводов весны (Тундонь ильтямонь чи). Наш
детский фольклорный ансамбль поёт старинные и современные эрзянские песни, а также участвует в исполнении старинных мордовских обрядов вместе с фольклорным ансамблем «Чилисема».
Более десяти лет назад творческим коллективом учителей и учащихся Пикшенской школы была начата собирательная деятельность. Сегодня результат этой кропотливой работы - школьный краеведческий музей, где экскурсоводы – сами дети. Они проводят экскурсии для обучающихся, местных жителей и гостей села.
Ребята с большим желанием знакомятся с экспозицией краеведческого музея, музея Степана Эрьзи в г. Саранске Республики Мордовия.
Дети с интересом узнают об истории возникновения родного села,
создания Пикшенской школы, истории создания и развития сельхозпредприятий, расположенных в Пикшени. С удовольствием встречаются с интересными людьми села, знакомятся с литературой мордовских писателей и поэтов. Школьники участвуют в межрегиональных конкурсах сочинений на мордовском языке. В 2010 году наши ребята стали лауреатами межрегионального конкурса творческих работ «Мой мордовский народ»; в 2011 году - призёрами межрегионального конкурса сочинений «Родной язык моей семьи»; в 2011- 2012 году наши ученицы стали призёрами областного конкурса декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность» в номинации «Национальный костюм», в 2012 году наш ученик стал победителем регионального конкурса на лучшее исследовательское сочинение «Наши истоки», посвящённое 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.
Наши дети отдыхают в межрегиональных сменах в летних лагерях РМ, где активно общаются с мордовскими ребятами других регионов. Участвуют в областном эрзянском празднике Эрзянь покш чи.
Более 10 лет мы с детьми с удовольствием ездим в Мордовию, на детский фольклорный фестиваль «Тиринь келесь – раськень ойме» («Родной язык – душа народа»).
Праздник День эрзянского языка (Эрзнь келень чи) мы проводим уже более 10 лет.(Слайд) В первый раз он у нас состоялся в апреле 2001-го года по инициативе участниц фольклорного ансамбля «Чилисема». В этот день мы традиционно встречаем гостей из Мордовии, из соседнего Большеигнатовского района: ребят из Протасова и Большого Игнатова. Проводим экскурсию по школе, в школьном краеведческом музее. Присутствующих приветствуют гости праздника: представители администрации Большеболдинского района, культурного центра «Ялгат» из г. Нижнего Новгорода, Государственного Комитета Республики Мордовия по национальной политике; проходит награждение ребят за участие в межрегиональных конкурсах творческих работ «Мой мордовский народ».
Реализуя программу «Возрождение», наша школа взаимодействует с общественными организациями и учреждениями:
- Управление образования
- Дом детского творчества
- Сельская администрация (с. Пикшень)
- Дом мордовского быта (с. Пикшень)
- Родительский комитет
- Культурный центр «Ялгат» (г. Нижний Новгород)
- «А/Ф Русское поле»
- Большеигнатовская, Протасовская школы (РМ)
- Библиотека им. П. К. Любаева
- Пикшенский ДК
- Народный фольклорный ансамбль «Чилисема».
    Практическая деятельность по национальному образованию и воспитанию молодого поколения показывает, что при формировании этнокультурного потенциала личности важны принципы непрерывности, систематичности и преемственности, поскольку мозаичность, эпизодичность снижает успех такой работы. Поэтому в нашем образовательном учреждении создано эмоциональное интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения, побуждающие воспитание толерантности отдельного человека и коллектива. Как показатель, наши выпускники успешно проходят социализацию в обществе, реализуют себя и становятся успешными людьми.
В. В. Путина в Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 года отметил: «Мы должны беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки. Россия веками развивалась как многонациональное государство (изначально так было), государство-цивилизация, скрепленное русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире. Мы с огромным вниманием и огромным уважением должны относиться к каждому этносу, к каждому народу РФ. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и сила».









13PAGE 15


13PAGE 14615








15