Методические рекомендации по внедрению инновационной технологии «Дебаты» в урочную и внеурочную деятельность обучающихся

Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Нижнетуринский городской округ
МАОУ «Нижнетуринская гимназия»










Методические рекомендации
по внедрению инновационной технологии
«Дебаты»
в урочную и внеурочную
деятельность обучающихся


Автор: Н.А.Татаурова, учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ«Нижнетуринская гимназия»



г. Нижняя Тура
2014

Оглавление
13 TOC \o "1-1" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc320649979" 14Введение 13 PAGEREF _Toc320649979 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc320649980" 14Глава 1. Инновационная технология «Дебаты» 13 PAGEREF _Toc320649980 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc320649981" 14Глава 2. Регламент и правила игры «Дебаты» 13 PAGEREF _Toc320649981 \h 1481515
13 LINK \l "_Toc320649982" 14Глава 3. Темы дебатов: 13 PAGEREF _Toc320649982 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc320649983" 14Глава 4. Практическая деятельность 13 PAGEREF _Toc320649983 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc320649984" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc320649984 \h 14181515
13 LINK \l "_Toc320649985" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc320649985 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc320649986" 14Приложение 1 13 PAGEREF _Toc320649986 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc320649987" 14Приложение 2 13 PAGEREF _Toc320649987 \h 14251515
15























Введение

Ни для кого не секрет, что в наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.
В концепции Федеральной целевой программы развития образования основной стратегической целью является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития в сфере фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования. Для достижения указанной цели одной из задач является совершенствование содержания и технологий образования. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, закончивших школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества.
Важными целями образования должны стать: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры; готовность к сотрудничеству. Развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. При этом усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических навыков; изучение и процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни.
В Стратегии модернизации образования, в частности, подчеркивается необходимость изменения методов и технологий на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и становление структур ценностных ориентаций.
Другим важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. В практике деятельности инновационных образовательных учреждений такой подход принято называть компетентностным.
При этом речь не идет о заучивании простых алгоритмов, а, напротив, о подлинной фундаментализации школьного образования, при которой акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение фундаментальными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Особую роль при таком подходе играют дисциплины социально-гуманитарного цикла и учебные курсы с элементами освоения технологий. Именно в них могут активно использоваться проектные методы, вовлекающие школьников в практическую деятельность. Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода.
Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что условием их реализации выступает следующий принцип: ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности.
В связи с введением стандарта для педагога становятся актуальными следующие вопросы самообразования:
- компетентностно-ориентированный подход к образованию, метод проектов.
- технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся (оценка проектной деятельности);
- педагогическая технология Портфолио;
- технологии компетентностно-ориентированного образования; развитие критического мышления через чтение и письмо.
- технологии комнетентностно-ориентированного образования.
Дебаты. Метод проектов.



















Глава 1. Инновационная технология «Дебаты»

В современном российском обществе происходят радикальные изменения политической, экономической, социальной, культурной ситуации. Именно поэтому, сегодня человек, общество и государство нуждаются в современных гражданско-правовых знаниях. В настоящее время старые ценности и идеалы утратили прежнее значение, а новые нравственные и образовательные ориентиры пока не сформированы. Перед образованием стоит серьезная задача: адаптировать подростков и молодежь к жизни в постоянно меняющемся мире, помочь им усвоить ценности открытого образования и открытого общества, идеалы демократии и гуманизма. Динамичному обществу будущего требуется творческий человек, умеющий самостоятельно мыслить, активно исследовать окружающий мир.
В течение короткого времени знания, полученные в школе, становятся неполными и недостаточными. Поэтому необходимо изменить соотношение между двумя сторонами обучения - сообщением знаний и развитием самостоятельно приобретать, осмысливать и использовать эти знания.
Школьные программы, как правило, не предусматривают обучения публично отстаивать собственное мнение по тому или иному вопросу. Поэтому у многих школьников публичные выступления вызывают серьезные затруднения: учащиеся в большинстве своем не могут сформулировать собственную точку зрения на проблему и аргументировано отстаивать ее в процессе дискуссии.
Кроме того, одной из целей школьного обучения является становление социально активных граждан, которые могут сделать выбор и нести ответственность за принятое решение. Сегодня в условиях становления открытого общества молодое поколение не может обойтись без знаний об обществе и происходящих в нем процессах, о своих правах, политике, культуре, религии. Однако усвоение идей и ценностей открытого общества только на теоретическом уровне не представляется возможным. Принципы и идеалы открытого общества должны включаться в содержание образования с помощью новых педагогических технологий и усваиваться учащимися постепенно.
Опыт показывает, что одной из наиболее эффективных форм учебной деятельности, которая стимулирует развитие рефлексивного мышления учащихся, способствует формированию познавательных, исследовательских умений, является учебная дискуссия. В частности такая ее форма, как интеллектуальная игра «Дебаты».
Эти цели могут быть реализованы благодаря тому, что в ходе подготовки и проведения дебатов происходит:
- обсуждение различных точек зрения, подчас противоположных;
- сбор и обработка новой информации по теме;
- постановка и критическое осмысление проблем, продумывание возможных способов их решения;
- формирование толерантности по отношению к словам, мыслям, мнению, личности собеседника, умения взаимодействовать с другими участниками дискуссии;
- развитие умения осуществлять конструктивную критику;
- овладение ораторскими умениями, формирование навыков устной речи, умения выступать публично.
Что дает опыт игры в дебаты?
- приобретение таких умений, как умение слышать и слушать оппонента, вести полемику, отстаивать собственные интересы, собирать, оценивать и систематизировать информацию, применять полученные знания;
- освоить навыки исследования, анализа информации, культуры дискуссии, поиска компромисса;
- овладеть ораторскими умениями, навыками устной речи, умением выступать публично;
- осознать, что никто не обладает монопольным правом на истину, что существование открытого общества невозможно без развития механизма свободной и открытой дискуссии;
- стать действительно свободными и ответственными гражданами открытого общества, обладающими чувством собственного достоинства, уважающими права других людей.
Игра дебаты – одна из наиболее интересных и перспективных форм участия молодежи в решении актуальных общественных проблем: объединяя детей в команду, она создает стимулы для овладения гражданско-правовыми знаниями и тем самым способствует преодолению ценностного конфликта поколений и воспитанию человека. Обладающего демократическими потребностями, желающего и способного жить в своей стране, своем городе, деревне по законам правового государства и нормам открытого общества, сохраняя и приумножая национальные и историко-культурные традиции.

Глава 2. Регламент и правила игры «Дебаты»

2.1.Зачем играть в дебаты?
Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас они используются как педтехнология для того, чтобы помочь получить знания и умения, необходимые для преуспевания в современном демократическом обществе.
Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствуют созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.
Дебаты с их древними традициями - это система формализованных дискуссий на разные темы. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте.
Достижение обозначенных целей основывается на соблюдении трех основных принципов дебатов.
Принцип первый: уважение необходимо.
Дебаты не касаются личности участников. Нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновений, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы оппонентов.
Принцип второй: честность обязательна.
Если вы приняли первый принцип, второй – честность - вам будет легко принять.
Честность-стержень дебатов. Ваша задача быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств.
Принцип третий: проигравших нет.
Основное назначение дебатов - обогатить ваше образование и одновременно доставить удовольствие. Поэтому первое предназначение дебатов - обучение. Иными словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, вы поставили неправильную цель.
Эти принципы обязательны для всех участников дебатов. Если вы их не принимаете, то вам лучше не участвовать в дебатах.
2.2.Как играют в дебаты?
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Основные элементы дебатов
Тема. В дебатах тема формируется в виде утверждения.
Утверждающая сторона. В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.
Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или имеет недостатки.
Аргументы. С помощью аргументации вы сможете убедить судью, что ваша позиция по поводу темы наилучшая, то есть дадите судье повод поверить, что ваша позиция правильная. Аргументы могут быть либо слабыми, либо сильными. Вам следует предоставить наиболее сильные с вашей точки зрения.
Поддержка и доказательства.
Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), подтверждающие их позицию.
Перекрестные вопросы. Раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой называется «перекрестными вопросами». Вопросы могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника.
Решение судей. После того как судьи выслушивают аргументы обоих команд по поводу темы, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов.
2.3.А судьи кто? И как?
Судейство, вероятно, наиболее трудный и спорный аспект дебатов. Судья обязан отказаться от всех точек зрения и персональных позиций непосредственно при входе в комнату проведения дебатов и быть внимательным и сосредоточенным слушателем.
У судьи есть три основные цели: обучать, поддерживать справедливое течение дебатов и сохранять позитивную рабочую атмосферу игры.
Что означают эти цели?
Обучать. Дебаты обучают высокому уровню аргументации. Судья должен относиться к выступлениям спикеров с долей критики, поскольку этим он может помочь участникам дебатов увидеть сильные и слабые места в аргументации, стратегии и стиле общения.
Поддерживать справедливость. Для ее достижения судье необходимо:
- внимательно слушать речи спикеров;
- полностью сосредоточить внимание на высказываемых идеях;
- обосновать свое решение.
Сохранять позитивную атмосферу игры.
Цель состоит в том, чтобы установить и сохранить положительную рабочую атмосферу. Уверенность и честность, которые судья демонстрирует в течение дебатов, отразятся на игре, и на поведении участников дебатов.

2.4.Чему нужно научиться, чтобы добиться успеха в дебатах?
Первый шаг в любых дебатах – формулировка темы. Для этого, во-первых, должны быть выявлены идеи или проблемы, которые представляют интерес для участников дебатов. Во-вторых, очень важно, чтобы тема была хорошо сформулирована. Формулировка должна следовать определенным принципам: тема должна затрагивать значимые и современные проблемы и быть представлена таким образом, чтобы и сторона «за», и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргументы. Тема должна быть сформулирована таким образом, чтобы не давать преимуществ ни одной из сторон, то есть тема должна:
- затрагивать значимые проблемы;
- представлять интерес (быть актуальной);
- быть пригодной для спора.
Тема задает дебатам определенные рамки. Но поскольку тема может содержать множество проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить.
Принимаясь за формулировку темы, помните, что «хорошая тема» должна:
- провоцировать интерес;
- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в предоставлении качественных аргументов;
- иметь четкую формулировку;
- стимулировать исследовательскую работу.


2.5. Перекрёстные вопросы
Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность дебатов
Верно поставленный вопрос дает возможность:
- уточнить точку зрения оппонента;
- получить от оппонента дополнительную информацию;
- лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме;
- обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента.
По логической структуре вопросы могут быть: уточняющие и восполняющие.
2.6.Действующие лица и правила игры
В игре участвуют две команды по три игрока в каждой. Игроки в командах называются спикерами. В ходе игры спикеры поочередно выступают с речами, чтобы продемонстрировать судьям большую убедительность позиции своей команды по сравнению с позицией оппонентов.
Регламент и правила игры предусматривают следующий порядок и время выступлений:
Спикеры утверждающей команды УК 16 минут;
Вопросы (два) отрицающей команды ОК- УК 6 минут;
Спикеры отрицающей команды ОК 16 минут;
Вопросы (два) утверждающей команды УК- ОК 6 минут;
Каждая команда имеет право взять на протяжении игры – таймаут - не более 2-х минут.
За соблюдением регламента следит таймкипер (хранитель времени).

2.7. Судьи в дебатах. Как вести судейский протокол?
Судейство осуществляется с помощью судейского протокола. Существует два вида протоколов. Первый, «российский», разработан для этапа освоения игры «Дебаты» с целью обучения новых дебатеров и судей. Второй вид протокола - «международный», которым пользуются при судействе всех видов дебатов.

Российский протокол
Предусматривает оценивание речи спикера на основании трех критериев (трех «С»):
Содержания
Структуры
Способа
По каждому из этих критериев максимальное количество баллов – 10.
Протокол построен таким образом, что судья, оценивая речь спикера, снимает за каждую замеченную ошибку некоторое количество баллов из максимально возможных 10.
За какие ошибки могут сниматься баллы?

Типичные ошибки по критерию «Содержание»
- Повторное утверждение
- Утверждение мнения, а не фактических доказательств
- Неправильное определение темы
- Отклонение от темы
- Атаки на личность
- Путаница слов и вещей
- Излишнее цитирование

Типичные ошибки по критерию «Структура»:
-Нелогичные предсказания
- Ложные заключения
- Неправильное распределение ролей
- Хронологические ошибки
- Несоблюдение регламента

Типичные ошибки по критерию «Способ»:
- Небрежное поведение.
- Несоответствующая мимика и жестикуляция.
- Излишняя агрессивность.
- Речевые ошибки.
- Излишнее использовании сленга.
- Монотонная речь.
- Плохая артикуляция.
- Плохая дикция.

Глава 3. Темы дебатов:

«Рекламу на телевидении следует запретить»;
«НЛО существует»;
«Мораль зависит от культуры»
«Использование животных в научных исследованиях аморально»;
«Цензура средств массовой информации оправдана»;
«Телевидение имеет вредное влияние на наше общество»;
«Преступное поведение биологически предопределено»;
«Смертная казнь должна быть отменена»;
«Богатые государства должны помогать бедным»;
«Государство должно обучать каждого ребенка бесплатно»;
«Служба в армии должна быть контрактной»;
«Жить в большом городе лучше, чем жить в маленькой деревне»;
«Нам нужна молодежная субкультура»;
«ЕГЭ – за и против»;
«Россия социально обеспеченное государство»;
«Космос может решить много проблем»;
«Компьютер несет вред»;
«Вторую мировую войну можно было избежать»;
«У здоровой нации – здоровый дух»;
«Реклама портит облик современного города»;
«Телевидение приводит к насилию»;
«Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным»;
«Толерантность должна иметь границы».

Глава 4. Практическая деятельность

В своей деятельности я применяю технологию «Дебаты» уже 5 лет. Что показывает опыт? Это действительно та работа, которая отвечает государственному заказу по воспитанию социально значимого человека. Обучающийся становится субъектом процесса, защищает свою точку зрения с аргументами, анализирует информацию, принимает решения, и несет ответственность за свои решения.
Несколько лет назад я стала инициатором проведения и организации городских дебатов на английском языке среди школ города. Несколько слов о мероприятиях. Золотое правило дебатов – это выбрать тему, которая действительно интересует обучающихся. Первые дебаты - «Нам нужна молодежная субкультура». Что интересно учитель и учащиеся меняются ролями. Из ученика, который усваивает нужный учебный материал, он превращается в ученика, который планирует деятельность группы, распределяет роли, ищет нужную информацию, анализирует её, делает выводы, отстаивает свою, а не чужую точку зрения. Дебаты, форумы, фестивали являются самыми массовыми формами внеклассной работы.
Например, в среднем в фестивале принимают участие до 200 человек, это вместе с выступающими, теми, кто помогает, с родителями. В этом году будет проходить 15 фестиваль «Шекспировские чтения». И сейчас для меня не удивительно, почему эта форма прижилась. В основу движения был заложен метод проектов. Почему я коснулась вопроса о проектах? В проведение дебатов в конце мы включили креативное задание, например, создай свою молодежную организацию, напиши программу и защити её. Не скрою, учитель должен владеть и материалом и ситуацией. На дебаты по молодежной субкультуре нас посетили представители таких групп, которые участвовали в работе и обсуждении вопросов, и предлагали пути решения досуговой деятельности подростков. В 2011 году прошли дебаты по теме космос.
Это было связано с годом «космоса» в России. И снова, со стороны учащихся звучали предложения о продолжении исследования космоса, о космическом праве, что космос поможет нам решить много земных проблем. Это и перенаселение планеты, и экологические проблемы, и лечение людей в условиях вакуума. Они также работали над проектным заданием по созданию программы полета в космос с выбором планеты, на которой возможна разумная жизнь. Во время дебатов они становятся ответственными за дальнейшую судьбу своей семьи, города и страны. Вы их не узнаете!
Мною было разработано положение о дебатах, и могу с уверенностью сказать, что воспользовавшись им, вы можете смело браться за работу. Сегодня я хочу вам предложить положение и пригласить к работе. И более того я могу оказать консультацию любому кто пожелает.
Было проведено много интересных дебатов. Эта технология прошла апробацию в нашей школе, когда многие учителя внедряли её в свою деятельность, так как мы являемся базовой инновационной площадкой по внедрению инновационных технологий.
Конечно, за одни дебаты вы вряд ли достигните тех качеств, которые они должны сформировать. Здесь нужна система. Поэтому, нужно начинать с более ранних этапов. У нас был опыт проведения дебатов и в 4 классе, и на средней ступени. Хочу поделиться опытом проведения дебатов на базе одного класса в течение 3 лет. Первые дебаты шли со знакомством технологии, постановкой задач, распределением ролей, творческими заданиями. На второй год было уже полегче. На третий год мы проводили дебаты по теме «Россия социально обеспеченное государство». Они практически отказались от моей помощи. Я подумала ну вот как хорошо. Они меня почти отстранили. Они уже сами распределяли роли, пригласили председателя пенсионного фонда, которому задавали не очень удобные вопросы, проводили опрос пожилых людей. Вот тут нужно было учить их разговаривать, предварительно договариваться о встрече. Но когда они взяли интервью у бомжей, вот тут я поняла, что контроль должен быть постоянным.
Также следует заметить, что найдутся дети, которые не смогут найти себе поручение или не захотят участвовать, вот тут и надо проявить максимум внимания и предложить вид деятельности, где они будут заняты. Но пока это ещё не система. Осталась ещё одна неосуществленная идея - создание дебатных команд в каждом классе. Эту задачу я ставлю себе на дальнейшую свою деятельность.
Проведите дебаты, и вы не узнаете своих детей, поверьте мне!


























Заключение

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что эта деятельность приносит результаты. Выполняется поставленная государством задача: адаптировать подростков и молодежь к жизни в постоянно меняющемся мире, помочь им усвоить ценности открытого образования и открытого общества, идеалы демократии и гуманизма. Воспитывать творческого человека, умеющий самостоятельно мыслить, активно исследовать окружающий мир.
Развивать у учащихся самостоятельность и способность к самоорганизации; уметь отстаивать свои права, формировать высокий уровень правовой культуры; готовность к сотрудничеству. Развивать способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. При этом усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических навыков; изучение и процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни. Всем этим требованиям соответствует технология «Дебаты».
















Список литературы

1. Нормативные документы. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования»; «Стратегия модернизации образования».
2. Т.Б.Пасман, Т.А. Полковникова.Турнир дебатов «Школа толерантности». - Псков, 2003.
3. Т.В.Светенко, И.В. Галковская. Путеводитель по дебатам для студентов и школьников. – Псков, 2001.












































Приложения

























Приложение 1
Положение дебатов:
«Космос нужен человечеству»
Игра «Дебаты» - одна из наиболее интересных и перспективных форм участия молодежи в решении актуальных общественных проблем: объединяя детей в команду, она создает стимулы для владения гражданско-правовыми знаниями и тем самым способствует преодолению ценностного конфликта поколений и воспитанию человека, желающего и способного жить в своей стране, своем городе, сохраняя и преумножая национальные традиции. Дискуссия способствует преодолению проявлений нетерпимости, воспитанию культуры отношений.

Цели и задачи дебатов.
Повысить уровень информированности и просвещения молодежи по образовательной политике.
Приобрести такие навыки и умения, как умение слышать и слушать оппонента, вести полемику, отстаивать собственные интересы.
Собирать, оценивать и систематизировать информацию, применять полученные знания.
Овладеть ораторскими владениями, навыками устной речи, умением выступать публично.
Осознать, что никто не обладает монопольным правом на истину, что существование открытого общества невозможно без развития механизма свободной и открытой дискуссии.

Участники дебатов.
Команды по 5 человек.
Жюри – 1 человек.
Публика – 4 человека.

Организация проведения дебатов.
Тема: «Космос нужен человечеству»


Устанавливаются следующие этапы дебатов.

Первый этап – представление команды, эмблемы, ее название (Возможно на иностранном, русском языках) – 1 минута.
Второй этап – выступление экспертов с оценкой ситуации в мире– 5 минут.
Третий этап – «Спич – команды, являясь отрицающей или утверждающей (определяются по жеребьевке), пытаются убедить судей в правильности своих позиций. Участники выдвигают аргументы или контраргументы. Также они могут представить судьям свидетельства (цитаты, факты, статистические данные), подтверждающие их позицию – 3 минуты.
Четвертый этап – «Перекрестные вопросы» – 3 минуты – можно задавать вопросы на иностранном и русском языках. Каждая команда имеет право задать по 2 вопроса противоположной команде.


Судейство.
Судейство на протяжении всех дебатов будет осуществляться с помощью судейского протокола (Российский протокол).
Российский протокол – предусматривает оценивание речи на основании трех критериев (трех «с»)
Содержание – 10 баллов
Структура – 10 баллов
Способ – 10 баллов.
Баллы выставляются в оценочном листе.
За какие ошибки снимаются баллы?
Содержание
утверждение мнения без фактических доказательств
отклонение от темы
атаки на личность, а не на аргументы
путаница слов
излишнее цитирование
Структура
нелогичные высказывания
ложные заключения
несоблюдение регламента
Способ
небрежное поведение
излишняя агрессивность
речевые ошибки
монотонная речь, плохая дикция

Сроки проведения
6. Организаторы дебатов

Подведение итогов и награждение.
Итоги дебатов подводит судейская коллегия. По итогам дебатов определяется 3 призовых места. Также будут награждены участники по след номинациям:
«Лучший спикер»
«Лучшее видение проблемы»
«Ораторское искусство»
«Лучший в перекрестных вопросах»
«Лучший проект»
«Приз зрительских симпатий»
«Лучший «ляп» состязаний»
Победители и номинанты будут награждены грамотами.
Ответственный за организацию дебатов


































Приложение 2

Материал для дебатов «Космос нужен человечеству» (2011 год)


Земля - берег Вселенной

Некоторые непременно хотели бы слетать на дальние планеты и участвовать в создании космических поселений.
Мечты? Да, мечты. Но мечты реальные, поскольку многие космические проекты осуществляются уже сейчас и нам принимать в них участие. Что для этого нужно делать сейчас? Для этого, прежде всего, нужно упорно и настойчиво учиться.

Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. ( К.Э.Циолковский)

Родившись, человек попадает в колыбель, где проводит самый первый период своей жизни. В это время колыбель его устраивает. Однако через некоторое время он уже не может жить в колыбели: ему нужен простор, свет, впечатления. Вначале он осваивает жилище своих родителей, затем местность, в которой живет, а затем и более отдаленные районы, которые попадают в сферу его деятельности. Не так ли поступает человечество, для которого наша планета является колыбелью и которое ни в коей мере не может ограничиться ее рамками? Есть ли в идее распространения человечества за пределы Земли что-либо противоестественное или надуманное? Конечно же, нет!
В космонавтике изучаются методы и средства для проникновения в окружающий космос с целью его изучения и освоения. В более узком смысле под космонавтикой понимают полеты в космическом пространстве.
Слово «космонавтика» происходит от двух греческих слов: «космос»- Вселенная и «наутике»- мореплавание. Его можно перевести на русский язык как «плавание во Вселенной».
Содержанием космонавтики является изучение целенаправленных движений в космическом пространстве, практика создания управляемых ракет, способных выводить в космос пилотируемые космические аппараты (КА).
Космонавтика тесно связана с такими науками как: астрономия, физика, химия, биология, математика.
Основоположником научной космонавтики является выдающийся русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он был первым, кто увидел в ракете средство для покорения человеком окружающего космоса.
Он впервые высказал мысль о целесообразности создания на орбитах вокруг земли постоянных станций – промежуточных баз – при полетах на другие планеты.
Идеи К.Э.Циолковского о космических полетах были настолько смелы и оригинальны, что современники считали их утопией.

Освоение космоса

В 1957 г. была создана ракета-носитель, способная выводить в космос полезные грузы.
4 октября 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли.
2 января была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна -1».
12 апреля 1961 г. на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил первый полет в космос.
16-19 1963 г. космический полет совершила В.Н.Терешкова.
18 марта 1965 г. А.А.Леонов осуществил первый выход в космическое пространство из кабины корабля «Восход-2».
3 февраля 1966 г. АМС «Луна -9» совершила первую мягкую посадку на поверхность Луны и передала на Землю панораму лунного ландшафта.
1 марта 1966 г. АМС «Венера-3» достигла поверхности Венеры, осуществив первый полет на другую планету.
3 апреля 1966 г. АМС «Луна -10» вышла на орбиту искусственного спутника Луны.
21 сентября 1968 г. после облета Луны впервые на Землю возвратилась АМС «Зонд-5».
21 июля 1969 г. американские космонавты Н. Армстронг и Э.Олдрин вышли из кабины космического корабля и совершили первую прогулку по лунной поверхности. Собранные ими образцы лунных пород были доставлены на Землю.
24 сентября 1970 г. АМС «Луна-16» завершила первый полет по маршруту Земля-Луна-Земля и доставила на Землю лунный грунт.
17 ноября 1970 г. впервые на поверхности Луны начала работать автоматическая самоходная лаборатория «Луноход-1».
19 апреля 1971 г. была выведена первая долговременная станция «Салют».
2 марта 1972 г. к планете Юпитер стартовала американская АМС «Пионер-10».
17 июля 1975 г. был создан первый международный советско-американский орбитальный комплекс «Союз-Аполлон».
29 сентября 1977 г. на орбиту спутника Земли была выведена долговременная космическая станция второго поколения «Салют-6».
1 сентября 1979 г. АМС «Пионер-11» впервые пролетела вблизи Сатурна и передала ряд новых данных о планете.
15 и 21 декабря 1984 г. были запущены автоматические межпланетные станции «Вега-1» и «Вега-2» для исследования планеты Венера и кометы Галлея.







Космическое право

Изучение и использование космоса – огромная область человеческой деятельности, в которой заинтересованы все государства планеты, большие и маленькие. Каким же образом эту деятельность следует регулировать? Можно ли присваивать небесные тела и объявлять их государственной собственностью? Делить и устанавливать государственные границы? Какую деятельность в космосе следует запретить, а какую развивать на благо человечества?
Все эти правовые вопросы должны решаться на основе международного права – совокупности норм, регулирующих отношения между различными государствами на основе договоренностей, закрепленных документами. При этом все документы должны составляться в соответствии с декларацией о принципах международного права, принятой ООН в 1970 г.
Россия была инициатором разработки многих документов, положенных в основу международного космического права. Так, еще в 1958 г. Россия выступила с предложением о запрещении использования космического пространства в военных целях и о международном сотрудничестве в области изучения космоса.
Декларация о правовых принципах в 1963г., Договор о космосе в 1967 г.
В чем суть этих принципов?
1. Все государства имеют право на свободу исследований и использования космического пространства и небесных тел.
2.Запрещается размещать в космическом пространстве ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения.
3.Запрещается присвоение космического пространства и небесных тел.
4.При авариях оказывается помощь экипажам космических кораблей.
5. Сделать космос навсегда чистым и свободным от всякого оружия.




Перспективы космонавтики


Космонавтика имеет безграничное будущее и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.
С.П.Королев

Человек давно уже изучает нашу землю. Однако Изучение земли далеко еще не закончено. Многие данные нуждаются в уточнении. Многое предстоит еще открыть. Несомненно, привлечение разнообразных данных о других планетах может способствовать нахождению многих ответов. Можно выделить два этапа планетарной космонавтики.
1. Познавательный. Очевидно, этот период будет весьма продолжительным. Солнечная система огромна по размерам, полеты к ее окраинам требуют много времени, и так как каждая из планет хранит великое множество неожиданных тайн, то на каждую планету придется летать не один раз.
Первоочередной задачей познавательного периода является изучение атмосфер планет, фотографирование рельефа, минералогических веществ. Познавательный период можно разделить на ряд этапов.
Первый этап. Вывод космических аппаратов на пролетные траектории, проходящие вблизи намеченных для изучения тел.
Второй этап. Запуск искусственных спутников с разнообразной исследовательской аппаратурой.
Третий этап. Мягкие посадки на поверхности планет.
Четвертый этап. Взятие космических проб вещества космических объектов для доставки на Землю и последующего его изучения.
Росси принадлежит первенство в осуществлении всех этапов познавательного периода.
К настоящему времени продолжается изучение Луны, Венеры, Марса, Юпитера, Меркурия, Сатурна. На очереди дальние планеты - Уран, Нептун, Плутон.
Как видно, космонавтика стремительно развивается, однако, это только начало изучения Солнечной системы.
Уже сейчас на некоторый ряд планет можно запускать аэростаты и легкие с раскрывающимися крыльями самолеты. На их поверхности можно доставлять самоходные лаборатории типа «Луноходов».
Дальнейший рост ракетной техники и накопление знаний о планетах позволит человечеству вступить во второй период планетарной космонавтики.
К.Э.Циолковский с гениальной прозорливостью указывал: «Человечество не останется на Земле вечно, но в погоне за светом и пространством сначала робко шагнет за пределы атмосферы, а потом завоюет себе все околосолнечное пространство».

Венера

Начало полетам к планетам Солнечной системы положил старт «Венеры-1», запущенной в СССР в феврале 1961г. Густая атмосфера Венеры. Открытая великим русским ученым М.В.Ломоносовым еще в 1761г., плотно покрыла планету и долго не позволяла получить информацию о ее поверхности. Когда с помощью радиотелескопа начали регистрировать результаты, то выяснилось, что поверхность планеты имеет высокую температуру порядка +300 градусов по Цельсию. При таких условиях пока не приходится мечтать о высадке космонавтов на поверхность планеты.
Первой АМС, вошедшей в атмосферу планеты, была «Венера-3» (1марта 1966г.). А затем научную информацию передали «Венера-8» - «Венера -14». Верхние слои состоят из мельчайших капелек серной и соляной кислот. Венерианские облака отчасти пропускают рассеянный солнечный свет, подобно земным туманам небольшой плотности. До поверхности планеты доходит 2-3% солнечного света. В результате на поверхности Венеры видимость такая же, как у нас в пасмурный день.
Ландшафт Венеры: россыпи камней с острыми кромками. Поверхность в основном равнинная, но на ней имеются крупные горные массивы. Поражает огромная высота вулкана Максвелл -12 км, что примерно в 1,4 раза больше высоты Эвереста.







































Ю.А.Гагарин

Когда деревья были большими

Родной город

В лесном краю текла в безлюдных болотистых берегах река Гжать. Речные русла в старину были главными дорогами, по которым передвигались люди. Гжатская пристань с годами разрасталась, обстраивалась, получила титул города со своим гербом. Нынче стародавний Гжатск носит имя Гагарина в честь первого космонавта Земли, который родился здесь.
Юрий родился в Гжатске, 9 марта 1934 года, а 27 лет от роду 12 апреля 1961 года стал первым космонавтом в мире. У Гагариных было четверо детей. Изба Гагариных стояла предпоследней на окраине села Клушино. Кончалось жаркое лето 1941 года. Рябины стояли красные, как кровь. Кровь уже лилась неподалеку: фашистские войска перешли нашу границу, и по смоленской дороге катилась волна беженцев. Юра был еще мал. Слово «война», которое так всполошило взрослых, казалось ему непонятным. Однажды днем, прямо над крышами Клушина, прошли два советских самолета. Один из них был подбит. Летчик едва успел посадить машину на болотистый луг, как она разломилась надвое. Вдруг небо наполнилось гулом: второй самолет возвращался на выручку товарищу. Мальчишки слышали, как летчики разговаривали между собой. Оба были деловиты и собранны. Юрий ощутил в них особую сноровку. Они не были похожи ни на кого из тех. Кого они видели до сих пор. Отремонтировав самолет, летчики благополучно поднялись в воздух. Юра долго стоял, задрав голову. Ах, если бы взлететь вместе с ними! Подняться высоко-высоко
Уже в детстве Юра мастерил самолетики. После школы Юра уехал поступать в Москву, в ремесленное училище. Начиналась новая жизнь. Юру зачислили в группу литейщиков. Ремесленники день сидели за партой, а день работали на заводе. После училища Юрий уехал в Саратов. Именно в Саратове Гагарин сделал первый шаг в сторону космоса, его зачислили в аэроклуб. Впервые оторвавшись от земли, Гагарин ощутил восторг. О, эти первые сотни метров полета, почти такие же удивительные, как впоследствии его рывок в космос!
Все окупилось с лихвой: долгие зимние вечера в аэроклубе, когда он твердил про себя правила вождения самолета, чертил схему крыла, назубок выучивал строения мотора. Десятки раз переживал он в мечтах миг взлета: ручку потянуть на себя. И нос самолета приподнимается, отрываясь от взлетной полосы

К солнцу!

Людей всегда манило неизвестное.
Первобытные охотники отважно углублялись в дремучие леса, где на каждом шагу могла ждать гибель от диких зверей.
К неведомым материкам на утлых плотах, связанных из тростника, пускались через бурный океан первые мореходы.
В древней Греции сложили легенду об отважном юноше Икаре, который на самодельных искусственных крыльях поднялся в небо, чтобы узнать: далеко ли до солнца? Тепло солнечных лучей растопило воск, которым были склеены его крылья, и он погиб.
Но не погибла мечта о том, чтобы подняться к Солнцу.



В отряде космонавтов

Гагарин был уже военным летчиком, лейтенантом, и два года прослужил на Севере, за Полярным кругом, когда его в числе других летчиков отобрали для особой работы. С некоторой печалью покидал он удивительный край, где полгода стоит ночь. Вокруг темно, будто смотришь в закопченное стекло.
В Москве Гагарина поместили сперва в военный госпиталь. Началась долгая и дотошная проверка здоровья.
Юрий благополучно прошел всех врачей, и для него начались новые испытания. Он кружился на особом кресле, опутанный проводами с резиновыми присосками - так проверялось чувство равновесия. Затем Гагарина поместили в барокамеру – тесную кабину, похожую на лифт с круглым окошечком из толстого стекла, в которое то и дело заглядывает лицо врача. Воздух в кабине разряженный, как на самой высокой горной вершине, куда альпинисты карабкаются в кислородных масках. Дышать становится все труднее, уши закладывает Можно, конечно, нажать на красную кнопку – испытание прекратится. Но тогда надо проститься и с мечтой о космосе!
Отбор был строгим: кандидаты в космонавты «отпадали один за другим. Гагарин держался стойко. Его крутили в центрифуге, трясли на вибростенде, Из сорокаградусного мороза бросали в шестидесятиградусную жару. Проверяли выдержку и хладнокровие в долгом одиночестве сурдокамеры. Наконец он был зачислен в отряд космонавтов. Началась парашютная практика.
О том, что Гагарин полетит первым, узнали гораздо позже. На космодроме Байконур об этом объявил генерал Каманин.

Пуск!

Космодром Байконур расположен в голой безлюдной степи. Но сам он кипит жизнью. Задолго до того, как сюда прилетели первые космонавты, рабочие и инженеры уже возвели стартовую площадку, собрали и подготовили к полету ракету- носитель, построили командный пункт. Началась подготовка к старту, и голос Гагарина слышали уже только по радио. А когда раздалась последняя команда «Пуск!» и ракета пошла вверх, Гагарин лихо сказал свое знаменитое «Поехали!».
Ракета поднялась на огненном «хвосте» - это мгновение показалось всем томительно долгим! – а затем плавно пошла вверх.


Вижу Землю!

Гагарин всем телом ощущал содрогание корпуса корабля, слышал нарастающий гул и свист. Потом его придавило огромной тяжестью. Показалось, что это продолжается очень долго, но голос Королева с Земли объявил, что прошло немногим больше одной минуты.
Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Их топливо выгорело, они сделали свое дело: вынесли корабль на орбиту.
Но вот тяжесть схлынула. В ту же секунду Гагарина словно подняло с кресла: если бы не ремни, он взлетел бы. Так вот что это такое - невесомость.
Он смотрел в иллюминатор. Как все переменилось! Неба не стало. Кругом простиралась черная темнота космоса. Лишь выпуклый бок Земли был обведен тоненьким ободком атмосферы. Темным металлом поблескивали океаны, хорошо различаемые земные материки. Такой Землю до Гагарина не видел никто. Мир необычайно расширился. Гагарин чувствовал себя его первооткрывателем. Его глазами смотрело на Вселенную все человечество.
Ракета огибала бледно-синий шар Земли. Как не трудно было оторвать взгляд от иллюминатора, Юрий открыл бортовой журнал и начал записи. Он мчался со скоростью, близкой к двадцати восьми тысячам километров в час, в восемь раз быстрее, чем летит пуля. Минуты утекали одна за другой. Полет приближался к концу. И тут Юрия покинули напряжение и деловитость, На минуту он стал тем, кем и надлежало ему быть сейчас – самым счастливым человеком на свете! Корабль сошел с орбиты, и плотные слои атмосферы встретили его упруго, как морские волны. Вокруг Гагарина бушевала стена огня: горела обшивка, специальная тепловая защита корабля. Он невольно взглянул на термометр: нет, в кабине по - прежнему двадцать градусов тепла. Все идет нормально. Тело снова обретало тяжесть. Обгоревший шар на парашюте опустился посреди вспаханного поля. Юрий Гагарин был снова на Земле.
Шли годы. Колесо освоения космоса катилось дальше. Гагарин в этом не участвовал: он погиб молодым во время аварии самолета при тренировочном полете.
Другие отважные люди, представители разных стран и народов, обживают орбитальные станции, достигают другие планеты. Но Земля не забудет Юрия Гагарина. Сколько бы новых подвигов ни совершалось, он всегда останется героем. Любимцем своего века. Первым космонавтом.

Марс ждет гостей

Николай Коперник был одним из первых, кто начал наблюдение Марса. Целью его наблюдений было определение точных положений планеты среди звезд. Наблюдения положений Марса относительно звезд были продолжены другим очень знаменитым астрономом Тихо Браге. Обработка этих данных позволила другому астроному, Иоганну Кеплеру, определить, что Марс расположен от Солнца в полтора раза дальше нашей Земли. Среднее расстояние Марса от Солнца составляет 228 миллионов километров. Марсианский год длится 687 суток. Среди девяти больших планет Солнечной системы Марс занимает сравнительно скромное место. Его масса составляет лишь десятую часть массы Земли. При таких размерах и больших расстояниях, разделяющих Землю и Марс, планета предстает земному наблюдателю в виде всего лишь светящейся точки. Марс сам не светится. Через миллионы километров до нас доходит солнечный свет, отраженный поверхностью марсианского шара. Находясь дальше от Солнца, Марс получает в два с лишним раза меньше света и тепла, чем наша планета. И все же, отраженного света оказывается достаточно, чтобы без телескопа, невооруженным глазом, увидеть на темном ночном небе планету и даже заметить красноватый оттенок блеска. Этот цветовой оттенок объясняется тем, что красноватая поверхность Марса, отражая «белый» солнечный свет, придает ему собственную окраску. При наиболее благоприятных условиях в хороший телескоп на поверхности Марса можно различить темные и светлые области.
Планета Марс занимает наше воображение тем сильнее, чем больше мы о ней знаем. В конце 19 века была сделана гипотеза о возможной разумной жизни на Марсе. Но ответить на волнующие человека вопросы стало возможным лишь после полета на планету советских и американских автоматических станций. Первый в истории земной цивилизации аппарат – космическая станция «Марс -1» - отправился к Марсу в ноябре 1962г. Семь с половиной месяцев продолжался его полет. Автоматическая станция «Марс-3» в декабре 1971г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Марса. Затем были другие полеты. Большой вклад в исследование Марса сделали американские ученые, которые запускали станции «Маринер» и «Викинги». Большая часть поверхности имеет красно-оранжевый цвет. Эти области называются условно материками и, по-видимому, представляют собой пустыни, покрытые мелкой пылью. Остальная часть поверхности имеет более темный цвет и называется условно морями. В середине лета в экваториальных областях днем температура поднимается до +10 С, а ночью опускается до -100 С. Марс имеет два спутника- Фобос и Деймос. Спутники эти небольшие, но легенд, связанных с их возникновением, было много.
И сразу возникла гипотеза: когда-то Марс был заселен высокоразумными и добрыми существами. Они строили города, подчинили себе природу Марса и изучали космос. Может быть, стремясь покинуть свою умирающую планету, лишенную воды и полезных ископаемых, они миллионы лет назад побывали на Земле? Однако трудные для марсиан условия отпугнули пришельцев. Ведь по сравнению с марсом на земле и повышенная сила тяжести, и плотная атмосфера, и страшное окисляющее действие кислорода. По сравнению с Марсом на Земле изнуряющая жара
Полеты автоматических станций к Марсу разрушили красивую легенду. На фотографиях, переданных с борта станции,- безжизненная, изрытая кратерами , загроможденная кратерами поверхность. В начале 20 века астрономы были уверены в существовании жизни на Марсе. Сегодня ученые исключают возможность жизни на Марсе в высокоразвитой форме. А в простейших формах? В ответ на этот вопрос никто не решается сказать «да» или «нет».
О том, что на Марсе возможна жизнь, свидетельствуют эксперименты, во время которых изучалась приспособляемость земных организмов к марсианским условиям. В аналогичные марсианские условия, созданные в лаборатории, помещали грибы, семена растений, червей, насекомых, пресмыкающихся и земноводных, некоторые бактерии. Для отдельных земных видов эти условия оказались гибельными. Некоторые организмы впадали «на Марсе» в спячку, а вернувшись на Землю, оживали и как ни в чем не бывало, продолжали свой жизненный путь. Иные же из них, например низшие грибы и бактерии, даже росли и размножались при полном отсутствии кислорода. В ряде опытов «на Марсе» прорастали семена цветковых растений.
Известно, что на земле многие растения приспособились к суровым условиям существования.
Итак, вопрос о жизни на Марсе остается открытым. В итоге бесспорно лишь одно – исследования должны продолжаться.
Настанет время, когда будет совершать свой путь вокруг Земли постоянно действующая станция – лаборатория, на которую станут летать в командировку исследователи, чтобы работать в нормальных, обеспеченных комфортом условиях и возвращаться, когда необходимо, к своим обязанностям на Земле. Станцию свяжет с Землей не только радиосвязь, но и регулярная космическая почта.


Космический огород

Мысль о путешествиях на другие планеты, о странствованиях в межзвездных пустынях еще недавно была не более как заманчивая греза. Как полеты космических кораблей из красивой мечты превратились в реальную действительность, так должна со временем осуществиться и мысль о межпланетных путешествиях. Полет к Марсу по трассе Земля - Марс-Земля может продолжаться более трех лет. Для обеспечения экипажа из трех человек понадобится 3 тонны обезвоженных продуктов и столько же кислорода. Более 5 тонн воды. Возникает вопрос: как разместить и хранить на корабле такое количество пищи, кислорода и воды?
Решение этой задачи было в свое время подсказано К.Э.Циолковским. Он предложил создать на корабле замкнутую экологическую систему, представляющую собой некоторое подобие кругооборота веществ, который наблюдается на Земле.
Продукты, дающие энергию организму человека и идущие на построение его тканей, не должны теряться, а вновь и вновь совершая кругооборот, попадать в организм и усваиваться им.
Растения, выращенные в условиях космического корабля, могут не только употребляться человеком в пищу, но, кроме того, поглощая углекислый газ и солнечную энергию, выделять кислород для дыхания.
Ученые давно искали растения, которые могли бы снабдить космонавтов белками, углеводами и жирами. Такое растение найдено. Это скопление зеленой водоросли – хлореллы. Ее в водоемах бесчисленное множество. А каждая особь состоит всего из одной клетки, размер которой в 200 раз меньше миллиметра.
Хлорелла содержит зеленый пигмент-хлорофил и, подобно высшим растениям, способна выделять в воздух кислород, а взаимодействуя с углекислым газом и водой, образовывать сложные вещества, из которых состоит ее тело.
Размножается хлорелла просто и быстро. Ее удобно выращивать в больших прозрачных сосудах, освещенных солнцем или электрическим светом, добавляя в воду минеральные соли. В таких условиях хлорелла быстро размножается и дает за короткое время много ярко-зеленой массы, из которой можно приготовить пищевые продукты.
Но как? В разных странах инженеры, химики, биологи и кулинары много думали над этим вопросом. Наконец совместными усилиями был разработан способ переработки хлореллы, при котором из несъедобной водоросли получают вкусные и питательные продукты. А делается это с помощью аппарата, который сначала разрушает крепкие оболочки клеток и извлекает горькие дурно пахнущие вещества. Затем масса превращается в пасту и высушивается. Из полученного продукта можно варить суп, готовить котлеты, печь пироги. Если в сок, выжатый из очищенных водорослей, добавить сахар и лимонную кислоту, получится вкусный и питательный напиток.
В высушенной хлорелле массой 1 кг содержится до 500г белка, 150г жира, 250г углеводов, неорганические вещества и витамины. Чтобы при помощи хлореллы обеспечить едой одного человека, в сутки потребуется всего лишь 300г сухого вещества водоросли. Недостающие для питания углеводы. Животные жиры и прочие продукты должны дополнительно добавляться в рацион за счет продуктов, получаемых с оранжереи, где выращиваются высшие растения, и животных.
Ученые разработали метод выращивания растений не только без почвы, но и без какой-либо опоры для корней – аэропонику. Раз в сутки корни растений опрыскиваются питательным раствором, и этого достаточно для нормального развития растений.
Идея создания космического огорода была в свое время высказана К.Э.Циолковским: «Люди будут портить воздух и поедать плоды, а растения будут очищать воздух и производить плоды. Человек будет возвращать в полной мере то, что он похитил от растений, в виде удобрений для почвы и воздуха».
В космическом огороде могут выращиваться соя, сахарная свекла, картофель, фасоль, салат, лук, редис, петрушка, перец сладкий, капуста пекинская, удовлетворяющие потребность человека в белках, жирах, углеводах и витаминах.
Еще один вопрос, который заслуживает внимания. Космический корабль движется по своей орбитеНебольшой экипаж: пилот, инженер и врач. Однообразная обстановка. Сравнительно тесное помещение. И так проходят месяцы, годы.
В течение всего полета перед взором космонавтов, вглядывающихся в бездны космоса, одна и та же картина. На иссиня-черном небе е одни иллюминаторы они видят лишь яркие, немигающие звезды. А в другие – ослепительный огненный диск незаходящего Солнца. И несмотря на то, что корабль движется с огромной скоростью, все кажется космонавтам неподвижным, как будто застывшим.
Для членов экипажа установлен своеобразный распорядок дня: каждый член экипажа 4 часа отдает оперативной работе, 4 часа активно отдыхает и 4 часа спит. Во время активного отдыха члены экипажа занимаются на специальных тренажерах, принимают пищу, читают, слушают музыку, смотрят кинофильмы, телевизионные передачи с Земли, анализируют научный материал.
Все эти особенности космического полета требуют не только всесторонней профессиональной выучки членов экипажа, но и исключительно высокой моральной устойчивости. Длительный космический полет – серьезнейшее испытание всей психики человека, и выдержат его лишь сильные духом, жизнерадостные, увлеченные своим делом люди.


Послесловие

Характерная особенность научно-фантастического творчества заключается в опережении событий. В самой основе научной фантастики лежит прогноз, порожденный научным анализом и образным мышлением.
Со страниц научно-фантастических книг пришли в нашу жизнь космические корабли и орбитальные станции, чудеса генной инженерии, синтетическая пища, роботы и многое другое.
Благодаря усилиям фантастов человечество приняло как нечто давно ожидаемое запуск первого спутника земли, высадку человека на Луну.
В творчестве К.Э.Циолковского важное место занимали философские размышления о будущей деятельности земной цивилизации в космосе.
Он твердо верил в практическую возможность заселения солнечных просторов. Ученый выдвинул и обосновал идею выхода разумных существ за пределы планеты-колыбели.









13PAGE 15


13PAGE 144215




Заголовок 115