Методическая разработка внеклассного мероприятия Человек и окружающая среда


государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Межрегиональный центр компетенций –
Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
экологической викторины

«Человек и окружающая среда».





Автор: Хлебникова Л.А. – преподаватель
ГАПОУ ЧР МЦК ЧЭМК



















г. Чебоксары 2016г.

Введение


Всё человечество и каждый человек - часть природы. Их самочувствие, благосостояние и жизнедеятельность в значительной степени определяются состоянием природы. Природа даёт человеку пищу, одежду, энергию, строительные материалы. В современную эпоху необычайную сложность и важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Бурный рост населения земного шара, интенсивное развитие техники во много раз увеличили степень воздействия человека на природу: потребление различных природных ресурсов. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения запасов полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного животного мира, загрязнение природной среды. Поэтому человек должен быть добр, осторожен и благоразумен в отношении не только живого органического, но и неорганического мира. 
Повышение познавательного интереса к своей дисциплине - одна из главных задач, стоящих перед преподавателем. Этот интерес можно вызвать, используя огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Игровые задания всегда вызывают интерес учащихся. Поэтому разработанное мной внеклассное мероприятие проходит в форме игры-викторины. Мероприятие направлено на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, творчески мыслить. В процессе игры студенты работают как в командах, так и индивидуально. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников. Мероприятие способствует формированию у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основной целью проведения викторины является воспитание бережного отношения  к природе, популяризация экологических знаний и расширение кругозора студентов. В последние годы особо остро стоит вопрос об экологической ситуации на планете в целом. Осознавая опасность истощения озонового слоя, частых кислотных дождей, усугубляющийся парниковый эффект, истощение пресноводных запасов, человечество начинает понимать необходимость пересмотра собственного отношения к экологии планеты.

Экологическая викторина «Человек и окружающая среда».

Цель: способствовать развитию эколого-химического мышления.

Задачи:
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора студентов в области химии и экологии;
воспитание чувства взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу;
формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;


Эпиграф

«Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека»  /М.Пришвин/



Оборудование: проектор, компьютер, экран, песочные часы, презентации Power Point, лозунги.

Ход мероприятия:
Ведущий: Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Эта проблема особенно актуально звучит сейчас, хотя вмешательство человека в природу началось еще в глубокой древности. Вначале это были довольно мирные способы ведения хозяйства – охота и рыболовство, вырубка деревьев, распашка земель. Все эти виды деятельности во многих случаях губительно сказывались на жизни живых организмов.
Начиная с 1900 года ежегодно исчезают один или более видов. Велик список навсегда исчезнувших животных и растений. Многие виды занесены в «Красную книгу» Международного союза охраны природы. Все они, надеемся, сумеют дожить до завтрашнего дня и в этом наша с вами обязанность – спасти их.
Вырубка лесов, неразумное использование пастбищ, гибель растительности, разрушение почв на значительной территории приводили к опустыниванию земель. За свою историю человек превратил в пустыню не менее 1 млрд. га некогда продуктивных земель.
Затем начался этап более серьезного наступления на природу. Строились города, заводы, фабрики, начались мелиоративные работы на больших площадях земной поверхности, появились отходы деятельности человека, которые засоряют поверхность земли.
Проблема охраны природы и проблема утилизации отходов – одна из наболевших проблем для современного общества. В основном вокруг городов и деревень создаются свалки, и, чем больше город или деревня, тем больше свалка. Свалки являются источником загрязнения воздуха, почвы, воды. Загрязнение планеты мусором стало одной из глобальных экологических проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя. Земля в беде!
Автотранспорт – основной загрязнитель воздуха в крупных городах (от 60 до 80%). Один автомобиль в среднем выбрасывает в атмосферу около 200 кг окиси углерода, 60 кг оксидов азота, 40 кг углеводородов, 3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг двуокиси серы, до 2 кг бензопирена. Все эти вещества ядовиты, обнаружено канцерогенное и тератогенное действие ряда из них.
Причиной появления озоновых дыр тоже связаны с деятельностью человека (действие фреонов, уничтожение лесов как поставщиков кислорода, вывод в космос космических аппаратов, ядерные взрывы в атмосфере).
Наиболее опасными загрязнителями воды являются нефть и нефтепродукты, их содержание в воде в количестве 0, 05 мг/л делает ее непригодной для питья. Стоки с предприятий несут различные загрязняющие агенты: тяжелые металлы и их соединения; диоксины; фенол и его производные.
За последние 100 лет температура воздуха на Земле повысилась на 0,3 – 0,6oС. Содержание парниковых газов (углекислый, а также метан, оксиды азота и др.). в атмосфере увеличивается, это приводит к потеплению климата и таянию ледников, в результате уровень воды поднимется на 1,5метра.
Значительная часть загрязнений, сброшенных со сточными водами или отходящими газами, возвращаются к человеку при заборе воды для хозяйственно-питьевых целей. Поэтому загрязнение окружающей среды сточными водами оказывает непосредственное влияние на здоровье человека. Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас.
Мусор становится частью окружающей среды. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный мусор обязан своим появлением деятельности заводов и фабрик. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называются бытовыми, или коммунальными. Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка.
Лозунги: Металлолом - на переплавку! Макулатуру - на картон! Пищевые отходы - на удобрения! Стеклянные сосуды - на повторное использование! Пластиковые бутылки не производить!
Ещё. Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у Природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок. Помните, время разложения бумаги - 2 года, консервной банки не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько веков! На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стекол, которые легко прорезают даже обувь!
Мусора накопилось так много, что если его не перерабатывать, он покроет всю планету. Надо искать пути вторичного применения использованных предметов и вещей. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии! Повторное использование и переработка отслуживших вещей и материалов может вестись в масштабах страны, города и в каждом доме и квартире. В первом случае нужны специальные заводы, станки, оборудование и капиталовложения. А во втором - только желание и выдумка людей.
«Очистим планету от мусора» - всемирная акция, которую впервые провели жители Австралии несколько лет назад, очищая океанские пляжи. Постепенно к ней присоединились люди многих стран, и теперь каждый год в ней участвуют сотни тысяч людей во всех концах земного шара.
Давайте и мы с вами попробуем не оставлять после себя мусор. Ведь, все что нас окружает, это наш мир. И, конечно же, всем нравится, когда вокруг нас красиво, чисто и приятно.
Возникло даже новое научное направление - гарбология, т. е. мусороведение. Так что мусор - это дело нешуточное. И как знать, может быть через несколько лет присутствующие здесь ребята станут учеными - гарбологами, которые помогут селам, деревням и городам освободиться от мусорных «оков». А пока что от вас требуется? Быть грамотными, привлекать своих друзей в ряды борцов с мусором. И, конечно же, помогать своим родителям «одолеть» правила обращения с мусором. Вся надежда на вас! Главное, что бы все были объединены одной целью сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.

Для проведения нашей экологической викторины «Человек и окружающая среда» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.
- ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Человек и окружающая среда».
Конкурс «Экологическая разминка»
Вопросы для команды № 1
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Наука о животных. (Зоология)
Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
Самец кукушки (Кукух)
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Какую траву любят кошки? (Валериана)
Самая высока трава? (Бамбук)

Вопросы для команды №2
Лесной петух. (Глухарь)
Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
Наука о растениях (Ботаника)
Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
Трава от 99 болезней. (Зверобой)
Пингвин птица или животное? (Птица)
Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
1 тур (индивидуальные ответы)
Вопросы экологической викторины.
1).Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами? ( Биосфера)
2). Какие экологически вредные газы образуются в результате разложения отходов на свалках? (метан, сероводород, углекислый газ)
3). Какое растение называют «живым светофором»?  (Медуница)
4). Какое химическое вещество чаще всего применяют для дезинфекции водопроводной воды? (хлор)
5). Сколько литров кислорода необходимо одному человеку каждый день для полноценного дыхания? (350-700 л)
6). Какое вещество, содержащееся в воде, способно эффективно предупреждать кариес зубов? (фтор)
7). Какое дерево называют символом России?  (Береза)
8). Какие химические вещества способствуют превращению воды в кислотные дожди? (оксид серы, оксид азота)
9). Первая изданная Международная Красная книга в мире появилась в   (1966 году)
10). Верно ли, что применение чрезмерного количества природных и искусственных удобрений может привести к химическому загрязнению грунтовых вод? (верно)
11). Назовите строительные материалы, которые могут быть опасны для здоровья человека? (алебастр, цемент, свинцовые белила)
12). Когда произошла Чернобыльская катастрофа?  (26 апреля 1986 года)
13). Назовите главный закон экологии, который был назван в 1960 году Б.Коммонером?  (Все связано со всем)
14). Назовите способы удаления мусора (утилизация, компостирование, сжигание)
15). Какие пути решения проблемы «чистого» воздуха? (озеленение, очистные сооружения)
16). Какие существуют глобальные экологические проблемы? (кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры)
17). Какие древесно – кустарниковые растения используют для укрепления водоёмов и оврагов? (тополь, ива)

18). Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца?
(Углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме)

19). Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода?
(Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих веществ)

20). Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему?
(На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашенные полы наиболее безобидны)

21). Какое воздействие на растительность водоемов оказывает поступление большого количества удобрений со сточными водами?
(Начинается чрезмерный рост водорослей)
Как называются:

22). Твердые или жидкие частицы, находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым. (Аэрозоль)

23). Естественное или искусственное поступление воздуха в воду, почву, горные породы.
(Аэрация)

24). Вещества, применяемые для уничтожения растений, в частности для борьбы с сорняками. (Гербициды)

25). Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей. (Канцерогены)

26). Смесь газов, которая образуется из органических остатков, насыщенных органическими веществами илов, бытовых отходов. (Биогаз: CH4, CO2, H2, O2, H2S)

27). Атмосферные осадки, содержащие кислоту. (Кислотные дожди)

28). Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере. (Круговорот веществ)

29). Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжелые заболевания. (Нитраты и нитриты)

30). Природное явление, вызванное поглощением углекислым газом, водяным паром энергии солнечных лучей. (Парниковый эффект)

31). Часть природного сырья, которая не используется или остается после переработки и использования. (Отходы)

32). Загрязнители, попадающие в природные воды из атмосферы с осадками.
(Серная и азотная кислоты, сульфаты, нитраты и др.)
Прошу жюри подвести индивидуального зачета.

2 тур (командный зачет)
Давайте вспомним правила нашей игры:
1. Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей.
2. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
3. Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, представители команд будут по очереди крутить волчок, стрелка укажет вопрос, на который должны будут ответить знатоки.

1.Почему в промышленных городах регулярно проводят уборку растительного опада?
 (Ответ: потому что городские деревья аккумулируют тяжёлые металлы из загрязненной почвы, а листовые пластинки, кроме того, и из воздуха, поэтому опад городских парков не может считаться нормальным источником перегноя. Плодородие городских почв поддерживают искусственно, добавляя минеральные и органические удобрения.)

2. Почему в национальных парках и заповедных участках посетителям можно ходить только по дорожкам или тропинкам?
 (Ответ: на заповедных территориях тропинки специально прокладывают по тем местам, где посетители не могут потревожить охраняемых животных или случайно затоптать редкие растения. Хождение по тропинкам уменьшает вытаптывание подстилки и нарушение почвенных горизонтов. В горах тропинки формируют таким образом, чтобы уменьшить смыв почвы со склонов, который наблюдается при хождении посетителей и нарушении травяного покрова.)

3. Какой тип отходов необходимо сжигать, а не собирать в кучу?
 (Ответ: пожароопасные химические отходы; отходы медицинских учреждений, прежде всего хирургических стационаров.)

4. Какие глобальные экологические проблемы связаны с балансом газов и загрязнением атмосферы? Чем опасно вмешательство человека в атмосферные процессы?
 (Ответ: проблема разрушения озонового слоя; загрязнение и запыление атмосферы; проблема кислотных дождей; «парниковый эффект». Загрязнение атмосферы не признает границ: самостоятельно справиться с проблемой охраны воздуха одна страна не в состоянии.)

5.Чем опасно заболачивание местности и зарастание камышом?
 (Ответ: во-первых, в стоячей воде развиваются личинки комаров, которые являются переносчиками малярии; во-вторых, сухой камыш в жаркие дни может загореться, что может привести к пожару в близлежащих домах.)

6. Чем опасен бесконтрольный выгул собак? (Ответ: места выгула заражены гельминтами, и собаки могут покусать проходящих мимо граждан и играющих детей. Выгул должен осуществляться в строго отведённых местах.)

7. Аисты являются видами - индикаторами, отражающими степень загрязнения местности радионуклидами, так как ?
 (Ответ: в качестве стройматериала для гнёзд используют валежник и разную ветошь; при насиживании кладки яиц своим телом препятствуют вымыванию радионуклидов из гнезда дождями; при отрыгивании пищи для птенцов радионуклиды попадают в гнездо.)

8. Почему сова в один год даёт один выводок птенцов, в другой - два, а иногда - ни одного?
 (Ответ: совы питаются мышевидными грызунами. Чем больше грызунов, тем больше еды для сов. Размножение грызунов зависит от того, насколько тёплое, влажное, богатое растительностью лето. Тогда они могут давать по несколько помётов в год. Совы в такое лето тоже дают по несколько выводков птенцов. В засушливое лето совы способны прокормить только себя.)
9. Какие виды животных и растений включены в международный «чёрный список»?
 (Ответ: по данным МСОП 63 вида млекопитающих - тур (предок крупного рогатого скота), тарпан (дикая лошадь), морская (стеллерова) корова (отряд Ластоногие). 64 вида птиц: странствующий голубь, очковый баклан, бескрылая гагарка. В Европе - 3 тыс. растений; практически уничтожены такие растения как ландыш, венерин башмачок, кувшинка белая, сон - трава, купальница, горицвет весенний, любка двулистная.)

10. Что вы знаете о заповеднике «Юганский»?
 (Ответ: Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район. Площадь – 648,636 тыс. га, 1982 г. Скопа, филин, орлан - белохвост, беркут, черный аист, кречет, на пролете краснозобая казарка.)

11. Перечислите главные достопримечательности – своеобразные «эмблемы» следующих заповедников: Алтайский, Аскания - Нова, Астраханский, Баргузинский, Беловежская Пуща, Березинский, Воронежский, Ильменский, Кандалакшский, Остров Врангеля, Сихотэ - Алинский, Хопёрский.
(Ответ: Аскания - Нова – лошадь Пржевальского; Алтайский и Баргузинский – соболь; Беловежская Пуща – зубр; Березинский и Воронежский – речной бобр; Ильменский – кладовая минералов; Кандалакшский – гага; Остров Врангеля – белый медведь; Сихотэ - Алинский – уссурийский тигр; Хопёрский – выхухоль.)

12. По каким причинам в России (как и в большинстве других стран) сокращаются площади природных экосистем лесов, болот, тундры?
 (Ответ: леса вырубаются для получения древесины, расчистки под поля, пастбища, города, промышленные строения, при добыче полезных ископаемых. Болота осушаются для добычи торфа, под пастбища, постройки. Тундру занимают города, промышленные сооружения.)

13. Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из ее новорожденных детенышей – 1г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды, определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?
 (Ответ: найдем массу, набранную каждым из детенышей самки летучей мыши после рождения: 4,5 г – 1 г = 3,5 г; 3,5 г · 2 = 7 г. Подставляем цифру 7 г - набранный вес двух детенышей за месяц в схему пищевой цепи и получаем ответы: растения – 700, растительноядные насекомые – 70 г.)

14. За сутки выбрасывается 3, 12, 48 т ядовитого оксида углерода (II) (угарного газа), а одно дерево бука перерабатывает за 1ч около 2,5 кг угарного газа. Какое минимальное число деревьев бука необходимо посадить, чтобы обезвредить промышленные выбросы угарного газа в атмосферу?
 (Ответ: за сутки (24 ч) один бук переработает 2,5 кг · 24 ч = 60 кг. Вычислим, сколько деревьев бука необходимо для переработки 3 т угарного газа: 3000 кг : 60 кг = 50 деревьев. Необходимо посадить 50 деревьев.)


Прошу жюри подвести текущие итоги экологической викторины.

До новых встреч. Берегите Землю! Берегите жаворонка в голубом зените, бабочку на стебле повилики, на тропинке солнечные блики, на камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба, ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем, ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите!...
Мы все в ответе за свою планету.
Заключение
В современном мире экологические вопросы актуальны и тесно переплетаются с химией. Одни и те же вопросы затрагиваются при изучении этих дисциплин. Данную разработку можно использовать при проведении Дня экологических знаний, предметной недели в образовательном учреждении.
Викторина по экологии  посвящена знаниям об окружающем мире и призвана расширять их кругозор, прививать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Экологическая викторина поможет проверить, насколько студенты хорошо поняли и закрепили материал за весь учебный год, и насколько они эрудированны.
День экологических знаний празднуется 15 апреля


Список использованной литературы:

1. Буковский Е. М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 40 с. (Школьное образование).

2. Жигарев, И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии. 10 (11) класс». / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова.– 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 206, [2] с.: ил.

3. Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра «Химия и здоровье»// Химия в школе. – 2007.№5.

4. Экология. Практикум. 7-9 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.Т. Зверев, Л.А. Ачапкин. Отв. ред. Ю.Б. Королев. – М.: Издательство Оникс. 2007. – 128 с.: ил.










Заголовок 1 Заголовок 215