Формирование культурных ценностей на уроках литературы


Формирование культурных ценностей на уроках литературы
Фомина Людмила Александровна, учитель русского языка и литературы
Появление новых вызовов времени  порождает принципиально новые требования  к образованию и его результатам, что потребовало разработки нового поколения стандартов.  Фундаментальное ядро общего образования  ФГОС открывается главой «Базовые национальные ценности»,  которая начинается словами: «Важнейшая цель современного образования  и одна  из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Отметим, что первым в этом ряду стоит определение  «нравственный».  В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому  воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.
Важной идеей, лежащей в основе перестройки образования, является идея гуманизации  образования, то есть обращение его к человеку, установление связей между всеми  науками и человеком, стремление  интегрировать в какой-то степени все школьные предметы именно этим «очеловечиванием», общими надпредметными и межпредметными целями и компетенциями.   Становление мировоззренческой позиции происходит на основе формирования системы ценностей. «Восстановление разрушенной ценностной вертикали – действительно актуальная задача, без решения которой трудно добиться успеха во всех без исключения сферах жизни, включая экономику… Ценностный подход сегодня не менее важен, чем компетентностный.  Он – наша страховка от безумия нынешнего века с его утилитарной близорукостью, стремлением всё привязать к столбу пользы».  
  Первостепенную важность ценностно-ориентационной работы в школе  признают и сами педагоги, и видные ученые, и правительство.
      Сегодня задача ценностной ориентации личности, если и реализуется школой, то во внеурочной, внеклассной, внешкольной работе или в рамках каких-либо факультативов и курсов. Но урок – основная  форма организации образовательного процесса, и ученик посещает порядка 12000 уроков за все школьные годы, поэтому неразумно не использовать урок для реализации этой цели.   Роль уроков русского языка и литературы в формировании мировоззренческой  позиции учащихся особенно велика.
Роль уроков литературы в формировании мировоззренческой позиции учащихся особенно велика. Поиск и утверждение определенной системы целей и ценностей образования очень затруднителен.   «Искать методические рекомендации по формированию ценностей бесполезно: их нет. Каждому учителю необходимо изучать аксиологию (теорию ценностей), выстроить и осмыслить свою шкалу ценностей, заниматься самообразованием в этом направлении».    
Ситуация  парадоксальна: уроки литературы являются обязательными, преподаются на протяжении всех учебных лет,  в программных произведениях, изучаемых в школе, заложен огромный воспитательный потенциал, но уровень нравственности и духовности в современном мире вызывает если не страх, то, по крайней мере, тревогу.
Анализ ситуации, наблюдения, посещение уроков,   проведённое анкетирование, опросы, методы ранжирования, «недописанного тезиса»    позволили выявить противоречия:-    литература призвана способствовать формированию  нравственной личности, приобщать к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, воплощенным в художественных произведениях, но интерес к книге катастрофически падает, классическая литература воспринимается большинством школьников как нечто оторванное от реальности, не имеющее отношения к жизни;
- уроки литературы являются обязательными, изучение  художественных произведений  осуществляется в рамках школьной программы, но учащиеся в лучшем случае читают произведения с целью получения хорошей оценки и большинство из них не возвращается к классике  уже никогда. Более того, у них вообще не формируется «вкус» к хорошей книге, и чтение воспринимается ими как развлечение, что и объясняет выбор книг для чтения (триллеры, детективы, любовные романы);
- формирование ценностей возможно лишь при условии личного, добровольного выбора, но на уроках литературы они «провозглашаются» учителем как некие аксиомы.
 В результате     размышлений над этими противоречиями, анализа уроков и результатов собственных и  своих коллег, изучения  литературы по данной проблеме,   экспериментирования в применении различных технологий  я пришла  к пониманию проблемы, подтверждение которой нашла в книге  Л. С. Айзермана. Он считает, что самый страшный враг уроков литературы - формализм в преподавании предмета, стремление «дать ученикам хорошие знания по предмету», уже сформулированные истины, которые они должны запомнить. При таком подходе школьники за сюжетами, образами, за композицией и стилистическими особенностями не видят реальные явления жизни, не находят связи с современностью, не испытывают личной заинтересованности.  
Формирование культурных ценностей на уроках происходит не сиюминутно, а поэтапно. Исходное – освоение норм-образцов, становление пространства жизни – процесс социализации человека.Второе звено – развитие личности, освоение разных способов мышления и способов деятельности, проектирование новых форм социальной жизни.Третье звено – складывание своего образа, проживание своей личной истории, вхождение в культуру через культурные контексты, освоение ее знаков, символов, типов сознания.В результате должен сформироваться человек – фюсис, т.е. произведение (во всем богатстве смысла, который придавали ему древние греки).Есть несколько способов организации вариантов проблемных уроков:
Урок версионного характера – путём проблемного изложения создаются проблемные ситуации на основе познавательных задач, содержащих противоречивые точки зрения по изучаемому материалу, проблема решается с помощью дискуссии с помощью логических аргументов.Урок сравнительно-обобщающего характера – на статистических материалах, не дающих однозначных выводов, создаются проблемные ситуации сравнительно-обобщающего вида; проблемы решаются в ходе самостоятельного анализа и письменного отчёта.Урок с включением морально-этической проблемы – даётся предварительное задание (на дом или на уроке); в ходе проблемного изложения учащиеся сталкиваются с различными точками зрения на морально-этические вопросы, отражающими отношения людей к общественным явлениям; проблемы решаются путём индивидуального анализа жизненного опыта учащихся и психологических аргументов (чувств учащихся) в ходе дискуссии.Урок сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений (повторительно-обобщающий урок) – учитель даёт задания по текстам; проблемная ситуация возникает на основе противоречия между необходимости применить общие законы развития к объяснению конкретных явлений и уровнем умений учащихся обобщать и конкретизировать; путь решения проблем – под руководством учителя коллективный анализ выполненных работ.Все выше изложенные теоретические положения позволяют выделить четыре стадии в процессе формирования человека и его «окультуривания» – в социально-образовательном пространстве среднего учебного заведения. Эти стадии соответствуют этапам литературного развития читателя-школьника. Соотнесение содержания стадий с уровнями проблемного обучения и вариантами проблемных уроков помогло мне организовать педагогический опыт в определенную систему, которую можно представить в виде таблицы
Стадии Классы Звенья процесса формирования личности Уровни проблемного обучения (доминантные) Варианты проблемных уроков (доминантные)
Первая 5–6 классы Исходное 1 уровень и элементы Версионного характера.
Вторая 7–8 классы Второе 2 уровень Версионного характера; урок с включением морально-этической проблемы.
Третья 9–10 классы Второе и элементы третьего (вхождение в культуру через культурные контексты, освоение ее знаков, символов, типов сознания) 2 и 3 уровни Версионного характера; сравнительно-обобщающего характера; урок с включением морально-этической проблемы; урок сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений (повторительно-обобщающий урок).
Четвертая 11 класс Третье 3 и 4 уровни Все варианты, а также исследовательская и проектная деятельность.
Первая стадия (5-6 классы). Учащиеся знакомятся с произведениями различных жанров, учатся осознавать своеобразие мировоззрения и художественного стиля писателя. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции и эмоционально оценивать её.Учащиеся знакомятся с такими теоретико-литературными понятиями, как: жанры литературных произведений (сказка, легенда, миф, летопись, былина, басня, рассказ, баллада, повесть, поэма), начальное понятие о прозе и поэзии, юморе, иронии, сатире, авторе и герое художественного произведения. На уроках особое внимание уделяется развитию природных способностей ребёнка – ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности. Это достигается через систему творческих заданий, которые включают в себя сочинение загадок, небылиц, сказок, басен, стихотворений, баллад, пейзажных зарисовок и т.д.В результате учащиеся овладевают первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством, происходит чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры. В основном используются проблемные уроки версионного характера.С 5 класса огромное внимание на уроках я уделяю произведениям духовной литературы. Главная задача на уроках – показать истоки величайшей нравственности, гуманизма русской литературы, обратить внимание на те человеческие качества, которые всегда особо ценились и почитались русским народом. Это уроки под названием «Как понимать заповеди Христа? Притча как жанр духовной литературы», «Житие как жанр духовной литературы. Понятие святости в христианской культуре». В дальнейшем знакомлю ребят с духовными лирическими произведениями лучших русских поэтов: А.С.Пушкина, П.А.Вяземского, А.С.Хомякова.Уже в 5 классе на уроках по сказкам Г.Х. Андерсена выявляем проблему истинной и ложной красоты, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения искусства?» Проблему внешней и внутренней красоты человека рассматриваем на занятиях по сказочной пьесе Т.Г. Габбе «Город мастеров». В сказке Т.Г. Габбе внешнее уродство героев (горб) не делает метельщика и наместника товарищами по несчастью, а, напротив, разъединяет их, подчёркивая противоположность. Проведя параллельное сопоставление внешности герцога и Караколя, учащиеся приходят к выводу, что при внешней похожести они изображены контрастно. Горб одного – как сложенные крылья, как панцирь, скрывающий прекрасное сердце и прямую душу. Горб другого – символ «согнутости», вечного рабского полупоклона, видимое воплощение коварной и чёрной души. На итоговом уроке по произведению учащиеся рассуждают о силе искусства, о том, что оно всегда рассказывает о борьбе добра и зла, славит истинную, духовную, а не физическую красоту и силу, прямоту и честность, любовь и веру, вселяет в зрителя, читателя, слушателя надежду на справедливость, заставляя спросить себя, каков я сам.
Такие нравственные понятия, как «вера», «милосердие», «страдание» и другие вводятся на уроках по творчеству Ф.М. Достоевского. Урок по рассказу «Мальчик у Христа на ёлке» я назвала «Что такое чудеса и кто их совершает?» Начинаю урок со слова о писателе и жанре рассказа. Учащиеся знакомятся с понятием святочного (рождественского) рассказа с его основными признаками – хронологическим и чудесным. На уроке задаю проблемные вопросы, в том числе главный: можно ли назвать счастливым финал рассказа Достоевского? В качестве домашнего самостоятельного чтения предлагаю рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Обсуждая прочитанное, ребята приходят к выводу, что чудеса добра, взаимопомощи должны совершаться обычными людьми.Вторая стадия (7-8 классы). В процессе личностного развития наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. На первом плане деятельности школьников на данном этапе становятся психологический анализ произведения, дискуссии по его нравственным проблемам и литературное творчество ребят, связанное с проявлением собственной оценки произведения. Основной задачей становится актуализация нравственной проблематики литературного произведения. Читательская интерпретация сопоставляется с научным истолкованием данного произведения и с художественными интерпретациями текста в музыке, изобразительном искусстве, театре и кино. В результате происходит включение подростков в ситуацию выбора ценностей, их осмысление. Вырабатывается нравственно-мотивированное отношение в оценке и самооценке действий, поступков ученика, происходит вовлечение в культурное творчество, происходит культурная самоидентификация, вхождение в мир национальной и мировой культуры. Преобладают проблемные уроки версионного характера и уроки с включением морально-этической проблемы. В 8 классе на уроках по зарубежной литературе учащиеся получают представление о культурных эпохах и литературных направлениях, о роли общечеловеческих «вечных» вопросов в литературе. Изучая произведения Данте Алигьери, Ф. Петрарки, У. Шекспира, А.С. Пушкина, школьники обсуждают вопросы взаимовлияния национальных литературных традиций. Уроки «Жанр сонета в зарубежной литературе» и «Сонет серебряного века» углубляют представления учащихся о жанре сонета, устанавливают культурные связи эпохи Средневековья и Возрождения с современностью, дают возможность для самостоятельной исследовательской работы.Тема подлинного искусства и красоты исследуется на уроках по повести Н.В. Гоголя «Портрет», рассказу А.И. Куприна «Гамбринус». После урока «Тема призвания художника и роли искусства в мире в повести Н.В. Гоголя «Портрет» провожу диспут на тему: «Роль искусства в современном обществе», на котором ребята обсуждают следующие вопросы: нужны ли современному обществу талантливые люди; нужно ли само искусство; каково призвание человека искусства и какова его судьба в современном обществе; какие имена, произведения в современном искусстве интересны?Понятия русского национального характера, праведника рассматриваются на уроках по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах». Учащиеся решают вопросы: что такое праведность; кого и почему на Руси называли праведниками; применимо ли это слово к героям Лескова? Подводя итоги обсуждения, ребята делают выводы, что солдат Постников – из тех самых праведников, о которых пишет Лесков. Но писатель не идеализирует своего героя. Восхищаясь порывом человечности, любви к ближнему, вспыхнувшей в задавленном муштрой человеке, Лесков то с явной, то со скрытой иронией замечает, что окружение солдата, его начальство далеки не только от праведности, но и от человечности. И всё же самое ценное для автора то, что человек сохраняет «образ и подобие Божие». Учащиеся обращают внимание на то, что вечная тема борьбы чувства и долга у Лескова приобретает неожиданное значение: это борьба долга и долга. Долга служебного, солдатского, светского с долгом человеческим, христианским. Третья стадия (9-10 классы). У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают их, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие. В этот период школьников привлекает сопоставление реальной жизни и литературы, разных видов искусства, сравнение исторических периодов развития искусства. В своих сочинениях и творческих работах учащиеся должны учиться сравнивать художественные стили, жанры произведений, принадлежащих разному времени, сравнивать режиссёрские трактовки фильма, спектакля с собственной интерпретацией. Школьники должны уметь писать очерки и эссе по нравственным, социальным, эстетическим проблемам, выявляя свои ценностные ориентации. На этой стадии используются проблемные уроки и версионного характера, и уроки с включением морально-этической проблемы, а также уроки сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений (повторительно-обобщающий урок).Один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «богоискательство», «праведничество», «построение души» рассматриваются на уроках, посвященных творчеству А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. А. Бунина и др.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что процесс формирования культурных ценностей должен осуществляться не спонтанно, от урока к уроку, а в системе. Только систематическая работа по формированию нравственных понятий, анализ произведений с этих позиций позволит не только дать представления о произведениях и авторах, включенных в учебную программу, но и оказывать мощное воспитывающее влияние.