Религиозное сознание молодежи статья


Современные исследования социальных проблем.
Религиозное сознание молодежи.
Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей, расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового религиозного «обращения» мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, та как у нее происходит процесс становления ценностных ориентаций. Религию можно изучать с разных позиций. Все зависит от того, как сам изучающий лично относится к религии: является верующим, неверующим или просто не ставит перед собой вопроса: «Существует ли Бог?»
В нашем обществе десятилетиями господствовала марксистская парадигма в религиоведении. Она надолго закрепила в общественном сознании оценку религии как ложного мировосприятия, которое несет исторические корни и соответствует определенным общественно-экономическим формациям и которое должно быть преодолено на более высоком этапе прогрессивного развития человечества [1,c34]
Воззрения ведущих российских социологов, описывающих современное религиозное сознание молодежи, практически совпадают. Они отмечают несколько пунктов.
Первое. Религиозное сознание молодежи не представляет собой целостной системы. Современная молодежь верит в воскресение Христа, и вместе с тем признает возможность переселения души из одного тела в другое. Среди верящих в воскресение Христа верующих православных каждый третий (31,6%) верит в переселение душ, но не все верят в бессмертие этой самой души (71,6%). Более того, определенно отрицают переселение душ менее половины (48,2%) молодых православных верующих из числа опрощенных в 2008 году. К слову сказать, в 2002 году однозначно отрицали наличие данного феномена и не верили в него только 18,9% опрощенных православных верующих.
Второе. В исследовании последние годы среди молодежи наблюдается положительная динамика религиозной и конфессиональной самоидентификации. Во-первых, наблюдается рост числа молодежи, которая конфессионально связывает себя с православием. Во-вторых, идет рост количества молодежи, которая, оставаясь верующей, не причисляет себя ни к одной из конфессий и религий. В-третьих, увеличивается численность молодежи, которая считает себя верующими христианами без конфессиональной принадлежности.
Молодежь не приобрела твердых навыков культовой деятельности. Посещение богослужений носит несистематический характер. Приходя в церковь, молодежь руководствуется зачастую нерелигиозными мотивами [2,c91]
Третье. Молодежь в большинстве своем не участвует в основных обрядах и таинствах, без совершения которых невозможно считаться членом церкви. Включены в культовую деятельность к исповеди, принимают причастие, по самым оптимистическим оценкам, никак более 10-15% молодых людей [5, c45].Молодежь не имеет четких преставлений об основных положениях вероучения тех конфессий, к которым себя причисляет. Конфессиональная самоидентификация, не является фактором, который определяет содержание религиозного сознания современной молодежи.
Молодежь, причисляя себя к определенным конфессиям, зачастую не знает содержание наиболее важных положений вероисповедания. Содержание религиозного сознания молодежи не организовано в единую систему и не имеет четкой структуры. В целом, религиозное сознание молодежи содержит в себе верования, принадлежащие христианству, оккультизму, восточным религиозным системам. Составной частью религиозного сознания современной молодежи является верования, которые существуют вне конфессий, а являются отголосками языческих верований. Данные верования сочетаются и уживаются в религиозном сознании молодежи с традиционными положениями христианской веры, мало того, в ряде случаев составляют им конкуренцию [2,c12], [4,c 6].
По-видимому «религиозное возрождение» породило «парадоксального верующего». «Парадоксальный верующий», относит себя к определенной церкви, верит в наиболее распространенные в ней, не требующие глубоких знаний догматики, а просто принимаемых на веру по традиции, положения вероучения. В то же время этот «парадоксально верующий» принимает веру утверждения других религий. Часто эти утверждения бывают противоположны догматическим положениям того вероисповедания, к которому «парадоксально верующий» себя причислил. «Парадоксальный верующий» не обременяет себя исполнением требований церковной дисциплины, он не торопится участвовать в богослужениях, исполнять обряды и таинства, брать на себя ответственность перед общиной. Современный «парадоксальный верующий» просто не имеет никакой связи с религиозной общиной.
Таким образом, религиозность российской молодежи, скорее имеет характер демонстрационный, а не истинной ценностной ориентации.
Литература
Гараджа В.И. Религиоведение.М.: Аспект Пресс. 1995
Гаражда В.И. Социология религии. М., «Аспект-пресс». 1996. – С.6-15
Еленский В. Религия после коммунизма векторы изменений //Диа-Логос: религия и общество, 2001 г.
Кулаков А. Педагогика и история //История, 2010.№ 7 – С.34-44.
Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия //Социс.1995.№ 11. – С.91-99